«Актуальные вопросы преподавания русского языка в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования»
статья по русскому языку (10 класс) по теме

Яркова Вера Ивановна

Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели начального и среднего профессионального образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе применяются следующие приемы:

 ассоциативный ряд;

опорный конспект;

дискуссия;

 чтение с остановками и Вопросы Блума;

 кластеры;

 синквейн;

 «Продвинутая лекция»;

 эссе;

 ключевые термины;

 перепутанные логические цепочки;

 медиапроектроекты;

лингвистические карты;

 лингвистическая аллюзия (намек);

 анализ текста;

 работа с тестовыми материалами;

 нетрадиционные формы домашнего задания;

решение лингвистических задач;

Чтобы идти в ногу со временем, необходимо включать обучающихся в исследовательскую деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Актуальные вопросы преподавания русского языка в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования»

Активизация познавательной деятельности обучающихся и  студентов начального и среднего профессионального образования  – одна из самых актуальных проблем всей системы образования. В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определённой суммы знаний. Важно уметь самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Необходимо научить студентов  самостоятельно учиться, подготовить их к самообразованию, сформировать способность видеть проблему, понимать и искать пути её решения.

Актуальность данной темы определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания обучающихся.

Основное противоречие лежит между традиционными технологиями в образовании и ключевыми изменениями облика современной модели образования к 2020 году, представленными в государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы».

Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели начального и среднего профессионального образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе применяются следующие приемы:

 ассоциативный ряд;

опорный конспект;

дискуссия;

 чтение с остановками и Вопросы Блума;

 кластеры;

 синквейн;

 «Продвинутая лекция»;

 эссе;

 ключевые термины;

 перепутанные логические цепочки;

 медиапроектроекты;

лингвистические карты;

 лингвистическая аллюзия (намек);

 анализ текста;

 работа с тестовыми материалами;

 нетрадиционные формы домашнего задания;

решение лингвистических задач;

Чтобы идти в ногу со временем, необходимо включать обучающихся в исследовательскую деятельность.

В целях достижения результата использовать разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-модуль, урок-лекция, урок-семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-презентация с использованием компьютера, урок-виртуальная экскурсия.

Технология модульного обучения позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся.

Каждый обучающийся, студент получает от преподавателя совет в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Во-вторых, общение обучающийся и преподаватель - на новом уровне.  Модули позволяют перевести обучение на субъектно-субъектную основу. В-третьих, обучающийся максимум времени работает самостоятельно. Это дает ему возможность осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. Преподаватель  управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль, но это более тонкое, целенаправленное управление.

 Особую актуальность приобретают методы деятельностной организации обучения. Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого обучающегося. Большие возможности для перехода от знаниевой модели обучения к способностной представляет проектное обучение, выросшее из метода проектов.

За последние годы возрос интерес к проектно-исследовательской деятельности в виде создания мультимедийных презентаций и написания проектов, что, в свою очередь, способствует и повышению качества исследовательских работ.

Проектная технология широко распространена в американских и японских школах. В переводе с латинского означает «самостоятельный поиск пути» («брошенный вперед»).

В основе проектной деятельности лежит коллективная работа над решением жизненных, самими учащимися поставленных практических задач. Поэтому актуальным может стать изучение отдельных тем русской орфографии или морфологии при подготовке к тестированию через проекты. Эти задачи неизбежно ведут к комплексной проработке всего необходимого для их решения материала.

При изучении русской литературы проектная деятельность приобретает особенно жизненный характер, так как влечет за собой объединение многих тем и предметов гуманитарного цикла. Решенные задачи ставят на очередь смежные, с ними связанные, то есть ведут к комплексированию всей учебной деятельности обучающихся.

Значительная часть проектной деятельности – собирание материалов, применение на практике добытых результатов, главные моменты, на которых обучающиеся познают жизнь и учатся применять к ней свои знания, - происходит вне стен учебного заведения. Лабораторией для проектного метода является вся окружающая жизнь, а учебным пособием – все окружающие предметы и явления, подлежащие изучению в связи с намеченным заданием.

Так как реализация проектов происходит в рамках действующих программ, выбирается значимая тема курса, на которую выделено достаточное количество часов. В содержании проекта предусматривается наличие значимой, в исследовательском плане проблемы, задачи, требующей исследовательского поиска и творческого подхода.

Таким образом, содержание проекта - это материал учебной темы, оформленный как проблемно-поисковая задача, решение которой должно быть оформлено в виде материального продукта и обладает социально значимым смыслом для его участников. В основе метода проектов - решение какой-либо проблемы, что предполагает возможность интеграции, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения (исследовательского, поискового, проблемного и других), возможность поиска нового содержания учебной работы, освоения новых методических решений. Учащиеся в процессе реализации легко овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, развивают личностные качества, необходимые для жизни.

Приведу пример конкретного проекта, реализованного вместе с учащимися по русскому языку.

Описание проектной работы учащихся:

Учебная дисциплина: русский язык

Название проекта: Лингвистика вокруг нас?

Тема учебного курса: Русский язык в системе славянских языков.

Цель проекта: Лингвистический анализ текста; исследование исторических процессов в лингвистике; выявление источников информации лингвиста.

Основополагающий вопрос: Лингвистика вокруг нас? Где искать лингвистику? Что можно найти в старых рукописях? Можно ли узнать знакомых в чужестранцах?

Конечный результат: исследование исторических изменений в языке, выявление их причин.

В рамках проектного обучения происходит усиление значимости и повышение удельного веса в учебном процессе как самого предмета, так и исследовательской деятельности учащихся, затрагивающей предметную область - русский язык.

К активным формам обучения русскому языку относятся лабораторные работы.  Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок или его часть, можно давать на дом задание в виде лабораторной работы.

Лабораторные работы особенно актуальны, так как они, активизируя познавательную деятельность, формируют навыки правильного и уместного использования языковых средств в различных ситуациях общения, углубляют знания учащихся, приучают работать с научной литературой. Лабораторные работы могут быть на различные темы: понятие языковой нормы,  вопросы теории и практики современной лексикографии, лингвистический анализ единиц разных уровней языка, что необходимо для подготовки к аттестации.

На лабораторных занятиях студенты  приобретают навыки разных видов лингвистического анализа, обогащают свой словарный запас, развивают свои способности к дальнейшей активизации познавательной деятельности.

Уроки-практикумы заканчиваются тестированием, которое не занимает много времени на уроке и показывает результат. При проведении таких тестов использую мультимедиа.

Часть заданий  рассчитано на развитие нестандартного мышления:

1.        Разгадывание  ребусов

2.        Составление ребусов

3. Различные виды кроссвордов

Внедрение в учебный процесс информационных технологий позволяет формировать навыки работы с информацией, развивать различные виды мышления, усиливать практическую ориентацию в обучении. Изменяются структуры и содержание учебного занятия, повышается темп урока за счет увеличения объема самостоятельной работы учащихся, осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения.

Компьютерные технологии позволяют разработать систему разноуровневых тестов, которые дадут возможность определить уровень предварительной подготовки обучаемых и успешность реализации программы.

При проблемном обучении учащихся для ответа на основополагающий вопрос осуществляют поиск и сбор информации, опираясь на современные информационные технологии.

Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала можно использовать презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.

Использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы позволяет разнообразить формы работы, деятельность студентов, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, повышают интерес к предмету; делают процесс усвоения эффективным.

Внедрение ИКТ в учебный процесс обеспечивает:

систематизацию и интеграцию информационных потоков в образовательном пространстве;  

формирование субъектной позиции студентов на основе освоения ИКТ;

проектирование и мониторинг личностных достижений студента в освоении общих и профессиональных компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная система образования требует новых подходов в обучении иностранному языку. В данной статье рассматривается интерактивный метод, его сущность и положительные стороны....

Актуальные вопросы преподавания английского языка в рамках ФГОС

ряд требований, предъявляемых к современному уроку иностранного языка:...

Учебные заведения начального и среднего профессионального образования Нижнего Новгорода и Нижегородской области.Официальные сайты.Адреса.Телефоны.

Для того , чтобы перейти на страницы официальных сайтов учебных заведений начального и среднего профессионального образования Нижнего Новгорода и Нижегородской области документ необходимо скачать. Наж...

Олимпиада по русскому языку в системе начального и среднего профессионального образования Санкт – Петербурга

Цели:·                популяризация русского языка и стимулирование интереса учащихся к его изучению;·...

Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС нового поколения

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы...

Актуальные вопросы преподавания эрзянского языка в русскоязычной школе

Актуальные вопросы преподавания эрзянского языка в русскоязычной школе...

Презентация на тему Актуальные вопросы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС

В презентации отражены принципы отбора грамматического материала при обучении иностранному языку, взаимосвязь между письменной и устной речью, методы и приемы обучения....