Два в одном, но по - разному, или как пишутся сложные прилагательные
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Галина Николаевна Кожухова

Урок русского языка в 6 классе по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 6класс

Кожухова Г.Н., учитель

русского языка и литературы

МБОУ СОШ №8 г. Холмска.

Тема: Два в одном, но по - разному, или как пишутся сложные прилагательные?

Тип: комбинированный – урок обобщения и систематизации, сообщения новых знаний и целевого применения усвоенного материала (интеграция классического и нетрадиционного  подходов  по М.И.Махмутову и В.М. Лизинскому).

Вид: практическая творческая работа на основе методов и приемов PR-технологии (социальная реклама).

Цель: формирование понятия «Сложные прилагательные», знакомство с орфограммой «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных», обучение грамотному написанию сложных прилагательных.

Задачи:

Образовательные: сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение  учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных.

Развивающая: развить навыки слитного и дефисного написания сложных прилагательных,  умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы; развивать творческие способности, воображение.

Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности.

Предварительная работа:  изучение темы на уроках, самостоятельной поисковой деятельности детей, системы домашних зданий, внеурочной деятельности по предмету.

Материал: презентация, учебник под редакцией С.И.Львовой, тесты.

Методы и приемы:

  1. Информационно-иллюстративные, репродуктивные – иллюстрации для объяснения, повторения материала; наглядный материал для запоминания  алгоритма, законов и правил, визуализации гипотез;  методы и приемы PR-технологии (самопрезентация).
  2. Информационно-коммуникативные, интерактивные – вопросы, диалог, беседа, общегрупповая дискуссия, работа в группах.
  3. Проблемно-поисковые, творческие, практические -  поиск информации, ее анализ, конкретизация, обобщение, выдвижение гипотез, работа на основе заданных схем и моделей,  системно-деятельностного подхода.
  4. Самоанализ, самооценка, рефлексия.

Ход урока:

Этап 1. Организационный момент (Слайд № 1)

Цель:

Актуализация знаний через создание проблемной ситуации (Слайд №1)

-  Найди лишнее и объясни, почему.

Кожаный, берестяной, соловьиный, целеустремленный

 (целеустремленный, потому что 1) суффикс енн, 2)  состоит из двух корней, т.е. является сложным прилагательным)

- Что такое имя прилагательное?

-  Какие орфограммы проиллюстрированы этими примерами? ( Н и НН в прилагательных)

- Какие ещё орфограммы есть в этом слове? (правописание безударных гласных в корне слова, соединительная гласная в сложном слове)

- Какие прилагательные называются сложными?

Этап 2.  Формирование новых знаний (Слайд №2) 

Цель:  Наблюдение, сравнение, анализ, формулирование выводов о предложениях:

На слайде 2 предложения:

 Нам нужно прийти на вокзал, куда прибывают поезда по железной дороге.

        Нам нужно прийти   на железнодорожный вокзал.

Ответьте на вопросы:

- Похожи предложения?

- Какие похожие слова, словосочетания встречаются?

- Почему заменили словосочетание по железной дороге словом?

- Зачем придумали сложные слова?

Вывод: С одной стороны, мы упрощаем, укорачиваем предложение, а с другой стороны, вводим в речь сложные прилагательные, тем самым обогащаем речь, развивая словарный запас, свой интеллект.

- Почему слово железнодорожный  сложное?

Ответы детей.

 Задание 1:

Прочитайте текст (Слайд №3)

Мы прибыли на железнодорожный вокзал. Это была первая поездка пятилетнего Данилки. Серо-зеленое здание вокзала сначала испугало его. Но любознательный мальчик скоро освоился. Доброжелательное и великодушное отношение служащих располагало к общению. От темно-красной фуражки и ярко-желтого флажка дежурного по вокзалу он просто не мог оторвать глаз.

        С северо-западной стороны вокзала показался густой-густой дым – приближался поезд. Тревожно-радостное настроение охватило Данилку…

Задание 2:

-  Слова какой части речи в тексте выделены?

-  Что отличает их от других прилагательных?

-  Почему они являются сложными?

Задание 3: Сгруппируйте все сложные прилагательные, которые пишутся слитно, в один столбик, и сложные прилагательные, которые пишутся через дефис, в другой столбик.

- Почему они пишутся по-разному? (Слайд №4)

-  Давайте обозначим тему нашего урока и запишем её. 

Тема урока:  Два в одном, но по-разному, или как пишутся сложные прилагательные? (Слайд №5)

Цели: (Слайд №6)

- Чему мы должны научиться к концу урока?

Ответы детей. (Находить сложные прилагательные, различать орфограмму «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных,  применять правило на практике, использовать сложные прилагательные в устной и письменной речи)

- Мне бы очень хотелось, чтобы к концу урока каждый из вас смог ответить себе на вопрос,  достиг ли он поставленной цели.

Задание 3:

Продолжаем работать с текстом. (Слайд № 3)

Назовите прилагательные, которые образованы от имён существительных.

Запишите их вместе с существительными, от которых они образованы. (Слайд №8)

Любознательный - любознательность

Доброжелательное - доброжелательность

Великодушное – великодушие

      Северо-западной - северо-запад

- Почему одно прилагательное пишется слитно, а другое через дефис?

- Какой мы вывод можем сделать?

Ответы детей (сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, пишутся так, как существительные: через дефис или слитно)

Задание 4:

- Назовите прилагательные, которые образованы от словосочетания?

 Запишите их и словосочетания, от которых они образованы. (Слайд № 9) 

Железнодорожный – железная дорога

  Пятилетнего – пять лет

- Как пишутся эти сложные прилагательные?

Ответы детей (сложные прилагательные, образованные от словосочетаний, пишутся слитно)

Задание 5:

- Назовите прилагательные, которые образованы от сочетания двух имен прилагательных, не зависящих друг от друга? (Слайд №10)

серо-зеленое

темно-красной

ярко-желтого

тревожно-радостное                                  

густой-густой

- Что объединяет подчеркнутые прилагательные? (Цвет)

- Как они пишутся?

Ответы детей (сложные прилагательные, обозначающие цвет, пишутся через дефис)

- Можно ли между частями оставшихся прилагательных  вставить союз И?

- Такие прилагательные называются равноправными или равносильными. Как пишутся такие прилагательные?

Ответы детей (прилагательные, образованные от равноправных слов, пишутся через дефис)

Сформулируйте общее правило.

Ответы детей  (Слайд №11)

Этап 3. Совершенствование умений и навыков.

Задание 1:

Упр. 422 – напишите сложные прилагательные слитно или через дефис, объясните ваш выбор.

Задание 2: работа в группах (Слайд №12)

- Продолжите список прилагательных, обозначающих положительные и отрицательные качества человека.

Велико…                       Само..

Трудо..                           Легко…

Любо..                            Высоко…

Остро..                           Слабо…

Целе..

Задание 3 (раздаю карты заранее, перед уроком):

Упражнение – самопрезентация «Расскажи нам о себе» (Приложение №1, стр. 19)

- Выберите из полученных прилагательных те, которые обозначают качества, характеризующие вас, ваш класс, вашу семью, друзей, город, страну.

- Заполните квадраты карты. (Можно добавлять свои сложные прилагательные.)

Задание 4: Самопрезентация. «Расскажите нам о себе»

Закрепляем навыки самопрезентации (наблюдаем за осанкой, мимикой, жестами, культурой речи др.)  

Задание 5: Тест.

- Для достижения поставленной цели неплохо было бы проверить полученные знания о написании сложных прилагательных с помощью теста. (Тесты раздаются каждому ученику заранее, перед уроком)

  1. Какие прилагательные пишутся слитно?

А. (черно) морский

Б. (черно) золотой

В. (русско) японский

Г.  (русско) язычный

  1. В какой строчке все прилагательные пишутся через дефис?

А.  (горно) лыжный, (темно) бровый, (юго) восточный

Б.  (вопросно) ответный, (северо) западный, (высокий) высокий

В.  (сине) зеленый, (зелено) глазый, (осеннее) летний

Г.  (пепельно) серый, (историко) филологический, (низко) сортный

  1. В каком слове допущена ошибка?

А.  чисто-сердечный

Б.  беломраморный

В.  северо-восточный

Г.  сердечно-сосудистый

  1. В каком предложении сложное прилагательное нужно писать через дефис?

А.  (Бело) розовые кашки украшали букет.

Б.  (Трех) летние дубки дали первые плоды.

В.  Наступила (сено) косная пора.

  1. Какое сложное прилагательное образовано от словосочетания?

А.  (Разно) цветный

Б.  (ярко) красный

В.  (шахматно) шашечный

Г.  (юго) восточный

Задание 6: Самопроверка результатов работы с тестом на основе «ключа»  (Слайд № 13).

Домашнее задание, основанное на дифференцированном подходе, результатах самоанализа (теста):  

1 группа (кто не допустил ошибок в тесте): параграф учебника №30, мини-сочинение с использованием сложных прилагательных «Что увидел из окна вагона Данилка?» (см. слайд № 3, 14)

2 группа (кто допустил ошибки в тесте): параграф учебника №30, работа над ошибками в тесте, подобрать 10 примеров на ошибку.

Приложение №1

Интерактивные методы и приемы

Упражнение – самопрезентация: «Расскажи нам о себе»

к уроку  русского языка

по теме: Два в одном, но по-разному, или как пишутся сложные прилагательные?

 

Результаты:

  1. Степень удовлетворённости учебной деятельностью и эмоционального благополучия учащихся на уроках русского языка и литературы – высокий уровень.
  2. Активность, инициатива, самостоятельность, ответственность – высокий уровень.
  3. Мотивация детей в выполнении домашнего задания на принципах дифференцированного подхода – 60 - 80% детей стремятся выполнять задание выше своего уровня.
  4. Включение методов  PR-технологии позволило больше внимания уделять развитию языковых навыков, умению «выглядеть и звучать» (личное обаяние, имидж субъекта), формированию навыков и умений коммуникативного  мастерства.
  5. Повышение интереса к русскому языку и литературе (мотивация – высокий уровень).
  6. Исследовательская деятельность учащихся (увеличение количества детей, желающих осуществлять исследовательскую деятельность по предмету).

                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

В данном учебном материале представлен подробный конспект  урока русского языка  по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»...

презентация к уроку по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"

Компьютерная презентация к уроку по русскому языку "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"...

Конспект занятия "Правописание Н-НН в прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"

Данное занятие проводится в группе «Развитие речи и совершенствование знаний по русскому языку. 6 класс» как дополнительная образовательная услуга.Учащиеся получают возможность систематизировать знани...

Тест по теме "Правописание суффиксов прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"

Тест по теме: "Правописание суффиксов прилагательных .Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"...

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...