Конспект урока "Подготовка к сжатому изложению"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Бугримова Ольга Николаевна

Подготовка к сжатому изложению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Подготовка к сжатому изложению.

Цель урока:

- совершенствование умений и навыков сжатия текста.

Оборудование:

- памятка « Приемы компрессии (сжатия) текста»

- памятка « Этапы работы с текстом по написанию сжатого изложения».

                                  Ход урока.

Организационный момент урока, тема и цель.

Актуализация знаний. Слово учителя.

    Итак, подробное изложение – максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей.

    Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при котором исключаются подробности.

     Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является, во-первых, полноценное понимание исходного текста. Если текст не понят, не определено, что в нем главное, а что второстепенное, в таком случае работа представляет собой случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов. А во-вторых, для успешной работы над сжатым изложением важным условием является владение навыками сокращения текста.

  При сжатом изложении  основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц должны быть переданы без искажения. Краткий пересказ выявляет степень понимания текста. Поэтому  овладение навыками сжатия текста, применение их во время ГИА – залог успешной сдачи экзамена.

Работа с памяткой « Приемы сжатия текста».

Практическая работа на уроке.

Для наглядного примера и закрепления приемов сжатия возьмем такие  тексты и попытаемся применить названные способы.

1. В небо взмыли красные, синие, желтые, зеленые шарики.   -   В небо взмыли разноцветные шарики.

Ни одному мальчику, самому послушному, и ни одной девочке, самой внимательной, продавец ни разу в жизни не подарил ни красного, ни синего, ни желтого шарика. – Никомупродавец ни разу в жизни не подарил ни одного шарика.

2. Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения. – В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу.

3. Для того, чтобы осуществить мечту, надо постараться. – Для осуществления мечты надо постараться.

Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения.

Памятка «Этапы работы с текстом по написанию сжатого изложения».

Работа с текстом.

- Знакомство с текстом и анализ.

 

Текст для прослушивания.

    Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какое поприще выбрать. Поиски жизненного пути, размышления о нем обыкновенно возникают у человека в том возрасте, когда он начинает осознавать себя частью общества, когда стремится разобраться в своих отношениях с окружающими, а также чувствует потребность реализовать свои возможности, свои силы, свою личность.

    Ученые считают, что именно ради такой самореализации человек и живет. Его не устраивает и не может устроить существование ради самого существования. Ему необходимо найти такое занятие, которое наполнит это существование истинным, подлинным смыслом. Каждый человек, как бы он ни был поглощен повседневными делами и заботами, хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, знать, что его деятельность, преодоление препятствий, устремленность в будущее имеют значение и несут какой-то смысл не для него одного. Только тогда человек чувствует себя не лишним, а свои способности – востребованными другими людьми, обществом.

   Однако у каждого человека свои, только ему присущие задатки, склонности, способности, таланты. Ведь нет двух абсолютно одинаковых людей. И поэтому поиски смысла жизни – это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека. Это поиск человеком самого себя, своих жизненных ценностей, своих ориентиров.

    При этом, независимо от того, как человек определил свой путь, какой смысл жизни нашел, уже сам поиск этого смысла делает человека Человеком с большой буквы, личностью, так как никто из живых существ, кроме человека, не может осознанно относиться к жизни, не стремится понять и объяснить свое поведение, свое отношение к окружающим.

                                                                                                               ( По Г.А.Маслову)

  1. О чем этот текст?
  2. Выделите ключевые слова.( поиски жизненного пути, размышления, осознавать себя частью общества, потребность реализовать свои возможности,, самореализация, необходимо найти занятие, ощущать ценность жизни, имеют ценность не для него одного, востребованными обществом,, только ему присущие способности, самостоятельный путь проб, поиск смысла жизни делает человека Человеком, личностью.)
  3. Озаглавьте текст.( Поиски смысла жизни и т.п.)
  4. Ответьте на вопрос: «Почему автор написал этот текст?», «Какую мысль хотел выразить?» ( только поиски смысла жизни, пробы, ошибки, поиск человеком самого себя делают его личностью).
  5. Определите, сколько микротем в данном тексте? Кратко запишите.( 4 микротемы, 4 абзаца.  1 микротема:Выбор жизненного пути имеет первостепенное значение для судьбы человека. Об этом выборе человек задумывается тогда, когда начинает осознавать себя частью общества и чувствует потребность реализовать свою личность. 2 микротема: Человек живет ради самореализации, а потому ему необходимо найти такое занятие, которое наполнит истинным смыслом его существование. 3 микротема: Поиски смысла жизни – это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека. 4 микротема: Поиск смысла жизни делает человека Человеком с большой буквы, личностью.)
  6. На примере одного сложного предложения из текста показать сжатие. Например:Поиски жизненного пути, размышления о нем обыкновенно возникают у человека в том возрасте, когда он начинает осознавать себя частью общества, когда стремится разобраться в своих отношениях с окружающими, а также чувствует потребность реализовать свои возможности, свои силы, свою личность. –                 -Уберите из этого предложения лишнее, оставьте только главное.(человек задумывается о жизненном пути, когда осознает себя частью общества и чувствует потребность реализовать свою личность)
  7. Еще раз посмотреть все записи, мысленно составить текст .
  8. Работа в черновиках . Проверка правописания слов по Орфографическому словарю.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Обучение сжатому изложению"

 Данный урок помогает в подготовке девятиклассников к ГИА, закрепляет умение работать с текстом, правильно использовать приемы сжатия текста....

Конспект урока "Обучение сжатому изложению"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе...

Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.

Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....

Конспект урока развития речи в 9 классе "Обучение сжатому изложению"

Цели.Учащиеся должны знать:понятия тема, идея текста, ключевые слова, микротема, абзац,композиционные части текста,приемы компрессии текста (исключение, обобщение, упрощение);понимать:о чем...

Конспект урока "Обучение сжатому изложению"

Цель урока: •         познакомить с различными приемами сжатия исходного текста;•         формировать умение выделя...