Рабочая программа. Русский язык. 11 класс. Учебник А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Глазина Елена Александровна

1 урок в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_russkiy_vlasenkova.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

Рассмотрено

на заседании МО

протокол №________

от «  » августа 2014г.

СОГЛАСОВАНО

Заседание МС

протокол №_________

от «  » августа 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 62»

_____________Вологодская Е. В.

Приказ №___________

от «  » августа 2014 г.

Рабочая программа по русскому языку

III ступень

11А класс

Срок реализации программы 2014/2015 учебный год

Разработана на основе примерной программы А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова, Н. А. Николина «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник. 10-11 классы», Москва, «Просвещение», 2011 год, с. 3-38.

Составитель: Глазина Е. А.,

учитель русского языка и литературы,

высшая категория

г. Барнаул

2014


Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего  (полного) общего образования 2004 года  и «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник. 10-11 классы» М., «Просвещение», 2011 год. (базовый уровень), стр. 3 - 38.

      Программа рассчитана на 34 часа (1 час  в неделю)

  1. Содержание тем учебного курса:

Тема

Основное содержание по темам

Количество часов

Официально – деловой стиль речи

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.

4

Синтаксис и пунктуация

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

6

Публицистический стиль

Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Очерк, эссе.

Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

6

Разговорная  речь

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи:

неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения

4

Язык художественной литературы

Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

6

Общие сведения о языке

Язык как система. Основные уровни языка.

Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

Выдающиеся ученые-русисты.

4

Повторение

4

Резерв

0

Итого:

34

Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:

  • расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения  будущей профессией, самообразования и социализации  в обществе;
  • овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  • формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной  грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
  • приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;
  • расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;
  • развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.

Основные ЗАДАЧИ курса русского языка в 11 классе сводятся к следующему:

  • дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
  • закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
  • закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
  • развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа  с различными информационными источниками.

ТРЕБОВАНИЯ к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским

языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу;

участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми,

учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлек-

сию;

• разными способами организации интеллектуальной  деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные

знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры,

истории народа;

2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в элек-

тронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

говорение и письмо:

• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

• соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц

с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.

  • Используемый учебно-методический комплект:
  • 1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. - М.: Просвещение, 2003.
  • 2.        Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 классы (авторы-составители: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.). – М.: Просвещение, 2011.
  • 3. Н. Н. Соловьёва «Говорим и пишем грамотно. Весь русский язык в таблицах». Москва, ОНИКС, «Мир и образование» 2009, 96 с.
  • 4. А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова «методические рекомендации к учебнику 
    «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». 10—11 классы.
     Книга для учителя.

5.  Власенков, Рыбченкова. Дидактические материалы. 10-11 классы. М., «Просвещение», 2010

     4. Г. Е. Фефилова. «Все уроки русского языка. 11 класс».  Книга скачана с сайта http://e􀀀 kniga.in.ua  Издательская группа «Основа» — «Электронные книги». Харьков. «Издательская группа “Основа”». 2011 г.

Дополнительная литература:

1        Научно-методический журнал «Русский язык в школе».

2.        Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998.

3.        Крысин  Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М. 1997.

5.        Сборник таблиц по русскому языку.

6.        Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь  русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.

Интернет-ресурсы:

№ п/п

Название темы

Кол-во ч.

Из них

Контр. раб.

Лаб. раб.

Раздел «Речь»

Раздел I. Официально-деловой стиль 4 часа

1

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля.

1

2.

Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

1

3.

Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность. Входное контроль.

1

4

Основные жанры официально-делового стиля расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа 

1

Синтаксис и пунктуация (6 часов)

5.

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений.

1

1.10-

6 .10

6.

Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.

1

8.10- 13.10.

7.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

1

15.10—20.10

8.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

1

22.10 – 27.10

9.

Р/ р. Контрольное  сочинение-рассуждение

1

1

29. 10 – 3.11

10.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

1

12.11-

17.11

Публицистический стиль речи (6 часов)

11.

Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.

1

12.

Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

1

13.

Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе.

1

14.

Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к ее участникам.

1

15.

Использование средств публицистического стиля в собственной речи.

1

16.

Р/ р. Контрольное сочинение-рассуждение

1

1

Разговорная речь (4 часа)

17.

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи.

1

18.

Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.

1

19.

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

1

20.

Р/р. Контрольное сочинение-рассуждение

1

1

Язык художественной литературы (6 часов)

21

Общая характеристика языка художественной литературы: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка.

1

22.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст.

1

23.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

1

24

Основные виды  тропов,  их  использование  мастерами  художественного  слова.   Стилистические фигуры,   основанные   на   возможностях   русского синтаксиса.

1

25.

Анализ   художественно-языковой   формы   произведений русской классической  и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения

1

26.

Р/р. Контрольное сочинение-рассуждение

1

1

27.

Язык как система. Основные уровни языка.

1

28.

Нормы   современного   русского   литературного языка,  их описание и  закрепление в  словарях, грамматиках,  учебных  пособиях,  справочниках.

1

29.

Контрольное тестирование

1

1

30.

Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся ученые-русисты.

1

Повторение (4 часа)

31

Повторение. Синтаксис и пунктуация.

1

32

Основные виды  тропов,  их  использование  мастерами  художественного  слова.   Стилистические фигуры,   основанные   на   возможностях   русского синтаксиса.

1

33

Контрольное тестирование

1

34.

Публицистический стиль речи.

1

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

  1. Сочинение - рассуждение
  2. Тестирование.

Для проведения контроля используются материалы пособий:

  1. Н.А. Сенина Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2011.Ростов-на Дону.- Легион, 2011.
  2. Н.А. Сенина Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2012.Ростов-на Дону.- Легион, 2012.

Для учащихся:

 1. Единый государственный экзамен 2011. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, И.П.Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2014.

2. ЕГЭ-2011. Русский язык. 10 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. – М.: Национальное образование, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Русский язык, 7 класс. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова.

Рабочая программа по русскому языку  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России 0т 05.03.2004 №1089....

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

Рабочая программа "Русский язык" к учебнику Ладыженской Т.А. на 170ч. ФГОС.

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, на основе приме...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...

Рабочая программа русский язык 11 класс по УМК под редакцией Л.М.Рыбченковой

Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса  создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и программы по русскому ...

Рабочая программа. Русский язык (по уч. Рыбченковой Л.М.) 8 класс

Рабочая программа Русский язык (по уч. Рыбченковой Л.М.) 8 класс...