Урок по русскому языку "Повторение изученного в начальной школе"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Леонтьева Наталья Егоровна
Повторение изученного материала в начальной школе, решение грамматических задач. Грамматические задачи даны в виде эпиграфов к каждому разделу повторения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_povtoreniya_v_5_klasse.doc102.5 КБ
Office presentation icon urok_povtoreniya_v_5_klasse.ppt212.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Повторение изученного в начальной школе»

Цель: проверить умение владения навыком графического выделения орфограммы, определение морфологических признаков самостоятельных частей речи.

Ход урока: 

1.Оргмомент.

2.Цель урока.

Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

 А.И. Куприн

 Обращение к эпиграфу:

  • Убедили ли вас наши занятия в правомерности слов писателя Куприна? 
  • Попытайтесь обосновать свой ответ.

 Сегодня мы будем повторять изученный материал, решая грамматические задачи. 

 Грамматические задачи даны в виде эпиграфов к каждому разделу повторения:

  1. УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ РАЗЛИЧАТЬ ЧАСТИ РЕЧИ?

Для всего в русском языке есть великое множество слов. 

К.Г. Паустовский

1)Словарь:  искусство, искусный, багряный, адъютант, юннаты, юный, инженер, иллюстрация. 

Слова обязательно являются какой-то частью речи. Расскажите о классификации частей речи. А какой части речи здесь нет? (глагол)

2)ИНЖЕНЕР (ТРАНСКРИПЦИЯ) 

3)Записать предложение  Опытный инженер чертил на бумаге. (синтаксический разбор, назвать орфограммы, подписать части речи, выписать словосочетания).

2.ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ.

 Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

 Пословица

Что необходимо сделать в первую очередь при объяснении орфограмм? (Определить часть речи и часть слова.)

А. 1. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) ключ..к, з..ма
2) зв..нок, кур..ца
3) в..сьмой, ч..рнеть

4) под..брать, к..рова

A2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) арбу.., сна..ть,
2) коро..ка, ша..ка

3) ко..точка, по..торить

4) наро.., скла..ка

А3. В каком слове нет непроизносимой согласной в корне?

1) вес..ник

2) чудес..ный
3) мес.ный

4) со..нце

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

 Если ВЫ согласны с утверждением, то стоите, если не согласны – садитесь.

  • В русском языке 3 спряжения глагола.
  • Существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду.
  • Глаголы прошедшего времени изменяются по лицам и числам.
  • К 3скл. относятся существительные жен. и муж. рода
  • Существительные  склоняются.
  • Прилагательные спрягаются.

  1. ВСПОМНИМ ПУНКТУАЦИЮ.

 Знаки препинания – это как нотные знаки.

 Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.

 К.Г. Паустовский

А1. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? (слайд)

   1) Приходит весна и птицы возвращаются в родные края.

   2) Весною я пошел смотреть свои яблони и увидал, что мыши

объели их корни.

   3) Трамвай показался из-за угла, медленно пересёк проспект

и остановился.

  4) Хозяин заварил чай и  позвал гостей к столу.

3.Работа с текстом (читает учитель- текст спроецирован на экран)

 

Дельфинья дружба.
   По неизвес…ным причинам дельфины иногда сами выбрасываю(т,ть)ся на берег. Рыбаки говорят, что они увлекаются погоней (за)рыбой и садя(т,ть)ся на мель.Дельфины погибнут, если им не помогут люди.
    Самое т..желое препятствие для спасения дельфина – дельфин..я дружба. Если вы станете относить их в воду, то у вас ничего (не)получится. Дельфин вернется и снова выбр..сится на мель, если услышит крики своих  товарищей.. Товарища в беде дельфин никогда (не)оставит.

- Что такое текст?
- Можно ли данную запись назвать текстом?
- Определите тему текста.
- Какова основная мысль? Что хотел автор подчеркнуть данным текстом?
- Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму .

Дифференцированная работа с текстом:

1 ряд – выписать 5 глаголов, выделить окончание. Определить спряжение
2 ряд – выписать 5 существительных, определить склонение.
3 ряд – выписать прилагательные, определить род, число, падеж.
Для всех  морфемный разбор:

неизвестным, выбросится, рыбкой

Подведение итогов, возвращение к эпиграфу урока, записанному на доске.

.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью . А.И.Куприн

Слайд 2

Для всего в русском языке есть великое множество слов. К.Г. Паустовский

Слайд 3

Кто грамоте горазд, тому не пропасть Пословица

Слайд 4

Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. К.Г. Паустовский

Слайд 5

В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? 1) Приходит весна и птицы возвращаются в родные края. 2) Весною я пошел смотреть свои яблони и увидал, что мыши объели их корни. 3) Трамвай показался из-за угла, медленно пересёк проспект и остановился. 4) Хозяин заварил чай и позвал гостей к столу.

Слайд 6

(1)Дельфин вернется и снова выбр..сится на мель, если услышит крики своих товарищей.. (2)По неизвес…ным причинам дельфины иногда сами выбрасываю(т,ть)ся на берег. (3)Товарища в беде дельфин никогда (не)оставит.(4) Рыбаки говорят, что они увлекаются погоней (за)рыбой и садя(т,ть)ся на мель. (5)Дельфины погибнут, если им не помогут люди. (6) Если вы станете относить их в воду, то у вас ничего (не)получится. (7)Самое т..желое препятствие для спасения дельфина – дельфин..я дружба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"

Урок русского языка в 5 классе. "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"....

Сравнительный психолингводидактический анализ учебников русского языка по программам «Начальная школа 21 века» и «Школа России» по изучению проблемы развития саморегуляции учебной деятельности младших школьников

Анализ целей и задач программ начальной школы гласит о том, что необходимо научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, сист...

Урок русского языка в 6 классе: "Повторение изученного в начальной школе по теме "Простое осложнённое предложение" по учебнику С. И. Львовой

Сведения об авторе: Митина Таисия Александровна, учитель русского языка и литературыПредмет: технологическая карта к уроку русского языка в 6 классеКласс: 6Авторы УМК: Русский язык 5-9 классы. /Автор-...

Дидактический материал по русскому языку к урокам повторения изученного в начальной школе(5 класс).

Дидактический материал помогает учащимся повторить и закрепить сведения по орфографии. Одновременно проводится и работа по развитию речи и расширению лексического запаса обучающихся....

Технологическая карта урока повторения и обобщение изученного в начальной школе "Решение текстовых задач" (5 класс, 4 урок по программе учебника Н.Я.Виленкина и др.)

Урок систематизации и обобщения компетенций, полученных учащимися в 4 классе начальной школы. Тема урока  - "Решение текстовых задач". Урок составлен в соответствии с требованиями  ФГОС втор...

Материалы к уроку "Калейдоскоп знаний" ( повторение изученного в начальной школе)

Урок позволяет в игровой форме повторить основные орфограммы и виды разборов, изученных в начальной школе.В уроке учтены возрастные особенности пятиклассников: в течение урока происходит смена деятель...

Конспект урока по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа". Тема: Предлоги и приставки, 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Предлоги и приставкиЦели деятельности учителя: актуализация знаний о понятии «приставка, предлоги»; развитие умения употреблять на письме приставки и пре...