Опорный конспект к подготовке к ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Ищенко Ирина Владимировна

В материале представлены темы сочинений, объяснение высказываний известных лингвитсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_gia.odt55.34 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1. Богатство и выразительность русского языка

Паустовский К.Г.

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» 

Хомяков А.С.

«Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического: все волнует, дышит, живет»

А. Ф. Мерзляков

«Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать - всего, что только может обнять и постигнуть мысленное око человека.»

А. И. Герцен

 « Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем – отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть».

Л. В.  Успенский

"Язык-удивительное орудие по средствам которого люди, общаясь между собой , передают друг другу свои мысли, любые мысли. Именно в языке они закрепляются: и каждая в отдельности и все мысли человечества в их величавой совокупности"

К. Г. Паустовский

«Русский язык необыкновенно богат и разнообразен. Если умело обращаться с ним, из него можно выбрать слова и обороты речи, точно передающие дух минувшего времени и понятные современному читателю без путешествий по словарям».

И. А. Ильин

«Все доступно нашему языку. Он... властен все выразить, изобразить и передать»

Короленко В.Г.
«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли»

Рикер П.

«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи»

                                                      Смысл фраз

  1. В языке есть разнообразные средства, позволяющие назвать и описать все, что существует в мире: от предметов и явлений действительности до чувств и эмоций человека. Автор акцентирует внимание читателя на том, что в языке есть средства, позволяющие передать мысли и чувства выразительно и красиво.
  2. Язык является средством общения людей. С помощью языковых средств люди передают друг другу мысли, выражают чувства. С помощью средств языка мысли и идеи людей сохраняются долгое время,например, в письменных текстах, что обеспечивает и сохранение системы знаний.
  3.   Русский язык красив и выразителен. В тексте авторы используют слова и их сочетания , которые отличаются образностью, привлекают внимание читателей своей красотой и оригинальностью.

                                                      Примеры

  1.       1. Указать, что описывает в тексте автор и пояснить, с помощью каких языковых средств (слов, синтаксических конструкций, знаков препинания) ему удается достичь цели — передать информацию читателю. Обратить внимание на образные выражения, встречающиеся в тексте (метафоры, эпитеты, олицетворения и т.д), с помощью которых автор «рисует» картину словами.

      Раздел 2.  Речь всегда индивидуальна.

Габеленц

«Языком человек не только выражает что-либо, но им выражает также и самого себя»

Гоголь Н.В.

«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово»

Головин Б.Н.

«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» 

Гончаров И.А.

«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных»

Лихачев Д.С.

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит»

Литературная энциклопедия 

«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев» 

Мирошниченко А.А.

«Язык-это то, что человек знает. Речь-это то, что человек умеет»

Шамфор Н.

 «Автор идёт от мысли к словам, а читатель - от слов к мысли»

Кожина М.Н.
«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань»

Джанжакова Е.В.
«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано»

И. Н. Горелов

«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».

Солганик Г.Я.

«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы»

                                                Смысл фраз

  1.        1. Русский язык богат, ярче всего это богатство проявляется в разнообразии словарного запаса.

       2. Слова играют важную роль в жизни человека. Можно обозначить все, что мы видим, о чем думаем. Слова бывают разными. Следует осторожно подбирать слова, т. к. словом можно как обрадовать, так и ранить человека.

       3. Наша речь приобретает выразительность благодаря использованию эмоционально-оценочных конструкций, риторических вопросов, лексических повторов, синонимических рядов.  Эти средства позволяют усилить убедительность аргументации.

       4. Один из показателей хорошей речи — значительный словарный запас человека. Однако для успешного общения этого недостаточно. Говорящему следует задумываться о том, чтобы слушателю было понятно изречение.

       5. Мы все пользуемся языком. Однако речь всегда индивидуальна. По речи можно многое узнать о человеке: о его характере, системе ценностей, отношении к миру и людям, уровне образования и воспитания, особенностях мышления.

     6. Разговорная речь служит для обмена информацией, а художественная выполняет эстетическую функцию, т. к. служит для выражения отношения к прекрасному. Читая художественный текст, мы понимаем и разделяем чувства и эмоции автора, именно это и притягивает читателя в художественном тексте.

    7. Писатель должен уметь видеть особенности всего, что существует в мире, и эта наблюдательность поможет ему даже в простых словах выразить чувства и вызвать такие же эмоции в душе читателя.

                                                   Примеры

  1.       1. Примеры слов, которые автор использовал в тексте. Обратить внимание на многозначные слова, слова книжные и разговорные, синонимы.

      2. Выразительность придают ряды однородных членов, уточняющие конструкции.

      3. Определить, насколько богат словарный запас автора. Показать, в приведенном в пример выражении смысл будет ясен, если читателю понятно каждое слово.

      4. Пример выражения эмоций в исходном тексте. Разъяснение чувств автора и способов их выражения в художественном тексте. Назвать образные выражения из исходного текста, которые особенно понравились читателю.

      5. Показать, что автор умеет за деталями видеть общее, поэтому ему удается тонко и обстоятельственно передать информацию и свое отношение к описываемому читателю, вызвать его интерес.

 Раздел 2.1. Устная и письменная речь.

Мирошниченко А.А.

«Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью»

Л. В. Щерба

«В обществах, знающих уже письменность, литературный язык прежде всего раздваивается на устный и письменный, а с другой, однако, и чисто техническими причинами»

                                                  Смысл фраз

 

  1.    1. Язык имеет две формы существования: устную и письменную Они отличаются сферами употребления, функциями и формой. Устная речь состоит из коротких, часто неполных предложений, в ней не используются причастные и деепричастные обороты. Письменная речь полнее и точнее устной. В ней используются сложные предложения и книжная лексика.

                                                      Примеры

Показать, какие слова и обороты, синтаксические конструкции, использованные автором в письменном тексте, мы не используем в устной речи.

   Раздел 3.   Грамматика. Синтаксис.

Салтыков-Щедрин М.Е.
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» 

Успенский Л.В.

«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» 

Успенский Л.В.                                                                                                  «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете»

Шергин Б.В.

«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса»

Реформатский А.А.

«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис»

Постникова И.И.

 «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании»

Постникова И.И.                                                                                                         «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно 
объединяться с другими словами, включаться в предложение»        

Н.Г.Чернышевский

«…правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».

А. П. Сумароков

«Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил, кто грамматических не знает свойств и правил»

Степанов Г.В,
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»

Успенский Л.В.

«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение»

                                                   Смысл фраз

  1. Чтобы общаться в устной и письменной форме , надо знать не только значение слов, но и правила их сочетания, которые связаны с грамматикой. Слова сочетаются в словосочетания, а словосочетания — в предложения на основании правил грамматики. Если человек не знает правил грамматики, то он будет писать и говорить с ошибками, что не приветствуется автором и всеми образованными людьми.
  2. С помощью слов можно назвать предметы, признаки, действия, но нельзя выразить мысль. Это можно сделать только с помощью предложений, которые строятся по законам грамматики языка. Чтобы связать слова в словосочетания и предложения, надо выбрать форму слова, то есть поставить его в нужное число, падеж (имя сущ.), время, лицо (глагол)  и т. д.
  3. Слова в русском языке сочетаются по смыслу и грамматически. Чтобы общаться в устной и письменной форме, надо знать не только значения слов, но и правила их сочетания, которые связаны с грамматикой.
  4. С помощью слов можно назвать предметы, признаки, действия, но нельзя выразить мысль. Это можно сделать только с помощью предложений, которые строятся по законам грамматики языка. Высказывания строятся следующим образом: из слов составляются словосочетания, из словосочетаний — предложения. Благодаря средствам грамматики, из двух или нескольких простых предложений можно построить сложное.
  5. Знать язык и уметь пользоваться его русурсами для полноценного общения — это не одно и то же. Можно выучить несколько тысяч слов, но не научиться сочетать друг с другом по смыслу и грамматически , связывать их в предложения, разнообразить речь за счет применения слов в переносном значении, синонимов и антонимов. Только освоив правила грамматики, нормы лексической сочетаемости, получив опыт в применении самых разнообразных средств языка, можно научиться умелому общению.

                                              Примеры

  1. 1. Чтобы сочетать глагол и существительное, надо знать правила управления: использовать постановку существительного в нужной падежной форме, правильно изменять окнчание и применять предлоги. Можно найти в тексте словосочетания «Глагол +сущ.» и разъяснить, что в нем существительное стоит в нужном падеже.

2. Показать, что с помощью слов, которые автор употребил в одном из предложений, мысль не выразишь. Например, не будет ясности относительно того, когда происходит действие, единичный или множественный деятель совершает это действие. Мысль выражается только с помощью предложений, в которых все слова составляют словосочетания благодаря смысловой и грамматической связи.

  1. 3. Показать, насколько умело использует средства языка автор для передачи собственных мыслей и чувств. Обратить внимание на разнообразие лексических единиц и типов предложений, встречающихся в тексте.

 

1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

  • помогают перечислить действия героев;
  • позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;
  • конкретизируют признак предмета.


2. ОБРАЩЕНИЕ

  • называет собеседника, того, к кому  (звательная функция): Лена, дай мне одну краску.
  • выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию: Живёте на износ, бесценная наша, ...
  • раскрывает авторское представление о герое: Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
  • в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста: "Куда бежишь, тропинка милая, ...


3. ВВОДНЫЕ СЛОВА

  • выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.):   конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др. 
    Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
  • выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.):  к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор.
  • указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.
  • указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др.   Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища.
  • указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.
  • указывают на источник сообщаемогопо словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути. 
  • используются также  для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др. Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти. 


4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 

  • помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими.
  • помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета;
  • помогают автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата играли на камнях... (сравните: Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях...)

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 

  • помогают автору ярко, многогранно представить предмет: Здесь уже начинался город, с высокими домами, с шумом трамваев.
  • помогают автору дополнить и усилить картину, установить причинно-следственные связи: Степан, в рваной телогрейке, пыльных сапогах, был похож на бродягу.

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

  • поясняют или уточняют нарицательное существительное;
  • помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед.


6. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

  • выражают добавочное действие к основному;
  • помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом;
  • помогают автору выделить качество основного действия: Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы.
  • помогают автору обозначить цель основного действия: Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.
  • помогают автору конкретизировать причину основного действия: Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. 
  • помогают автору конкретизировать время основного действия: И лишь повзрослев, понял что это задание дала маме её совесть.
  • помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами.
  • помогают автору сказать об условии основного действия: Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах - это олень Песчаных холмов.
  • помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие: Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле? 
  • помогают автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно факел.


7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ

  • несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию;
  • помогают автору внести в предложение значения включения или исключения: Он не видел ничего, кроме Таборки.


8. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • помогают автору конкретизировать предшествующий член предложения: В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка...


9. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • помогают автору обозначить одно и то же понятие другими словами: Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства...
  • помогают автору внести дополнительные разъяснения или замечания: Рабочие лесопромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили.


10. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  • ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался.
  • ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море.
  • ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка...


11. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  • СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо. 
  • СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.
  • СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет.
  • СПП с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части: Она ела для того, чтобы не умереть. 
  • СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос...
  • СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили.


12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • помогают автору показать одновременно происходящие события:  Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше.
  • помогают автору пояснить смысл сказуемого из первой части:  Наконец мы дождались: позвонил папа.
  • помогают автору указать на причину того, о чём говорится в первой части:  Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
  • помогают автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
  • помогают автору противопоставить два события:  Лето припасает - зима поедает.
  • помогают автору уточнить, в какое время (когда) происходит событие, о котором говорится во второй части:  Кончил дело - гуляй смело.
  • помогают автору указать на условие, при котором совершается действие во второй части:  Посеешь ветер - пожнёшь бурю.
  • помогают автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой части:  Дети стали большими - им надо серьёзно учиться.
  • помогают автору передать быструю смену событий Раздался выстрел - зверь упал.
  • помогают автору сравнить события:   Скажет слово - соловей поёт.

 

    Раздел 4. Пунктуация

Артюшков И.В.

"Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их - поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи".

Львова С.И. 

«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый   «характер»»

К. Г. Паустовский

«Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться»

О. Б. Сиротинина

«Орфографическая грамотность, являясь важнейшей составляющей хорошей письменной речи, напрямую и очень тесно взаимодействует в письменном тексте с пунктуационной грамотностью , суть которой состоит в грамотном и уместном в данном тексте употреблении знаков препинания»

                                                       Смысл фраз

  1. Знаки препинания помогают пишущему структурировать текст и , следовательно, точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему — понять их. Каждый знак выполняет определенную функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Точка показывает, что мысль закончилась, а запятая может свидетельствовать о незавершенности мысли, о перечислении или выделении фрагмента текста и т.д.
  2. Хорошая письменная речь характеризуется соблюдением правил орфографии и пунктуации.

                                                   Примеры

  1. Проанализировать примеры использования знаков препинания автором исходного текста.

  Знаки препинания могут иметь следующие ФУНКЦИИ:

1. СИНТАКСИЧЕСКИЕ (выделительную и разделительную),

2. СМЫСЛОВУЮ,
3. ИНТОНАЦИОННУЮ.

В данной статье чётко сформулированы СИНТАКСИЧЕСКИЕ функции всех знаков препинания.


К РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ знакам относятся:
1. точка
2. точка с запятой
3. запятая
4. вопросительный знак
5. восклицательный знак
6. двоеточие
7. многоточие
8. абзацный отступ

ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫМИ знаками являются:
1. запятая (две запятые)
2. тире (два тире)
3. восклицательный знак
4. скобки двойные
5. двоеточие и тире, употребляемые вместе
2. кавычки двойные

ЗАПЯТАЯ

Функция №1 -
 РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ

Запятая разделяет:

1. однородные члены предложения;
2. части сложного предложения;
3. прямую речь, стоящую перед словами автора.

Функция №2 -
 ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ

Две запятые выделяют:

1. обособленные члены предложения
2. уточняющие, поясняющие и присоединительные члены предложения;
3. сравнительные обороты;
4. вводные конструкции;
5. обращения;
6. междометия;
7. утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова;
8. придаточные части сложноподчинённого предложения.


Функции вопросительного знака

ФУНКЦИИ вопросительного знака:

 1. РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ
С помощью вопросительного знака отделяются предложения в тексте, в данном случае это завершающий предложение пунктационный символ.

 2. ИНТОНАЦИОННАЯ
Вопросительный знак, поставленный в конце предложения, сигнализирует о том, что предложение следует читать с вопросительной интонацией.

 3. СМЫСЛОВАЯ

а) Вопросительный знак помогает определить
 цель высказывания.

б) Вопросительный знак для выражения ВОПРОСА


- ставится
 в конце простого предложения, заключающего в себе прямой вопрос:

 Ты откуда же взялся, Андрей? Любишь апельсины?

 - может ставиться в вопросительных предложениях после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса:

Что я — попугай? индейка?
 Кравцов ласково улыбался — его нетерпению? самомнению? гениальности?

- может ставиться в
 конце назывного предложения:

 Пожар?

 - ставится в конце ССП, если все части, входящие в его состав, или только последняя заключают в себе вопрос:

 В ней сердце долго ли страдало, иль скоро слёз прошла пора?
 Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?

- ставится в конце СПП, если вопрос содержится и в главной, и в придаточной частях предложения или только в главной либо придаточной:

 Вы знаете, что такое сестры милосердия?
 Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело?

- ставится в конце СПП, если
 косвенный вопрос содержит сильно выраженную вопросительную интонацию:

 Скажите, пожалуйста, что это за огни? 
 Я спросил, как же он стал отшельником?

- ставится в конце БСП, если образующие его части являются вопросительными предложениями или только последняя часть содержит прямой вопрос:

 Кто скачет, кто мнится под хладною мглой?
 А я ехала сейчас, говорила с вами и всё думала: почему они не стреляют?
 Хвалы приманчивы — как их не пожелать?

в) выражает НЕМОЙ ВОПРОС в диалоге:


- Так ты его видел?
 - ???

г) выражает СОМНЕНИЕ или НЕДОУМЕНИЕ пишущего (при этом заключается в скобки и находится внутри - а не в конце! - цитируемого текста):


«…Уже весёлые и шумные вином, уже певучие (?) и светлые (!) кругами сидели у стола». Что за странный набор слов!


д) ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ВЫРАЖЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ПИШУЩЕГО К ЧУЖОМУ ТЕКСТУ может
 сочетаться с восклицательным знаком:

 …Небезызвестный… Уильям Бакли, которого «Нью-Йорк таймс» назвала «яростным сторонником консервативных позиций», опубликовал… панегирик под лихим заголовком: «Нейтронная бомба — уникальное антивоенное (?!) оружие»

Раздел 5. Изобразительно-выразительные средства

Зеленецкий А.А.
 «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной 
речи посредством эпитетов»

Горшков А.И.
«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление»

Короленко В.Г.
«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли»

Солганик Г.Я.

«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы»

Солганик Г.Я.

«Самое удивительное и распространенное среди изобразительно-выразительных средств — метафора, или скрытое сравнение»

 

                                                   Смысл фраз

  1. В языке есть разнообразные средства, позволяющие назвать и описать все, что существует в мире: от предметов и явлений действительности до чувств и эмоций человека. Автор акцентирует внимание читателя на том, что в языке есть средства, позволяющие передать мысли и чувства выразительно и красиво.

  1.   Русский язык красив и выразителен. В тексте авторы используют слова и их сочетания , которые отличаются образностью, привлекают внимание читателей своей красотой и оригинальностью.
  2. Метафора — это изобразительно-выразительное средство , основанное на употреблении слов в переносном смысле. Метафорический перенос осуществляется на основании сходства предметов и явлений по форме, цвету, назначению. Метафора часто встречается в речи и служит для усиления ее выразительности.

                                                     

                                                     Примеры

  1. Указать, что описывает в тексте автор и пояснить, с помощью каких языковых средств (слов, синтаксических конструкций, знаков препинания) ему удается достичь цели — передать информацию читателю. Обратить внимание на образные выражения, встречающиеся в тексте (метафоры, эпитеты, олицетворения и т.д), с помощью которых автор «рисует» картину словами.
  2. Примеры образных выражений из исходного текста (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения)


МЕТАФОРА - вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков, скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот. Например: Сыплет черёмуха снегом. (снег подобен цветущим кистям черёмухи). Колесом за сини горы солнце красное скатилось (солнце подобно колесу).
Значение: повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность.

МЕТОНИМИЯ - замена одного слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь. Например: Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам. (метонимия "все флаги" заменяет многословное выражение "корабли всех стран под различными флагами")

Значение: приём краткой выразительной речи, экономия лексических средств.

ИРОНИЯ (притворство) - употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Например: Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на слона.

Значение: создание комического эффекта.

ГИПЕРБОЛА (преувеличение) - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т.п. Например: ...дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни.

Значение: на гиперболах строится образность сатирических произведений. Гиперболизация является источником юмора, средством насмешки.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - разновидность метафоры, перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. Например: Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил. 

Значение: повышает эмоциональную выразительность текста.

СИНЕКДОХА (обобщение) - частный случай метонимии, обозначение целого через его часть. Например: Швед, русский колет, рубит, режет.

Значение: придаёт речи краткость и выразительность, усиливает экспрессию речи и придаёт ей глубокий обобщающий смысл.

ЛИТОТА (простота) - образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета или явления. Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Значение: одновременное употребление литоты и гиперболы резко и сильно подчёркивает создаваемый образ. Стилистический приём двойного отрицания. Служит средством для создания сатирического и юмористического эффекта.

ЭПИТЕТ – образное определение предмета или действие. Например: На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн.

Значение: Создаёт зримый образ предмета, явления, формирует эмоциональное впечатление, передаёт психологическую атмосферу, настроение. Характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощается мироощущение писателя. Эпитет в описании природы как средство выражения чувства, настроения. Выражение внутреннего состояния человека.

АНТОНОМАСИЯ (переименование) – троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного, вид метонимии. Например: в русском языке закрепилось использование в переносном значении слов Донкихот, донжуан, ловелас и др.

Значение: этот троп часто используется в публицистике. В его основе – переосмысление имён исторических деятелей, писателей, литературных героев. В художественной литературе используется как средство образной речи.

АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение предмета или явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты (в баснях, загадках). Выражение отвлечённого понятия или идеи в конкретном художественном образе. Например: в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость – Зайца, хитрость – Лисы. Аллегорический смысл может получать иносказательное выражение: «пришла осень»  может означать «наступила старость».

Значение: широко используется в эзоповом языке – манере, обнаруживающей изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок и прочих обманных средств. Используется для того, чтобы обойти цензуру. С помощью аллегории иносказательно выражаются идеи глубокого философского содержания.

ПЕРИФРАЗА  или ПЕРИФРАЗ (описательное выражение) – стилистический приём, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета или явления описательным выражением. Например: Лев – царь зверей. Унылая пора, очей очарованье (вместо «осень»).

Значение: подчёркиваются существенные стороны, характерные признаки предмета или явления.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИМВОЛ – образные слова, которые замещают наименование жизненного явления, понятия предмета условным его обозначением, напоминающим это явление и придающим ему новый, глубинный смысл. Например: Дождь – символ печали и слёз. Кукушка – символ одинокой тоскующей женщины. Берёза – символ России.

Значение: придаёт слову новый, глубинный смысл.

   Раздел 5. Лексика

В. Г. Белинский

«Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус»

В нашем языке имеются слова исконно русского происхождения и заимствованные. В. Г. Белинский считает, что не следует употреблять заимствованное слово, если есть близкие по смыслу слова.

Показать, что в тексте встречаются как русские слова, так и заимствованные. Указать, когда использует заимствованные слова, может, употребляет их, когда нельзя заменить исконно русскими синонимами.

Е. И. Замятин

«...Каждой среде, эпохе, нации присущ свой строй языка, свой синтаксис, свой характер мышления, характер мыслей».

Язык формируется в результате исторического развития народа. В каждый исторический период социально-политические, экономические, культурные, бытовые условия жизни меняются. В результате происходят изменения и в языке: появляются новые слова и выражения, а многие из имеющихся переходят в пассивный запас или исчезают.

Примеры устаревших слов, употребленных в тексте.

В. В Виноградов

« У слова может быть несколько свободных значений, в которых непосредственно отражаются разные предметы и явления действительности»

В языке имеются многозначные слова. Значение такого слова можно понять только в контексте.

Найти в тексте многозначные слова и показать, в каком именно значении они использованы автором.

В. В Виноградов

«Тонкое уменье пользоваться синонимами и их смысловыми оттенками для придания языку большей выразительности- признак высокой речевой культуры»

Синонимы — слова, близкие по смыслу, - прида выразительность, помогают речи избежать повторов. Если человек умело использует синонимы, то его речь разнообразна и точна. А это показатели высокого уровня речевой культуры.

Привести примеры слов, у которых есть синонимы, и определить, насколько точно автор выразил мысль и как правильно понял его читатель, благодаря уместному использованию синонимов.

И. Б. Голуб

«В художественной речи диалектизмы выполняют важные стилистические функции:помогают передать местный колорит, особенности речи героев, наконец, диалектная лексика может быть источником речевой экспрессии»

Диалектизмы — это слова и выражения, распространенные на определенной территории. В художественных текстах они служат для воссоздания местного колорита, передачи речи героев — выходцев из определенных областей. Это делает описание и повествование более достоверным и выразительным.

Примеры диалектных слов и выражений, использованных в тексте.

«Фразеологизмы — неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной жизни, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства»

Роль лексических явлений в языке

АНТОНИМЫ:

  • позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их, 
  • помогают высказать мысль с большей точностью, 
  • делают речь яркой и убедительной.

СИНОНИМЫ:

  • помогают избежать однообразия изложения, 
  • разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
  • позволяют всесторонне охарактеризовать образ, 
  • помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание, 
  • позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,
  • позволяют тонко и красочно описывать явления,
  • способствуют точности и ясности высказывания,
  • дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.


УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:

  • служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
  • делают речь яркой и убедительной,
  • служат для передачи торжественности момента,
  • служат для воссоздания исторической обстановки,
  • служат средством речевой характеристики персонажа,
  • используются для создания комического эффекта, иронии;
  • помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
  • подчёркивают достоверность сказанного,
  • служат названиями реалий прошлых лет.


 ДИАЛЕКТИЗМЫ:

  • помогают передать местный колорит, особенности речи героев.


СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

  • служат для обозначения предметов, признаков, действий.


СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

  • выступают как одно из средств выразительности речи.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:

  • используется писателями как языковая основа произведения,
  • употребляется в любых условиях общения,
  • служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:

  • создаёт стилистическую окраску слова,
  •  одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);
  • используется для словесной характеристики героя.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:

  • помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,
  • служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,
  • служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,
  • служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.

КНИЖНЫЕ СЛОВА:

  • позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,
  • помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему, 
  • служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,
  • служат речевой характеристикой персонажей.

ЭПИТЕТЫ:

  • усиливают выразительность, образность языка произведения;
  • придают художественную, поэтическую яркость речи;
  • обогащают содержание высказывания;
  • выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
  • создают живое представление о предмете;
  • оценивают предмет или явление;
  • вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
  • помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

  

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:

  • придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,
  • характеризуют все стороны жизни человека.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:

  • помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,
  • средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,
  • средство передачи монотонности и однообразия действий,
  • повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,
  • средство выражения многократности или длительности действия.

Раздел 6.  Морфология.

Л. Н. Толстой

«Русский язык... богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей»

А. А. Реформатский

«Местоимение — удобное звено в устройстве языка, местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании...»

Местоимение — это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их: я, мы, кто, какой-то. В тексте местоимения выполняют важную роль: они заменяют собой имена существительные, прилагательные и числительные и помогают избежать повторов.

Найти в тексте местоимения и разъяснить, какие слова они собой заменяют. Показать, что замена слова местоимением — это способ избегания повтора слов в соседних предложениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект при подготовке к ОГЭ по русскому языку

Данный опорный конспект поможет вспомнить и обобщить необходимые сведения при подготовке  к ОГЭ...

Опорные конспекты для подготовки к ЕГЭ

Краткое изложение материала 6-11 классов для подгтовки учащихся к итоговой аттестации по биологии. Конспекты сделаны с использованием материалов А. Ю. Ионцевой "Биология в таблицах",  серии "Инди...

Опорный конспект для подготовки к ЕГЭ

в форме обобщения представлен теоретический материал для подготовки к экзамену...

Опорные конспекты для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. По учебнику П. Баранова

Консультативный материал для сдающих ЕГЭ по обществознанию. В схемах отражены темы "Право. Политика. Экономика. Социология"...

Опорные конспекты для подготовки к экзамену по биологии

Данный материал позволит сэкономить время на консультации по биологии, когда учитель даёт обзор по большой теме, вспоминая её ключевые моменты. Конспекты содержат справочный материал по темам курса. М...

Опорные конспекты для подготовки к ГИА 9-11 классы. По теме: "Экономические районы России".

Материал применяется для успешной подготовки к ГиА. в 9-11 классах....