Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Бархатова Людмила Павловна

Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний законов составления монологических  и диалогических высказываний, так как от этого зависит уровень воспроизводимой речи.  В ходе урока ребята окунуться в художественный мир создания картины, что, несомненно, вызовет учебную мотивацию.

     На уроке используются наблюдения над языком, эвристический  методы обучения; здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физминутка), информационно-коммуникативн6ые технологии.

. Активная деятельность учащихся не дает им возможности почувствовать усталость.

     Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная формы работы дают возможность учащимся почувствовать себя в различных социальных ситуациях, что формирует полноценную личность гражданина России.

    Данный урок был представлен в качестве открытого на ШМО учителей гуманитарного цикла МБОУ «Алмалинская СОШ». Коллеги используют элементы методики в своей работе; методическая разработка этого урока напечатана в научно-методическом журнале «Русский язык и литература. Всё для учителя». Издательская группа «Основа», №9, 2012 год.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme_opyat_dvoyka.doc484 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

         Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний законов составления монологических  и диалогических высказываний, так как от этого зависит уровень воспроизводимой речи.  В ходе урока ребята окунуться в художественный мир создания картины, что, несомненно, вызовет учебную мотивацию.

     На уроке используются наблюдения над языком, эвристический  методы обучения; здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физминутка), информационно-коммуникативн6ые технологии.

. Активная деятельность учащихся не дает им возможности почувствовать усталость.

     Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная формы работы дают возможность учащимся почувствовать себя в различных социальных ситуациях, что формирует полноценную личность гражданина России.

    Данный урок был представлен в качестве открытого на ШМО учителей гуманитарного цикла МБОУ «Алмалинская СОШ». Коллеги используют элементы методики в своей работе; методическая разработка этого урока напечатана в научно-методическом журнале «Русский язык и литература. Всё для учителя». Издательская группа «Основа», №9, 2012 год.

Методический  конструктор учебного занятия

Название УМК  Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык 5 класс»/Научный редактор акад.РАО Н.М. Шанский  Предмет  русский язык  Класс  5

Тема урока: «Подготовка  к сочинению с грамматическим заданием (употребление диалога) по картине

Ф.П.Решетникова «Опять двойка».

Место и роль урока в изучаемой теме уроки 95-96 в разделе изучения учебного материала.

Тип урока:  урок развития речи.

Цель урока: формирование умения строить связные монологические и диалогические высказывания в устной и письменной форме.

Цель деятельности учителя: обучать сочинению с грамматическим заданием ,отрабатывать умение правильно писать. 

Планируемые образовательные результаты:

  • личностные – понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
  • предметные – уметь создавать текст заданного стиля, редактировать его;
  • метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд : презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся.

Основные понятия: диалог, монолог.

Организационная структура (сценарий) урока.

Этапы урока.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.

Деятельность учителя.

Осуществляемая деятельность учащихся.

Формы организации совзаимодействия.

Формируемые универсальные учебные действия.

1

2

3

4

5

6

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная,

психологическая

и мотивационная подготовка уча-

щихся к усвоению изучаемого материала.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!

-Давайте определим своё настроение, настрой на работу: отличное ,хорошее, не совсем готовы.

Запись на доске. Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности.

Опережающее домашнее задание: придумать рассказ на тему: «История двойки», подготовить сообщения о жизни художника, об истории создания картины «Опять двойка!»

Слушают учителя, участвуют в диалоге; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

2.Актуализация и пробное учебное действие.

Словесно – иллюстративный рассказ о художнике с элементами беседы по содержанию картины.

Сегодня мы с вами на уроке вновь работаем по картине и знакомимся с новым художником Фёдором Павловичем Решетниковым. А картина его очень интересна тем, что на месте главного героя может оказаться каждый.

Сообщения учеников (см. приложения.

Слушают сообщения, воспринимают их информацию.

Фронтальная, индивидуальная.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные:  выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3.Выявление места и причины затруднения.

Эвристическая беседа, чтение творческих работ.

физминутка

Организует проверку домашнего задания. Читает письмо Ф.П.Решетникова. (См. приложение)

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся.

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развёл,

Ключик, видно ,не нашёл.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Групповая, индивидуальная.

фронтальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные:

Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопрсы.

4.целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Беседа по вопросам, анализ содержания картины.

Анализ языковых единиц, составление плана сочинения.

то объясняет нам название картины? Чем вам она понравилась?

-В каком жанре написана эта картина? (В бытовом).

-Как художник показал, что ученик – главный герой картины?

-Определите возраст ученика.

-Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица?

- О чём говорит его «бывалый» портфель?

-Какова обстановка квартиры? Как живут её герои?

-Как относится мама к появлению сына с очередной двойкой?

-Каково отношение к мальчику младшего братишки?

-Что выражает взгляд и поза сестры?

-Кто встречает мальчика с радостью?

-Есть ли у мальчика возможность учиться?

-Какова основная мысль картины?

-Какими художественными средствами автор её выразил?

-Каков колорит картины? Как он помогает раскрытию  замысла художника?

Организует и сопровождает деятельность учеников

Словарная работа. Записать ссч, объяснить орфограммы: потёртый  портфель, поношенное пальто, длинная бечёвка, детский велосипед, любимая собачка, голубовато-серые стены, простенький коврик, хохолок на макушке, тёмная косыночка, смотрит с укоризной.

Составление плана.

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнёра высказывания.

Отвечают на вопросы, в группах составляют план.

Фронтальная, индивидуальная.

Фронтальная, групповая.

Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные :желают приобретать новые знания.

Познавательные: самостоятельное нахождение нужной информации.

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах, развивают умения договариваться.

6.Первичное закрепление , самостоятельная работа

Устное составление текста, письменная работа.

 Организуют составление устного рассказа по картине. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЙ.

Отвечают на вопросы, пишут сочинения.

Индивидуальная.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. 

7.включение в систему знаний и повторение.

Обобщение полученных на уроке сведений.

Организует проверку письменных работ.

Определяет уровень приобретённых знаний.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения пользоваться приобретёнными знаниями в жизни.

8.рефлексия учебной деятельности.

Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания.

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности у вас появились в процессе работы?

-Понравилось ли вам на уроке?

-Какое настроение у вас сейчас?

-Дайте оценку нашей работе.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная.

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Приложения к уроку.

 Проекты  учеников.

1.Родился Ф.П.Решетников в 1906 году в селе Сурско – Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи у мальчика проявился рано. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат – художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти; иногда рисовал и сам.

        Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.

        В 1926 году Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на Рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей – всё это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными лётчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвящённых Арктике.

        В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: «Нарушитель», «За мир», «За уроками», «Прибыл на каникулы», «Переэкзаменовка», «Достали языка», «Опять двойка!».

        2.Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.

        Сейчас картина «Опять двойка!» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников.  Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.

        3.Слова Ф.П.Решетникова:

«для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвёртого «двоечника» и с трудом узнал его: он вырос, окреп, закончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе».

Письмо Ф.П.Решетникова:

«Дорогие ребята!

        Мне известно, что на одном из ваших уроков вы будете обсуждать картину «Опять двойка!»

Мне очень приятно, что мой творческий труд заслуживает вашего внимания, и поэтому хочется для вас ещё многое сделать ( в меру своих сил и возможностей, конечно).

        Вообще обсуждение художественных произведений принесёт вам большую пользу для развития вашего кругозора. Вы будете в дальнейшем лучше разбираться в искусстве. Да и нам, художникам, интереснее создавать произведения для тех, кто в них заинтересован, кто правильно понимает. Поэтому я желал бы, чтобы вы провели обсуждение картины «Опять двойка!» - на пятёрку! Желаю вам здоровья и больших успехов в учёбе!

Ф.П.Решетников».

Бархатова Людмила Павловна,

 учитель русского языка и литературы,

 муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Алмалинская средняя

общеобразовательная школа» с.Алмала Тюльганского  района Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока развития речи в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Урок подготовки  к сочинению по русскому языку по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"...

Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса

Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....

Разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе на тему "Поздравление спасшего утопающего"

Цель урока: учить детей строить позравительную речь и произносить ее; пополнить словарный запас; воспитывать чувство коллективизма....

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)

Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...

Разработка урока развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Азбука здоровья"

Разработка урока развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Азбука здоровья"...

Методическая разработка урока развития речи. Сочинение-описание картины И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы».

Предлагаемый урок развития речи в 5 классе позволяет продолжить работу по обучению написания сочинения на основе картины Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская. Хлебы».  Различные ф...

Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"

Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"...