Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Читаем, пишем, думаем», 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Ивлева Людмила Евгеньевна

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Читаем, пишем, думаем»,  5  класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul_po_russkomu_yazyku_v_klasse_5.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная казенная общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района

Воронежской области

Рассмотрена на заседании МО гуманитарного цикла  Протокол №   от

Утверждена на заседании Педагогического совета МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россоши

Протокол №    от

Введена в действие

приказом директора МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россоши

Приказ №    от    

Рабочая программа

внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку

«Читаем, пишем, думаем»,

5 «В» класс (1-четверть).

Россошь 2014

1.Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  общего образования второго поколения ( Приказ № 1897 от 17.12.2010г). Программа разработана на 9 часов в качестве внутрипредметного образовательного модуля. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-х классов.

   Русский язык – сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Без хорошего знания литературы невозможно добиться успехов в учебе, в профессиональной деятельности.

В отличие от других учебных предметов, русский язык как родной в школе выполняет две функции: во-первых, он является предметом изучения и обучения ему и, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов.

Таким образом, программа модуля «Читаем, пишем, думаем» отражает обязательное для усвоения в основной школе содержания обучения русскому языку и расширяет кругозор знаний по предмету, развивает речевые способности ребенка.

Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе, повышению этого интереса способствует включение элементов занимательности. Программа данного модуля позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности, а также стремления расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях данного внутрипредметного модуля уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

В связи с тем, что 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному и на уроках идет углубленное повторение пройденного, в программе предполагается отработка наиболее трудных тем по орфографии и пунктуации, большее внимание уделяется работе со словом, усиливающей интерес к природе языка, воспитывающей у учащихся чуткость к красоте и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдений за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Данные занятия предполагают как традиционный коллективный, так и индивидуальный подходы; работу в группах; творческие задания и прочее.

Цели:

  • помочь учащимся «вглядеться» в язык, задуматься над тем, как он устроен, как он работает. Не надо думать, что языковые правила и законы – это то, что хранится в толстых книгах да еще в памяти ученых. На самом деле, язык со всеми его правилами содержится в сознании говорящего коллектива всего народа. И не стоит считать, что в языкознании все сводится к сухим наставлениям: как «надо говорить и писать» и как «не надо». Здесь много загадок, спорных вопросов, неразрешимых противоречий.
  • обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью; сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи; научить свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Задачи:

  • приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
  • формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
  • освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

Формы проведения занятий:

  • беседа;
  • игра;
  • практическая работа;
  • коллективные и индивидуальные исследования;
  • самостоятельная работа (индивидуальная, групповая)

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.


2.Календарно-тематическое планирование

п\п

Раздел /Тема

Кол-во часов

Содержание темы

Обучение детей с ОВЗ

Вид контроля

Оборудование

Планируемые

результаты

Дата

План

Факт

1

Буквы. Алфавит. Заветы братьев Кирилла и Мефодия славянам.

1

Добиться того, чтобы учащиеся вспомнили алфавит, правильно произносили  названия букв, различали буквы и звуки, пользовались упрощённой транскрипцией.

Наизусть алфавит

Организация совместной учебной деятельности.

Мультимедийный проектор.компьютер.

Уметь отличать буквы от звуков. Устный познавательный журнал.

02.09

2

Буквы голосящие и буквы с изюминкой (Е, Ё, Ю, Я)

1

Объяснить учащимся, что буквы Е,Ё,Ю,Я имеют особенность: могут обозначать два звука или один.

 Наизусть все гласные звуки

Организация совместной учебной деятельности

Дидактический материал, компьютер,мультимедийный проектор.

Уметь делать фонетический разбор.

Творческое задание "Придумаем свой алфавит"

09.02

3

Всегда ли  в словах количество букв и звуков совпадает?

1

Углубить представление детей о буквах и звуках. Не всегда количество букв в слове совпадает с количеством звуков.

Начальные навыки транскрипции

Тренинг, практикум.

Дидактический материал, мультимедийный проектор

Разбор слов на слоги, буквы и звуки.

Проект "Понятно без слов"

16.09

4

Что такое текст?. Тема текста. Основная мысль текста.

1

Повторить и углубить сведения о тексте и его признаках. Дать понятие темы текста, широкой и узкой темы. Сформировать умение определять тему текста, широкую и узкую темы. Дать понятие основной мысли текста (идеи). Сформировать умение определять основную мысль текста и отражать ее в заголовке.

Работа  с текстом уже знакомым детям

Совместная учебная деятельность

Презентация . Текстовой материал,

Знать основные признаки текста Уметь определять тему текста. Уметь определять основную мысль текста.

Игра "Расшифруй слово"

23.09

5

Зачем людям письмо?

1

Раскрыть назначение письма в жизни человеческого общества.

.

Конструирование предложений

Творческая работа, комментируемое письмо.

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Знать основные нормы письма.

Игра "Угадай символ"

30.09

6

От чего зависит порядок расположения предложений в тексте

1

Показать, отчего зависит порядок расположения предложений в тексте. Сформировать умение воспринимать звучащий текст, звучащее слово на слух

Конструирование предложений

Организация совместной учебной деятельности

Звукозапись текста.

Рисуночное письмо. Иероглифы-"священные знаки"

07.10

7

Составление текста с разными  видами предложений по цели высказывания.

1

Дать понятие видов предложения по цели высказывания ,научить их различать.

Работа по карточке.

Высказывания на лингвистическую тему. Проекты-презентации с применением ИКТ

Компьютер, мультимедийный проектор.

Смотр знаний.

14.10

8

«Выбери знак!!!»

1

Повторить знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Работа по карточке.

Организация совместной учебной деятельности.

Компьютер, проектор.

Проект "Древо семьи слов".

21.10

9

Описание, повествование, рассуждение

1

Дать полное понятие типов речи: описание ,повествование, рассуждение. Формировать умение определения типы речи  

Работа по карточке.

Практикум.

Компьютер, проектор.

Виртуальная экскурсия с последующим ее описанием.

28.10


3. Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • формирование навыков производить звуко-буквенный, морфемный, словообразовательный, семантический, синтаксический анализ слова и предложения и использовать результаты анализа в решении учебных и практических задач: предотвращение орфографических и пунктуационных ошибок, редактирование, понимание значения слова и смысла высказывания, уточнение формулировки собственной мысли, предотвращение непонимания со стороны читателя и т.п.;

формирование умения наблюдать за употреблением языковых единиц в речи, выводить закономерности, фиксировать результаты в моделях и схемах.

4. Предполагаемые результаты:

Творческие задания:

  • "Придумай свой алфавит","
  • "Расшифруй слово",(составление транскрипции предложения.)
  • "Застывшие письмена"(сведения о происхождения письменности)
  • "Угадай символ", (ребусы, шарады)
  • Эссе на основе виртуальной экскурсии в природу

Учебные проекты:

  • "Понятно без слов",
  • "Рисуночное письмо",
  • "Древо семьи слов".
  • "Выдающиеся ученые-лингвисты"(выступления)

5.Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Пасхалова А.П., «Занимательная грамматика», НЦ ЭНАС, 2010 г.
  2. Дюжева О.А. «Развитие речи. Инновационная технология обучения», Волгоград, 2011 г.
  3. УМК под ред. Т.А. Ладыженской - М., 2013 г.
  4. Чернова Т.А. «Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы» - М., Планета, 2011 г.
  5. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: 5 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. – М.: Дрофа, 2010 г.
  6. Словари.
  7. Электронный образовательный ресурс по русскому языку для 5 класса.
  8. Раздаточный материал, подготовленный учителем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа платного курса по русскому языку «Пишем без ошибок» для обучающихся 5 класса (базовый уровень).

Программа занятий составлена на основе учебной программы по русскому языку для 5 класса и рассчитана на 35 часов, срок реализации программы 1 год. ...

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Знакомьтесь: новые слова», 5 класс

Рабочая программа  внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку...

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Приведём наши знания в порядок!», 6 класс

Рабочая программа  внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Приведём наши знания в порядок!»,  6  класс...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Морфология и синтаксис. Пишу правильно и грамотно».

Цель курса: Расширить знания учащихся о языке, обогатить словарный запас, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Задачи курса: ·...

Рабочая программа внутрипредметного модуля по русскому языку «Стили речи» 5 «А» класс, (4 четверть)

 Основная цель программы внутрипредметного  модуля « Стили речи»  (9часов) направлена   на практическую деятельность , т.е. даёт учащимся знания о родном языке и ...

Рабочая программа внутрипредметного модуля по русскому языку «Такие разные слова» 5 «А» класс, (3 четверть)

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Чем больше мы осознаем богатство и величие...

Рабочая программа факультативного курса по русскому зыку "Читаем, думаем, пишем" в классе

Одной из составляющих языковой культуры является орфографическая грамотность, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответ...