Урок русского языка в 5 классе на тему: "Прямое и переносное значение слов"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Резникова Любовь Александровна

Урок ознакомления с новым матермалом. (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._yaz._5kl._pryamoe_i_perenosnoe_znachenie_slov.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: Прямое и переносное значение слова.

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: Организовать работу по освоению учащимися знаний о прямом и переносном значении слова.

Задачи:

- образовательные: развивать умение учащихся различать прямое и переносное значение слова;

-  развивающие: содействовать развитию умения употреблять в речи слова в переносном значении, находить и определять роль олицетворения;

- воспитательные: развивать умение организовывать , планировать работу в группах, организовывать рефлексию самостоятельной и групповой деятельности, содействовать развитию мотивации к самовоспитанию, личностной самореализации.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа и через строчку, оставленную для темы урока, эпиграф.

( Слайд 1).

- Ребята, согласны ли вы с этим высказыванием?

- А можете ли вы утверждать, что обладаете достаточным объёмом знаний, чтобы считать себя умными?

- Тогда как пословица может быть связана  с содержанием сегодняшнего урока? (Мы будем открывать новое знание)

- Молодцы! Желаю вам удачи!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Чтобы вы сегодня могли самостоятельно открыть новые знания, вам надо вспомнить материал, который потребуется для открытия, а для этого запишем предложение.

  Поэт С. Наровчатов писал: « Чем сложнее становилось человеческое общество, тем сложнее и богаче становился язык». (у доски)

- Как вы понимаете это высказывание?

- Объясните написание безударной гласной в корне глагола (станет)

- В каком значении употребляется слово богаче ?

- Посмотрите на слайд, докажите, что слово богатый многозначное. (слайд)

- Как в толковых словарях обозначается многозначное слово?

3. Выявление места и причины затруднения.

- Что обозначает сокращённое «перен.» около четвёртого значения слова богатый? Кто из вас может ответить на этот вопрос? (Мы пока этого не знаем, а можем только догадываться)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какова же цель вашей дальнейшей деятельности?  ( Узнать, что обозначает сокращённое слово «перен.» и в связи с этим сформулировать тему урока).

- Для этого обратимся к учебнику русского языка стр. 157, параграф 66.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.( Прямое и переносное значение слов).

-  Итак, когда выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание? (На закономерность)

- Постройте план проекта (Установить закономерность, сделать вывод, создать эталон). (слайд)

5. Реализация построенного проекта.

- Итак, давайте установим закономерность определения прямого и переносного значения слов. Для этого проанализируйте данные ниже примеры.

Ледяная глыба – ледяной взгляд, море пшеницы – голубое море; копирует чертёж – копирует походку.

Сходство между:

  1. Предметами
  2. Действиями
  3. Качествами (слайд)

6. Первичное закрепление.

 1.) Запишите в 2 столбика словосочетания: в один – с прямым, в другой – с переносным значением слов:

Тяжёлый чемодан, тяжёлый характер; лёгкая работа – лёгкая рука; железная дисциплина – железный гвоздь. 

2.) Сообщение учителя.

Употребление слов или оборотов речи в переносном значении называется метафорой. Метафоры часто используют поэты и писатели, чтобы создать более живую, образную картину природы. Вспомните и прочитайте известное вам стихотворение С.Есенина «Поёт зима – аукает»

Сергей Есенин
«Поет зима - аукает»

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
        Седые
облака.

А по двору
метелица
Ковром шелковым стелется,
        Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
        Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
        И жмутся поплотней.
А
вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
        И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
        У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
        Красавица весна.

 

3.) При повторном чтении учащиеся записывают предложения или сочетания слов, в которых употреблены слова в переносном значении.

Использование в стихотворении метафоры придаёт описанию природы особую выразительность, живость и яркость.

7. Самостоятельная работа с проверкой соседа по парте (работа в парах):

Со словами звезда,  холодный, хрупкий, бежать составьте словосочетания так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значении.

- У кого возникли затруднения? Где?

4.) Упр. 350.

8. Включение в систему знаний.

- Ребята, где вы будете применять новые знания? Почему возникла необходимость изучить данную тему?

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Что нового вы узнали на уроке?

- В чём у вас было затруднение?

- За что бы вы похвалили себя на уроке?

Домашнее задание: §66, упр.348, 349.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"...

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение.  «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Правописание и употребление междометий и звукоподражательных слов.

Предложен учебный фильм, дидактические таблицы для осмысления и запоминания....