Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме "Причастие как часть речи"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) на тему

Открытый урок в 6 лассе по русскому языку по теме "Причастие как часть речи".Вводный ознакомительный урок. При разработке применена технология дифференцированного обучения. Подходит для класса большой наполняемости. Позволяет задействовать всех учащихся, независимо от уровня способностей и коммуникативной активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "Причастие как часть речи"

Цели урока:

  1. Знакомство с грамматическими признаками, суффиксами причастия
  2. Обучение навыку нахождения причастий в речи, умению отличать их от других частей речи
  3. Воспитание интереса к русскому языку
  4. Развитие творческих способностей

Ход урока

I. Введение в тему урока.

(Учитель не называет тему урока, а помогает детям самим определить, о чем пойдет речь)

Задание « собери слово» (выбери указанную морфему из данных слов (слова записаны на доске):

  1. Приставку из слова приморский
  2. Корень из слова зачастую
  3. Окончание из слова высокие

Ответ: причастие.

Один ученик записывает это слово на доске и делает вывод, что тема урока «Причастие».

(После этого учащиеся записывают тему урока в тетрадь). Запись эпиграфа: Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. (В. И. Даль)

II. Ввод нового материала.

Лингвистическая сказка.

Есть в стране Лингвинии область Морфляндия. В ней живут известные всем нам жители: Существительное, Прилагательное, Глагол и другие. И вдруг морфляндцы узнают о появлении нового жителя.

– Кто такой? Как зовут? Откуда родом?

И вот что поведал им юный житель: «Зовут меня Причастие. Мама у меня Прилагательное, а папа – Глагол. Я похож и на папу и на маму. И еще у меня есть родимые пятнышки, по которым меня можно опознать. Это -ущ-,-ющ- -ащ-,-ящ-, -ом-,-ем-, -им-,-вш-,-ш-,-енн-, -нн-,-т-.

Просим детей записать в тетрадь три словосочетания:

желтый лист,

желтеет лист,

желтеющий лист

Просим определить части  речи однокоренных слов (задать вопросы). Обращаем внимание на слово желтеющий, можно ли назвать это слово прилагательным? Глаголом? Дети сами делают вывод.

III. Работа в группах по изучению нового материала.

I группа   Назовите морфологические признаки причастия, свойственные прилагательным (раздать листочки с предложениями).

1. Внимание охотников привлек растущий на опушке леса дуб.

2. Прочитанная книга лежала на полке.

II группа   Назовите морфологические признаки причастия, свойственные глаголу (раздать листочки с предложениями).

1. Догоравший костер ещё дымился.

2. Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток и полетели в сторону озера, сверкающего зеркальной гладью.

Причастие

Признаки прилагательного

Признаки глагола

1. Вопрос какой?
2. Род
3. Число
4. Падеж
5. Полная и краткая форма
6. Согласуется с существительным. В предложении – определение или сказуемое

1. Вопрос что делающий? что сделавший?
2. Возвратность-невозвратность
3. Переходность-непереходность
4. Вид
5. Время: настоящее, прошедшее. Будущего нет
6. В предложении – сказуемое

Суффиксы причастий
-ущ- (-ющ-), – ащ- (-ящ-)
-ем-, (-ом-),- им-,-вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-

III группа

(раздать листочки с заданиями)

* Подобрать к словам-именам существительным НЕБО, СОЛНЦЕ, РЕБЕНОК, ОБЛАКО, ВЕТЕР, ЗАЯЦ определения, выраженные причастием.

* От глаголов образовать причастия:  читать, гореть; бегать; зеленеть; петь,  расти.

* Письменно объясните, как вы понимаете смысл эпиграфа:

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. (В. И. Даль)

Проверка работ каждой группы.  I и II группы называют морфологические признаки причастий, демонстрируя на примерах.  III группа объясняет примеры, отработанные самостоятельно, объясняет  смысл эпиграфа.

IV Физкультминутка, упражнения для глаз

 V Закрепление нового материала.

  1. С какой частью речи познакомились сегодня на уроке?
  2. Чем отличается причастие от прилагательного и глагола?
  3. В чем сходство?

 Выполнение упражнения 451 из учебника

VI  Подведение итогов урока.

Можем ли мы теперь в предложениях определять причастия?

Для чего мы используем причастия в речи?

VII Оценки за работу на уроке

VIII  Домашнее задание. Презентация на тему «Причастие». Для слабых учеников – упражнение 453.

                         Технология дифференцированного обучения  

    Мною был разработан урок русского языка для 6 класса, основанный на технологии дифференцированного обучения.  В классе, для которого я готовила урок, обучаются как сильные, так и слабоуспевающие ребята. Одной из проблем всегда является вовлечение слабых детей в учебный процесс.

Технология дифференцированного обучения привлекает меня тем, что позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учеников, работая по одной программе, но на разных уровнях сложности с целью развития личности каждого ученика посредством изучаемого предмета. Очень важным фактором стала для меня большая степень занятости учащихся.

                                                Анализ урока.

Я хотела провести урок таким образом, чтобы задействовать всех учащихся, независимо от уровня способностей и коммуникативной активности.  Тема урока и время проведения соответствуют поурочному планированию. Классное помещение было подготовлено заранее, парты составлены для работы в группах.

Урок начался интересно. С первых минут удалось  привлечь внимание учащихся. Практический и теоретический материалы соотносились друг с другом. На уроке проводилась работа в группах, фронтальная работа. Каждый этап работы проверялся устно. Учащиеся при выполнении заданий опирались на имеющиеся знания: признаки имени прилагательного, признаки глагола. Работоспособность учащихся на уроке обеспечивала за счет использования инновационно-коммуникационных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу, подобрав интересный и насыщенный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость. На уроке использовались здоровьесберегающие технологии.

Ориентируясь на уровень подготовки и речевые способности учащихся, применяла дифференцированный подход. Также домашнее задание было дано дифференцировано.  Отклонений от плана урока не было.  Результативность хорошая. Урок был насыщенным, проходил в быстром темпе. Перегрузки детей не было. Я считаю, что цели урока были достигнуты.

 Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, продуманные методы и приемы подачи учебного материала.

                                       Деятельность учащихся

    Готовясь к этому уроку, я намеренно не стала предупреждать ребят о предстоящем.

    Первое же задание было выполнено учащимися с легкостью.  Дети смогли четко сформулировать и обосновать тему урока: «Мы изучаем морфологию, а это значит, что нас интересует причастие как часть речи».

 Лингвистическая сказка пробудила интерес к изучению русского языка и активировала творческий взгляд на изучение темы.  Ребята сразу представили семью из мамы-прилагательного,  папы-глагола и сыночка-причастия.  Учащиеся первой и второй групп, заданием которых было определение признаков прилагательного и глагола, присущих причастию, отметили, что эта работа затруднений не вызвала, так как признаки «родителей» причастия им были хорошо известны.  Обе группы смогли подобрать много интересных примеров для демонстрации.  У третьей группы было три мини-задания. Первые два практические задания они выполняли сообща, а вот третье – более творческое, сначала устно обсуждали, где каждый ученик смог высказать свое мнение, потом самостоятельно записывали.

Упражнение 451 выполняли по классической схеме – один ученик у доски, остальные – в тетрадях.

Подводя итоги урока, я отметила хорошую результативность, а, соответственно, достижение поставленных целей.    

                             Оценка использованной методики

Опираясь на технологию дифференцированного обучения, работать было несложно и интересно как учителю, так и учащимся. Наблюдается высокий уровень эффективности данной методики.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС

Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...

Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)

Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...

Открытый урок по русскому языку 5 класс "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок открытия новых знаний. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознават...

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...