Урок по русскому языку в 8 классе "Типы подчинительной связи в словосочетании"
план-конспект урока (русский язык, 8 класс) по теме

Урок изучения нового материала  "Типы подчинительной связи в словосочетании" содержит образовательные, развивающие и воспитательные цели, задачи и методы работы. Подробно расписан ход урока, включающий использование презентации и интерактивных таблиц и тестов Единой цифровой образовательной коллекции, а также проверочный тест по данной теме. Урок предназначен для учащихся 8 и 10 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку в 8 классе.

Тема: «Типы подчинительной связи в словосочетании»

Разработала учитель русского языка Косенко Ольга Димовна.

Цели:

Образовательные:

 1.Повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах  связи слов в словосочетании.

 2. Отрабатывать умения определять способы связи слов в словосочетаниях.    

3. Подготавливать учащихся к выполнению заданий В2 в ГИА по новой форме для 9-х  классов (демонстрационная версия 2012г) и В3 в ЕГЭ по русскому языку.

Развивающие:

1. формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

2. развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление,  умение обобщать, делать выводы;

3. развивать умения самоконтроля, умение работать во времени, развитие

    речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательные: 

1. воспитание любви к русскому языку,

2. формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;

4.активизация познавательной деятельности,

5. воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Задачи:

  1. Формирование умения определять тип подчинительной связи слов в словосочетании и предложении.
  2. Дать практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Тип урока: изучение нового

Методы работы:

  • по характеру познавательной деятельности учащегося: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
  • по степени активности учащегося: продуктивные, творческие;
  • по источнику знаний: словесные, практические;
  • стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
  • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
  • контроля и самоконтроля: устный, самоконтроль, взаимоконтроль
  • по организации деятельности: индивидуальные

Оборудование:

На уроке используется презентация PowerPoint, материалы Федерального центра информационно-образовательных услуг, Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, необходимы ПК с выходом в Инетрнет. Раздаточный материал – таблица и тесты.

ХОД УРОКА.

Организационный момент

Повторение и систематизация знаний о словосочетании

Найдите словосочетания (слайд №1)

Через овраг, деревянного мостика, ничуть не удивиться, заря сияла, запутанные нитки, играть на рояле, скучаю по вам, с обеих сторон, в воздухе и воде, будем строить, в течение суток, поворот налево,  она казалась.

Почему это словосочетания? Какое необходимое условие для словосочетаний? (наличие главного и зависимого слова, т.е подчинительная связь)

Формулирование темы урока (запись в тетрадь) : «Типы  подчинительной связи в словосочетании».

Целеполагание. Цель нашего урока – научиться различать разные типы подчинительной связи в словосочетании  и подготовится к решению таких задач на итоговой аттестации.

Работа с таблицей(. Перед вами таблица, которую мы будем заполнять по ходу урока. Итак, мы выяснили, что связь в словосочетании всегда подчинительная. Различают 3 типа подчинительной связи в словосочетании – согласование, управление, примыкание. (слайд №2)  Запишите тип связи в 1 колонку таблицы.

Тип  подчинительной связи

Главное слово

Зависимое слово

Согласование

Самостоятельная часть речи

Прилагательное

Причастие

Порядковое числительное

Местоимение

Управление

Самостоятельная часть речи

Существительное

местоимение

Примыкание

Самостоятельная часть речи

Наречие

Деепричастие

инфинитив

Примечание. В начале урока можно раздать шаблон или предложить нарисовать эту таблицу в рабочей тетради(2 колонку можно заполнить сразу). По ходу урока колонки «Тип подчинительной связи» и «Зависимое слово» заполняются.

Согласование. Работа со словосочетанием деревянного мостика (слайд №3)

Измените главное слово в этих словосочетаниях. Как ведет себя зависимое слово? (Изменяется вместе с главным, т.е согласуется в роде, числе и падеже)- Вывод: согласование. Есть ли еще такие словосочетания среди записанных нами( (запутанные нитки, с обеих сторон) Обратите внимание, какими частями речи выражены главное и зависимое слово. Занесем в таблицу.

Управление.(слайд №4 ) Словосочетания играть на рояле. Изменяем главное слово. Что происходит с зависимым? (оно остается в том же падеже) Вывод – управление, главное слово требует от зависимого определенного падежа. Найдите еще словосочетание с таким типом связи (скучаю по вам)  Какими частями речи выражены главное и зависимое слово? Запись в таблицу.

Примыкание.(слайд №5) Словосочетания поворот налево. Есть ли в этих словосочетаниях грамматическая связь? (предлог, падеж?) Нет, здесь только смысловая связь. Такая связь называется примыканием. Какими частями речи выражены главное и зависимые слова? Запись в таблицу. (слайд)

Формулируем вывод. Сверяем с правильным ответом.(слайд)

Интерактивная таблица http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804-50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf

Какими частями речи чаще всего выражены главное и зависимое слово в разных типах словосочетания? (дорабатываем таблицу и делаем вывод)

Тренировочные упражнения

Определите тип связи в словосочетаниях (слайд №6)

Новая работа, верить людям, по-зимнему холодно, серый от пыли, поздно ночью, идти по площади, золотое кольцо, ягоды крыжовника, уверенность в успехе, настойчиво требовать, улыбающийся людям,  говорить улыбаясь, мечтать о чем-то, звонить ежедневно, этим летом, на шестом уроке, рано поседеть.

Дополните запись в таблице.

Работа с текстом. (слайд №7) Выписать из текста по одному словосочетанию с разными типами связи.

Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по- прежнему была прозрачной.  Сквозь нее, в глубине, можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду.

Подготовка к ГИА

Алгоритм работы над заданием ГИА В2.(слайд №8)

Задание: Замени словосочетание «серебряная ложка» (согласование) на синонимичное со связью управление.

Алгоритм действий

  1. Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому. Ложка (какая?) серебряная

Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову. Посмотри, чем выражено главное и зависимое слово.

 Определи тип связи. (Согласование)

  1. Задай от главного слова вопрос того типы словосочетания,  который требуется в задании для замены синонимичным. Если это управление, то вопрос косвенного падежа:

                                            какая?                 из чего?

  1. Подбери однокоренное слово к зависимому так, чтобы оно отвечало на новый  заданный вопрос:

                                            какая?                 из чего?

                                                             

                             серебряная ложка                  из серебра

Серебряная и из серебра – однокоренные слова.

Проверь тип связи. Это управление.

Ответ: ложка из серебра.

Подобные варианты: (слайд №9)

  1. Замени управление «в доме родителей» на синонимичное согласование.

                      чьём?              кого?              

родительском   в    доме    родителей

Обратите внимание на запись ответа: «в родительском доме»

  1. Замени согласование «мамино возвращение» на синонимичное управление.

          чьё?                            кого?

мамино   возвращение      мамы

Ответ: «возвращение мамы»

Запомни:

           для замены согласования на управление требуется Р.п. (кого? чего?) иногда с предлогом,

              для замены управления на согласования – какой? чей?,

             для замены примыкания на управление – В.п. с предлогом, Т.п. с предлогом.

Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41b20cbd-0dab-4b00-8f17-f679b6282e12/%5BRUS8_159%5D_%5BQS_188%5D.html

Тест со взаимопроверкой.  (см.приложение) (слайд №10)

Подводим итоги.

Проверь себя! http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/48bf58d5-bd61-4755-83d8-9e5e165b5808/index_listing.html

Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке? Что показалось легким, а что самым трудным? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание.(слайд №11)  Выписать из предложения все возможные словосочетания и указать тип подчинительной связи

  Под вечер, вдоволь налюбовавшись степным привольем, орлы попарно опустились на землю.

Список использованных источников:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выпишите словосочетания Через овраг, деревянного мостика, ничуть не удивиться, заря сияла, запутанные нитки, играть на рояле, скучаю по вам, с обеих сторон, в воздухе и воде, будем строить, в течение суток, поворот налево, она казалась.

Слайд 2

Типы подчинительной связи в словосочетании Согласование Управление Примыкание

Слайд 3

Деревянного мостика ( м.р., ед.ч, Р.п .) Определите род, число и падеж главного слова в словосочетании Измените падеж главного слова. Деревянн ому мостик у (м.р., ед.ч , Д.п ) Измените число главного слова Деревянн ых мостик ов (м.р., мн.ч , Р.п.) Зависимое слово меняется вместе с главным, т.е. согласуется с ним в роде, числе и падеже. Такой тип связи называется согласованием .

Слайд 4

Измените главное слово в словосочетании играть на рояле Игра ю ( 1 л., ед.ч ) на рояле ( Р.п .) Игра ете ( 2 л., мн.ч .) на рояле ( Р.п .,) Играла ( прош.вр , ж.р , ед.ч ) на рояле ( Р.п .) Зависимое слово осталось в том же падеже . Главное слово требует от зависимого определенного падежа. Такой тип связи называется управлением .

Слайд 5

Какой частью речи выражено зависимое слово в словосочетании поворот налево ? Наречие – неизменяемая часть речи, связь с другими словами только по смыслу . Такой тип связи называется примыканием .

Слайд 6

Определите тип связи в словосочетаниях . Новая работа, верить людям, по-зимнему холодно, серый от пыли, поздно ночью, идти по площади, золотое кольцо, ягоды крыжовника, уверенность в успехе, настойчиво требовать, улыбающийся людям, говорить улыбаясь, мечтать о чем-то, звонить ежедневно, этим летом, на шестом уроке, рано поседеть.

Слайд 7

Выпишите из текста словосочетания с разными видами связи . Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по- прежнему была прозрачной. Сквозь нее, в глубине, можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду.

Слайд 8

Алгоритм действий Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому. Ложка (какая?) серебряная Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову. Посмотри, чем выражено главное и зависимое слово. Определи тип связи. ( Согласование) Задай от главного слова вопрос того типа словосочетания, который требуется в задании для замены синонимичным. Если это управление, то вопрос косвенного падежа: какая? из чего? Подбери однокоренное слово к зависимому так, чтобы оно отвечало на новый заданный вопрос: какая? из чего? серебряная ложка из серебра Серебряная и из серебра – однокоренные слова. Проверь тип связи. Это управление. Ответ: ложка из серебра.

Слайд 9

Замени управление « в доме родителей » на синонимичное согласование. чьём? кого? родительском в доме родителей Обратите внимание на запись ответа: « в родительском доме » Замени согласование « мамино возвращение » на синонимичное управление. чьё? кого? мамино возвращение мамы Ответ: « возвращение мамы » Запомни: для замены согласования на управление требуется Р.п. (кого? чего?) иногда с предлогом, для замены управления на согласования – какой? чей?, для замены примыкания на управление – В.п. с предлогом, Т.п. с предлогом.

Слайд 10

Ответы на тест 1 вариант 1. а, в 2. в 3. в, е 4. а 5. а, г 6. в, г, е 7. а, г 8. г, е 9. свой костюм 10. а 2 вариант 1. в, г 2. в 3. б, г 4. а, б 5. г 6. б, в 7. а, б, г 8. а, г 9. сотнями голосов 10. г

Слайд 11

Домашнее задание Выписать из предложения все возможные словосочетания и указать тип подчинительной связи Под вечер, вдоволь налюбовавшись степным привольем, орлы попарно опустились на землю.



Предварительный просмотр:

Тест по русскому языку «Словосочетание» 8 класс.

1 вариант.

1.Какие пары слов не являются словосочетаниями?

А. медведь заревел           б. заревел неистово

В. Заревел и схватил        г. Схватил за комбинезон

2. Найдите глагольное словосочетание.

А. чтение книги              б. интересная книга

В. Читать вслух              г. Чтение лежа

3. Какие утверждения верны?

 Зависимые слова при связи согласование»  могут быть выражены:

А. наречиями                 б. существительными           в. Прилагательными

Г. Деепричастиями        д. причастиями               е. числительными

4. С какими словами из ряда синонимов может сочетаться слово ответ (в значении ответ на уроке)?

А. краткий     б. короткий        в. Мимолетный    г. Непродолжительный

5. Найдите ошибки в управлении

А. скучаю по вас                   б. оплата за проезд

В. Благодаря своей воле       г. Опираться на фактах

6. В каких словосочетаниях слова связаны  согласованием?

А. Обучать грамоте           б.листья дуба        в. Осенний лист

Г. Сотая доля           д. поступить по-дружески      е. работающий человек

7. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?

А. ничем не интересовался         б. шел медленно    в. Очень холодно

Г. Присутствовать на митинге      д. льется отвесно

8. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?

А. идти полем          б. Блестящая идея       в.красный от мороза

Г. Отвечала не глядя        д. объяснять что-либо  е. уходить рано

9. Найдите в предложении

Пастухов, подавая руку, продолжал отряхиваться и оглядывать свой костюм   

 словосочетание со связью  согласование

10. Найдите слово, в котором пропущена буква И

А. ген…альный     б.  атт…стат          в.  С…кретарь   г. Д…путат

2 вариант

1.Какие пары слов не являются словосочетанием?

А. появится в отдалении     б. внезапно остановиться

В. Пошел и остановился      г. Часы остановились

2. Найдите именное словосочетание.

А. увидеть кого-нибудь      б. далеко от родных

В. Известный всем              г. Откуда-то из темноты

3. Дайте правильный ответ.

Зависимые слова при связи управление могут быть выражены:

А. глаголами          б. существительными        в. Деепричастиями

Г. Местоимениями    д. наречиями     е. числительными

4. С какими словами из ряда синонимов может сочетаться слово взгляд? 

А. умный    б. смышленый   в. Разумный    г. соображающий

5. Найдите ошибки в управлении.

А. одевать ребенка                б. обсуждать планы

в. Верящий в победу             г. Доказывать про правоту

6. В каких словосочетаниях слова связаны согласованием?

А. благодарить друга        б. дикий север

В. Этой книгой                   г. Кофе по-турецки

7. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?

А. возразить сыну          б. любуясь пейзажем

В. Живущий рядом        г. Песни цыган

8. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?

А. незадолго до праздника       б. какого-то незнакомца

В. Трое в лодке                          г.недалеко от дома

9. Найдите в предложении

И как-то вдруг слышишь, что уже весь лес, за минуту важно задумчивый, налился сотнями голосов.

 Словосочетание со связью управление.

10 Найдите слово, в котором пишется буква О

А. нде…лист    б. тр…диция    в. Т…лантливый   г.иде…логия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

Цели:                  1.      Образовательные:  повторение и обобщение знаний учащих...

Проверочная работа по теме "Типы подчинительной связи в словосочетании".

Данная работа может быть использована на уроке русского языка в 8 классе при закреплении темы ",Словосочетание. Типы подчинительной связи ( согласование, управление. примыкание)"....

Конспект урока русского языка в 11 классе "Типы подчинительной связи в словосочетании"

Тип урока: повторительно –обобщительныйВид урока: урок практических работ;Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;Методы: словесный,   поисково - проблемный;Ожидаемый результат...

Контрольная работа по русскому языку "Типы подчинительной связи в словосочетаниях" (8 класс)

Контрольная работа предназначена для учащихся 8 класса. Цель контрольной работы - проверить знания и умения учащихся по определению типов подчинительной связи в словосочетаниях. Работа состоит из трех...