Урок-практикум в 11 классе на тему:"Сложное предложение"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Резникова Любовь Александровна

Данный урок является подготовительным к сдаче экзамена в рамках ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok-praktikum_russkogo_yazyka_v_11_klasse.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка  в 11 классе

Тема урока: Синтаксис. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Цели урока: Образовательные:

  • актуализация знаний, умений и навыков учащихся при изучении связи синтаксиса и пунктуации;
  • упорядочение процесс обучения путем алгоритмизации пунктуационных правил;
  • формирование умений анализировать, устанавливать связи между элементами учебного материала;
  • создание условий, способствующих эффективной организации деятельности учащихся по обобщению и систематизации  учебного материала;  
  • систематизация  знаний учащихся с целью подготовки  к  ЕГЭ;
  • обеспечение  качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.

Развивающие:

  • развитие умений излагать свою точку зрения, логического мышления (анализировать языковой материал, обобщать и делать выводы);
  • формирование умений анализировать информацию и выделять главное;
  • развитие умений сравнивать, комментировать, делать выводы;
  • развитие творческих, коммуникативных качеств;
  • развитие  личных качества учащихся (чувства товарищества, взаимоподдержки), формирование общекультурных навыков.

Воспитательные:

  • формирование  желания постоянно пополнять свои знания и поддерживать интерес к изучению русского языка;
  • воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры.

Задачи урока: Изучить связи синтаксиса и пунктуации в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, отработать навык работы с заданиями ЕГЭ по русскому языку.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа, мы повторим, обобщим и систематизируем  изученный ранее материал, который необходим нам для серьезной подготовки к единому государственному экзамену. Желаю вам получить только положительные оценки.

-Запишите в тетрадь число. Читаю высказывание К.Г. Паустовского о русском языке.

2. Повторение изученного материала.

    1. Начнём наш урок с орфоэпической  разминки.

3. Определение темы урока.

 -Ребята, мы уже работали над сложным предложением, давайте вспомним материал и восстановим схему.

-Рассмотрите схему (Слайд).

-Восстановите схему.

Бессоюзные сложные  предложения мы будем рассматривать на следующих уроках, а сегодня на уроке будем работать со сложными союзными предложениями.

Запишите тему в тетрадь: Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

-Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь - взволнованной и торжественной.

4. Объявление цели.

-Сегодня на уроке мы рассмотрим трудные случаи постановки запятой в сложных союзных предложениях

5. Актуализация знаний.

-Сопоставьте две схемы и определите, в чем их сходство и  чем они отличаются.

(Сходство: это два СП
Различие: 1 пример – СПП с несколькими придаточными. 2 пример – ССП)

-Какое из предложений соответствует 1 схеме? 2 схеме?

5.Обобщение и систематизация знаний.

- Давайте вспомним теоретические сведения о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Это поможет нам в дальнейшей работе на уроке.

- Помогут нам в этом ученики, которые подготовили презентации о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Послушаем … (ученика или ученицу) о сложносочиненных предложениях. Презентация №1.

-Разберём практические задания, касающиеся постановки знаков препинания в сложном предложении. Такие задания помещены в тестах ЕГЭ под литерой «А». Начнем с заданий на различение простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

У доски:

Сидит заяц на задних лапках под кустом и не шевельнётся. День был безветренный, и жара с каждым часом усиливалась.

-Давайте вспомним алгоритм работы со ССП. (Приложение 5)

-Обратите внимание на карточки, которые лежат у вас на парте. Работаем с карточкой №1 (приложение 6, слайд). Вы должны в течение 2 минут прочитать задание, записать предложение, по алгоритму выполнить задание. Подготовьтесь к комментированию правильного выбора ответа.

-Объясните выбор пунктуации.

(Ученик комментирует задания)

 Устали, пришло время отдохнуть глазам. Слушаем музыку, следим за бабочками и быстро-быстро моргаем

Физминутка

 -Мы рассмотрели случаи постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении. Сейчас разберем знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

-   Наташа  представит нам презентацию о СПП (Приложение 7).

-Работаем с карточкой №2. Вы должны в течение 2 минут прочитать задание, записать предложение, по алгоритму  выполнить задание. Подготовьтесь к комментированию правильного выбора ответа.

- Ребята, кто первый выполнит задание, поднимите руку.

      -Обратим внимание на предложение:

Я не понял, хотел ли он меня обидеть или слово вырвалось у него случайно.

(Записано на доске учеником, быстро выполнившим задание. Разбор предложения)

- Перестроить простое вопросительное предложение в СПП.

Ты пойдешь с нами в театр?

Я спросил, пойдет ли он с нами в театр.

-Комментирование ответов по карточкам. Объясните выбор пунктуации.

(Ученик комментирует задания)

- Вам предлагаются предложения на карточках №3 Работа по вариантам.  Внимательно прочитайте предложения, определите случаи, о которых не стоит забывать.

-Ответ первой группы (Слайд 15).

-Отвечает вторая группа (Слайд 16).

- Сейчас поработаем с текстом. Перед вами тексты с заданиями.

Из текста выписать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Правильно расставить знаки препинания. В СПП указать виды придаточных.

6. Определение домашнего задания и инструктаж.

    - Дома продолжите работу с текстами.

7.Оценивание учащихся.

-Мне хочется отметить работу всего класса и отдельных учеников.

8.Подведение итогов 

-Итак, подведем итог нашей работы на уроке.

–  Какую тему мы повторяли на  уроке? (Постановка знаков препинания в сложных союзных предложениях

.–  Достигли ли мы с вами  поставленной цели урока?

-  В листе самооценки напишите свои отзывы об уроке

 -Зачитайте ваши ответы по уроку.

- Я очень довольна нашей сегодняшней работой. Желаю вам успехов на следующих уроках. Всего доброго.

10. Рефлексия деятельности на уроке.

Работа со схемой по определению самооценки работы на уроке.

  1. Мне понравилось на уроке, что я…
  2. Я ощущал себя на уроке…
  3.  Мне нужно еще поработать над…

11. Домашнее задание.

Завершение работы с текстами.

12.  Заключительное слово учителя:

Родной язык необходимо знать, чтобы…

 чтобы просто чувствовать себя русским человеком!

…ибо «родной язык, как родину и родителей, не выбирают, они даются нам вместе с рождением и впитываются с детством.

Для каждого из нас – это центр Земли, к которому мы будем стремиться всю жизнь!»

13.  Методическая литература:

1. ЕГЭ 2012. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3(С)/ Львов В.В. и др.-М.: Издательство «Экзамен», 2012

2. http://festival.1september.ru/

Самоанализ:

Данный урок русского языка проводится при итоговом повторении темы  «Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения» в рамках подготовки к ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Методическая разработка Урок-практикум в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения»

Обобщение по теме«Сложноподчиненные предложения»Цели:повторение и обобщение  изученного  по теме;определение уровня  усвоения знаний, сформированности ...

Урок-практикум в 8 классе по теме "Односоставные предложения"

* Цель урока: обобщить и закрепить сведения, полученные при изучении темы «Односоставные предложения»; выявить степень усвоения материала и пробелы в знаниях учащихся по изученной теме через раб...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

Конспект урока-практикума в 5 классе по теме « Виды предложений по строению»

Урок русского языка 5 класс. Раздел "Синтаксис". Виды предложений по строениюМетодическая разработка урока предназначена для учителей русского языка при изучении раздела "Синтаксис" в 5 классе.В уроке...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему: «Сложное предложение. Запятые в сложном предложении».

Учебник: Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч. 1/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.  ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013....

Конспект урок в 9 классе по теме: «Сложное предложение. Основные типы сложных предложений».

Цель урока: дать общее представление о признаках разграничения сложных и простых предложений, рассмотреть типы сложных предложений. Урок предполагает наличие рабочих листов и презентации....