Сценарий спектакля . посвященного Дню славянской письменности, для учащихся 4-6 классов.
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Павлова Людмила Ивановна

В занимательной форме представлен рассказ о Кирилле и Мефодии, истории создания кириллицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spektakl_posvyashchennyy_dnyu_slavyanskoy_pismennosti.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Спектакль, посвященный Дню славянской письменности и культуры

«Аз, Буки, Веди»

4-6 классы

(сценарий спектакля)

Вступление к спектаклю: Звучит песня «Чему учат в школе»

На сцене декорации кельи старика монаха: на ширме - узкое оконце; стол, заваленный

старыми летописями, свеча, чернильница, перья, сундуки, рулоны бумаг. Изображение Кирилла и Мефодия.

Выставка книг: Над выставкой название спектакля.

Входит учительница.

Учительница: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня вы увидите спектакль, который называется «Аз, буки, веди». 24 мая все просвещенные люди отмечают день памяти святых Кирилла и Мефодия. Вам, наверно, интересно будет знать, за что весь мир благодарен этим людям. Братья перевели много книг с греческого на наш язык. Например, Библию. Долгие годы они вели просветительскую работу среди славян, благодаря им теперь все люди могут читать. А вот как это было, мы сейчас узнаем. Мы отправимся с вами в далекое прошлое, в Келью летописца.

Чтец:

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле, о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом,

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

На сцене келья старика-монаха, полумрак. Под музыку «Светилен» со свечой, кашляя, входит монах.

Монах: Еще одно последнее сказанье

И рукопись окончена моя.

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне грешному...

Да, воистину сказано: « Сочинение книги, подобно сооружению храма». В тяжелую минуту, человече, откроешь книгу, слово в храм светлый войдешь и найдешь ответ на любой вопрос, ибо и до нас люди жили и вопрошали...Прими же, отец наш небесный, молитву благодарную за то, что искусству книжному меня вразумил. Слава и вам братья Солунские - Кирилл и Мефодий, что буквы нам придумали, свет книжный принесли. Чу! Слышу шорох. Кто здесь?

На сцене появляется мышка.

Мышка: Это я, твоя знакомая мышка.

Монах: Здравствуй, малютка. Оголодала, чай?

Мышка: Да, не мешало бы сухарика хоть на один зубок.

Монах: Угощайся, создание божье, только книги мои не грызи, ибо это труд неимоверный и кладезь мудрости.

Мышка: Спасибо тебе, добрый старец. Не трону книг твоих, не бойся! Хотя вон их сколько .. .и все толстые!

Монах: Да. Здесь сплошные инкунамбулы.

Мышка: Ой, ой, ой.

прячется

Монах: Куда же ты убежала? Чего испугалась?

Мышка: С-с-слово с-с-страшное -и-и-инкунамбула

Монах: Не бойся. Инкунамбула - значит очень древняя книга, до 1600 года. Токмо и всего.

Мышка: Тогда дай мне этот чистый листок, а я перегрызу его в клочочки и выстелю себе гнездышко!

Монах: Нет, нельзя это форзац.

Мышка: Заяц?

Монах: нет, форзац- это белый лист бумаги около корочки книги.

Мышка: Ну, корочки я люблю... Ой, а это что красное? Кровь?

Монах: Нет, это буквица Ее пишут вначале строки красными чернилами.

Мышка: Буквица. Хи-хи ! Какое слово смешное. А что это за палочка над буквой А?

Монах: Это титло - надстрочный знак, который превращает букву в цифру. Например, А=1,В=2

Мышка: Чудеса, да и только. А как зовут тебя, добрый монах, откуда ты родом?

Монах: Сирота я. Дом мой враги сожгли, все у нас в роду погибли. Отроком пришел я в Киево-Печерскую лавру. Сделали меня переписчиком, а зовут меня «библиофил» - значит любитель книг. Наставник мой был добрый, устану я писать, велит отдохнуть, бежать во двор и стучать по дереву.

Мышка: Хи-хи-хи.. Разве ты дятел, чтоб по дереву стучать?

Монах: Нет, был у нас обычай. Стукнешь 3 раза, все монахи должны садиться читать. Только я был неугомонный и любознательный. Все спрашивал у своего наставника: "А откуда буквы взялись?"

Мышка: Правда, расскажи, библиофил?. Давным-давно люди не умели писать, посылали друг другу предметы. Например, кочевники-скифы послали царю Дарию угрозу: мышей, лягушек и пять стрел. Мол, не дашь золота, всех убьем, одна нечисть останется. Потом на скалах рисунки делали - пиктография называлась.

Мышка: Хорошее слово пи-пи- пиктография, наше, мышиное.

Монах: Потом на сырых дощечках клинопись делали палочками. Особенно этим шумеры славились.

Мышка: А я тоже могу шуметь и на песке хвостиком клинопись сделать или на снегу.

Монах: Ветер подует - и исчезнет твоя надпись.

Мышка: Тогда кинь мне тот клубочек ниток, а я себе лестницу сплету и выберусь.

Монах: Это не простой клубок ниток, а узелковое письмо, которое было у славян и индейцев.

Мышка: А что там написано?

Монах: Чтоб мишка меньше болтала, а больше слушала.

Мышка: Ладно, еще чуть-чуть поспрашиваю и больше не буду. Можно мне взять эту испорченную книгу, там одни каляки- маляки!

Монах: Это иероглифы, Один значок - целое слово, распространены были в Египте и до сих пор есть в Японии.

Монах: Пергаментом. Когда не было бумаги, страницы для книг делали из шкур -телят: Писали еще и на бересте, и на шелке. И на папирусе из тростника. Скручивали в свиток написанное, а современный вид книги называется «кодекс».

Мышка: Ой, какая умная я теперь стала! А скажи, старик, у всех людей один алфавит?

Монах: Нет. Наш алфавит подарили нам святые Кирилл и Мефодий

Монах: Мальчики Кирилл и Мефодий были очень умные, старательные. Поручили им составить азбуку для славян.

(Задумался. На сцене появляется Император Михаил,)

Император: Константин, ты закончил учебу, предлагаю занять тебе высокую и почетную должность управляющего провинцией,

Константин: Кроме просвещения разума, я ничего не желаю, Просветив же разум, хочу искать более важного, чем все почести и богатства.

Входит посол.

Посол: Добрый владыко! Пошли нам, славянам-христианам, такого мужа, который бы поставил нас на путь разума и научил по-своему записывать слово Божие, Знаем мы, что уважаешь ты и другие народы, и их язык и веру их.

Император: Позвать сюда Константина Философа и брата его Мефодия. Слышишь ли, Философ, речи сии? Знаю я, утомлены вы, но никто, кроме вас не сделает этого. Ведь вы оба - солуняне, и по-славянски разумеете.

Константин: Я немощен телом и болен, но с радостью пойду в моравскую землю, если они имеют азбуку своего языка. Ибо просвещение народа без письмен его языка подобно попыткам писать на воде

Ведущий: началась большая работа- братья предложили свой алфавит, составили славянскую азбуку, некоторые буквы они взяли из греческого алфавита, некоторые придумали сами.

Монах: (задумчиво) Много страданий и гонений испытали они. Ни семьи, ни дома, ни богатства не нажили, похоронены на чужбине. Но недаром говорят: «Рука, которая писала, в земле истлеет, а слово живет!» Будут помнить люди этих бессеребренников, ибо тьму бессмысленную изгнали они из нас. Ой, а мышка-то убежала, сам с собой, значит, бормочу, светает. Пойду прилягу, а то скоро братья мои придут, сядем в скрипторий, будем перьями скрипеть, историю отчизны для потомков сохранять...

(Кашляя, уходит. Входит учительница.)

Учительница: Ушел наш летописец в далекое прошлое, канул в Лету ( реку вечности), но мы никогда не забудем, как трудно было в старину изготавливать книгу. .Писали ее несколько человек много лет. Украшали золотом, серебром, драгоценными камнями. Стоила такая книга дорого, табун лошадей, купить ее могли только богатые люди.

Но пришли другие времена. Сначала в Германии, а потом и у нас придумали  станок. Когда печатали первую книгу на Руси, сам царь Иван Грозный пришел к мастеру Ивану Федорову, чтоб посмотреть на такое чудо Книг стало много, и стоили они подешевле. На любой ярмарке даже каждый крестьянин мог приобрести книжечку для ребятишек. Давайте и мы с вами сейчас, попадем на такую русскую ярмарку.

Звучат голоса - шум базара. на фоне этого шума и музыки

Как на нашей улочке делают шкатулочки!

Кружки, толкушки, яркие игрушки!

Везем на 6азар расписной товар!

Кому пирожки? Горячие пирожки!

С пылу, с жару - гривенник за пару.

Нажарила, напекла Акулин для Петра

Афоня (из-за ширмы);: Налетай, не зевай,

Побыстрей хватай.

Товара у Якова хватит всякого!

Мальчик – сударик, купи букварик!

По гривне штука – детям наука.

Букварь - не пряник,

А почитаешь, - язык прикусишь.

Букварь не сайка, - а раскусишь – слаще ореха.

Возьмите лубок для ума и смеха!

Учительница:   Здравствуй, Афоня Быстроногов!

Что – сегодня товаров много?

Афоня:  Здравствуй, красавица-душечка

Возьми для иголок подушечку!

Учительница: Нет ,удалец, удалой купец

Я учительница – мне бы книжечку!

(подает книжку-малышку)

Афоня: Что ж, почитай учителя, как свово родителя

Так, возьми вот эту книжечку с грыжечку!

Мал золотник да дорог

На многих ярмарках я бывал

Чудес книжных повидал.

Братья Эльзевиры Нидерландские

Сделали книгу с ноготок, Чтоб никто не уволок!

Учительница: эта слишком маленькая, только с лупой читать, глаза утомлять.

(Подает огромный магазинный букварь)

Афоня: Тогда, не ешь хлеба, а возьми книгу с полнеба!

Ведь лучше человек ученый, Чем болван золоченый.

Человек неученый,- что топор источенный!

Учительница:       Эта книга слишком большая.

Смотреть интересно, держать неудобно. Поставлю се на выставку. (Ставит).

Афоня:   ....        Эх, не угодишь тебе, красавица!

Может тебе эта полка книжная понравится

Смелее подходи, смотри…

Про буквари  ! Про буквари!...Про буквари!..

Учительница подходит к выставке, где стоят азбуки и буквари разных изданий.

Учительница: Ох, какие тут азбуки, буквари. Выберу себе вот эту книгу «Алфавитная семья». Тихо, ребята, что не вы шумите? Нет? Ах, это, по-моему, в этой книге идет спор.

За ширмой слышно пыхтение,крики. Появляются  нарисованные буквы "А" и "Я".

Учительница: Жили буквы в азбуке,

жили, не тужили,

но однажды дело стало

 из-за страшною скандала.

Что случилось, буква «А»?

«А»: Ох, разболелась голова,

Буква «Я» в строку не стала,

Взбунтовалась буква «Я».

«Я»:

Да! Я - главная, заглавная!

Не хочу стоять в ряду,

Быть желаю на виду. .

Учительница: Потолкуй с такой особой...

Нужен к ней подход особый.

Мы ведь грамотный народ.

Растолкуем - все поймет.

Встань быстрее ты в конец,

Вот и будешь молодец!

«Я»' -   Нет!!! Буду топать я ногами,

Не хочу водиться с вами.

Учительница :      Что ж, коль хочешь в одиночку,

Напиши хотя бы... строчку!

Буква «Я» взялась за дело,

Целый час она пыхтела, и кряхтела и потела.

Написать она сумела только.. «я, я, я. я...!»

Все от смеха покатились,

За животики схватились.

Буква «Я» сперва крепилась,

        А потом как заревет!...

Ну, не плачь, глупышка.

Возьми платочек, вытри слезы.

Давай откроем этот большой букварь и посмотрим в него.

Самодельный букварь: с одной стороны нарисованные буквы

старославянского алфавита, а с другой стороны современный алфавит.

Вот старинный алфавит. Каждая буква означала звезду на небе. Первая А (по-старинному «Аз») или «альфа» - означала звезду, с которой начинался «Новый год».

«Я»; А мне то что? Я-то последняя...

Учительница. А вот и нет «Аз» - со старославянского переводится «Я», значит, выходит, что ты стояла первая!

«Я»: Ура! Побегу в старинный алфавит!

Учительница. Убежала буква «Я» - обрадовалась и напрасно: нелегко в старинном алфавите. Ведь в современном алфавите 33 буквы, а в старинном было 43-44. Каждая буква имела название: "А" называлась аз, «Б» - буки, «В» — веди, «Г» - глаголи, «Д» -добро, «3» - земля, «М» - мыслете и т.д. Дети хором громко зубрили названия букв, недаром говорили так: «Азбуку учат - на всю избу кричат» или так «Аз, буки, веди - страшат как медведи». В старину говорили так: «Не будешь слушать - я пропишу тебе ижицу», т.е. если не выучишь три похожие буквы «И», которые назывались по разному: ижи, ижеи, ижица, - за это били розгами, а след от улара был похож на букву ижица. Хорошо, что эту букву отменили при Петре I.

Трудно было различать в словах звуки "Е","И",Ъ -которые обозначала буква ять. Кто справлялся с этим -того хвалили: «Он сделал дело на ять» Эту букву отменили в 1917 году, чтобы дети не путались. А вот буква «Ё» поя вилась в ХШ веке. Первым эту букву использовал писатель Карамзин. Ну что ж, как говорится «Без терпенья - нет ученья», зато «Грамоте учиться - всегда пригодится»

Сценка из повести М.Горького «Детство»

Дедушка: Ну-ка ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись!. Видишь фигуру?  Это  - аз. Говори: аз. Буки! Веди! Это – что?

Алеша: Буки.

Дедушка: Попал. Это?

Алеша: Веди.

Дедушка: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть,-это что?

Алеша: Добро.

Дедушка: Попал, Это?

Алеше: Глаголь.

Дедушка: Верно. А это?

Алеша: Аз. (Крича) Земля! Люди!

Дедушка: Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?

Алеша: Это вы кричите..

Дедушка: Будет. Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе пятак дам.

Учительница:  Кстати, сначала ученики писали мелом на графитных досках, а потом уже стали писать на бумаге, перьями и ручками, чернилами...

Из-за ширмы летят бумажки. На сцене появляется Клякса с веером и зонтом.

Учительница: Кто это шалит?

Клякса: Как кто? Я, конечно. А где чернила?.. Где чернила?..

Пьет жадно из пузырька, где были чернила.

Учительница: Кто вы? Что вы тут делаете?

Клякса: Как, вы меня не знаете? Я - Вакса Грязнильская. урожденная графиня Чернильская.

Учительница: Никогда не слыхала.

Клякса: И напрасно!

Учительница: Расскажите о себе!

Клякса: Что ж, слушайте (напевает гнусаво):  Это было недавно, это было давно». Так вот.   Я и мои сестрички - капельки – жили вот в такой же бутылочке чернил. Эго было прелестное время. Мы булькались, кувыркались и переливались. А можно я спою?

Поет песенку "4 черненьких чумазеньких чертенка ", в конце пляшет и визжит.

Учительница: Перестаньте петь. Дальше, просто рассказывайте, пожалуйста!

Клякса: Однажды над нами повисло острое как кинжал... перо! Оно вонзилось мне прямо в голову (видите лысину!) и со всего размаху швырнуло меня на чистый, как белый снег; лист бумаги.

Нервно пьет чернила, икает.

Учительница. Что вы делаете? Вы отравитесь!

Клякса: Нет, нет. Вы знаете правило древних переписчиков: чтобы проверить хороши ли чернила - пробуй их на вкус. Да-да, чернила делали из дубовых орешков, вишневого клея - кваса, капустного рассола, немного меда и ржавых гвоздей!

Учительница: Какой кошмар - из ржавых гвоздей! Клякса, продолжайте же свою историю!

Клякса: Одним словом, я шлепнулась на лист в тетрадь к одному миленькому двоечнику. Ах, как он испугался, заревел. Его невинные слезки капнули на меня, и я стала большущей! А милый бутуз стал размазывать по своим щечкам чернила и кляксы стали везде, везде, везде...

Учительница: И что же мальчик?

Клякса: Его били розгами, били вот так, вот так.

Учительница: Успокойтесь. Дети давно уже пишут шариковыми ручками.

Клякса: Н-да? (Клякса смотрит на свою руку и на воздушный шарик) А! Значит у ваших детей шарики за ролики, ха-ха-ха!..

Учительница: Перестаньте говорить глупости! Дети у нас воспитанные и умные!

Клякса; Верю, верю - всякому зверю: зайцу и ежу, а вам (детишки) погожу! А ну-ка сложите-ка слово "грамота".

Идет игра. Вызываются 2 человека

кто быстрее из нарезанных букв сложит слово (школа) на магнитной доске

I слово из красных букв, 2 из синих букв.

 Звучит веселел музыка - дети складывают слово "грамота".

Клякса: Подумаешь! Я тоже так могу. Пусть лучше загадки отгадают.

1. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает                                      (книга)

2. Черные, кривые, от рождения немые

По линейке станут в ряд, сразу все заговорят.      (буквы)

3. Черный Ивашка, деревянная рубашка.

Где носом поведет - там и след кладет.                   (карандаш)

Учительница: Вот видите, какие у нас дети умные и хорошие, да и вы. оказывается, не такая плохая, как хотите себя показать, А что если вам устроиться в музей - экскурсоводом и рассказывать ребятам об истории возникновения письменности. Ведь Вы стояли у истоков.

Клякса: (Обиженно) Вы меня оскорбляете - разве я похожа на музейную моль?

Учительница: Ну, тогда вы могли бы стать учительницей.

Клякса: Вы правда так считаете и думаете у меня это получится?

Учительница: Конечно! Ну а наш спектакль «Аз, буки, веди» - подошел к концу, и сейчас мы посмотрим, как вы внимательно слушали.

Учительница и Клякса задают ребятам вопросы.

ВОПРОСЫ:

1.   Почему люди почитают двух братьев Кирилла и Мефодия? Откуда они родом?

2.   Что такое инкунамбула? Клинопись? Пиктография?

3. Сколько букв было в старинном алфавите, а сколько в современном?

4.  Что означает пословица «Я пропишу тебе ижицу»?

5. Почему в старину говорили «Азбуку учат во всю избу кричат..,»?

6. Что означает пословица «Он сделал все на ять

7. Кто на Руси придумал печатный станок?

8. Из чего раньше делали чернила?

Литература:

1. Н.Николаева. «Славянская письменность и ее создатели». Ж. Школьная библиотека № 3, 2002. с. 55.

2. «Аз, буки, веди», сценарий урока – спектакля.

3. М.Горький «Детство».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

Сценарий праздника, посвященного Дню  славянской письменности и культуры. Подготовила заместитель директора по ВР Костюченко Лариса Владимировна. (Мальчик Ваня разглядывает старос...

Сценария конкурса, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

Сценарий конкурса разработан для учащихся 5-6 классов....

Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности

Сценарий может послужить основой для создания праздника в классе, а также для небольшого школьного спектакля....

Сценарий праздника,посвященного дню славянской письменности и культуры.

Материал предназначен для подготовки празднования дня славянской письменности и культуры для учащихся 5-7 классов....

Сценарий соревнований посвященных Всероссийскому «Дню здоровья» среди учащихся 1-9 классов

Задача: организация активного отдыха и досугаЦель: формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом....

Сценарий спектакля «Всё начинается с любви» (для учащихся 9 – 11 классов)

Участники спектакля представили зрителям замечательный литературный материал: со сцены звучали стихи русских поэтов о любви, инсценировались эпизоды из произведений русской классической литературы, зв...