Школьный этап олимпиады по литературе 7-8 класс
олимпиадные задания по литературе по теме

-комплексный анализ стихотворения

-комплексный анализ эпического произведения

-критерии оценивания лирического произведения

-критерии оценивания прозаического произведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

код работы:_____________________________

Имя, отчество, фамилия эксперта:        1.____________________________________________

2. ____________________________________________Итог_____

Председатель жюри:________________________________________________________________

Критерии оценки олимпиадных работ по литературе

Комплексный анализ лирического произведения

7–8 классы

1.

Понимание произведения

1 эксперт

2 эксперт

Максимальный балл: 15

1.1.

На уровне настроения, преобладающего в тексте

На каждый пункт 0-3 балла:

0 баллов — не понято;

1 балл — понято частично;

2 балла — понято;

3 балла — понято и проанализировано с примерами и комментариями.

1.2.

На уровне основных мотивов, движения лирического образа (ключевые образы, образы-символы)

1.3.

На уровне композиционной структуры художественного произведения

1.4.

На уровне оценки особенностей поэтического мира автора

1.5.

На уровне жанровой специфики стихотворения

2.

Интерпретация произведения

Максимальный балл: 6

2.1.

Дана в контексте культурно-исторической эпохи

На каждый пункт 0-2 балла:

0 баллов: не дана;

1 балл: дана кратко, без осмысления;

2 балла: дана подробно, осмысленно.

2.2.

Дана в контексте литературной традиции.

2.3

Дана в контексте творчества писателя.

3.

Анализ элементов художественной формы

Максимальный балл: 10

3.1.

На уровне лексического строя текста

На каждый пункт 0-2 балла:

0 баллов: не используются;

1 балла: используются с примерами;

2 балла: используются с примерами и комментариями.

3.2.

На уровне поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсия)

3.3.

На уровне изобразительных средств (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, аллегория, символ)

3.4.

На уровне приемов звукописи

3.5.

На уровне строфики, рифмы, стихотворного размера

4.

Композиция работы

Максимальный балл: 2

0 баллов: не выстроена;

1 балл: выстроена, но есть отдельные недочеты, отклонения от выбранной композиции;

2 балла: выстроена четко и аргументированно

5.

Привлечение текста произведения

Максимальный балл: 2

0 баллов: текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются;

1 балл: текст привлекается, но не комментируется;

2 балла: текст привлекается обоснованно.

6.

Речевое оформление

Максимальный балл: 6

6.1.

Стилевое единство работы.

На каждый пункт 0–2 балла:

0 баллов: не наблюдается / более 3-х речевых ошибок.

1 балл: частично / 2–3 речевые ошибки.

2 балла: на высоком уровне / 0–1 речевая ошибка

6.2.

Точность формулировок и словоупотребления.

6.3.

Речевая грамотность.

7.

Продуктивность мышления

Максимальный балл: 9

7.1.

Нестандартность идей.

На каждый пункт максимум 3 балла

7.2.

Глубина ассоциативных рядов.

7.3.

Широта эрудиции.

ИТОГО:

50 баллов



Предварительный просмотр:

код работы:_____________________________

Имя, отчество, фамилия эксперта:        1.____________________________________________

2. ____________________________________________Итог____

Председатель жюри:________________________________________________________________

Критерии оценки олимпиадных работ по литературе

Комплексный анализ эпического произведения

5–11 классы

1.

Понимание произведения

1 эксперт

2 эксперт

Максимальный балл: 15

1.1.

На уровне родо-жанровой специфики

На каждый пункт 0-3 балла:

0 баллов — не понято;

1 балл — понято частично;

2 балла — понято ;

3 балла — понято и проанализировано.

1.2.

На уровне темы, проблемы, идеи

1.3.

На уровне авторской позиции

1.4.

На уровне сюжетно-композиционной структуры художественного произведения

1.5.

На уровне отдельных образов, деталей

2.

Интерпретация произведения

Максимальный балл: 6

2.1.

Дана в контексте культурно-исторической эпохи.

На каждый пункт 0-2 балла:

0 баллов: не дана;

1 балл: дана кратко, без осмысления;

2 балла: дана подробно, осмысленно.

2.2.

Дана в контексте литературной традиции.

2.3

Дана в контексте творчества писателя.

3

Использование литературоведческих терминов

Максимальный балл: 9

3.1.

Используются ключевые термины анализа литературного произведения (композиция, образ, мотив, сюжет, контекст и т.п.).

На каждый пункт 0-3 балла:

0 баллов: не используются;

1 балл: используются без осмысления;

2 балла: используются с примерами;

3 балла: используются с примерами и комментариями.

3.2.

Используются названия тропов, стилистических фигур.

3.3.

Используются названия художественных методов, литературных школ.

4.

Композиция работы

Максимальный балл: 2

0 баллов: не выстроена;

1 балл: выстроена, но есть отдельные композиционные нарушения;

2 балла: целостна, последовательна.

5.

Привлечение текста произведения

Максимальный балл: 3

0 баллов: текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются;

1 балл: текст привлекается, но не комментируется;

2 балла: текст привлекается, но не всегда целесообразно;

3 балла: текст привлекается обоснованно.

6.

Речевое оформление

Максимальный балл: 6

6.1.

Стилевое единство работы.

На каждый пункт 0-2 балла:

0 баллов: не наблюдается / более 3-х речевых ошибок.

1 балл: частично / 2-3 речевые ошибки.

2 балла: на высоком уровне / 0-1 речевая ошибка

6.2.

Точность формулировок и словоупотребления.

6.3.

Речевая грамотность.

7.

Продуктивность мышления

Максимальный балл: 9

7.1.

Нестандартность идей.

На каждый пункт 3 балла

7.2.

Глубина ассоциативных рядов.

7.3.

Широта эрудиции.

ИТОГО:

50 баллов



Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

2009 – 2010 уч.г.

7 - 8 класс

ВЫПОЛНИТЕ ОДНО ИЗ ДВУХ ЗАДАНИЙ

  1. Произведите  комплексный  анализ стихотворения

Из детства       Д. Самойлов

Я – маленький, горло в ангине.

За окнами падает снег.

И папа поет мне: “Как ныне

Сбирается вещий Олег…”

Я слушаю песню и плачу,

Рыданье в подушке душу,

И слезы постыдные прячу,

И дальше, и дальше прошу.

Осеннею мухой квартира

Дремотно жужжит за стеной.

И плачу над бренностью мира

Я, маленький, глупый, больной.

1956 г.

II. Произведите комплексный анализ эпического произведения

Скворцы                                                          В. Белов

В субботу мать вымыла пол и застелила его чистыми полосатыми половиками. А еще она взяла мелкого песочку, положила его на мокрую тряпку и долго терла медный самовар, потом переставила кровать вместе с Павлуней на новое место, поближе к окну.

— Лежи, Павлуня, лежи, голубчик,— она подоткнула под Павлунины бока теплое одеяло и вскоре ушла на колхозную работу. Павлуне хотелось поглядеть на самовар, как он светится, но самовар стоял в шкафу, а встать Павлуня не мог. Всю зиму у Павлуни болели ноги, и он лежал все время в кровати. «Наверно,— думает Павлуня,— наверно, сейчас в шкафу светло от самовара, только ведь как узнаешь? Если откроешь дверку, то свет из избы сразу в шкаф напускается, а ежели не откроешь, то не видно, темно в шкафу или светло. Наверно, светло, потому что уж очень самовар блестит после того, как его мама начистила». Еще Павлуне хочется поглядеть свои валенки. Но об этом тоже нечего было и мечтать, потому что, во-первых, не встать с кровати, а во-вторых, валенки были заперты в чулане, вместе с отцовым новым пиджаком. Павлуня помнит, как отец купил ему валенки и принес домой. Но Павлуня уже тогда болел и в школу не ходил, а валенки тоже всю зиму зря пролежали.

Размышляя обо всем этом, Павлуня чуть не забыл, что кровать переставлена ближе к окну. Он повернул голову и сразу увидел синее небо. Там же висела большая прозрачная сосулька: она намерзла на карнизе и была похожа на штык. Павлуня увидел, как на ее остром кончике копилась капля золотистой воды, копилась, копилась, стала тяжелее себя и полетела вниз. Павлуне стало весело. Снег в огороде был белый, белый, небо вверху такое синее, как обложка на тетрадочке, которую только-только выдали и на которой не поставлено еще ни одной буковки, а не то что фамилии.

 Дальше за огородом, под горой, была река. Она еще вся заметена снегом, снег и на крышах, на грядках, и на лужке тоже не было еще ни одной проталины. Павлуня увидел, как дрожит от ветра торчащий из снега стебель прошлогоднего репейника, и догадался, что на улице еще холодно, хотя и капает с застрехов.

«Снегу наворотило, — думает Павлуня, — столько снегу не скоро растает. На одной нашей крыше, наверно, пудов двенадцать, а то, может, и больше». На этом месте Павлуня вспомнил, как прошлой весной отец скидывал снег с крыши. Деревянной лопатой он нарезал большущие глыбы. Такая глыба сперва тихо трогалась с места, а потом шумно ползла по крыше и — бух! Когда на крыше осталась одна такая глыба, отец сбросил вниз лопату, а сам сел верхом на последнюю глыбу и поехал с крыши. Павлуня увидел, как отец шлепнулся в снег почти по шейку. Тогда они долго вместе с отцом хохотали, и Павлуня решил твердо, что на будущую зиму сам будет скидывать снег и тоже прокатится на последней глыбе. Но теперь было ясно, что это дело не сбудется. Если Павлуня и выздоровеет к теплу, то либо уже снег растает, либо мать все равно не пустит на улицу. Недаром фельдшер Иван Яковлевич говорил, что надо греть ноги и все время сидеть в тепле. Еще он говорил о том, чтобы свозить Павлуню в областную больницу, да где там! Отцу с матерью и так все некогда, да и денег надо порядочно, чтобы ехать.

За такими мыслями Павлуня задремал и не слышал, как хлопнули ворота с улицы. В избу вошел отец и положил у дверей под кровать какую-то круглую штуковину.

 — Папка, чего это ты принес? — спросил Павлуня.

— Лежи, лежи, это фильтр масляный,— сказал отец, снял свою блестящую фуфайку и начал мыться из рукомойника.— Это, брат, знаешь, вроде сита, масло сквозь него проходит и очищается от всяких примесей.

— А почему в масле примесь?

— Ну, брат, всяко бывает.

— Ох, папка, папка, – Павлуня хотел еще что-то сказать, но не сказал, а потрогал жесткие отцовы пальцы. От них пахло трактором и снегом.

— Всяко, брат Павлуня, бывает,— повторил отец,— в любой жидкости примеси есть.

Павлуня вздохнул, а отец пошабарошил у него на голове, как раз в том месте, где пониже макушки сходились и закручивались воронкой Павлунины волосята.

Вскоре пришла мать, и стали ужинать.

* * *

Павлуня не считал, сколько прошло дней. Однажды, взглянув на улицу, он увидел, что в одном месте на грядках снег стаял и от этого там зачернела земля. На реке, под горой, тоже зачернело что-то в двух местах. Через день проталина на грядках стала еще больше, темные места на реке слились в одно место, а мать выставила одну зимнюю раму. В избе стало больше места и запахло чем-то свежим. Пришел с работы отец, как всегда, вымылся и после ужина, когда стемнелось, зажег большую десятилинейную лампу.

— Ты, Павлуня, как думаешь, сегодня начнем или еще погодим немножко?

— Давай уж, папка, начнем!

— Ну, ладно, только ты не вставай, а гляди с кровати, не велел тебе вставать Иван Яковлевич.

— Все не велел, не велел...

Отец принес в избу широкую доску, топор, ножовку с рубанком и долото с молотком. Сначала он выстрогал доску добела с обеих сторон, потом карандашом расчертил ее и перепилил по черточкам. Получились четыре продолговатые доски, одна маленькая квадратная и одна длиннее всех. Как раз в это время вскипел самовар. Мать велела прикончить стукоток и стала выставлять из шкафа чашки и блюдца. Отец сложил выстроганные дощечки, собрал инструмент.

— Придется, Павлуня, до завтрева отложить! Давай, брат, спать пока.

Павлуня стал спать, он натянул одеяло так, чтобы закрыть ухо, потому что никогда не уснешь, если ухо торчит на воле.

В эту ночь Павлуня спал крепче и счастливее. Он еле дождался того времени, когда отец вновь пришел с работы и вымылся. Не дожидаясь ужина, отец взялся опять за дело. Павлуня видел, как он химическим карандашом нарисовал на одной доске кружок и начал его выдалбливать. Так-так — стучал два раза молоток, и каждый раз отец выламывал кусочек дерева. Так-так! Наконец дырка в доске была продолблена, отец ножиком зачистил ее края и начал сколачивать скворечник. Последнюю квадратную дощечку он использовал для дна, а самую длинную — для крыши.

— Мы уж, Павлуня, на один скат будем делать.

— На один.

Отец приколотил крышу и под самую дырку приделал небольшую дощечку, чтобы скворцам было где сидеть.

— Больно, папка, мало места на этой дощечке. Свалится скворец с верхотуры.

— Думаешь? Может, и маловато. Ну, мы еще что-нибудь придумаем.

И отец пошел на улицу и вернулся с большой черемуховой веткой в руках.

— Во, Павлуня. Приколотим.

Павлуня, конечно, согласился:

— Ты, папка, молодец, здорово ты, папка, выдумал!

...Скворечник вышел хороший. Очень даже хороший. От него пахло смолой и черемуховой веткой, щелей не было: проверяли даже на свет. Отец тут же пошел в огород. Павлуня видел, как он нашел самую длинную жердь и приколотил к ней скворечник с веткой. Как раз напротив Павлуниного окошка, на той стороне грядок, был сруб старой картофельной ямы. Отец поддолбил обухом топора лед под углом сруба, уткнул туда один конец жерди и начал с натугой поднимать жердь и ставить ее на попа. Скворечник с веткой закачался так высоко, что Павлуня тоже только головой покачал. Он с тревогой наблюдал, как отец осторожно поворачивает жердь так, чтобы скворечник стал крыльцом в южную сторону. Потом отец плотно прикрутил жердь проволокой к зауголку ямы и потом еще вбил три длинных гвоздя для надежности. Павлуня глядел на новый скворечник, раскрыв рот.

Скворечник покачивался в синем небе, а небо за ним было бесконечным, чистым и, наверное, теплым, потому что уж очень весело барабанила с крыши золотая от солнца вода. В это время у Павлуни закружилась голова, и он от слабости положил голову на подушку. На улице, наверное, начиналась взаправдашняя весна.