Глагол.Обобщение
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Данилова Екатерина Сергеевна

Консект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol.obobshchenie_6_kl.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этап

Деятельность уч-ля и уч-ся

1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Проверим, все ли необходимое у вас есть на партах. Тетрадь, учебник, дневник, пенал. Лишнее уберите. А теперь начнем урок.

2. Сообщение темы и цели

Я знаю, что вы уже изучили тему «Глагол» и на сегодняшнем уроке я проверю, хорошо ли вы поняли её. Сейчас я прочитаю текст, а вы внимательно его послушайте.

3. Контроль степени усвоения учащимися того, в чем они будут тренироваться

Ольха

Апрель – это месяц весенних первоцветов. И если днём сильно греет1, несов., невозвр., переходн. лучистое солнце, торопливо бегут ручьи, то ночью земля стынет. Большие перемены происходят2, несов., невозвр., непереходн. в апреле. В воздухе пахнет весной.

Уже посветлели кроны ольхи. На них ты увидишь2, сов., невозвр., переходн. много серёжек. Они всю зиму висели на растениях и заметно выросли за тёплые весенние дни. Ты только погляди, как они красивы, стоит только присмотреться2, сов., возвр., непереходн.!

Ольха из деревьев зацветает первой. Длинные серёжки её покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка жёлтой пыльцы. Пыльца очень лёгкая, долго держится2, несов., возвр., непереходн. в воздухе и переносится2, несов., возвр., непереходн.  на большие расстояния.

В шишечках находятся семена, созревают1, несов., невозвр., непереходн.  они только осенью и долго остаются на дереве, осыпаются только в конце зимы.

Ты бы встретил это дерево, если бы прогулялся1, сов., возвр., непереходн. по влажной местности, по берегам рек и озер, по лесам.

Но ольха не только красива, её очень ценят2, несов., невозвр., переходн. врачи. Ольховые шишечки, кору и листья с успехом применяют в медицине.

(По И.Балбышеву)

А теперь запишите его под диктовку. \диктует текст\

Работа с текстом.

Записали? Отлично.

О чем текст? (О весне и об ольхе)

Какова главная мысль текста? (Главная мысль текста – это то, что ольха красива и полезна)

Что отражает заголовок, тему или идею текста? (Заголовок отражает тему текста, так как в заголовке говорится об ольхе, а в тексте она описывается, говорится о том, что она не только красива, но и полезна)

К какому типу речи относится текст? (Описание)

Докажите. (В тексте говорится о весне, описывается, какая погода весной (И если днём сильно греет лучистое солнце, торопливо бегут ручьи, то ночью земля стынет), а также говорится о том, какая ольха: об её внешнем виде (Уже посветлели кроны ольхи. На них ты увидишь много серёжек и т.д.), о том, где она растет, где применяются ее шишечки. В тексте нет ни рассуждения, ни описания каких-либо событий)

Верно. А теперь посмотрите на глаголы и подпишите у глаголов греет, происходят, увидишь, присмотреться, держится, переносится, созревают, прогулялся, ценят постоянные признаки. Какие признаки вы должны перечислить? (Спряжение, вид, переходность, возвратность) \подписывают\

Готовы? Давайте проверим. \проверяем \

Молодцы, с этим справились. Найдите, пожалуйста, в тексте предложения с глаголами в условном наклонении. ( Ты бы встретил это дерево, если бы прогулялся по влажной местности, по берегам рек и озер, по лесам.) А в повелительном? (Ты только погляди, как они красивы, стоит только присмотреться!)

Определите морфологические признаки этих глаголов, как они изменяются?

(Глаголы условного наклонения «встретил бы», «прогулялся бы» имеют постоянные морфологические признаки – спряжение, вид, переходность, возвратность, изменяются по числам, родам, у глагола повелительного наклонения «погляди» постоянные признаки те же самые, а изменяется он только по числам)

Ребята, а теперь скажите мне, какие орфограммы есть в глаголах из этого текста? С примерами. (Орфограммы в безударных личных окончаниях – греет, стынет, увидишь и т.д., орфограмма в тся/ться – присмотреться, мягкий знак в окончании глагола 2-го лица единственного числа – увидишь) Сделайте графический комментарий этих орфограмм (выходят к доске, остальные в тетради).

гл

4. Тренировочные упражнения

Молодцы, справились! Давайте тогда сделаем несколько упражнений.

Распределительный диктант.

Хорошо. А сейчас проведем распределительный диктант.

Вам предстоит распределить слова в два столбика.  В одном столбике слова, где в окончаниях глагола е, а в другом – и.

Лает, дышит, смотрит, воюет, лелеет, ненавидит, кается, рисует, клеит, бреет, обижает, стелет, кашляет, зависит, мерит, рубит.

\проверка\

(1 столбик – лает, воюет, лелеет, кается, рисует, бреет, обижает, стелет, кашляет

2 столбик – дышит, смотрит, ненавидит, клеит, зависит, мерит, рубит)

У кого-нибудь были ошибки? (Если да, то к словам с ошибками делаем комментарий)

Игра.

Хорошо. А теперь я предлагаю вам такое игру: я говорю начало пословицы, а вы должны её продолжить, причем в её окончании обязательно должен быть глагол, оканчивающийся на тся/ться.

В тихом омуте… (черти водятся). А что значит эта поговорка? (Так говорят о том, кто тих, смирен только с виду). Как здесь пишется глагол и почему? (Водятся без ь, черта что делают?)

Не плюй в колодец: пригодится… (воды напиться). А эта? (Не делай неприятностей, не вреди кому-ибо., так как этим можешь лишить себя в будущем помощи, поддержки). Как пишутся оба глагола? (пригодится без ь, колодец что сделает?; напиться с ь, пригодится что сделать?)

Молодцы! А теперь наоборот, я говорю вам конец пословицы, а вы её начало.

(Заставь дурака Богу молиться) – он и лоб расшибет. А у этой поговорки какой смысл? (Означает — переусердствовать от излишнего (неумного) рвения). Как пишется? (Молиться с ь, заставь что делать?)

(Волка бояться) – в лес не ходить. Ну, а у этой? (Если страшиться предстоящих трудностей, опасностей, то нечего и браться за дело). Как напишем? (Бояться с ь, волка что делать?)

Победила колонка (у окна, посередине, у стены).

Работа с раздаточным материалом.

Теперь, когда мы поиграли, выполним задание посерьезнее. Сейчас я раздам вам распечатки, где вы должны будете вставить пропущенные буквы, затем мы проверим.

1. Проснувшись, я долго не мог понять, где я. Надо мною расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и та…ло  сверкающее облако (Кор.). 2. Се…ло мелкой, сухой изморозью (М. Г.). 3. По всей станице ла…ли собаки (Закр.). 4. Коршун ре…л над скотным двором: сделает круг и остановится в воздухе, чуть покачиваясь на крыльях (М. Г.). 5. Я втайне леле…л мысль, что на этот раз Дерсу поедет со мной в Хабаровск (Арс.). 6. Проходя над горами, тучи отяжелели и обессил…ли (Кор.). 7. Эта тайна муч…ла Петю (Кат.). 8. Долгое сидение в душной комнате обессил…ли мальчика. 9. На горе недавно ста…л снег (Л. Т.). 10. Теперь я выздоров…л, но прихворнула мать. (Ч.)

\выполняют\

От чего зависит написание гласной перед –л? (Перед –л пишется та же гласная, что и перед –ть).

Верно. Проверим.

(1. Проснувшись, я долго не мог понять, где я. Надо мною расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло (таять) сверкающее облако (Кор.). 2. Сеяло (сеять) мелкой, сухой изморозью (М. Г.). 3. По всей станице лаяли (лаять) собаки (Закр.). 4. Коршун реял (реять) над скотным двором: сделает круг и остановится в воздухе, чуть покачиваясь на крыльях (М. Г.). 5. Я втайне лелеял (лелеять) мысль, что на этот раз Дерсу поедет со мной в Хабаровск (Арс.). 6. Проходя над горами, тучи отяжелели и обессилели (обессилеть) (Кор.). 7. Эта тайна мучила (мучить) Петю (Кат.). 8. Долгое сидение в душной комнате обессилили (обессилить) мальчика. 9. На горе недавно стаял (стаять) снег (Л. Т.). 10. Теперь я выздоровел (выздороветь), но прихворнула мать. (Ч.))

Ребята, а почему глаголы «обессилить» и «обессилеть» разного спряжения? Чем они отличаются?

(Обессилить – сделать бессильным, а обессилеть – стать бессильным. Это разные глаголы)

5. Самостоятельная работа учащихся

Морфологический разбор.

Отлично! Раз вы успешно справились с заданиями, вернемся к нашему тексту и сделаем морфологический разбор глаголов «бегут» и «встретил бы». Нужно, чтобы к доске вышли два человека. Кто хочет? \выходят\ Остальные работают в тетради.

бегут – глагол

1. (что делать?) бежать

Н.ф. – бежать

2. Морфологические признаки:

-постоянные: несов. вид, непереходн., разноспр.

-непостоянные: изъявит.. наклонение, мн. ч., наст. вр., 3-е лицо,

3. Синтаксическая роль:

ручьи что делают? бегут  

встретил бы – глагол

1. (что сделал бы?) встретил бы

Н.ф. – встретить

2. Морфологические признаки:

-постоянные: сов. вид., переходн., 2 спр.

-непостоянные: условн. накл., м.р., ед. ч.

3. Синтаксическая роль:

ты что сделал бы? встретил бы

6. Подведение итогов урока

Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо усвоили материал по теме «Глагол».

7. Д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Морфология. Глагол. Обобщение.

Мало видеть слово. Надо точноЗнать, какая есть у слова почва, Как росло оно и как крепчало,Как его звучало зазвучало,Чем должно набухнуть и налиться,Прежде чем в названье превратиться,В знанье, в...

План урока на тему"Глагол" (обобщение)

План урока на тему :"Глагол"(обобщение)...

Урок по русскому языку с ЭОР по теме "Глагол.Обобщение" 6 класс.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол», обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков (личных окончаний глаголов, ь после шипящих, не с глаголами...

Конспект открытого урока по русскому языку. "Глагол. Обобщение. 6 класс."

Урок-игра, цель которого обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол». Задачи урока:формировать умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;продолжить развиват...

Тест. Глагол. Обобщение.

Тест. Глагол, Обобщение....

Презентация по русскому языку "Глагол. Обобщение" (5 класс)

Презентация представляет собой космическое путешествие. Состоит из 27 слайдов....

Урок-сказка «В гостях у батюшки Глагола» Обобщение знаний по теме «Глагол» в 6 классе

На уроке повторения по теме по теме «Глагол» учащиеся 6-го класса отправятся в сказочное путешествие  в гости к батюшке Глаголу, побывают в селении Неопределенной формы, в городах-спу...