Конспект учебного занятия
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект  учебного занятия по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uchebnogo_zanyatiya_rus.yaz_.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  учебного занятия

Предмет: русский язык

Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану

Тема: синонимы

Форма урока: урок объяснения нового материала

Цели: дать определение понятия, познакомить со словарем синонимов, с различными оттенками значений синонимов

Задачи: научиться подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями, уметь пользоваться словарем синонимов

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник

Русского языка-5 класс

Ожидаемые результаты: учащиеся познакомятся с понятием, научатся  находить в тексте синонимы, подбирать к слову синонимы, пользоваться словарем синонимов.

№ п/п

Этапы урока

Время

1

Организационный момент

1 мин.

2

Лексическая минутка

5 мин.

3

Вводная беседа

3 мин.

4

Объяснение нового материала

5 мин.

5

Работа со словарём синонимов

5 мин.

6

Закрепление нового материала

15 мин.

7

Итог урока

5мин.

8

Домашнее задание

3мин.

Учитель русского языка и литературы МОУ «Миасская СОШ№1» Сергеева Е. В.

Ход урока

Повторение ранее изученного (слайд №2).

- Что обозначает слово «Лексика»?

-Сколько значений может иметь слово? Выбери ответ.

  1. Только одно.
  2. Одно или несколько.
  3. Больше одного

- Как называются слова, имеющие одно значение? Приведите пример.

- Несколько значений? Приведите пример.

-Прочитай выразительно стихотворение, в каком значении - прямом или косвенном - употреблены выделенные слова? Как ты понимаешь их значение? (слайд № 3)

                Ветерок спросил, пролетая:

                Отчего ты, рожь, ЗОЛОТАЯ?

                А в ответ колоски шелестят:

                ЗОЛОТЫЕ нас руки растят.

Какие слова мы называем омонимами? Приведи пример. (Омонимы - это слова - близнецы.) Они пишутся и произносятся одинаково, но имеют совершенно разные значения.

 Объяснение нового материала (слайд № 4).

-Как можно назвать человека, который очень силен?

Это силач-«человек, обладающий большой физической силой».

-Как можно назвать того, кто может победить силача?

Это геркулес- «человек, обладающий громадной физической силой».

(Именем Геркулес римляне называли знаменитого древнегреческого героя Геракла, совершившего 12 подвигов.) Слова силач и геркулес совершенно разные, а значение их почти одинаковое – это очень сильные люди. Такие слова называются СИНОНИМАМИ.

Синонимы обозначают один и тот же признак, один и тот же предмет, одно и то же действие.

Например, БЕГЕМОТ и ГИППОПОТАМ- это одно и то же животное (слайд № 5)

-Прочитайте выразительно стихотворение С. Я. Маршака (стр.137учебника).

-Можно ли назвать синонимами слова «бежать» и «нестись»? Употребите слова в предложениях.

Знакомство со словарем синонимов (слайд № 6)

        В русском языке очень много синонимов. Существуют специальные словари синонимов. Например, «Краткий словарь синонимов русского языка». Автор В.Н.Клюева.

Каждая словарная статья состоит из главного слова и синонимического ряда с примерами.

        Так,  например, выглядит словарная статья.

                       Доктор

           Врач, лекарь, эскулап.

Эти слова объединены значением - лицо, лечащее больных. Русское слово ВРАЧ употребляется в официальной речи. Слово ДОКТОР заимствованное. ЛЕКАРЬ – устаревшее слово. ЭСКУЛАП - греческое слово, также устаревшее.

По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной.

-Найдите в тексте синонимы,  выпишите их по степени возрастания признака  (слайд№7).  

Употребление синонимов в речи.

В разных ситуациях употребляются разные синонимы: некоторые - только в разговоре, другие имеют книжный характер, третьи могут употребляться свободно, без ограничений.

-Распредели по столбикам синонимы в зависимости от употребления в речи (слайд №8 ).

Книжные                 нейтральные             разговорные.

Смелый, лихой, неустрашимый, учить, штудировать, зубрить, шествовать, идти, топать, неустрашимый.

Внимательно рассмотрите картину русского художника В. Л. Боровиковского  (слайд № 9).Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой – одно из замечательных произведений живописца. Попробуем описать девушку, изображенную на картине. Спишите предложения, дополняя их подходящими словами- синонимами.

  На нас смотрит симпатичное,…лицо девушки. Ее лукавая,… улыбка, смеющиеся, …, глаза заставляют и нас улыбнуться и порадоваться ее счастью. Жизнерадостное, … настроение передается нам, и, наверное, поэтому так приятно, … смотреть на эту девушку, любоваться ее одеждой. Платье девушки из прозрачного, … материала. Оно подчеркивает нежность и молодость Арсеньевой, ее изысканный, … вкус.

 Ощущение радости, …остается от этой картины.

Игра «Кто быстрее?» Учащиеся подбирают синонимы к словам (слайд № 10).

Итог урока.

Внимательно рассмотрите таблицу и подготовьте рассказ на тему «Слова и их лексическое значение» (слайд № 11).

Домашнее задание: попробуйте самостоятельно описать некоторые детали одежды Арсеньевой: соломенную шляпку, браслет из жемчуга, украшение на рукаве (устно).

Употребите в предложениях синонимы: сказал, заметил, воскликнул.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками.

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками. А.В. Потапов ...

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....