Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задания А1-А4.
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме

Мансурова Елена Александровна

Презентация содержит теоретичекий материал, необходимый для решения заданий А1, А2, А3, А4, а также анализ данных заданий и тренировочный тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ege._a1-a4.pptm771.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовимся к ЕГЭ Задание А1-А4 в версии 2013 года Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 2

А1 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна Орфоэпические нормы (постановка ударения) Правила и приёмы, помогающие избежать ошибки Примеры 1. Установите аналогию с однокоренным словом. А) д О говор или догов О р ? Договор – пригов О р , погов О рка , нагов О р , угов О р и т.д. ( Искл . – з А говор ). Следовательно – договОр . 2. Правильно склоняйте существительное Нет (чего?) прост Ы нь (не прОстыней ), гр А бель ( не граблЕй ). 3. В одно- или двусложных словах во всех падежах ударение ставится на окончании. Бинт А , блин А , жезл А , ломт Я , и т.д. 4. В большинстве заимствованных слов ударение на последнем слоге. Кварт А л , кокл Ю ш , эксп Е рт , жалюз И , парт Е р .

Слайд 3

А1 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна Орфоэпические нормы (постановка ударения) Правила и приёмы, помогающие избежать ошибки Примеры 5. Многие краткие прилагательные имеют ударение на первом слоге основы, кроме формы ед. ч. ж. р., в которой ударение на окончании. ПрАв , правА , прАво , прАвы ; врЕден , вреднА , врЕдно , врЕдны . 6. Глаголы в форме прош.вр . И краткие причастия имеют ударение на основе, кроме формы ед.ч. ж.р., в которой ударение на окончании. ДАл , далА , дАло , дАли ; пОнял , понялА , пОняло , пОняли ; нАчат , начатА , нАчато , нАчаты . 7. Иногда предлог (чаще всего НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ) принимает на себя ударение, и тогда следующие за ним существительные оказываются безударными. ПО морю, ИЗ дому, БЕЗ толку, ДО ночи и т.п.

Слайд 4

ерЕтик кренИтся ворвАлась мОлящий А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 2 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 5

одОлжит надОлго избАлованный пАртер А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 2 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 6

плодносИть полОжил статУя тотчАс А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 7

порУчни прИзыв прИданое шАрфы А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 4 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 8

рвАла щелкАть Эксперт сОгнутый А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 4 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 9

сИроты прОживший сверлИт сливОвый А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 3 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 10

чЕрпать снЯта прозОрлива принудИть А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 11

цЕмент придАное цЕпочка прИбыв А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 2 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 12

укрЕпит пОртфель тАможня созЫв А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 4 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 13

подЕленный столЯр средствА перезвОнит А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 2 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 14

А2 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна Лексические нормы (употребление слова, паронимы) Задание: В каком предложении выделенное слово употреблено неверно? Паронимы – это слова, разные по значению, но близкие по звучанию: искусный – искусственный, нетерпимый – нестерпимый. ЛЗ слова можно понять через подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов, а затем сделать смысловой анализ предложений и выбрать верный ответ.

Слайд 15

А2 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна В каком предложении выделенное слово употреблено неверно? Заяц – осторожный, ПУГЛИВЫЙ зверь, спасающийся от любой опасности стремительным бегством. Дед Ермолай ПУГЛИВЫМ отродясь не был: на медведя зимой ходил с одной рогатиной. На ПУГЛИВОГО да ленивого одно лекарство – кнут. ПУГЛИВЫЙ змеёй и верёвки боится.

Слайд 16

А2 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна Рассуждаем: Разграничим эти паронимы : ПУГЛИВЫЙ (долговременное свойство живого существа – прилагательное) – ПУГАНЫЙ /ПУГАННЫЙ (кратковременное состояние – отглагольное прилагательное или причастие). Подберём синонимы или антонимы: ПУГЛИВЫЙ – трусливый, боязливый или, наоборот, бесстрашный, отважный. К слову ПУГАНЫЙ / ПУГАННЫЙ можно подобрать только словообразовательный ряд – испуганный, перепуганный, запуганный.

Слайд 17

А2 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна В 1, 2 и 3-м вариантах ответов без ущерба основному смыслу предложений можно заменить слово ПУГЛИВЫЙ синонимами: 1) боязливый, трусливый зверь; 2) Дед Ермолай трусливым, боязливым никогда не был. 3) На трусливого да ленивого… Следовательно, это слово употреблено верно. В 4-м варианте такую замену произвести невозможно, т.к. в предложении есть существительное «змеёй», которое является зависимым от предыдущего слова. Налицо причастный оборот. И здесь необходимо употребить слово ПУГАННЫЙ. Правильный ответ – 4.

Слайд 18

А2 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна В каком предложении выделенное слово употреблено неверно? Стрельников услышал ОТЧЁТЛИВЫЙ гул канонады. ОТЧЁТЛИВЫЙ звук гудка уплывающего теплохода болью отозвался в его сердце. Тяжёлые, ОТЧЁТЛИВЫЕ шаги послышались на лестнице. ОТЧЁТЛИВОЕ собрание председателей комитетов решили провести в мае.

Слайд 19

А2 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна Рассуждаем: Можно заменить в предложениях один пароним на другой и таким образом найти правильный вариант ответа. В 1-3-м вариантах невозможна подстановка слова ОТЧЁТНЫЙ, т.е. содержащий в основе слово ОТЧЁТ. Оно применимо только в 4-м варианте: ОТЧЁТНОЕ собрание. Это и есть правильный ответ.

Слайд 20

А2 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна Рассуждаем: В некоторых случаях необходимо точно знать употребление указанных паронимов. Например: В каком предложении выделенное слово употреблено неверно? Мишка одел братишку потеплее, и они побежали к реке. На выпускной вечер Ольга одела длинное серебристое платье. Я одену тебя в шелка, твои плечи укрою мехом. На праздник взрослые одели малышей в карнавальные костюмы. Запомните!!! ОДЕТЬ можно КОГО-ТО, а НАДЕТЬ – только НА СЕБЯ или НА ЧТО-ТО. Т.о., в 1, 3 и 4-м вариантах правильно употреблено это слово, а во 2-м Ольга НАДЕЛА (на себя) длинное серебристое платье .

Слайд 21

Мы любовались ИСКУСНОЙ работой ювелиров прошлого столетия. Мы были поражены БЕДНЫМ положением наших новых соседей. Твой подарок мне – сущая БЕЗДЕЛИЦА. В низком порыве БЛАГОДАРНОЙ откровенности я тут же выложил все Витькины секреты. А2. В каком предложении выделенное слово употреблено неверно? 2 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 22

ЭКОНОМНОЕ распределение денег в семье помогает делать крупные покупки. Командир части отправил родителям солдата БЛАГОДАРНОЕ письмо. Пахло дымом АРОМАТИЧЕСКИХ свечей. В качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы в фольклоре иногда выступают животные и растения. А2. В каком предложении выделенное слово употреблено неверно? 2 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 23

Моя подруга очень ЭКОНОМНАЯ, она знает, где и что можно купить дешевле. ДОБРОВОЛЬНАЯ помощь пострадавшим – благородное дело. Пушкинские ДРУЖЕСКИЕ послания всегда были прелестны. Учительница горячо защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство ПРИЗНАНИЯ. А2. В каком предложении выделенное слово употреблено неверно? 4 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 24

Смирнов получил КОМАНДИРОВОЧНОЕ предписание и в тот же день улетел в Ригу. ЭФФЕКТНЫЙ метод плавки металла позволил поднять производительность труда сталелитейщиков. ДИПЛОМАТИЧНЫЙ ответ друга поразил меня. ЖИТЕЙСКИЕ советы деда очень пригодились Петру. А2. В каком предложении выделенное слово употреблено неверно? 2 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 25

Сашка смеялся так ЗАРАЗИТЕЛЬНО, что окружающие невольно заулыбались. ПСИХОЛОГИЧЕСКИ нездоровые люди иногда становятся преступниками. Туристы скоро ПРИТЕРПЕЛИСЬ к бытовым трудностям и чувствовали себя отлично. В честь юбиляра была провозглашена ЗДРАВИЦА. А2. В каком предложении выделенное слово употреблено неверно? 2 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 26

А3 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна Морфологические нормы (образование форм слова) Чаще всего допускаются ошибки в образовании формы: Сравнительной и превосходной степени прилагательных; Собирательных числительных; Целых и дробных числительных; Родительного падежа числительных; Им. и р. Падежа мн.ч. с уществительных; Косвенных падежей личных местоимений 3-го лица после предлога и т.д.

Слайд 27

А3 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна Образование форм степеней сравнения прилагательных Начальная форма Сравнительная степень Превосходная степень Простая Составная Простая Составная светлый светлЕЕ Более (менее) светлЫЙ светлЕЙ-Ший Самый светлый, светлее всех, наиболее светлый

Слайд 28

А3 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна Образование форм глагола Пример ошибок Правило и правильный ответ Поклади в сумку, ехай быстрей, я победю его Запомните: Формы пов.накл . глаголов: ехать – поезжай (-те); лечь – ляг (-те); Глагол класть употребляется только без приставки; Не употребляются формы 1-го лица ед.ч. наст.(буд. простого) времени глаголов победить, убедить, очутиться, чудить. Правильный вариант: положи в сумку, поезжай быстрей, смогу победить его.

Слайд 29

А3 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна Образование форм местоимений Пример ошибок Правило и правильный ответ Посреди ЕГО, внутри НИХ, ближе НЕЁ, ИХНЯЯ судьба Запомните: К личным местоимениям (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после простых предлогов БЕЗ, В, ДЛЯ, ДО, ЗА, ИЗ, К, С, У и др.: без Него, с Ней или после наречных предлогов ВОКРУГ, ВПЕРЕДИ, ВОЗЛЕ, МИМО, НАПРОТИВ и др., управляющих род.п.: вокруг Них, сзади Него. 2) После наречных предлогов ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР, НАВСТРЕЧУ, СООТВЕТСТВЕННО, ПОДОБНО, ВНУТРИ и др. начальное Н не прибавляется: вопреки ему, навстречу ей. 3) После формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального Н: старше его, лучше её. Правильный ответ: посреди него, внутри их, ближе её, их судьба.

Слайд 30

А3 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна Образование форм существительных Пример ошибок Правило и правильный ответ Двое сапогов , несколько румынов , взвод солдатов , пять амперов , красивых полотенцев Запомните: Сущ. м.р. 2-го скл . С основой на твёрдый согласный в род.п. мн.ч. Имеют нулевое окончание, если обозначают: Парные предметы: варежки – варежек ( но: носки – носков); национальность: (если основа оканчивается на Н или Р): армяне – армян, болгары – болгар (но: калмыков, киргизов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов); Воинские подразделения: партизан, гусар, солдат (но: минёров, сапёров); Некоторые единицы измерения: ампер, ватт, вольт, гран (но: граммов, килограммов); Сущ. ж.р. На –НЯ и на –ЦЕ: башня – башен, блюдце – блюдец. Правильный ответ: двое сапог, несколько румын, взвод солдат, пять ампер, красивых полотенец.

Слайд 31

А3 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна Образование форм существительных Пример ошибок Правило и правильный ответ Молодые инженерА Запомните: Окончание –Ы (-И) употребляется: У заимствованных существительных на –ЕР (-ЁР): шофёрЫ ; У заимствованных одуш . И неодуш сущ. на –ТОР, -СОР: редукторЫ , конструкторЫ , инспекторЫ (но: директорА , профессорА ). Правильный ответ: молодые инженерЫ .

Слайд 32

А3 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна Образование форм существительных Пример ошибок Правило и правильный ответ Кусок сырА Запомните: Окончание –У (-Ю) употребляется: У вещественных сущ. при указании на количество: стакан чаЮ , ложка сахарУ (но: плантации чаЯ , запасы сахарА ). Правильный ответ: кусок сырУ .

Слайд 33

А3 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна Образование форм существительных Пример ошибок Правило и правильный ответ Пять апельсин, вкусных яблоков Запомните: Существительные, обозначающие названия овощей и фруктов, в основном в форме род.п. мн.ч. Имеют окончание – ОВ: лимонОВ , баклажанОВ (но: яблок). Правильный ответ: пять апельсинОВ , вкусных яблок.

Слайд 34

полутораста книгам толковые инженера трёх восьмых наименее удобный А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 2 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 35

всех милее ящик мандаринов подошёл к ему жарких пустынь А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 3 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 36

курсантских погонов несколько платьев с восьмьюстами семьюдесятью лягте на пол А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 1 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 37

более честный обеим подругам много претензий двум третьих стакана А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 4 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 38

много народу семисот двадцати группа англичан директоры заводов А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 4 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 39

двести килограмм выступали профессора их предложения более красивый А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 1 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 40

пара сапог ехайте быстрее шесть гусаров мало народу А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 2 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 41

шире реки наименее удобный двадцать двое суток выложите на тарелку А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 3 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 42

двумстам сорока трём рядом с ними самый умнейший плантации чая А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 3 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 43

видели арабов к обоим старикам авторы пособий пятистами рублями А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 4 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 44

приближаются выборы трёхсот девяноста писем не реже двух раз в двухтысяч восьмом году А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 4 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 45

построили катера пара цапель более тише два ведра баклажанов А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 3 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 46

А4 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием) Запомни: ДО не может быть употреблён, если действие выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (нельзя: «Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко»). ДО не может быть употреблён в безличном предложении (нельзя: «Гуляя вечером, мне нездоровилось»). 3. ДО не может быть употреблён, если предложение выражено конструкцией со страдательным причастием (нельзя: «Доставив необходимые медикаменты, самолёт МЧС будет осмотрен техниками»).

Слайд 47

А4 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием) Пример: Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Слушая любимую музыку, Каждый раз открываешь в ней что-то новое. Время как будто перестаёт существовать. Всегда обнаруживается что-то новое, не замеченное раньше. Она никогда не надоедает.

Слайд 48

А4 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием) Рассуждаем: Во 2, 3 и 4-м предложениях подлежащие не могут выполнять действия, названного с помощью деепричастия (слушать музыку). В 1 варианте подлежащего нет, но есть глагол в форме 2-го лица ед.ч. наст.вр . – открываешь , по которому легко восстановить подлежащее ( ты ). Именно это подлежащее может выполнять оба действия (слушать музыку и открывать что-то новое в ней). Правильный ответ – 1.

Слайд 49

Окончив с отличием политехнический институт, слёзы радости навернулись у него на глазах. мне предстояла успешная карьера. мои взгляды устремлены на работу в конструкторском бюро. выпускник с дипломом инженера-технолога пришёл на известный завод. А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 4 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 50

Работая с химическим реактивом в лаборатории, старайтесь быть предельно осторожными. мне были понятны многие законы химии. отношения иногда не складываются. надписи на колбах сделаны чётким почерком. А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 1 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 51

Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ, учитывается авторская позиция. внимательно, вдумчиво прочитайте исходный текст. часто проблема формулируется неточно, неправильно. комментарий к сформулированной проблеме игнорируется. А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 2 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 52

Бросая камни в воду, во все стороны летели брызги. расходятся широкие круги. Леонардо да Винчи объяснил распространение звуковых волн. у меня было прекрасное настроение. А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 3 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 53

Переходя улицу, можно только на зелёный свет. часто нарушаются правила. меня оштрафовал полицейский. не нарушайте правила движения. А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 4 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 54

Пригласив девушку в кинотеатр, её красота давно меня привлекала. моя галантность не знала границ. билет купите заранее. помощь друзей мне не понадобилась. А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 3 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 55

Нагрубив незнакомому человеку, он почувствовал себя совсем нехорошо. его хамство не знало предела. чувствовалось какое-то недовольство. моя совесть страдала. А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 1 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 56

Читая воспоминания о Толстом, моё впечатление изменилось. книга оставила приятное впечатление. у меня возникло желание съездить в Ясную Поляну. понимаешь его величие как писателя и человека. А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 4 Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна

Слайд 57

Успехов на экзамене! Учитель русского языка и литературы Мансурова Елена Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание А2 ЕГЭ.

Данная презентация содержит 20  тестовых заданий, которые помогут  ученикам  потренироваться в решении 2 задания части "А" ЕГЭ....

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...

Тренировочные задания. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Лексика и фразеология

Данный материал предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку.Учащиеся могут отработать навыки выполнения задания №8 " Лексика и фразеология"...

В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 4 - определение орфоэпической нормы, задание 5 - найти и исправить ошибки в употреблении паронимов)

quot;Заговори, чтоб я тебя увидел", - говорил мудрый Сократ. И сегодня, в 21-м веке, хочется не только слышать грамотную речь, правильное произнесение слов в соответствии с орфоэпическими нормам...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...