Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:"Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана"Золотая осень"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС. На нём используются разные формы работы, способствующие развитию творческих способностей учащихся и формированию интереса к учебному предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_sootvetstvii_s_trebovaniyami_fgos.docx40.72 КБ

Предварительный просмотр:

конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

Цели урока :                                                                                                                                                                                                       Деятельностная: формирование способностей к осуществлению контрольной функции;                                                                             Содержательная: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов;

                                          предъявление контролируемого варианта.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент

                  МОТИВАЦИЯ (самоопределение к учебной деятельности)

Цель этапа: 

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • определить содержательные рамки урока: подготовить учащихся к созданию собственного текста по картине

Слушают музыкальное произведение П.И.Чайковского «Времена года».                Записывают в тетрадь слова, которые связаны, по их мнению, с этим временем года, изображённым в музыке Чайковского.                                      Отвечают на вопросы.                                       Объясните, почему вы так решили?                                    (  Слышится шум ветра, шуршание листьев…)

Какие чувства вы испытывали, слушая музыку?

(грусть, восторг, сожаление…)

О каком времени года пойдет речь на нашем уроке?

Конечно, это осень.

Отвечают  на проблемный вопрос

Чайковский создал образ осени в музыкальном произведении, а  возможны ли другие средства для изображения осени?

(Да, художники изображают её на своих картинах; поэты и писатели в своих произведениях)

Давайте обратимся к картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Что вы увидели на этой картине? Какое настроение она у вас вызвала?

Определяют цель урока

Как вы думаете, чем мы сегодня займёмся на уроке? 

( Мы будем готовиться к сочинению по картине)

Происходит мотивация учения и формируются личностные УУД

Строится логическая цепь рассуждений и формируются познавательные УУД ( логические универсальные действия), а также личностные УУД.

Самостоятельно создают способ решения проблем творческого характера и формируются познавательные УУД.

Определяют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Формируются регулятивные УУД (целеполагание)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: Цель:

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение и познавательные процессы (создание художественного текста).
  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.
  • организовать повторение контролируемых способов деятельности;

Читают и сравнивают  высказывания писателей о поре «золотой осени».

Читают  высказывания и создают  кластер с ключевым выражением «Золотая осень».

(Берёза, вся  золотая; осень,  в шубу жёлтую одета; берёзы, как толпы девушек – красавиц; берёзы горят золотыми кострами; в шитых золотым листом полушалках).

Играют в игру «Волшебный листок»

        Передают друг другу желтый осенний листок и          добавляют свои образные выражения, характеризующие пору «золотой осени».

Поиск и выделение информации. Формирует познавательные УУД.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации формирует коммуникативные УУД.

III.  Целеполагание  контроля

Цель этапа: 

    организовать:

- мотивирование учащихся («хочу», - «надо», - «могу») к выполнению контрольного сочинения  на применение способов действий, запланированных для контроля;

-осознание ими потребности к контролю и самоконтролю результата.                                           -

- сформулировать тему урока;

Обсуждают вопросы  учителя в парах и отвечают на них  вслух.

Почему такие разные высказывания об осени у писателей?

( Каждый по- своему видит осень)                                            Мы тоже её увидим  по–разному.

Заполняют таблицу

хочу

надо

могу

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, демонстрируя монологическую и диалогическую речь, формирует коммуникативные УУД.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Формируются регулятивные УУД.

IV. Постановка проблемы

Цель этапа:

  • организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляются и фиксируются способы создания связного текста;
  • обозначить логическую необходимость названного действия;

1.Работают  в группах.  Читают  текст и составляют  к нему вопросы. (Ознакомительное чтение текста упражнение 597)

2.Работают  со справочной литературой, определяют лексическое значение  данного слова и завершают данную фразу.                                                                            Пейзаж – это ….

Работают по картине И.И.Левитана (Творческая мастерская)

Воспользуйтесь советом А.П.Чехова, который говорил, что нужно обязательно представлять  самого себя среди  того пейзажа, который написан художником, тогда картина оживёт.

Попробуйте  войти в картину И.И.Левитана и присесть в светлый осенний день  на берегу  маленькой речушки.

Что удивило вас?

Что обрадовало или огорчило?

На что нужно обратить внимание, описывая картину?

(На поле, деревья, речушку, небо, траву…)

Делятся на группы, выбирают один из объектов картины и создают синквейн, озвучивают свои произведения в классе.

Выбирают  листочек такого  цвета, который бы соответствовал их  настроению, и записывают  свои ощущения  на нём.

Формируются общеучебные универсальные действия (познавательные УУД)

Поиск и выделение информации формирует познавательные УУД.

Формируются познавательные и регулятивные УУД

Нравственно-этическая ориентация формирует личностные УУД.

Определение цели, функций, способов  взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками формирует коммуникативные УУД. Оценка своего состояния формирует личностные УУД

V. Самостоятельная работа и её проверка.

Цельэтапа:

  • уяснить место использования нового приема в создании текста;
  • формировать умение использовать полученные знания по назначению;
  •  организовать  индивидуальную деятельность учащихся;

     Учащиеся  читают свои сочинения под музыку П.И.Чайковского.                                                                             Обмениваются своими впечатлениями, а затем листочек закрепляют на дереве,  для того чтобы  увидеть, какое настроение преобладало на уроке.                                          

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и чувства вслух формирует коммуникативные, познавательные  и личностные УУД.

VI.  Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности;
  • повторить способ нового знания;
  • сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.

Отвечают на вопросы учителя.                                          Какие затруднения мы испытали? В чем?                                                                                                                                                                               Объясните и проговорите свое затруднение.                                                                                                                                                                           Что помогло нам их преодолеть?

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения формирует регулятивные, личностные и познавательные УУД

VI. Домашнее задание.                                          

Выбирают задание на дом:

написать мини- сочинение о любимом времени года;

изобразить любимый уголок природы.


Технологическая карта урока,
реализующего формирование УУД

Предмет: русский язык
Класс: 5 класс
Автор УМК  С.И.Львовой, В.В.Львова
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения по картине И.И. Левитана «Золотая осень»
Тип урока:  урок развивающего контроля

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап урока

Организационный момент (мотивация деятельности)

1.Предлагает для прослушивания музыкальное произведение И.И.Левитана.

2.Организует беседу по прослушанному музыкальному произведению 3.Подводит итог беседы.

4.Предлагает обучающимся сформулировать цель урока.

Слушают музыку.

Выделяют характерные звуки осени.

Доказывают предположение.

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя

Выделять существенную информацию.

Анализировать, строить логическую цепь рассуждений.

Выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Взаимодействуют с учителем во время беседы

Слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника высказывания

Контролируют правильность ответов обучающихся

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказывания, мнения по существу полученного задания. Принимать и сохранять учебную задачу.

2 этап урока

Актуализация знаний

Мотивирует учащихся к выполнению контрольного сочинения.

Задаёт вопросы.

Даёт высказывания для анализа.

Даёт задание для создания кластера.

Проводит игру «Волшебный листок»

Планируют свою работу по созданию текста.

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют высказывания.

Создают кластеры.

Играют в игру.

Собирают материал для сочинения.

Планировать

Деятельность

Обосновывать свои ответы.

Выделять и обобщать информацию.

Переводить информацию в схему.

Использовать синтез как способ составления  целого из частей

Взаимодействуют с учителем. Взаимодействуют с одноклассниками при работе в парах и группах. При создании кластеров.

Слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника высказывания.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Вносят изменения в созданные кластеры.

Самоконтроль выполнения задания.

Уметь корректировать план и способ действия.

3 этап урока

Целеполагание контроля

Организует работу в парах.

Ставит проблемный вопрос. Организует работу по самоконтролю

Отвечают на проблемный вопрос

Выделять и обобщать информацию.

Осознавать потребность к контролю и самоконтролю результатов

Работают в парах.

Сотрудничать в поиске и сборе информации

Заполняют таблицу «хочу», «надо», «могу»

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий в парах.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что подлежит усвоению

4 этап урока

Постановка проблемы

Проводит ознакомительное чтение текста.

Организует работу со справочной литературой.

Организует работу творческой мастерской.

Организует работу в группах.

Читают текст. Составляют вопросы к тексту.

Работают со справочной литературой. Анализируют объекты с целью выделения существенных признаков.

Выполняют творческую работу.

Выделять и обобщать информацию.

Использовать синтез как способ составления  целого из частей.

Самостоятельно создавать способ решения проблем творческого характера.

Взаимодействуют с учителем, одноклассниками, работая в парах и группах.

   Слушать собеседника.                   Сотрудничать в поиске и сборе информации.

Принимать решения и его реализовывать.

Оценивают свою работу.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Уметь корректировать план и способ действия.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

5 этап урока

Самостоятельная работа и её проверка

Организует индивидуальную деятельность учащихся.

Создаёт эмоциональную атмосферу на этапе проверки творческого задания.

Создают сочинение по картине.

Работают самостоятельно

Использовать полученные знания по назначению

Взаимодействуют с учителем, одноклассниками на этапе проверки работы.

   Слушать собеседника.                  

Оценивают уровень усвоения знания.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Обнаруживать отклонения и отличия от эталона.

6 этап урока

Рефлексия учебной деятельности

Организует обсуждение совместной деятельности на уроке

Участвуют в беседе по обсуждению трудностей и способов их преодоления

Осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Взаимодействуют с учителем, одноклассниками

   Слушать собеседника.                  

Прослушивают высказывания одноклассников

Вносить коррективы в случае расхождения эталона, реального   действия  и его результата

7 этап урока

Домашнее задание

Объясняет суть домашнего задания

конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения по картине И.И. Левитана

Цели урока:

Деятельностная: формирование способностей к осуществлению контрольной функции;                                                                             Содержательная: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов;

                                          предъявление контролируемого варианта.

I. Организационный момент

Цель этапа: 

МОТИВАЦИЯ (самоопределение к учебной деятельности)  (4-5 мин)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • определить содержательные рамки урока: сбор и обобщение информации, способствующей  созданию сочинения по картине.

Прослушайте музыкальное произведение П.И.Чайковского «Времена года».                                                                                                                    Запишите  в тетради слова, которые, на ваш взгляд, связаны с этим временем года, изображённым в музыке Чайковского.            Объясните почему вы так решили?

(  Слышится шум ветра, шуршание листьев…)

Какие чувства вы испытывали, слушая музыку?

(грусть, восторг, сожаление…)

Конечно, это осень.

Чайковский создал образ осени в музыкальном произведении, а  возможны ли другие средства для изображения осени?

(да, художники изображают её на своих картинах; поэты и писатели в своих произведениях)

Давайте обратимся к картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Что вы увидели на этой картине? Какое настроение она у вас вызвала?

Как вы думаете, чем мы сегодня займёмся на уроке? 

( мы будем готовиться к сочинению по картине)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5 мин.)

Цель:

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.
  • -организовать повторение контролируемых способов деятельности;
  • -актуализировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (создание художественного текста).

Чтение и сравнение высказываний писателей о поре «золотой осени».

Прочитайте высказывания и создайте кластер с ключевым выражением «Золотая осень».

III.    Целеполагание контроля.

Цели:

    организовать:

- мотивирование учащихся («хочу», - «надо», - «могу») к выполнению контрольного сочинения  на применение способов действий, запланированных для контроля;

-осознание ими потребности к контролю и самоконтролю результата.

Почему такие разные высказывания об осени у писателей?

( Каждый по- своему видит осень.   Мы тоже её увидим по – разному.)

III. Постановка проблемы.

Цель:

  • организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляются и фиксируются способы создания связного текста; сформулировать тему урока;
  • обозначить логическую необходимость названного действия;

Ознакомительное чтение текста упражнение 597.

1.Работа в группах. Прочитайте текст и составьте к нему вопросы.

2.Работа со справочной литературой

Пейзаж – это ….

Воспользуйтесь советом А.П.Чехова, который говорил, что нужно обязательно представлять  самого себя среди  того пейзажа, который написан художником, тогда картина оживёт.

Попробуйте  войти в картину И.И.Левитана и присесть в светлый осенний день  на берегу  маленькой речушки.

Что удивило вас?

Что обрадовало или огорчило ?

Выберите листочек такого  цвета, который бы соответствовал вашему настроению, и запишите  свои ощущения  на нём.

IV. Самостоятельная работа и  её проверка.

Цель:

  • уяснить место использования нового приема в создании текста;
  • формировать умение использовать полученные знания по назначению;
  •  организовать  индивидуальную деятельность учащихся;

Давайте поделимся своими впечатлениями, а затем листочек закрепим на дереве и увидим, какая у нас получится картина.                                                              Учащиеся  читают свои сочинения по музыку П.И.Чайковского.

V.  Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности;
  • повторить способ нового знания;
  • сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.

Какие затруднения мы испытали? В чем?                                                                                                                                                                               Объясните и проговорите свое затруднение.                                                                                                                                                                           Что помогло нам их преодолеть?

VI. Домашнее задание.

Написать  мини- сочинение о любимом времени года.

Изобразить любимый уголок природы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Картина И.И.Левитана "Золотая осень" создает образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющий родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать "энциклопедией рус...

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень"

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень"...

Конспект урока русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"

Урок русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"...

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень".

Занятие способствовюет формированию ключевых компетенций:     в области русского языка,   в области информационных технологий, в проектно-аналитической деятельност...

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (урок развития речи в 5-м классе)

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (урок развития речи в 5-м классе) Тип урока: интегрированный (2 часа).Форма проведения: урок развития речи.Обучающие цели...

конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме "Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ"

Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с...