Повторение стилей речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Гаврилова Светлана Аркадьевна

Урок развития речи в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_stiley_rechi._otkrytyy_urok_6_klass.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение стилей речи
Урок развития речи в 6 классе

Цели урока:

  1. Образовательные:
  • повторить сведения о стилях речи;
  • повторение понятий: «речевая ситуация», «художественные средства языка»;
  • закрепить умение определять стиль речи;
  • умение обосновывать принадлежность текста к определенному стилю;
  • умение находить художественные средства языка
  1. Развивающие:
  • развитие речи учащихся;
  • развитие логического мышления
  1. Воспитательные:
  • воспитание чуткого, внимательного отношения к слову,
  • воспитание любви к русскому языку

Оборудование урока: проектор, распечатанные задания, компьютерная презентация.

План урока:

1.Повторение сведений о стилях речи

2.Проверка домашнего задания

3.Анализ текстов. Определение стилей речи.

4.Творческая работа (сочинение-миниатюра )

Ход урока

Пояснительная записка:

Урок проводится в начале учебного года и рассчитан на 2 академических часа.

I. Организационный момент. Сообщение учителем целей урока. (Слайды №1-2)

II.Повторение сведений о стилях речи.

  • Вспомните, что такое стиль речи. Каково происхождение слова «стиль»? (Слайд №5):

Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла.

     Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой - в виде лопаточки, им , повернув стержень- «стиль», стирали написанное. Таким образом автор совершенствовал свое сочинение.

 Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение.

  • Прочитайте, какие значения дает словарь С. И. Ожегова (Слайд №6):

1)  Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся  в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.

2) Метод совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает).

3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль.

  • Какие стили речи вы знаете?
  • Какие стили не назвали? Рассмотрите схему на экране и дополните ответы (Слайд №7)
  • Как определить, к какому стилю относится текст? Что такое речевая ситуация? (Слайд №8)

III. Проверка домашнего задания (чтение подобранных учащимися стихотворений о растениях).

  Давайте вместе с вами попробуем задержать ненадолго лето... Как это сделать?

Попробуем…         

Мы сегодня будем говорить о цветах. Для чего на свете существуют цветы? С их яркими или нежными красками и непередаваемым ароматом? Лучше всего ответ на этот вопрос знают поэтому поэты. А поэтому каждая группа получила задание найти стихи об определенном цветке.

Вы уже выбрали лучшее из них. Послушаем.

 К какому стилю вы отнесете услышанные стихи?

  • В чем особенности художественного стиля речи?
  • Какие средства используются в художественном стиле речи?

 (Слайд №10):

Эпитет – образное определение предмета, выраженное прилагательными, наречиями.

Метафора – перенос свойств одного предмета на другой на основе сходства.

Олицетворение – наделение неживых предметов признаками и свойствами человека.

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного образа.

IV. Анализ текстов. Определение стилей речи.

Постановка цели.

  •  Мы проанализируем тексты разных стилей. Отличительные особенности трех стилей вам нужно записать в таблицу (Слайд №12)

  1. Исследование текста №1.
  • Посмотрим, насколько хорошо вы знаете цветы. Послушайте текст и определите, о каком цветке идет речь (Слайд №13):

  Рано утром среди седых, вырезных листьев на мохнатом стебле качается большой зеленый бутон. Тоже весь мохнатый, в капельках росы.

  И вдруг ты видишь, что бутон лопнул. Сию минуту. Зеленые створки раздвигаются, проглянула между ними розовая полоска. Она делается шире, шире… Зеленые створки опали на землю. Все это происходит на твоих глазах. И уже не зеленый бутон качается на стебле, а будто комочек розовой папиросной бумаги. Смятый комочек.

  Но вот комочек начинает оживать, пухнуть, начинают расправляться складки. Разглаживаются лепестки, выгибаются…  Краснеют. Наливаются жаром. И вот уже огненная чаша раскрылась на стебле. Внутри ее лежит черный уголек. Сияет огненная чаша. Боимся ее тронуть – пальцы – обожжет!

  • К какому стилю вы отнесете этот текст? Запишите речевую ситуацию.

Проверка:

           О/О

РС:     1/ много

            воздействие

Вывод. Итак, перед нами текст художественного стиля речи.

  • Как писателю удается достичь цели воздействия на читателя?
  • Назовите отличительные особенности художественного стиля (подчеркните их, обозначьте начальной буквой).
  • Какие выводы запишем о художественном стиле речи?

Сравнения: комочек розовой папиросной бумаги, черный уголек.
Метафоры: сияет огненная чаша, лепестки остывают, гаснет мак

2.Заполнение таблицы.

  • 3. Исследование текста №2. (Слайд №23)- работа в парах
  • К какому стилю вы отнесете этот текст? Запишите речевую ситуацию.

Мак – растение от 45 до 120 см высотой (в зависимости от вида и сорта). Окраска переходом от бледных тонов до почти черно-пурпуровых. Листья расположены в очередном порядке, реже – супротивно, перисто-рассеченные либо цельные, чаще опушенные. Плод – коробочка. Цветет в июне – июле. В ландшафтном дизайне используют несколько видов и большое количество сортов с махровыми и немахровыми цветками.

   Проверка:

            О/О

РС:     1/ много

            сообщение информации

Вывод. Итак, перед нами текст научного стиля речи.

  • Какие особенности характерны для этого стиля речи?

4.Заполнение таблицы. (Слайд №26)

V. Творческая работа (сочинение -миниатюра ).

  • А теперь попробуйте сами составить  текст художественного стиля речи.
  • Рассмотри репродукцию русского художника П.Кончаловского «Сирень в корзине». Напиши миниатюру из 4-5 предложений или используй текст с пропусками:

На полотне изображен __ букет сирени, помещенный в __ корзину. На __ соцветьях__ , __ , __ и __ оттенков играют лучи солнца, __ гроздья выглядят особенно выразительно на

__ фоне, они как будто стараются вырваться из окружившей их тени.

  Букет на картине создает ощущение __ летнего утра, когда растения еще не полностью

расстались с ночной прохладой, но уже ловят на себе __ лучи солнца. __ __налет утренней влаги окутывает каждый лепесток, и нет никаких сомнений, что еще минуту назад веточки

сирени качались среди __ зелени и __ птиц.

Пример сочинения:

  На полотне изображен роскошный букет сирени, помещенный в плетеную

корзину. На крупных соцветьях лилового, белого, красного и синего цветов

играют лучи солнца, пышные гроздья выглядят особенно выразительно на

неярком фоне, они как будто стараются вырваться из окружившей их тени.

Букет на картине создает ощущение солнечного летнего утра, когда растения

еще не полностью расстались с ночной прохладой, но уже ловят на себе

теплые лучи солнца. Легкий серебристый налет утренней влаги окутывает

каждый лепесток, и нет никаких сомнений, что еще минуту назад веточки

сирени качались среди яркой зелени и щебечущих птиц.

VII. Домашнее задание.

  • Составьте или найдите текст научного стиля о вашем цветке.
  • Докажите стилистическую принадлежность каждого стиля.

Толковый словарь Ожегова

Сирень - , сирени, мн. нет, ж.
1.
Крупный кустарник с большими метелками лиловых (изредка белых), очень душистых цветов. Обыкновенная сирень. Персидская сирень.
2. Цветок этого кустарника. Букет сирени. Белая сирень.;

Текст №2

К какому стилю вы отнесете этот текст? Запишите речевую ситуацию. Выделите стилистические особенности текста (подчеркните):

 Мак – растение от 45 до 120 см высотой (в зависимости от вида и сорта). Окраска переходом от бледных тонов до почти черно-пурпуровых. Листья расположены в очередном порядке, реже – супротивно, перисто-рассеченные либо цельные, чаще опушенные. Плод – коробочка. Цветет в июне – июле. В ландшафтном дизайне используют несколько видов и большое количество сортов с махровыми и немахровыми цветками.

Текст №2

К какому стилю вы отнесете этот текст? Запишите речевую ситуацию. Выделите стилистические особенности текста (подчеркните):

Мак – растение от 45 до 120 см высотой (в зависимости от вида и сорта). Окраска переходом от бледных тонов до почти черно-пурпуровых. Листья расположены в очередном порядке, реже – супротивно, перисто-рассеченные либо цельные, чаще опушенные. Плод – коробочка. Цветет в июне – июле. В ландшафтном дизайне используют несколько видов и большое количество сортов с махровыми и немахровыми цветками.

Текст №2

К какому стилю вы отнесете этот текст? Запишите речевую ситуацию. Выделите стилистические особенности текста (подчеркните):

Мак – растение от 45 до 120 см высотой (в зависимости от вида и сорта). Окраска переходом от бледных тонов до почти черно-пурпуровых. Листья расположены в очередном порядке, реже – супротивно, перисто-рассеченные либо цельные, чаще опушенные. Плод – коробочка. Цветет в июне – июле. В ландшафтном дизайне используют несколько видов и большое количество сортов с махровыми и немахровыми цветками.

Текст №2

К какому стилю вы отнесете этот текст? Запишите речевую ситуацию. Выделите стилистические особенности текста (подчеркните):

Мак – растение от 45 до 120 см высотой (в зависимости от вида и сорта). Окраска переходом от бледных тонов до почти черно-пурпуровых. Листья расположены в очередном порядке, реже – супротивно, перисто-рассеченные либо цельные, чаще опушенные. Плод – коробочка. Цветет в июне – июле. В ландшафтном дизайне используют несколько видов и большое количество сортов с махровыми и немахровыми цветками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по теме «Дождь» (5 класс. Повторение стилей и типов речи, широкой и узкой темы)

Материал урока станет основой для целого ряда уроков. Поможет детям увидеть особенности стилей речи. Можно применять для подготовки к ГИА....

Презентация "Повторение стилей речи"

Урок повторения в 6 классе...

Темы уроков: ПОВТОРЕНИЕ СТИЛИ РЕЧИ. ТИПЫ РЕЧИ

Планируемые результаты:предметные: владеют навыками стилистического и типологического анализа текста;личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивост...

Урок по русскому языку в 9 классе на тему: Повторение публицистического стиля речи на основе анализа текста из статьи И. А.Ильина «О России»

Цель урока:-обобщение и углубление знаний об особенностях публицистического стиля речи; выполнение тренировочных упражнений для подготовки  учащихся к экзамену;-формирование коммуникативной компе...

ТЕМА: « Р.р Повторение. Речь, ее разновидности. Текст. Его тема и основная мысль. Стили речи; средства выразительности в художественной речи».

laquo; Р.р Повторение. Речь, ее  разновидности. Текст. Его  тема  и  основная  мысль.  Стили  речи; средства  выразительности в художественной  речи...

Повторение стилей речи

Маршрутный лист дистанционного урока...

Повторение изученного в 6 классе. Речь. Текст, стили речи.

Маршрутный лист дистанционного урока...