Открытый урок на тему "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Первый урок по теме "Местоимение" в 6 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему: " Местоимение как часть речи"

Цели урока:

- дать представление о местоимении как части речи;

- сформировать умение правильно употреблять местоимения в речи, определять их роль в тексте и синтаксическую функцию в предложении.

Оборудование: учебники, записи на доске, раздаточный материал, таблица.

Использование ИКТ: презентация на тему: "Местоимение", спроецированный текст.

Ход урока:

1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся к работе)

2. Мобилизирующий этап:

1)Беседа с учащимися:

-Сегодня на уроке мы продолжим наше удивительное путешествие по стране

 " Морфология". Мы уже изучили различные части речи, каждая из которых выполняет свою определенную функцию и играет свою роль в нашей речи. Ни для кого не секрет, что речь культурного человека отличается лаконичностью и красотой. Для того, что бы красиво и грамотно разговаривать и писать, необходимо не только развивать свой словарный запас, но и следить за построением предложений, фраз. Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы ответьте, почему его нельзя назвать грамотным и красивым.

Жила-была одна девочка. Девочка любила ходить в школу. Каждый день девочка утром собиралась в школу и шла учиться. А вечером девочка, выпив чаю, начинала делать уроки. Сделав все задания, девочка шла гулять.

Ответы учащихся.

-Действительно частое употребление слова "девочка" режет слух. Как можно исправить положение, сделав рассказ более корректным?

(Либо подставить имя девочки, либо заменить словом ОНА).

-Вместо чего в данном случае будет использоваться слово ОНА?

(Вместо существительного)

2)Работа с текстом, записанном на доске:

Весна на пороге. Скоро она (весна) вступит в свои(весны) права. А сейчас еще морозно. Такая (морозная) погода продержится недолго. Через несколько (дней пять) засияет яркое весеннее солнце и начнется настоящая весна.

-Определите вместо каких частей речи используются слова:

ОНА

СВОИ

ТАКАЯ

НЕСКОЛЬКО

(Вместо имени существительного, имени числительного, имени прилагательного) - Каждая часть речи как игрок на футбольном поле - выполняет свои обязанности. Имя существительное называет предметы, имя прилагательное говорит об их признаках, глагол демонстрирует действие предметов, имя числительное показывает свое умение всех и все сосчитать. Но есть в русском языке особые слова. Их роль не так ярка и заметна, но крайне необходима. Они как запасные игроки на футболе, без которых ни одна, даже самая слаженная команда не выйдет играть на поле. Кто же эти запасные игроки?

( Это местоимения).

- Как вы думаете как будет звучать тема нашего урока?

-Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. Можете использовать записи на доске.

На доске запись:

УЗНАТЬ: о такой части речи, как...

НАУЧИТЬСЯ: находить местоимения в ......, определять их роль, правильно употреблять в .... .

3.Изучение нового материала.

1)Выступление заранее подготовленного ученика.

( История происхождения слова " Местоимение".)

2) Презентация на тему: "Местоимение".

Выводы: Теперь мы знаем, что местоимения употребляются вместо знаменательных частей речи и изменяются по падежам, числам и родам, а в предложении могут быть подлежащим, дополнением и определением. Мы с вами это увидим, выполнив упражнение 391 в учебнике.

4. Самостоятельная работа.

Предложение для самостоятельной работы спроецированы на доске:

Нужно, чтобы человек понял, что .. творец мира, что на ... лежит ответственность за все несчастья на Земле и ... же принадлежит слава за все доброе, что есть в жизни. 

5. Словарная работа.

- Что обозначает слово "Творец?" ( Дети читают на экране значение этого слова .)

 Работа с учебником и в тетрадях. Выполнение упражнения 391.

6. Минута отдыха.

7. Закрепление пройденного материала.

1) Литературные загадки:

- Определите, о ком говорится в следующих строках?

"Его глаза сияют.

Лик его ужасен.

Движенья быстры,

Он прекрасен. (Петр 1,поэма "Полтава")

2) Одиноко он стоит, задумался глубоко и тихонько плачет он в пустыне. (Утес)

3)Когда мягкий ,пушистый снег совсем облепил ее спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее по лбу. Кого? (Каштанку.)

Мы должны понимать, что в речи или в тексте значение местоимения становится конкретным, когда соотносится с определенным лицом, предметом, признаком, количеством. Этот предмет или лицо должны быть указаны в предыдущем предложении или в предшествующем слове. А иначе предложение приобретает двусмысленность, которая вызывается одинаковым родом разных существительных. И тогда появляются речевые ошибки, давайте попробуем их найти и исправить. ( Предложения с речевыми ошибками на слайде).

Исправление речевых ошибок

8. Работа в группах. (Ученикам раздаются небольшие тексты, в которых они подчеркивают местоимения как члены предложения и выполняют индивидуальные задания).

1) В доме у нас жил ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.

2)Я, ты, он, она-

Вместе целая страна.

Вместе дружная семья,

В слове мы сто тысяч я.

3)Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка. В нем меня привлекала его звучность, богатство слов и выражений.

4)Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало!

5)Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

6)Я услыхал сегодня первый гром - он в полдень прогремел из тучки малой!

9. Итог урока.

Ребята, на следующем уроке мы с вами узнаем, что местоимения по своему значению и грамматическим особенностям делятся на разряды, ну а для того, чтобы изучить разряды местоимений, сейчас мы должны определить:

- Достигли ли мы сегодня целей нашего урока?

- Узнали ли мы о местоимении как о части речи?

- Находим ли мы местоимения в тексте? Видим ли их?

- определяем ли их синтаксическую роль?

- Знаем ли мы зачем они нам нужны?

10. Домашнее задание: Все, чему мы с вами сегодня научились на уроке, необходимо закрепить дома. Для этого вы выполните упр. 390;

Творческое задание: Составить текст из 5 предложений с местоимениями.

11. Самооценка и оценка работы учеников учителем.

А сейчас постарайтесь оценить свою работу на уроке, ну а мне останется только согласиться или не согласиться с вами.

12."Пожелание". В завершение урока я прочитаю вам стихотворение, которое называется пожелание друзьям", а вы посчитайте сколько там будет местоимений.

Желаю ВАМ расти, цвести,

Копить, крепить здоровье.

ОНО для дальнего пути-

Важнейшее условие.

Пусть КАЖДЫЙ день и КАЖДЫЙ час

ВАМ новое добудет,

Пусть добрым будет ум у ВАС,

А сердце умным будет!

ВАМ от души желаю Я, друзья,

ВСЕГО хорошего,

А ВСЕ хорошее, друзья,

Дается НАМ недешево!(11 местоимений)

 

 



Предварительный просмотр:

Творец - человек, который создает что-то творчески. Созидатель.



Предварительный просмотр:

История происхождения слова "Местоимение"

Местоимение заимствованно из старославянского языка, а в старославянский пришло из греческого: антонимия. Это слово было образовано сложением предлога анти (вместо) и существительного онима (имя) с одновременным прибавлением суффикса я. Лексическое значение: вместо имени.



Предварительный просмотр:

Нужно, чтобы человек понял, что  ..  творец мира, что на  ...  лежит ответственность за все несчастья на Земле и  ...  же принадлежат слава за все доброе, что есть в жизни.



Предварительный просмотр:

1) В доме у нас жил ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.

2)А я р..сла в узорной тишине,

В прохладной детской м..лодого века.

И не был мил мне голос человека,

А голос ветра был понятен мне.

3)Со школьных лет я чу..ствовал красоту русского языка. В нем меня привл..кала его звучность, богатство слов и выражений.

4)Я пр..шел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало!

5)Ты один мне по..держка и опора, о великий, могучий, правдивый и св..бодный русский язык!

6)Я услыхал сегодня первый гром - он в полдень прогр..мел из тучки мал..й!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...