линии учебно-методического комплекта под редакцией А.Д. Шмелева «Русский язык» 5-9 классы
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Линия учебников по русскому языку разработана в соответствии с требованиями ФГОС (2010г.) к результатам освоения курса русского языка на этапе основного общего образования.

Содержание учебников полностью соответствуют  содержанию Примерной программы по русскому языку для основного общего образования и обеспечивает формирование и постепенное развитие следующих компетенций:

  • коммуникативной;
  • лингвистической и языковой;
  • культуроведческой.

 Линия учебников отражает оригинальный авторский подход к структурированию учебного материала, к определению последовательности его обучения и организации учебной деятельности учащихся.

Учебники строятся по модульному принципу. Модуль – единица организации  учебного материала, направленная на комплексное достижение метапредметных и предметных целей обучения на отдельном этапе.

В модулях-главах по единому принципу повторяются разделы, отражающие три основные содержательные линии программы.     

Два раздела каждого модуля –  «Язык и речь»  и «Текст» – посвящены сознательному формированию коммуникативных навыков речевого общения. Они включают теоретические сведения, материалы для наблюдения, тренировочные и коммуникативные задания. Особенностью учебников линии является значительное внимание к устной форме речи на всех этапах работы, что обеспечивается аудиоприложением к учебнику, включающем материалы к разным типам заданиям.

Разделы «Система языка» и «Правописание» формируют языковую и лингвистическую компетенцию на основе коммуникативно-деятельностного подхода.

В разделе «Язык и культура. Культура речи»  ставится задача формирования функциональной грамотности учащихся через достижение культуроведческой компетенции. В учебниках линии сделан акцент на национально-культурной специфике русского языка, его функциях в современной России и в мире.

Значительное внимание уделяется воспитанию речевой культуры, необходимой для овладения языком как эффективным средством общения, что способствует  адаптации учащихся  в обществе. Наличие аудиоприложения позволяет демонстрировать учащимся образцовую речь, что очень важно в условиях  быстрого изменения литературного языка под воздействием общей тенденции к снижению литературной нормы. 

Завершается каждый модуль учебника блоком повторения, где в интегрированном и взаимосвязанном виде обобщаются материалы всех разделов, есть лингвистические задания игрового характера.

В учебник включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchyot_po_aprobatsii.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

преподавателя  русского языка и литературы

Шаровой Т.Г.

в 2012 – 2013 учебном году

Пилотная площадка ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»
Программа опытно – экспериментальной деятельности 
«Апробация линии учебно-методического комплекта под редакцией А.Д. Шмелева «Русский язык» 5-9 классы»
Тема эксперимента: апробация линии учебно-методического комплекта под редакцией А.Д. Шмелева «Русский язык» 5-9 классы.
Участники эксперимента: учитель русского языка МБОУ ЦО  «Каразей»  Шарова Т.Г.
База эксперимента: обучающиеся 5 класса МБОУ  Цо  Каразей»

 Научный руководитель эксперимента:  методист ОГАОУ   Н.А.Лубко

Куратор эксперимента: В.В.Вартанян, методист издательства ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ».


     Сегодня общепризнанным является мнение о том, что задача повышения уровня и качества практического владения языком в школе может быть решена при условии оптимизации обучения на основе различных видов коммуникативной деятельности. К исследованиям, в которых предложена система обучения различным видам речевой деятельности, необходимо отнести, в том числе, и новый УМК под редакцией А.Д. Шмелева «Русский язык» 5-9 классы. Переход на новую линии учебно-методического комплекта и проведение опытно-экспериментальной работы по апробации УМК А.Д. Шмелева обусловлен рядом обстоятельств:

- новыми достижениями в области педагогических наук, в частности, гуманистической педагогики (личностно-ориентированное обучение);

- новейшими достижениями отечественной и зарубежной методики в обучении русскому языку (использование современных апробированных технологий, реализующих деятельностные подходы в обучении);

- переход на новые образовательные стандарты, сдача экзамена в новых формах (ГИА, ЕГЭ) 

Цель: экспериментально проверить возможности формирования и совершенствования коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций обучающихся в процессе обучения русскому языку в основной школе на основе линии учебно-методического комплекта под редакцией А.Д. Шмелева «Русский язык» 5-9 классы.

Задачи:

1. Изучить и комплексно проанализировать УМК как инструмент формирования и совершенствования коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. 

3. Апробировать авторские методики формирования и развития компетентностей обучающихся в практике преподавания. 

4. Определить организационно-педагогические условия эффективности использования УМК для формирования и развития ключевых компетентностей.

5. Дать оценку эффективности учебника. Выявить и описать методические и дидактические просчеты, обнаруженные в процессе работы. 

6. Обобщить опыт использования УМК. Разработать рекомендации учителям, работающим по данному учебно-методическому комплекту.


 Предмет исследования - учебно-методический комплект под редакцией А.Д. Шмелева «Русский язык» 5-9 классы.

Объект - процесс формирования и развития компетентностей обучающихся основной школы в процессе преподавания русского языка на основе линии учебно-методического комплекта под редакцией А.Д. Шмелева «Русский язык» 5-9 классы. 

 Методы: Теоретические - анализ, синтез, моделирование.

Эмпирические – изучение литературы, нормативных документов, результатов деятельности; наблюдение, мониторинг, обобщение педагогического опыта.

 Сроки проведения эксперимента: Сентябрь 2012 г – июнь 2017 г.

Авторский коллектив:

Шмелёв Алексей Дмитриевич, доктор филологических наук,  заведующий Отделом культуры речи Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН. Профессор кафедры русского языка Московского педагогического государственного университета.

Шмелева Елена Яковлевна, кандидат филологических наук, научный сотрудник Отдела культуры речи Института русского языка.

Флоренская Эльза Александровна, кандидат филологических наук.

Пешков Игорь Валентинович, кандидат филологических наук.

Перечень мероприятий по этапам

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Подготовительный этап

1

Консультация  с главным методистом издательства «ВЕНТАНА ГРАФ» Вартанян В.В.  Тема « Организация опытно-экспериментальной работы по апробации учебника Русский язык 5-9 кл. под редакцией А.Д.Шмелева.»

 август

 Учитель

Шарова Т.Г.

2

Составление программы опытно-экспериментальной работы

сентябрь

Зам.дир. Кузнецова О.Н.

Учитель Шарова Т.Г.

3

Подготовка исследовательского инструментария

Подбор методик проведения мониторинга учащихся 5 класса.

сентябрь

Психолог

Воложина А.В.

4

Разработка критериев анализа учебного материала учебника «Русский язык 5 класс» под редакцией А.Д.Шмелева.

Август-сентябрь

учитель

Практический этап

1

Основной период, проходящий с октября по апрель,  предусматривал следующие мероприятия:

Диагностика психолога по выявлению мотивации учащихся к предмету.

 сентябрь-

   апрель

 

Психолог

Воложина А.В.

2

Промежуточная диагностика, анализ работ, планирование мероприятий по устранению недостатков.

 Учитель

Шарова Т.Г.

3

Наблюдение , анализ содержания учебника по плану:

  • Общая оценка учебника 
  • Педагогическая оценка.
  • Дидактические функции 
  • Методический аппарат 
  • Иллюстративные материалы 
  • Аппарат ориентировки 

Схема отчета предоставляется главным методистом издательства «ВЕНТАНА ГРАФ» Вартанян В.В.

 Учитель

Шарова Т.Г.

4

Обсуждение хода эксперимента на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы.

 Учитель

Шарова Т.Г.

Обобщающий этап

1

Обработка полученных данных  :

Диагностика знаний и умений по русскому языку (мониторинг);

 Апрель-

май

 

 Учитель

Шарова Т.Г.

2

Обработка содержания  учебного материала учебника «Русский язык 5 класс» под редакцией А.Д.Шмелева.

 май

  Учитель

Шарова Т.Г.

3

Представление отчета работы над экспериментом за 2012-2013 учебный год.

 май

 Учитель

Шарова Т.Г.

 

                                        Список используемой литературы:

1. Бабанский Ю. К. Педагогическая наука и творчество учителя // Сов. педагогика. - 1987.

2. Батищев Г. И. Педагогическое экспериментирование // Сов. педагогика - 1990. -

3. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982

4. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. М, 1980.

5. Комраков Е. С., А.С.Сиденко. Вы начали эксперимент... Вы начали эксперимент? Вы начали эксперимент!/— М., 1996.

6. Новикова Т. Г.  Проектирование эксперимента в образовательных системах. М, 2002

7. Поташник  М.М,   Организация опытно-экспериментальной  работы  в школе. — М., 1991.

8. Поташник М. М., Эксперимент в школе: организация и управление. М, 1991

9. Пискунов А. И., Г.В.Воробьев Теория и практика педагогического эксперимента/ — М., 1979.

10. Сиденко  А. С.   Нужен   ли   эксперимент практику?//Школьные технологии. – 1997\ - №  1.

11. Сиденко А.С., Чернушевин В. А. Вы начали эксперимент.. .//Народное образование. — 1997. — № 7, 8.

12. Сиденко А. С., Т. Г. Новикова. Эксперимент в образовании. М, 2002

13. Тонков Е. В., Н.С. Сердюкова. Исследовательско-творческая деятельность учителя. Белгород,1998

14. Тонков Е. В., Н.С. Сердюкова. Профессиональное развитие педагогов в системе повышения квалификации. Белгород, 2003

15. Эксперимент. БСЭ. 3-е изд. т. 30.

Интернет ресурсы:

http://10.onwork.ru/content/view/274/84/

Система «Алгоритм успеха»

Линия учебников  для общеобразовательных учреждений

Русский язык

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Авторский коллектив:

Шмелёв Алексей Дмитриевич, доктор филологических наук,  заведующий Отделом культуры речи Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН. Профессор кафедры русского языка Московского педагогического государственного университета.

Шмелева Елена Яковлевна, кандидат филологических наук, научный сотрудник Отдела культуры речи Института русского языка.

Флоренская Эльза Александровна, кандидат филологических наук.

Пешков Игорь Валентинович, кандидат филологических наук.

Линия учебников по русскому языку разработана в соответствии с требованиями ФГОС (2010г.) к результатам освоения курса русского языка на этапе основного общего образования.

Содержание учебников полностью соответствуют  содержанию Примерной программы по русскому языку для основного общего образования и обеспечивает формирование и постепенное развитие следующих компетенций:

  • коммуникативной;
  • лингвистической и языковой;
  • культуроведческой.

 Линия учебников отражает оригинальный авторский подход к структурированию учебного материала, к определению последовательности его обучения и организации учебной деятельности учащихся.

Учебники строятся по модульному принципу. Модуль – единица организации  учебного материала, направленная на комплексное достижение метапредметных и предметных целей обучения на отдельном этапе.

В модулях-главах по единому принципу повторяются разделы, отражающие три основные содержательные линии программы.      

Два раздела каждого модуля –  «Язык и речь»  и «Текст» – посвящены сознательному формированию коммуникативных навыков речевого общения. Они включают теоретические сведения, материалы для наблюдения, тренировочные и коммуникативные задания. Особенностью учебников линии является значительное внимание к устной форме речи на всех этапах работы, что обеспечивается аудиоприложением к учебнику, включающем материалы к разным типам заданиям.

Разделы «Система языка» и «Правописание» формируют языковую и лингвистическую компетенцию на основе коммуникативно-деятельностного подхода.

В разделе «Язык и культура. Культура речи»  ставится задача формирования функциональной грамотности учащихся через достижение культуроведческой компетенции. В учебниках линии сделан акцент на национально-культурной специфике русского языка, его функциях в современной России и в мире.

Значительное внимание уделяется воспитанию речевой культуры, необходимой для овладения языком как эффективным средством общения, что способствует  адаптации учащихся  в обществе. Наличие аудиоприложения позволяет демонстрировать учащимся образцовую речь, что очень важно в условиях  быстрого изменения литературного языка под воздействием общей тенденции к снижению литературной нормы.  

Завершается каждый модуль учебника блоком повторения, где в интегрированном и взаимосвязанном виде обобщаются материалы всех разделов, есть лингвистические задания игрового характера.

В учебник включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах.


ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

3.Общие оценки и выводы о научном уровне и педагогической эффективности апробируемого  УМК.

3.1. Оценка содержания

Параметры оценки

Замечания и предложени

Обоснованность отбора предметного содержания, его научность и доступность, соответствие учебным целям

Данный учебник соответствует современным взглядам на содержание образования. Материал  подобран с учетом современных научных представлений о языке и речи.

Логика, последовательность в изложении материала

. Последовательность изложения  учебного материала прослеживается в самом построении учебника по модульному принципу. Каждая из глав-модулей включает шесть повторяющихся разделов, выделенных особым цветом: «О языке и речи» (синий цвет), «Система языка» (оранжевый цвет), «Правописание» (бордовый цвет), «Текст» (зеленый цвет), «Культура речи» (фиолетовый цвет), «Повторение» (бордовый цвет). В последнем разделе в интегрированном виде обобщаются материалы всех разделов, а также есть лингвистические задания игрового характера.

Количество предложенного материала для изучения темы

(достаточность/ недостаточность/ перегруженность
понятиями, терминами)

  Большой объем теоретического материала и недостаточное количество часов на практическое освоение материала.

 Иногда не хватает четких формулировок определений и понятий, что необходимо для детей разного уровня усвоения.

Хочется отметить раздел «Текст», в котором собраны разные по тематике, уровню сложности учебные тексты; заинтересовывает увлекательность изложения, разнообразие заданий.

Сложность понятийного
аппарата (соответствуют ли вводимые понятия
запасу знаний, опыту познавательной и практической деятельности учащихся, их потребностям и интересам)

Понятийный аппарат в целом соответствует возрастному уровню интеллекта, запасу знаний обучающихся.

Язык (соответствует ли лексика и стиль изложения возрастным возможностям детей)

    Соответствует возрастным возможностям детей.

Социокультурный компонент, воспитание гражданской идентичности

 Наличие литературных текстов, исторических справок, примеров многообразия малых фольклорных жанров, а также примеры классической речи аудиокурса на CD направлены на нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое  воспитание

Ошибки, опечатки, некорректно сформулированные фразы, вопросы, задания
и пр.
(с указанием части учебника и конкретных страниц)

Дополнительные замечания, не обозначенные выше:

3.2. Оценка методологической схемы (методические подходы, опора на современные педагогические технологии и пр.)

Параметры оценки

Замечания и предложения учителя

Реализация коммуникативного подхода в обучении.

В содержание, структуру учебника заложен коммуникативно-деятельностный подход.

Реализация коммуникативного подхода в обучении представлена в примерной программе разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение»,  «Речевая деятельность»,  «Текст»,

Деятельность обучающихся направлена на развитие  коммуникативных УУД . В учебнике предусмотрены задания на умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в устной форме; адекватно и целенаправленно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме

в письменном виде; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.

Формирование универсальных учебных действий

Формирование универсальных учебных действий средствами учебника .

Представлены примеры из учебника

Познавательные УУД

  • Глава 4, § 12 «Словари русского языка»: Как пользоваться словарями портала «Грамота.ру».
  • Упр. 1: Проведите опрос среди одноклассников: есть ли в вашем классе ребята, которые с детства говорят не только на русском языке? Какой язык для них родной?
  • Упр. 115.3: Как в вашем городе, селе, в вашей школе отмечают День славянской письменности и культуры? Приходилось ли вам принимать участие в этом празднике? Предложите план или сценарий такого праздника.

Регулятивные УУД

  • Инструкции-памятки (как составить план, как подготовиться к написанию изложения и др.).
  • Условные обозначения: «Вспоминаем изученное», «Обсуждаем свои предположения, догадки», «Составляем устное или письменное высказывание» и др.

Личностные УУД

  • Есть ли в вашей семье излюбленная поговорка? Напишите сочинение о том, как и когда она появилась. Опишите ситуацию, о которой напоминает вам эта поговорка.
  • Обсудите в классе, как речь человека может повлиять на отношение к нему окружающих. Подумайте, как применить к обсуждаемой теме пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают»?

Возможности для дифференциации и индивидуализации обучения

Учебник представляет собой дифференцированное издание, где содержится обязательный минимум теоретического материала, упражнения повышенной сложности. Большое внимание в учебном пособии уделяется развитию творческого потенциала школьников, для чего предлагаются творческие задания.

Ориентация на определенные педагогические технологии (какие?)

Цели и задачи современной школы направлены на реализацию системно- деятельностного подхода к обучению. Технология развития критического мышления  в полной мере соответствует этим целям и задачам. Система изложения материала, упражнения , теория позволяют гармонично использовать стратегии и методы данной технологии.Организую  проектную деятельность на уроках.

Вариативность предложенных схем построения

уроков

Дополнительные оценки и замечания по методологической схеме, не обозначенные выше:

 Содержание УМК направлено на реализацию межпредметных подходов в обучении. Учебник открывает возможность широкой ориентации учащихся, их познавательной активности, интереса к самому процессу учения. За счет соответствующей подборки текстов прослеживаются связи изучения русского языка с языкознанием  (п.5  1ч.,) литературой (лит. тексты русских и зарубежных писателей), МХК ( п.14  1ч.,) физической культурой, правилами дорожного движения( стр. 73 ч.1)   естествознание  (п.12 ч.1, упр.88   п. 16.) Есть задания, которые отражают жизненный опыт учащихся.___________________________________________________________________________________________________________________

  Приведите по 1-2 примера самых, на Ваш взгляд, удачных методических решений данного УМК. (Укажите точные страницы, номера заданий,
иллюстрации и т. п.)

Особенно удачными, на мой взгляд, являются уроки раздела  «Язык и культура. Культура речи»,  «Текст» В других УМК отдельно не выделяются данные темы. Это пар.20 стр.180,   ч.2; пар.21, стр.308, ч.2

       

Приведите, пожалуйста, по 1-2 примера самых, на Ваш взгляд, неудачных методических решений данного УМК. (Укажите точные страницы, номера заданий, ил-
люстрации и т. п.).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3. Оценка дидактического аппарата

Элементы дидактического аппарата

Замечания и предложения  учителя

Вопросы и задания

 

для мотивации обучения

+

для отработки и закрепления материала

+

для углубления и обобщения материала

+

для организации практической деятельности

+

для дифференцированного обучения

+

для организации самостоятельной работы; для самоконтроля, самооценки

+

для домашней работы (творческие, исследовательские и пр.)

+

Элементы дидактического аппарата

Параметры оценки

Замечания и предложения  учителя

Справочные материалы

Обоснованность включения

Справочные материалы обоснованно включены в систему данного УМК.

При работе с разделами учебника удобно обращение к словарям, инструкциям, памяткам.

Соответствие учебным
целям и задачам

Соответствует

Качество оформления

Высокое

Дополнительные замечания по дидактическому аппарату, не обозначенные выше:

3.4 Результаты контроля по УМК

В начале учебного года и в конце были проведены контрольные работы. Сравнительный анализ результатов показал стабильность качества, а также повышение успеваемости обучающихся.

успеваемость

качество

Стартовая к.р.

80%

35%

Итоговая к.р.

100%

35%

Из опыта работы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                               

Анкета

участника апробации УМК

  1. Дайте оценку учебно-методическому комплекту. 

Параметры
оценок

Очень
хорошо
(нет недостатков)

Хорошо (есть
отдельные, легкоустранимые недостатки)*

Удовлетворительно
(требуется значительная
доработка)

Предметное со-
держание

+

Дидактический
аппарат: система
вопросов,    заданий,   упражнений и пр.; их соответствие поставленным целям, задачам и т. п.

+

 

        +

Методический аппарат учебника

+

Художественно- графическое
оформление

+

Полиграфическое исполнение (бумага, шрифт, обложка)

        +

           Достаточно ли изданий в комплекте (программа, рабочая тетрадь, методическое пособие, органайзер, сборник диктантов…)

Для внедрения  данного УМК были присланы только учебники в двух частях , приложения,  CD-диски.

Предложения.     Надеюсь, что к следующему учебному году будут присланы полные методические комплекты: программа, рабочие тетради, методическое пособие для учителя, сборник диктантов.

3. Есть ли необходимость в каждом из элементов комплекта? Чем можно дополнить комплект?

4. Ваши вопросы создателям комплекта.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что бы Вы посоветовали изменить в каждом из элементов УМК при его переиздании?

          а - в обязательном порядке    

б - в порядке рекомендации

Заменить мягкую обложку на твердую.

Добавить упражнения для формирования практической грамотности обучающихся для работы в разделах «Правописание»

         Для дифференцированного подхода к  обучающимся в теоретической части выделять конкретные определения и понятия.

В учебнике разместить ссылки, которые помогут организовать работу с электронными образовательными ресурсами.

В приложении к учебнику составить и разместить школьный этимологический словарь, что поможет обучающимся  наблюдать процессы развития языка в движении, историю языка.

В приложении в разделе «Учебные инструкции»  разместить  материал для  организации работы над ошибками. Это очень важный и сложный вид деятельности.

На форзаце учебника или приложения разместить виды орфограмм и пунктограмм, изучаемых в данном классе.

Основные предложения по доработке учебника (УМК) 

Заменить мягкую обложку на твердую.

Добавить упражнения для формирования практической грамотности обучающихся для работы в разделах «Правописание»

         Для дифференцированного подхода к  обучающимся в теоретической части выделять конкретные определения и понятия.

В учебнике разместить ссылки, которые помогут организовать работу с электронными образовательными ресурсами.

В приложении к учебнику составить и разместить школьный этимологический словарь, что поможет обучающимся  наблюдать процессы развития языка в движении, историю языка.

В приложении в разделе «Учебные инструкции»  разместить  материал для  организации работы над ошибками. Это очень важный и сложный вид деятельности.

На форзаце учебника или приложения разместить виды орфограмм и пунктограмм, изучаемых в данном классе.

Общий вывод

УМК  А.Д.Шмелева – это современная дидактическая система, которая отличается необычным подходом в методике преподавания языка; задания высокого уровня сложности способствуют развитию критического мышления, формируют коммуникативную компетенцию обучающихся.

Основан на оригинальной авторском подходе к структурированию учебного материала. Учебник строится по модульному принципу.

Достоинство  учебника– наличие системы проектной деятельности.

Учебник  отличает большое количество иллюстраций к заданиям по развитию речи; различное цветовое оформление разных тем .Среди заданий имеются задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания для работы в парах и группах. 

 Содержание направлено на реализацию мета- и межпредметных подходов в обучении. Прослеживаются связи с физической культурой, правилами дорожного движения, языкознанием, литературой, МХК.

 В конце книги размещен раздел «Приложение»: долгосрочные проекты (создание словаря, составление словарных карточек, проект «История письменности», сочинение лингвистической сказки), учебные инструкции, (как составить план, подготовиться к написанию изложения и пр.), учебные словари.

 Особенностью учебника является наличие аудиоприложения, включающего материалы к разным типам заданий и демонстрирующего учащимся образцовую речь. 

Конспект урока по теме  «Буквы ы, и после приставок»

        

                                                      Базовый учебник

Русский язык. 5 класс.  Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Д.Шмелёва.

 Москва: Издательский центр  «Вентана-Граф»,   2012 г.  

Технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо» тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения. Под критическим мышлением понимается проявление детской любознательности, выработка собственного мнения  по определённому вопросу, способность отстоять её логическими доводами, использование исследовательских методов.

Тема:        Буквы ы, и после приставок. (первый из двух)

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: воспринимать информацию на слух, преобразовывать её из одной формы в другую (в кластер, схему), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Образовательные: находить слова с орфограммой­буквой ы, и после приставок, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы.

Воспитательные: развитие чувства языка на основе конструирования языковых единиц.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Психологический настрой.

II. Вызов

3.Осмысление

                                         4.Рефлексия

Домашнее задание

Запись на доске

Искать, отыграть, поискать, играть, доиграть, разыскать.

1. Прием  «Корзина идей»

-прочитайте внимательно слова, на основе сравнения сгруппируйте их по определенным признакам. (индивидуально15 секунд, в паре 15 секунд)

-ваши идеи и аргументы….

Играть                            отыграть                                      доиграть

Искать                             разыскать                                   поискать

-выделим графически морфемы в словах

-Написания каких слов вызывает у вас сомнение  или настораживает?

-Почему?

-Попробуйте сформулировать тему урока

Буква Ы и И  в корне после приставок

Прием «Знаю-  хочу узнать-  узнал»

-Опираясь на тему урока , сформулируйте цель, к которой вы будете стремиться.

Цель: познакомиться с правилом написания букв ы  и  в корне после приставок

(тему мы узнали, поставили ля себя цель, а как мы ее реализуем, узнаем в конце урока)

        

-Давайте вернемся к интересующим нас словам

Играть                            отыграть                                      доиграть

Искать                             разыскать                                   поискать

-Произнесите слова вслух. Как изменяются их корни? После каких приставок происходят эти изменения?

(после приставок на согласный гласная буква и в корне заменяется на ы)

-Теперь обратимся  к статье учебника  стр.277 первый абзац и сравним наши выводы с выводами данной статьи

-Подтверждаются ли наши суждения правилом?

Составление кластера в ходе работы над темой

Упражнение 93

Усложняю задачу  

(раздаточный материал)

Слова

Приставки

раз-

под-

без-

сверх-

меж-

Играть

-

-

Интересный

-

-

Инициативный

-

-

- Внимательно рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к упражнению.

(От слов в таблице надо образовать однокоренные слова с помощью обозначенных приставок.  Есть условие : прежде чем выполнить задание , познакомьтесь  с остальной частью статьи.          Проверка

-Ребята, обратите внимание на слово инициативный    Какую лексическую нагрузку оно несет?   Составьте предложение с этим словом

Закончим работу над кластером  (  Сверх-     Меж-, изымать)

Изымать от древнерусского глагола  имать        - брать

-А теперь давайте обобщим нашу работу.  Расскажите правило правописания ы  и в корне после приставок

– Найдите «третье лишнее»:

а) 1) раз…скать, 2) по…скать, 3) от…скать;

б) 1) раз…грать, 2) об…грать, 3) про…грать.

А теперь давайте вернемся  к началу урока, используя опорные слова

-Какова тема урока?– Назовите ключевые слова темы. (Приставка,

согласный, буквы ы, и, приставка сверх­.)

-Что мы хотели сегодня узнать?

-Что узнали?

3 уровня сложности

1ур. Упр95

2 ур.упр.97

3 ур. Лингвистическая миниатюра с использованием изученных орфограмм

        Закончите предложение

1. Сегодня на уроке я научился …

2. Лучше всех на уроке работал(а) …

3. Я могу похвалить своих одноклассников за …

4. Я могу похвалить себя за …

5. Своей работой на уроке я …

6. Урок сегодня был …

Познавательные УУД

2. Перерабатывать и преобразовывать

информацию из одного вида в другой

(текст- кластер).

3. Анализировать, сравнивать,

устанавливать сходства и различия,

группировать.

        

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Выделять главное.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Познавательные УУД

1. Перерабатывать и преобразовывать

информацию из одного вида в другой

(текст в модель- кластер).

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

        Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.