Союз как часть речи. Открытый урок русского языка в 7 классе в рамках научно-практической конференции
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

   Вступительный урок по теме "Союз" содержит разработку урока с раздаточным материалом для справочной тетради, ассоциативный словарь в виде презентации  и видеофрагмент с сайта "Инфоурок"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ассоциативный словарь для 7 класса

Слайд 2

Р Е АЛЬНЫЙ Вп е рвы е 1828 г в «Московском в е стник е ». В 30-40- е годы 19 в е ка активно употр е бля е т А.И.Г е рц е н. «Грязный мир р е ального…» «М е чтательный романтизм стал н е навид е ть новое направл е ние за его р е ализм». История слова В слова ре с 1861 года Р е альный - отв е чающий д е йствительности, отражающий д е йствительность, д е йствительный, существующий на самом д е ле. 1861 год – год отм е ны к ре постного права в России К ре постное право ре ально существовало в России до 1861 года. Р Е АЛЬНОСТЬ Р Е АЛИЗМ Р Е АЛИСТ Р Е АЛИЗОВЫВАТЬ Р Е АЛИЗАЦИЯ Р Е АЛИСТИЧНЫЙ Н е р е альная м е чта при н е бр е жном отношении к д е лу. Р е альные оц е нки. Т ре зво практический, чуждый романтике. «Смотри на в е щи ре ально, а не через розовые очки». 1. Д е йствительно сущ е ствующий, н е вообража е мый. 2. Осущ е ствимый, отв е чающий д е йствит е льности. 3. Практический, исходящий из понимания подлинных условий д е йствительности. Р Е АЛИЗМ Р Е АЛИСТ Р Е АЛИСТИЧНЫЙ Р Е АЛИЗАЦИЯ Р е альное д е ло. Р е ально смот ре ть на в е щи. Е

Слайд 3

Запишите в словарь корней Р е альн-ый Р е альн-ость Р е ал-изм Р е ал-ист Р е ал-изация Р е ал-изовывать Р е ал-истичный

Слайд 4

С И ТУ А ЦИЯ С и туация – совокупность обстоятельств, положение, обстановка. с и ту а ция с и ту а ционный ком и ческая с и ту а ция эконом и ческая с и ту а ция полит и ческая с и ту а ция Си ротка бедная на улице, от холода дрожа, Одета в легкий сит ец и стоит совсем одна… Конечно, в сит уации такой богатств не надо - Кусочку сит ного она была бы рада. РЕБЯТА, А ЭТО КАКАЯ СИТ УАЦИЯ? Сит ный - хлеб, испеченный из муки высшего сорта, просеянной через сит о. «Друг мой сит ный!» - говаривали на Руси, что значило, ты так хорош, как и хлеб сит ный! Ж И ЗНЕННАЯ С И ТУАЦИЯ И



Предварительный просмотр:

СОЮЗ

  1. Союз – это  ___________________________________________________________
  2. Синтаксическая роль:

Союз  связывает _______________________________________________________

______________________________________________________________________

  1. Союзы делятся на группы:

А) По строению

Б) По значению

СОЮЗ

  1. Союз – это  ___________________________________________________________
  2. Синтаксическая роль:

Союз  связывает _______________________________________________________

______________________________________________________________________

  1. Союзы делятся на группы:

А) По строению

Б) По значению



Предварительный просмотр:

Союз как часть речи.

Открытый урок  русского языка в 7 классе в рамках научно-практической конференции

Учитель: Гимчинская О.В.

Урок в 7-Б классе проведён  06 марта 2013 года. Он соответствует тематическому планированию рабочей программы по русскому языку, составленной согласно программе для общеобразовательных учреждений М. Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, учебнику по русскому языку для 7 кл.: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,  Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2010.

      Урок является первым при изучении темы «Союз как часть речи», но у детей уже есть представление о союзах, так как они  знакомились с ними  в 5 – 6 классах.

Цель урока: - Дать общее понятие о союзе как служебной части речи;

                    - показать его роль в предложении и тексте;

 - формировать  умения находить союзы в тексте, определять  их роль, расставлять   знаки препинания при них.                      

 Работа по развитию речи: - наблюдения над использованием  союзов для связи     самостоятельных предложений  в тексте.

Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Повторение.

А) Словарный диктант по словарю наречий и наречных выражений (слитное и раздельное написание)

   Вначале, в упор, до востребования, вничью, до отказа, внутри, до свидания, до сих пор, вовремя, воистину, за границей, вообще, впервые, из-за границы, на авось, вперегонки, вперемешку, на веки веков, как раз, впереди, вокруг, до крайности.

Б)    На прошлых уроках мы с вами изучали предлог. Что мы можем сказать о нем?  (Работа со справочной тетрадью)

  -  Что такое предлог?

-   На какие группы делятся предлоги?

- Расскажите о правописании предлогов.

В) Развитие речи.

    К одному  из прошлых уроков вам было дано задание сочинить сказку или стихотворение о предлоге. Давайте прочитаем некоторые из работ.

  1. Изучение нового материала. 

 1)   Спишите предложение (предложение записано на доске ).

По России морозы распушили деревья и рисуют на стеклах лебединые перья. (А.Чепуров)

 - Объясните орфограммы.

 - Какие слова не отвечают на вопросы?   ( по, и )

- Почему?  ( служебные части речи, не имеют синтаксической и морфо-

               логической функции ).  

 - Какие это части речи ? ( предлог,  союз ).

- Подчеркните члены предложения.

- Что связывает в предложении предлог?

- А что связывает союз в предложении? ( однородные члены предложения ).

- Можете сравнить эти две части речи и найти сходства и различия?

  Сходства: служебные части речи;

                       не изменяются;

                      не имеют синтаксической и морфологической функции;

                     служат для связи.

Различия: предлог выражает зависимость одного слова от другого;

  союз соединяет синтаксические единицы (члены предложения, простые  предложения в сложном)

                   

   2) Запишем тему урока: Союз как часть речи.

   3) Слово учителя.

  История слова «союз» .

Слово «союз» существовало  в русском языке с  давних пор. Оно обозначало тесное единение, связь. В XVII веке слово было заимствовано из старославянского языка путём прибавления приставки СО-  к слову «ЮЗЬ», которое обозначало «узы, узел». С развитием языка понадобилось слово, которое называло бы часть речи, связывающую  слова в предложениях  или сами  предложения. В латинском языке было такое слово: «сonjunction», при дословном переводе оно стало звучать, как  «союз». Так в русском языке появился термин-омоним уже существующему слову. Сегодня у этого слова несколько значений: служебная часть речи, объединение, единство. (Студенческий союз, Европейский союз, Союз советских социалистических республик)

    Запишем кратко эту информацию в этимологический словарь справочника.

4) А теперь давайте посмотрим видеофрагмент с сайта «ИНФОУРОК» и поработаем с таблицей, записывая туда необходимую информацию.

СОЮЗ

  1. Союз это___________________________________________________________
  2. Синтаксическая роль:

Союз связывает______________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Союзы делятся на группы:

А) По строению

Б) По значению

  1. Закрепление.

1) Синтаксическая роль союза. Схематический диктант. Учащиеся слушают  предложения и, не записывая их, составляют на доске схемы.

- Ночью ветер злится и стучит в окно.

- Северный ветер несет свинцовые облака, и в воздухе появляются белые снежинки.

- В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.

- Через окно я увидел, что большая птица села на ветку клена в саду.

-Эльза  взяла веер, сделанный из пальмового листа, и повернула легкое кресло к океану.

- Мы слышали, как шуршал снег, падая и цепляясь за ветки.

- Когда часы пробили полночь, мы зажгли на елке разноцветные лампочки.

Последнее предложение записать полностью и выполнить синтаксический разбор.

2) Работа с учебником (параграф 54).

     Словарная работа (ассоциации – презентация о словах реальный, ситуация)

3) Работа в тетрадях.

       Составьте небольшой текст о весне, используя сочинительные и подчинительные союзы.

  1. Подведение итогов урока.

  1. Домашнее задание: Параграф 54, упр.313.

Литература:

  1. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, О.М.Александрова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба «Русский язык. 7класс» - М., «Просвещение», 2010г.
  2. М.В.Федорова «Уроки русского языка в 7 классе» - М., «Просвещение», 2002г.
  3. Е.И.Никитина. «Русский язык. Русская речь. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений». – М., Дрофа, 2011г.
  4. И.Б.Голуб, Н.Н.Ушаков «Путешествия по стране слов». – М., «Просвещение», 1992г.
  5. http://infourok.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Союз как часть речи" Урок русского языка в 7 классе.

Материал содержит презентацию и схему-конспект урока с приложениями....

Урок русского языка в 7 классе на тему: «Союз как часть речи. Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза. Повторение».

Урок может быть использован на уроках русского языка в 7 классе и ставит перед собой следующие цели: формирование умения рассказывать о союзе, находить союзы в тексте,правильно определять разряды...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Конспект открытого урока по русскому языку" "Союз как часть речи"

Конспект открытого урока по русскому языку  "Союз как часть речи"...

Организация исследовательской работы в рамках научно-практической конференции школьников.

Уже традицией стало участие моих подопечных в районной научно -практической конференции школьников. В этом году мы добились определенных успехов. Наша исследовательская работа"Сравнительный анали...

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема урока «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы».  Цель урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; пока...