Урок русского языка в 9 классе. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Гусейнов Айдын Нурали оглы

Особенности постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении.
Актуализация полученных знаний при выполнении задания В7 в формате ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znaki_prepinaniya_v_spp-9_klass.docx647.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Знаки препинания в сложноподчинённом предложении (9 класс)

Цель урока:

  • повторение и обобщение сведений о СПП;
  • закрепление навыков грамотного пунктуационного оформления СПП;
  • актуализация полученных знаний при выполнении задания В7 в формате ГИА.

Ход урока

  1. Постановка проблемы (слайд 1). 

Вниманию учащихся предлагается слайд с вариантом задания В7 из демонстрацион- ного варианта по русскому языку в формате ГИА  2011 года[1].

(Ученик читает задание В7)

Слайд 1

Вопросы:

1. Какие теоретические сведения нужны нам для решения этого задания?

2. Можете ли вы сформулировать тему нашего урока?

3. Какими умениями мы должны овладеть за этот урок?

4. Как это поможет нам на государственной итоговой аттестации?

II. Фронтальный опрос-беседа

  1. Что такое сложное предложение?
  2. Какие типы сложных предложений вы знаете?
  3. Какие типы предложений представлены в задании В7?  Каковы  их особенности?
  4. Какие предложения называются сложноподчинёнными?
  5. Из каких частей состоит СПП? Сколько придаточных может быть в одном СПП?
  6. Назовите основные виды придаточных в составе СПП.

III. Работа со схемами СПП (слайд 2).

Учащимся предлагается:

  • сопоставить данные на слайде предложения и схемы, расставить и объяснить знаки препинания;
  • подобрать к данным схемам свои предложения;
  • использовать другие союзы и союзные слова.

Слайд 2

Рисунок2

IV. Работа в группах

Учащимся предлагается проанализировать рекомендованную информацию (см. рабочий лист 1) и распределить её по ячейкам таблицы.

Рабочий лист 1

1. Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного:

Бывают встречи, которые никогда не забудутся, живи хоть сто лет.

2. Иногда, при интонационном подчеркивании, придаточные изъяснительные (а также условные с союзом ли), стоящие перед главным предложением, отделяются от него тире:

Кто весел – тот смеётся. (В. Лебедев-Кумач)

3. Когда придаточное предложение соединено с главным при помощи подчинительного союза (потому что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, так что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор как и т. п.), запятая ставится один раз:

а)  Перед союзом, если придаточное предложение следует за главным.

 Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть всё. (М. Лермонтов)

б)        После всего придаточного предложения, если оно предшествует главному.

 По мере того как я рассказывал, он приходил в себя. (М. Горький)

в) В зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части; первая часть войдет в состав главного предложения как относительное слово, а вторая будет выполнять роль союза.

Он исхудал за одну ночь так, что остались кожа и кости. (Л. Толстой)

Внимание!

Сложные союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.

4. Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание не либо повторяющийся дальше сочинительный союз и, или, либо и т. п., то придаточное предложение не отделяется от главного.

Важно не что он сказал, а как он это сказал.

Было шумно и когда они собирались в столовой.

Внимание! Между придаточными предложениями запятая в подобных случаях ставится.

5. Придаточные предложения, состоящие из одного относительного слова, запятой не отделяются.

Он обиделся, но не сказал почему.

Таблица 1. «Пунктуация в сложноподчинённом предложении»

Одна запятая

Две запятые

Тире

Отсутствие

пунктуации

V. Анализ особенностей предложений в задании В7.  

Вниманию учащихся предлагается ещё раз обратить внимание на предложения в зада-нии В7 (слайд 1). Учащиеся выполняют задание В7 из демоверсии 2011 г.

Выполнение задания В7 из тренировочного тестирования (25.01.2011 г.).

(Слайд 3)

Вопросы:

1. Какие сложности возникают при выполнении заданий?

2. От каких условий  зависит постановка запятых между союзами?

VI. Работа в группах.

Учащимся предлагается проанализировать рекомендованную информацию (рабочий лист 2) и распределить её по  ячейкам таблицы.

Рабочий лист 2

Если два союза оказались рядом, на постановку знака между ними влияет вторая часть двойного союза то, так, но.

1. Он знал, что, если ему будет трудно, друзья обязательно помогут.

Он знал, что если ему будет трудно, то друзья обязательно помогут.

2. Февраль был холодный, и, хотя жарко топили печь, окна обледенели.

Февраль был холодный, и хотя жарко топили печь, но окна обледенели.

Таблица 2. «Постановка запятой при сочетании союзов»

Между союзами ставится запятая

Между союзами не ставится запятая

Учащимся предлагается решить два задания (слайд 4).

VII. Рефлексия

  • Что было в центре нашего внимания на уроке?
  • Для чего вы вносили полученную информацию в таблицы?
  • Оцените для себя важность полученной информации.
  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?
  • Что вы предполагаете делать для закрепления полученных знаний?

VIII. Закрепление полученных знаний

Учащимся предлагается выполнить задание и после этого проверить свою работу с помощью составленных таблиц.

1 вариант

1. Ямщики подвязали колокольчики чтобы звон не привлек внимания сторожей. (А. Пушкин) 2. Если маленькая сестренка еще не спала в своей качалке в соседней комнате я заходил к ней. (В. Короленко) 3. В небольшой комнате которую занимал Нехлюдов стоял старый кожаный диван. (Л. Толстой) 4. Верчусь колесом а куда еду не знаю. (А. Горький) 5. Все возы потому что на них лежали тюки с шерстью казались очень высокими и пухлыми. (А. Чехов)

2 вариант

1. Он ушёл и не сказал зачем. 2. Я хочу знать не как это делается а зачем это делается. 3. Он раздражителен и когда болен и когда здоров. 4. Работа выполнена как следует. 5. Я выполню первое задание и если справлюсь с ним успешно то перейду ко второму.

IX. Домашнее задание. Составить 10 сложноподчинённых предложений на изучаемый материал об известных писателях или художниках, композиторах, артистах, пользуясь справочными материалами по теме.


[1] Федеральный центр тестирования. WWW.RUSTEST.RU


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

русский язык 8 класс. Знаки препинания в сложном предложении

Презентация к уроку русского языка 8 класс "Знаки препинания в СП",повторение изученного в 7 классе. Расчитана на 10 минут с комментариями учителя. Цель презентации напомнить о СП,СПП, ССП,БСП....

Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"

Урок сопровождается презентацией,  помогает осмыслитьспецифику  причастного  оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленны...

Конспект урока письма для 4 класса "Знаки препинания в конце предложения".

Разработка конспекта урока письма (русского языка) для 4 класса школы VIII вида....

Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"

Данный урок позволит   углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СП...

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе :«Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Скопление союзов при последовательном подчинении».

Цель урока : (учащиеся сами сформулируют в течение урока )Познакомить учащихся с трудными случаями пунктуации в СПП с последовательным подчинением.Тип урока: открытие нового знания. Урок пос...

Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"

Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....