Рабочая программа по предмету «Русский язык. 6 класс» на основе программы В.В. Бабайцевой
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Лучникова Ольга Анатольевна

Настоящая рабочая программа по русскому языку для VI класса рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_bab_6_klass_2013-2014.doc349 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

на 2013-2014 учебный год

по предмету «Русский язык. 6 класс»

 

Составитель: 

О. А. Лучникова, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории,  МОБУ «Землянская основная общеобразовательная школа»

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по русскому языку для VI класса рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Данная программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник, обеспечивающий ее реализацию, на особенности учащихся  данного класса  и разработана на основе следующей нормативно-правовой базы:

1)  Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года№ 273-ФЗ

2) Приказа №1089 от 05.03.2004 Минобразования РФ» Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».

А также на основе:    

1) Примерной программы по русскому языку 2009 г.;

2) Программы по русскому языку для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В. В. Бабайцевой, 2008 г.;

3) Приказа №1312от 09.03.2004 Минобразования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»;    

4) Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.12. № 1067 « Об утверждении  федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 уч. год»;              

5) Приказа МООО от 19.07.2013 № 01-21/1061  «Об утверждении  регионального  учебного плана и  примерных  учебных планов  для общеобразовательных учреждений Оренбургской области»;                                                                      

6) Учебного плана муниципального общеобразовательного  бюджетного учреждения «Землянская основная общеобразовательная школа» на 2013-2014 уч. год (педсовет, протокол №1 от 30.08.2013 года);

7) Устава   школы;

8) Лицензии ОУ;

9) Учебного и учебно-методического обеспечения по русскому языку.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно- ориентированного подхода к обучению:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;
  • развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
  • применение полученных знаний и умений в речевой практике.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
  • формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
  • освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
  • аудирование и чтение
  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-
    культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Структурные элементы программы

          Образовательная программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета; требования к уровню подготовки выпускников; критерии и нормы оценок, список литературы  с перечнем учебно-методического обеспечения.

В пояснительной записке характеризуются цели и задачи предмета, дается обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, приводится общая характеристика учебного процесса.

Тематический план раскрывает основные темы по каждому курсу с указанием количества часов. Основное содержание тем учебного курса изложено в следующей последовательности: название темы, необходимое количество часов, включающей основные вопросы, контрольные работы и работы по развитию речи.        

        Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. 

        Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно–ориентационной (умеет), деятельностно-коммуникативной (применяет). Результаты обучения представлены в разделе образовательной программы «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.

       В программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

        Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

        Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении русского языка.

        Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

         Рабочей программой предусмотрена 5-балльная система оценки достижений учащихся.      

Общая характеристика учебного процесса

         С целью достижения качественных результатов  образования в процессе реализации данной образовательной программы по курсу русского языка использованы:

Формы обучения –  урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, практикумы, конференции, игры, тренинги.

Технологии образования – интеграция традиционной, модульной, игровой, компьютерной технологий, развивающего и личностно-ориентированного обучения, индивидуальная работа, работа в малых группах, в парах, исследовательская работа, здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества и т.д.

Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

1.  Объяснительно – иллюстративный,

2.  Частично – поисковый,

3.  Исследовательский метод,

4.  Метод проблемного изучения материала.

Формы организации работы учащихся:

1.Индивидуальная.

2.Коллективная:

- фронтальная;

- парная;

- групповая.

Виды деятельности учащихся:

- Устные сообщения;

- Обсуждения;

- Мини – сочинения и сочинения;

- Работа с источниками;

- Доклады;

- Защита презентаций;

- Учебные проекты

Методы мониторинга знаний и умений учащихся:

  • тесты,
  • контрольные работы,
  • устный опрос,
  • творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.

Отбор содержания

          Образовательная программа  по русскому языку, разработанная на основе программы В. В. Бабайцевой, изменений в количестве часов на изучение отдельных тем не содержит. В программе отсутствуют структурные перестановки порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала.  

     Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.              Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности,  в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, выполнять творческие и исследовательские задания.

Обоснование выбора учебно-методического комплекта

С целью сохранения единого образовательного пространства и обеспечения учащихся учебниками в соответствии с Законом РФ, приказом МО РФ от19.12.11 № 6017 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2013/14 учебный год» (Вестник образования №5-6, 2013 г.), учебного плана ОУ решено использовать УМК Бабайцевой В. В. и др., которому соответствует следующая программа:

Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 кл./ сост. Е. И. Харитонова. – М. : Дрофа, 2008.  

В связи с тем, что предлагаемый УМК характеризуется своими содержательными и методическими особенностями,  обучение школьников с 5-го по 9-й класс организуется по учебникам одной содержательной линии. Программа реализуется с использованием учебного комплекса: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика. Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме. Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса – «Pycская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.

Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы различные дидактические материалы.

Согласно действующему в школе учебному плану в 6 классе предполагается обучение в объеме 6 часов в неделю.
В соответствии с этим реализуется типовая программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Бабайцевой.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по русскому языку и с учетом направленности в 6 классе реализуется программа  базового  уровня. С учетом  специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков).

Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности:
В 6  классе (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает:

  • тестовые задания;
  • таблицы;
  • материалы для итогового и промежуточного контроля;

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  • электронный репетитор Русский язык (система обучающих тестов);
  • репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);
  • репетитор Русский язык (весь школьный курс);
  • обучающая программа «Фраза»;
  • презентации по отдельным темам.  

Содержание учебного курса

Повторение изученного в V классе

            Фонетика. Фонетическая транскрипция.

            Графика.

            Орфография. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание приставок. Правописание ь. Правописание о – ё после шипящих. Правописание гласных после Ц.

            Морфемика.

            Словообразование.

            Лексикология. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Устаревшие слова. Заимствованные слова. Неологизмы.

            Фразеология.           

Грамматика

            Разделы грамматики.

Морфология

            Понятие о частях речи. Знаменательные и служебные части речи. Слово и его формы. Морфемный состав слов как один из ярких признаков частей речи.

 

Знаменательные части речи

Имя существительное

            Понятие о существительном. Роль существительных в речи (в тексте). Правописание НЕ с существительными.

            Нарицательные и собственные имена существительные. Специфика русских собственных имен (трехчленное имя человека).

             Понятие о топонимике.

            Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Роль олицетворений в художественной речи.

            Разряды существительных по значению (конкретные, вещественные, отвлеченные, собирательные). Особенности употребления их в речи.

            Число имен существительных. Остатки двойственного числа в современном языке.

             Род имени существительного. Колебания в роде. Современные нормы некоторых разрядов существительных. Переосмысление рода как художественный прием.

            Падеж имен существительных. Способы определения косвенных падежей существительных: по вопросу, по предлогу.

            Склонение существительных в единственном и множественном числе.

            Правописание падежных окончаний. Разносклоняемые существительные.

            Неизменяемые существительные. Нормы их употребления.

            Словообразование существительных. Источники пополнения существительных с помощью приставок.

            Переход прилагательных  в существительные.

Понятие о функциональных омонимах.

Глагол

            Понятие о глаголе. Роль глаголов в речи (в тексте). Правописание НЕ с глаголами.

            Инфинитив. Исторические изменения форм инфинитива.

             Возвратные глаголы. История образования возвратных глаголов. Нормы употребления –ся- и –сь-. Правописание форм глагола на –тся- и –ться-.

            Виды глагола. Употребление глаголов разного вида в описании и повествовании.

             Составление текстов описательных и повествовательных типов речи. Противопоставление глаголов по виду как специфическое свойство славянских зыков. Богатство смысловых значений видовых форм.

            Глаголы переходные и непереходные.

             Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Времена глагола: настоящее, прошедшее и будущее. Происхождение формы прошедшего времени. Ее специфика в современном русском языке. Правописание форм прошедшего времени. Основы глагола: основа настоящего времени, основа инфинитива, основа прошедшего времени. Употребление в речи одних форм времени вместо других.

             Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний. Разноспрягаемые глаголы и их происхождение.

             Повелительное наклонение. Употребление форм повелительного наклонения в речи.

             Сослагательное наклонение. Безличные глаголы.

              Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Правописание суффиксов глаголов.

            Редактирование предложений и текстов с неправильными глагольными формами.

           Составление плана содержания  параграфов учебника и пересказ их с подбором собственных иллюстративных примеров.

Имя прилагательное

            Понятие о прилагательном. Роль прилагательных в речи. Правописание НЕ с прилагательными.

            Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие прилагательные. Склонение прилагательных. История притяжательных прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных. Образование сравнительной степени. Образование превосходной степени. Нормы употребления степеней сравнения.

            Словообразование прилагательных. Образование прилагательных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов прилагательных. Образование прилагательных с помощью приставок. Образование прилагательных сложением слов. Их правописание. Употребление сложных прилагательных в речи.           

 

Имя числительное

            Понятие о числительном. Роль числительных в речи.

            Разряды числительных по значению. Количественные числительные. Мягкий знак в числительных. Собирательные числительные. Дробные числительные. Порядковые числительные. Составление предложений и текстов с числительными. Образование слов других частей речи от числительных.

            Склонение числительных всех разрядов. История некоторых числительных. 

        

Наречие

            Понятие о наречии. Разряды наречий по значению. Употребление наречий в речи. Правописание НЕ с наречиями. Степени сравнения наречий. Наречия как одно из средств связи частей текста.

            Словообразование наречий. Особенности образования наречий. Образование наречий с помощью приставок и суффиксов. Правописание наречий. Переход существительных в наречия. Функциональные омонимы. Правописание наречий, имеющих функциональный омоним – существительное с предлогом. Переход прилагательных в наречия. Их правописание.          

Имя состояния

            Понятие об именах состояния. Разряды имен состояния по значению. Роль имен состояния в речи. Правописание НЕ с именами состояния. Функциональные омонимы: краткие прилагательные среднего рода, наречия, имена состояния. Составление текстов с использованием имен состояния.   

        

Повторение изученного в VI классе

           

            Систематизация изученного о существительном, глаголе, прилагательном, числительном, наречии, имени состояния.

            Морфемный состав слов разных частей речи.

            Синтаксическая функция слов разных частей речи как основа различения функциональных омонимов.

            Правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий и глаголов.

            Правописание окончаний существительных, прилагательных и наречий.

            НЕ с существительными, прилагательными, наречиями, именами состояния.

            Слитное, раздельное, дефисное написание слов разных частей речи.

                     

Согласно Учебному плану МОБУ «Землянская основная общеобразовательная школа», который определяет 35 учебных недель в год, рабочей программой предусмотрено обучение русскому языку  в 6 классе в объеме 210 часов (6 часов в неделю).  C  учетом  этого  составлено  календарно – тематическое планирование,  включающее  вопросы  теоретической  и  практической  подготовки  учащихся.

                 

Контрольных диктантов / тестирований – 9 (6+3)

Всего изложений – 5, из них контрольных изложений – 1

Всего сочинений – 7, из них контрольных сочинений – 1

                                                    

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Вводный урок

1

2

Повторение изученного в V классе

13+2

3

Морфология.  Имя существительное  

31+7

4

Глагол  

31+10

5

Имя прилагательное

30+10

6

Имя числительное

18+6

7

Наречие

21+3

8

Имя состояния

5+1

9

Повторение

19+1

ИТОГО

171+39=210

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во

часов

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

1.

Вводный урок. Русский язык – один из богатейших языков мира.

 

 

 

Повторение изученного в V классе 13+2

2. 

Повторим фонетику.

1

 

 

3.

Повторим орфографию. Правописание безударных гласных и согласных в корне слова.

1

 

 

4.

Повторим морфологию и орфографию.

1

 

 

5.

Повторим морфемику и словообразование.

1

 

 

6.

Повторим орфографию Правописание чередующихся гласных в корне слова.

1

 

 

7.

Повторим орфографию. Правописание приставок.

1

 

 

8.

Повторим орфографию.  Правописание ь после шипящих и для обозначения грамматических форм.

1

 

 

9.

Повторим орфографию. Правописание о – ё после шипящих.

1

 

 

10. 

Повторим орфографию. Правописание гласных после Ц.

1

 

 

11. 

Повторим лексикологию, морфологию, орфографию.

1

 

 

12.

Повторим синтаксис и пунктуацию.

1

 

 

13.

Р/р. №1 Признаки текста.

1

 

 

14.

Р/р. №2Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Докажи, что это текст»

1

 

 

15.

Контрольный входящий диктант с грамматическими заданиями.

1

 

 

16. 

Анализ контрольного диктанта.

1

 

 

Морфология.  Имя существительное  31+7

17.

Части речи.

Самостоятельные и служебные части речи

 1

 

 

18.

Слово и его формы.

 1

 

 

19.

Понятие об имени существительном.

 1

 

 

20.

Существительные как часть речи.

 1

 

 

21.

Нарицательные и собственные имена существительные.

 1

 

 

22.

Одушевлённые и неодушевлённые существительные.

 1

 

 

23.

Число имён существительных.

 1

 

 

24.

Существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа.

 1

 

 

25. 

Р/р.  №3 Творительный сравнения.

1

 

 

26

Р/р.  №4 Подготовка к изложению, близкому к тексту «Шорох листьев».

1

27.

 Р/р.  №5 Написание изложения.

 1

28. 

Род имён существительных.

1

 

 

29.

Существительные общего рода.

1

 

 

30.

Падеж имён существительных.

1

 

 

31.

Склонение существительных в единственном числе.

1

 

 

32. 

Правописание безударных окончаний существительных.

1

 

 

33.

Склонение имён существительных во множественном числе.

1

 

 

34.

Разносклоняемые существительные.

1

 

 

35.

Неизменяемые существительные.

1

 

 

36.

Р/р. №6  Простой и сложный план.

1

 

 

37.

Р/р. №7 Подготовка к изложению, близкому к тексту «Золотой луг».

1

 

 

38.

Р/р. №8 Написание изложения..

1

 

 

39.

Р/р.  №9 Анализ  изложения.

1

 

 

40. 

Словообразование существительных.

1

 

 

41,42

Правописание суффиксов  существительных –чик-/-щик.

2

 

 

43.

Правописание суффиксов  существительных -ек-/-ик-.

1

 

 

44. 

Образование существительных с помощью суффиксов. Правописание о/е после шипящих в суффиксах существительных

1

 

 

45, 46.

Образование и правописание сложных существительных.

2

 

 

47.

Переход прилагательных в существительные.

1

 

 

48-50

Правописание не с существительными.

3

 

 

51-52

Обобщение и систематизация  по теме «Имя существительное».

2

 

 

53.

Контрольный диктант с дополнительным заданием по теме «Имя существительное»

1

 

 

54.

Анализ контрольного диктанта с дополнительным заданием.

1

 

 

Глагол  31+10

55.

Понятие о глаголе.

1

 

 

56. 

Не с глаголами.

1

 

 

57.

Р/р.  №10 Эпитет как изобразительное  средство языка. Роль сравнений и метафор в тексте.

1

 

 

58-59.

Р/р.  №11-12 Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

2

 

 

60. 

Инфинитив.

1

 

 

61. 

Возвратные глаголы.

1

 

 

62. 

Виды глаголов.

1

 

 

63.

Несовершенный и совершенный вид глаголов.

1

 

 

64. 

Наклонение глагола.

1

 

 

65. 

Изъявительное наклонение.

1

 

 

66. 

Р/р.  №13 Эпиграф.

1

 

 

67.

Времена глаголов.

1

 

 

68.

Настоящее время.

1

 

 

69. 

Прошедшее время.

1

 

 

70.

Р/р. №14 Лексические средства связи предложений в тексте.

1

 

 

71.

Р/р.  №15-16    Изложение, близкое к тексту

2

 

 

72-73

Будущее время. Формы будущего времени.

2

 

 

74.

Спряжение глагола.

1

 

 

75.

Определение спряжения глаголов.

1

 

 

76-77.

Правописание безударных окончаний глаголов.

2

 

 

78.

Разноспрягаемые глаголы.

1

 

 

79. 

Повелительное наклонение.

1

 

 

80.

Правописание глаголов повелительного наклонения.

1

 

 

81-82

Условное  наклонение.

2

 

 

83-84 

Безличные глаголы.

2

 

 

85

Словообразование глаголов.

1

 

 

86 -87

Правописание суффиксов глаголов.

2

 

 

88 

Р/р. №17  Официально-деловой стиль.

1

 

 

89

Обобщение материала по теме «Глагол»

1

 

 

90

Урок-зачет по теме «Глагол»

1

91 

Контрольный диктант с дополнительным заданием по теме «Глагол».

1

 

 

92

Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием.

1

 

 

93-94

Р/р №18-19 Рассказ. Изложение, близкое к тексту «Воробей».

2

 

 

 

Имя прилагательное  30+10

95 

Понятие о прилагательном.

1

 

 

96-97 

Р/р. № 20-21 Роль прилагательных  в речи. Сочинение – описание.

3

 

 

98 

Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

1

 

 

99

Притяжательные прилагательные.

1

 

 

100

Относительные прилагательные.

1

 

 

101-102

Полные и краткие прилагательные.

2

 

 

103-104 

Р/р. № 22-23 Сочинение – рассуждение на тему …

2

 

 

105

Р/р. №24  Анализ сочинения-рассуждения.

1

 

 

106

Склонение прилагательных.

1

 

 

107

Правописание безударных окончаний прилагательных.

1

 

 

108

Притяжательные прилагательные с суффиксом –ий-.

1

 

 

109

Притяжательные прилагательные с суффиксом –ин- (-ын-), -ов- (-ев-).

1

 

 

110-111

Степени сравнения качественных прилагательных. Образование сравнительной степени имен прилагательных.

2

 

 

112-113 

Превосходная степень прилагательных. Образование превосходной  степени имен прилагательных.

2

 

 

114 

Словообразование имен прилагательных.

1

 

 

115-117

Правописание Н-НН в прилагательных.

3

 

 

118-119

Р/р. №25-26  Контрольное изложение «Совесть».

2

 

 

120 

Р/р.  № 27 Анализ контрольного изложения.

1

 

 

121 

Правописание суффиксов прилагательных –чив, -лив.

1

 

 

122-123

Правописание суффиксов прилагательных –ск, -к.

2

 

 

124-126

Правописание НЕ с прилагательными.

3

 

 

127-128 

Р/р. № 28-29 Сочинение-описание по картине.

2

 

 

129-131

Сложные прилагательные. Правописание сложных прилагательных.

3

 

 

132-133

Обобщение материала по теме «Имя прилагательное»

 

 

 134

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» с грамматическим заданием

 

 

135

Анализ контрольного диктанта.

 1

 

 

Имя числительное  18+6

137

Понятие о числительном.

1

 

 

138

Различение числительных и других частей речи, имеющих значение числа.

1

 

 

139

Разряды числительных по строению.

1

 

 

140

Количественные числительные.

1

 

 

141, 142

Склонение количественных числительных.

2

 

 

143-144

Правописание количественных числительных.

2

 

 

145

Р/р. №30 Описание природы. Зима.

1

 

 

146-147

Р/р. №31-32 Контрольное сочинение – описание по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево».

2

 

 

148 

Собирательные числительные.

1

 

 

149

Дробные числительные.

1

 

 

150

Склонение дробных числительных.

1

 

 

151 

Порядковые числительные.

1

 

 

152 

Склонение порядковых числительных.

1

 

 

153

Образование слов других частей речи от числительных.

1

 

 

154-155

Р/р. №33-34 Подробное изложение «Снегири».

2

 

 

156-157

Обобщение по теме «Имя числительное»

 2

 

 

158

Контрольное тестирование по теме «Имя числительное».

 1

 

 

159

Анализ контрольного тестирования..

 1

 

 

 

Наречие  21+3

160

Понятие о наречии.

1

 

 

161

Наречия образа действия, меры и степени.

1

 

 

162

Наречия места.

1

 

 

163

Наречия времени.

1

 

 

164

Наречия причины и цели.

1

 

 

165-167

Степени сравнения наречий. Сравнительная и превосходная степень наречий.

3

 

 

168

Словообразование наречий.

1

 

 

169-170 

Правописание наречий. Суффиксы -а-о в наречиях

2

 

 

171

Трудные случаи написания наречий.

 

 

172-174

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

3

175

Р/р. №35 Описание помещения.

1

176-177

Р/р. № 36-37 Сочинение – описание помещения.

2

 

 

178-180 

Правописание НЕ с наречиями.

3

 

 

181-182 

Обобщение по теме «Наречие»

2

 

 

183 

Контрольное тестирование по теме «Наречие».

1

 

 

184

Анализ контрольного тестирования по теме «Наречие».

1

 

 

Имена состояния   5+1

185

Понятие об имени состояния.

1

 

 

186

Категория состояния как часть речи.

1

 

 

187

Разряды имен состояния по значению.

1

 

 

188

Р/р. № 38 Описание одежды, костюма.

1

 

 

189

Обобщение материала по темам «Наречие. Категория состояния»

1

 

 

190

Контрольный диктант с грамматическим заданием по темам «Наречие. Категория состояния»

1

 

 

 

Повторение изученного в 6 классе  19+1

191-192

Систематизация изученного о существительном, глаголе, прилагательном, числительном, наречии, имени состояния.

2

 

 

193 

Р/р. №39 Описание книги.

1

 

 

194 

Морфемный состав слов разных частей речи.

1

 

 

195

Словообразование разных частей речи.

1

 

 

196

Синтаксическая функция слов разных частей речи как основа различения функциональных омонимов.

1

 

 

197

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

 

 

198 

Анализ итогового диктанта.

1

 

 

199-200

Правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий и глаголов.

2

 

 

201-202 

Правописание окончаний существительных, прилагательных и наречий.

2

 

 

203-204 

Правописание НЕ с разными частями речи.

2

 

 

205-206

Слитное, раздельное, дефисное написание слов разных частей речи.

2

 

 

207

Итоговое контрольное тестирование.

1

 

 

208 

Анализ итогового контрольного тестирования.

1

 

 

209-210

Повторение вопросов культуры речи

2

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 6 класса учащиеся должны уметь:

1.      Различать самостоятельные части речи по совокупности признаков и аргументировано доказывать принадлежность слова к той или оной части речи.

2.      Находить орфограммы в соответствии с изученными правилами.

3.      Различать лексические и функциональные омонимы с учетом значения и синтаксической функции слова.

4.      Использовать языковые средства, устраняя разнообразное повторение слов в тексте.

5.      Проводить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи.

6.      Соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи.

7.      Строить тексты разных типов речи, учитывая при их создании роль изученных частей речи.

8.      Анализировать и создавать тексты изученных стилей.

       Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно-методическому комплекту:

Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5-9 классы / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. -М.: Дрофа, 2012.

Никитина, Е. И. Русский язык. Русская речь. 6  класс / Е. И. Никитина. - М.: Дрофа, 2013.

Пичугов, Ю. С. Русский язык. Практика. 6 класс / Ю. С. Пичугов. - М.: Дрофа, 2013.

           Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

Поурочное планирование: к учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой: Русский язык. Теория, Русский язык. Практика, Русская речь. 5-6 классы / Купалова А.Ю. и другие. - Волгоград, изд. «Учитель», 2011.

Бабайцева, В. В. Русский язык. 6 класс: рабочая тетрадь / В. В. Бабайцева, М. И. Сергиенко-М.: Дрофа, 2013.

Никитина, Е. И. Уроки развития речи. 6 класс / Е. И. Никитина. - М.: Дрофа, 2013.

Тимошенко Т. Е. Работаем над текстом. Часть С. – М.: Дрофа, 2009.

Поникарова Л. А. Русский язык. Морфология в табл. и заданиях. – М.: Просвещение, 2007.

Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. Все разделы школьного курса. 5-7 классы. – М.: Дрофа, 2005.

Граник. Г. Г. Дидактические карточки-задания: пунктуация: 5-9 классы: в 2-х частях. – М.: ООО «издательство Астрель», 2003.

Львова С. И. Практикум по русскому языку. – М.: Просвещение, 2008.

Соловьева Н. Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний. 6 класс. М.: Материк-Альфа, 2002.

Сиднева . И. В. Карточки для проверки орфографии и пунктуации. 5-11 классы.- М.: АРКТИ, 2002.

Соловьева Г. И. Уроки русского языка и словесности. – М.: Дрофа, 2003.

Пирогова Л. И. Сборник словесных игр: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2004.

Ермоленко Т. И. Поурочные планы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой. – Волгоград: Учитель, 2005.

Соловьева Н.И. Русский язык в задачах и играх. - М.: Материк-Альфа, 2000

Васильева В. В., Пищеева Г. Н. Современные открытые уроки русского языка. 6 класс. – Ростов н/ Д: изд-во «Феникс», 2002.

Крамаренко Н. О Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5-6 классы. _ Волгоград: Учитель, 2003.

Егораева Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011.

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Павлова Т. И., Ранеева Н. А. .Практика успешного написания сочинения-рассуждения: рабочая тетрадь по русскому языку. 5-7 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2012.

Павлова Т. И.,Гунина Л. Г. .Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 классах. – Ростов н/Д: Легион, 2012.

Формы и средства контроля

Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:

  1. Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, словарно-орфографический).
  2. Диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический)..
  3. Сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку).
  4. Изложение (подробное, выборочное, сжатое).
  5. Тест.
  6. Словарный диктант.
  7. Терминологический диктант.
  8. Контрольное списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями).
  9. Устное монологическое высказывание на лингвистическую тему.

Тема

Вопросы для контроля

Формы  контроля

Повторение изученного

в V классе

Звуки речи. Словообразование слов. Написание гласных и согласных в корнях слов, правописание ь, о-ё после шипящих и ц, правописание приставок. Лексикология. Фразеология.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Имя

существительное

Имя существительное как часть речи; общее значение, морфологические признаки; правописание гласных в падежных окончаниях существительных, о-ё после шипящих, гласные после ц. Проверка умения излагать услышанный текст, создавать  текст, употреблять существительные в тексте.

Контрольный диктант с грамматическим заданием, контрольное сочинение, контрольное изложение.

Глагол

Глагол как часть речи; НЕ с глаголами, Ь в неопределенной форме глагола, а также в форме 2 л. ед.ч., Е-И в корнях с чередованием, гласные в безударных личных окончаниях глаголов, спряжение глаголов.

Контрольный диктант с грамматическим  заданием

Имя

прилагательное

Имя прилагательное как часть речи, правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных, правописание кратких прилагательных с основой на шипящую, разряды прилагательных по значению, степени сравнения, НЕ с прилагательными, Н-НН в прилагательных. Проверка умения подробно излагать услышанный текст с опорой на простой план.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» с грамматическим заданием, контрольное изложение

Числительное

Имя числительное как часть речи, разряды числительных, склонение числительных. Проверка умения подробно излагать услышанный текст с опорой на сложный план.

Контрольное тестирование

Наречие

Наречие как часть речи, разряды наречий, степени сравнения, правописание наречий.

Тестирование

Имена состояния

Разряды имен состояния по значению. Проверка умения учащихся создавать текст по собственному и заданному плану.

Контрольный диктант с грамматическим заданием, контрольные сочинения (2)

Повторение изученного

в VI классе

Повторение и обобщение изученного в VI классе.

 

Контрольный диктант с грамматическим заданием,

тестирование

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 6 класса учащиеся должны уметь:

1.      Различать самостоятельные части речи по совокупности признаков и аргументировано доказывать принадлежность слова к той или оной части речи.

2.      Находить орфограммы в соответствии с изученными правилами.

3.      Различать лексические и функциональные омонимы с учетом значения и синтаксической функции слова.

4.      Использовать языковые средства, устраняя разнообразное повторение слов в тексте.

5.      Проводить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи.

6.      Соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи.

7.      Строить тексты разных типов речи, учитывая при их создании роль изученных частей речи.

8.      Анализировать и создавать тексты изученных стилей.

       Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно-методическому комплекту:

Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5-9 классы / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. -М.: Дрофа, 2012.

Никитина, Е. И. Русский язык. Русская речь. 6  класс / Е. И. Никитина. - М.: Дрофа, 2013.

Пичугов, Ю. С. Русский язык. Практика. 6 класс / Ю. С. Пичугов. - М.: Дрофа, 2013.

           Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

Поурочное планирование: к учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой: Русский язык. Теория, Русский язык. Практика, Русская речь. 5-6 классы / Купалова А.Ю. и другие. - Волгоград, изд. «Учитель», 2011.

Бабайцева, В. В. Русский язык. 6 класс: рабочая тетрадь / В. В. Бабайцева, М. И. Сергиенко-М.: Дрофа, 2013.

Никитина, Е. И. Уроки развития речи. 6 класс / Е. И. Никитина. - М.: Дрофа, 2013.

Тимошенко Т. Е. Работаем над текстом. Часть С. – М.: Дрофа, 2009.

Поникарова Л. А. Русский язык. Морфология в табл. и заданиях. – М.: Просвещение, 2007.

Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. Все разделы школьного курса. 5-7 классы. – М.: Дрофа, 2005.

Граник. Г. Г. Дидактические карточки-задания: пунктуация: 5-9 классы: в 2-х частях. – М.: ООО «издательство Астрель», 2003.

Львова С. И. Практикум по русскому языку. – М.: Просвещение, 2008.

Соловьева Н. Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний. 6 класс. М.: Материк-Альфа, 2002.

Сиднева . И. В. Карточки для проверки орфографии и пунктуации. 5-11 классы.- М.: АРКТИ, 2002.

Соловьева Г. И. Уроки русского языка и словесности. – М.: Дрофа, 2003.

Пирогова Л. И. Сборник словесных игр: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2004.

Ермоленко Т. И. Поурочные планы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой. – Волгоград: Учитель, 2005.

Соловьева Н.И. Русский язык в задачах и играх. - М.: Материк-Альфа, 2000

Васильева В. В., Пищеева Г. Н. Современные открытые уроки русского языка. 6 класс. – Ростов н/ Д: изд-во «Феникс», 2002.

Крамаренко Н. О Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5-6 классы. _ Волгоград: Учитель, 2003.

Егораева Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011.

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Павлова Т. И., Ранеева Н. А. .Практика успешного написания сочинения-рассуждения: рабочая тетрадь по русскому языку. 5-7 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2012.

Павлова Т. И.,Гунина Л. Г. .Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 классах. – Ростов н/Д: Легион, 2012.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

  1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II. Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса — 90—100 слов, для 6 класса — 100—110, для 7 класса — 110—120, для 8 класса— 120—150, для 9 класса — 150—170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса — 15—20, для 6 класса — 20—25, для 7 класса — 25—30, для 8 класса — 30—35, для 9 класса — 35—40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.

Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе — 12 различных орфограмм и 2—3 пунктограмм, в 6 классе — 16 различных орфограмм и 3—4 пунктограмм, в 7 классе — 20 различных орфограмм и 4—5 пунктограмм, в 8 классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в 5 классе — не более  5 слов,  в 6—7   классах — не более  7 слов, в 8—9 классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  • в переносе слов;
  • на правила, которые не включены в школьную программу;
  • на еще не изученные правила;
  • в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
  • в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности.

При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

  • в исключениях из правил;
  • в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  • в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  • в написании ы и после приставок;
  • в случаях трудного различия не и ни (Куда он  только  не  обращался!  Куда  он  ни  обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
  • в собственных именах нерусского происхождения;
  • в случаях когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода воды, рот ротик, грустный грустить, резкий резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущено 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или  1  негрубой  пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или б орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для 4 класса — 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

      При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5»  ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка   «3»    ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2»  ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

 При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка   «5»   ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка   «4»   ставится за диктант, в котором допущено 1—2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

III. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5—9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе — 100—150 слов, в 6 классе — 150—200, в 7 классе — 200—250, в 8 классе — 250—350, в 9 классе — 350—450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе — 0,5—1,0 страница, в 6 классе— 1,0—1,5, в 7 классе— 1,5—2,0, в 8 классе — 2,0—3,0, в 9 классе — 3,0—4,0.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.        Содержание работы полностью соответствует теме.

2.        Фактические   ошибки  отсутствуют.

3.        Содержание      излагается последовательно.

4.        Работа отличается богатством словаря, разнообразием
используемых     синтаксических    конструкций,    точностью словоупотребления.

5.        Достигнуто стилевое единство      и      выразительность текста.

В целом в работе допускается

1        недочет в содержании и 1 —

2 речевых недочета

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

1.        Содержание работы в основном   соответствует   теме (имеются      незначительные
отклонения от темы).

2.        Содержание    в    основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.        Имеются   незначительные
нарушения     последовательности в изложении мыслей.

4.        Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.        Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью .

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов

Допускаются: 2 орфографические и

2 пунктуационные ошибки, или

1орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также

2 грамматические ошибки

«3»

1.        В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.        Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.        Допущены отдельные нарушения   последовательности изложения.

4.        Беден  словарь   и   однообразны   употребляемые   синтаксические     конструкции,
встречается       неправильное
словоупотребление.

5.        Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок

(в 6 классе 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также

4        грамматические ошибки

«2»

1.        Работа   не   соответствует
теме.

2.        Допущено много фактических неточностей.

3.        Нарушена  последовательность изложения мыслей во
всех частях работы,

отсутствует связь между ними, часты    случаи    неправильного словоупотребления.

4.        Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными   предложениями
со слабовыраженной связью
между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления.

5.        Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и

8 пунктуационных ошибок,

5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и

6 пунктуационных ошибок,

а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок

Примечания: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

IV. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

V. Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом « 2 » или «1».

Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся 5—9 классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1—2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утвержденными Министерством образования РФ.

Нормы оценивания тестов

Число баллов (в %)

Отметка

75% и более

60-74%

21-59%

Менее 21%

5

4

3

2

Лучникова Ольга Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»  5-9 класс базовый уровень, МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по  литературе  для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...

Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина

Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" 7 класс (УМК В.В.Бабайцевой), 2020- 2021 уч.год

Программа содержит основные разделы: титульный лист, планируемые результаты, содержание предмета, ктп для 7 класса....

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС ООО по курсу 5-9 класс

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» составлена в соответствии с ФГОС ООО, требованиями к результатам ...