"Обобщающий урок по теме "Морфемика" " (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Ерофеева Маргарита Анатольевна

Урок - КВН

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект  урока  русского языка в 5 классе

Тема: Морфемика.

Цели:

  1. Повторение материала по теме «Морфемика».
  2. Совершенствование  умения правильно членить слово на морфемы.
  3. Формированию интереса к русскому языку.

Задачи урока:

Образовательные:

  • уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», « основа»;
  • повторить орфографию («Правописание приставок», «Чередующиеся гласные»)
  • вспомнить и повторить алгоритм разбора слов по составу (морфемный разбор);

Развивающие:

  • развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика», нетрадиционный урок - КВН

Формы урока: фронтальная беседа с применением системы мультимедиа, самоанализ, обобщение, самостоятельная работа, работа в группах.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведём урок русского языка. Для начала проверим свою готовность к уроку.

Обратимся к эпиграфу урока (слайд 4). Выразительное чтение эпиграфа.

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – 
Был он только словом.

Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – 
Стало много новых слов.

Вот из сада вам…рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод. С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.
(Е. Измайлов)

- Ребята, как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части, и как называются эти части? (Морфемика; морфемы).

- Какие морфемы знаете?

- Что такое корень?

- Как найти в слове окончание?

- Какие части слова участвуют в образовании слов?

II. Сообщение целей урока. Подготовка к основному этапу занятия.

Молодцы! Вы знаете, что всё состоит из частей, слова тоже. Сегодня мы с вами будем разбирать слова на части и собирать слова из частей.

Сегодня на уроке мы повторим основные понятия, которые относятся к разделу «Морфемика», некоторые орфографические правила, которые связаны с морфемикой. Но урок наш пройдёт в необычной форме. Все вы смотрели игру КВН и знаете, что в КВН играют команды, поэтому вы разделитесь на две команды и дадите им названия, связанные с русским языком. Судить вас будет жюри из педагогов.(Представление жюри)

Для разминки, ребята, предлагаю вам выполнить следующее задание (слайд 5).

Задание: найдите окончание в словах.

1-я команда: территория, домик, путешествие, храбрый, читал

2-я команда: препятствие, стул, артиллерия, красивый, горел

Почему я начала именно с окончания? (Так как с окончания мы начинаем делать морфемный разбор).

- Что вы знаете об окончании? (Окончание - значимая часть слова, служащая для образования форм слова; единственная изменяемая часть слова).

- Что необходимо сделать, чтобы правильно определить окончание? ( Изменить форму слова).

Та слова часть, что изменяется,
Окончаньем называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.

  (слайд 6).

III. Закрепление знаний. Обобщение и систематизация изученного.

С первым заданием справились, жюри подведёт итог. А мы продолжаем команды получают следующее задание

Задание: Из данного текста выписать слова, КОТОРЫЕ СООТВЕТСТВУЮТ СХЕМЕ

  1. корень + суффикс
  2. Корень + суффикс + окончание
  3. приставка + корень + суффикс + окончание

Снежинка

Константин Бальмонт

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула. (слайд 7)

Вспомним правило «Чередующиеся гласные в корнях –лаг-лож и –раст-ращ-рос». Кто может рассказать?

Слайд 8,9.

Задание: Цифровой диктант .

1- лаг                 3- рос              5- ращ

2- лож              4 – раст

- Положение, выросла, произрастает, излагать, выращивать, приложение, прилагательное, заросли, предлагать, прорасти, отложить, повзрослеть, водоросли, слагаемое, растение..

Код: 2,3,4,1,5,2,1,3,1,4,2,3,3,1,4

-Обменяйтесь листочками, проверьте соперников.

- С помощью каких морфем образуются однокоренные слова?

Задание: Корень слова - главная значимая часть.
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.(слайд 10)

 Рассмотрите  пары слов. Определите, являются эти слова однокоренными. Подберите к каждому слову в паре по два однокоренных слова.

Гора – гореть                мирный – замирать (слайд 11)

Задание: Игра «Кто больше?»

- За три минуты подберите как можно больше однокоренных слов с корнями:

1 команда – говор-

2 команда – вод-  (слайд 12)

Но сначала проведём физкульминутку для глаз.(слайд 13…)

- Вернёмся к уроку. Что такое приставка?

Задание: Прочитайте слова, записанные на доске. Назовите те, которые образованы с помощью приставки. Если у вас возникли сомнения, обратитесь к словарю ( у каждой команды на столе словарь)

У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая - приставка,
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним. (слайд 19)

- Напишите  сочинение – миниатюру на тему: «Прогулка по зимнему лесу», используя все записанные на доске слова.(слайд 20)

Приятно

Природа

Преспокойно

Пришли

Приветливо (слова записаны на доске)

IV. Контроль усвоения изученного материала.

Задание: разгадайте шараду.

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же я – в дневнике или в журнале.(слайд 21)

Получилось слово ОЦЕНКА.

Задание: Вставить пропущенные буквы

Растительный, отпереть, положение, убирать, росток, задирать, слагаемое, замереть, выращивать. (на карточках)

V.  Итоги.

Опрос:

- Какой раздел мы повторили?

- Какие морфемы знаем?

- Порядок морфемного разбора.

Школьник, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка - впереди. (слайд 22)

- Для чего необходимо знать морфемный состав слова?

Рефлексия.

Ребята, я раздала вам лучики двух цветов. Если вы считаете, что поработали сегодня на уроке отлично и всё поняли, приклейте к серединке на доске жёлтый лучик. Если вы что-то недопоняли или не вспомнили и оцениваете себя на «4», то приклейте синий лучик.

Подведение итогов жюри

Домашнее задание:

Определите, какие слова в каждой четверке «родственники», а не «родственников» выбросьте из «гнезда».

а). Маленький, малявка, маляр, малыш.

б). Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

в). Конница, конник, подоконник, конюшня.

г). Лень, лентяй, лента, ленивец.

д).  Летчик, летная, полет, лето, вылетать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОРФЕМИКА

Слайд 2

Цели: Повторение материала по теме «Морфемика». Совершенствование умения правильно членить слово на морфемы. Формированию интереса к русскому языку.

Слайд 3

Задачи: Образовательные : уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», « основа»; повторить орфографию («Правописание приставок», «Чередующиеся гласные») вспомнить и повторить алгоритм разбора слов по составу (морфемный разбор); Развивающие : развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей; развивать сообразительность, мышление, память. Воспитательные : создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать потребность оценивать свою деятельность. воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Слайд 4

Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам…рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод. С ним садовник идёт. Очень интересно гулять в саду словесном. (Е. Измайлов)

Слайд 5

1-я команда : территория, домик, путешествие, храбрый, читал 2-я команда : препятствие, стул, артиллерия, красивый, горел

Слайд 6

Та слова часть, что изменяется, Окончаньем называется. Остальную же часть слова Именуем мы основой.

Слайд 7

Снежинка Светло-пушистая, Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную, На землю просится. Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула. К. Бальмонт

Слайд 8

Буквы А - О в корне -ЛАГ -/-ЛОЖ В корне -лаг-/-лож- пишется буква А , если после корня стоит суффикс -А- , и буква О , если этого суффикса нет.

Слайд 9

Буквы А - О в корнях -РАСТ-(-РАЩ-) / -РОС- В корне -раст-(-ращ-)/-рос- в безударном положении перед СТ и Щ пишется А , а перед С - О . Исключения: отрасль, росток, Ростов, Ростислав.

Слайд 10

Корень слова Корень слова - главная значимая часть. Родственные связи дарят корню власть. Выясни умело линию родства - Однокоренные подбери слова.

Слайд 11

Гора – гореть мирный - замирать

Слайд 12

Игра «Кто больше?» 1 команда – говор- 2 команда – вод-

Слайд 19

Приставка У корня в недругах, представь-ка, Есть дама гордая - приставка, А злит она его одним: Стоит лишь только перед ним.

Слайд 20

«Путешествие в зимний лес»

Слайд 21

Шарада Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Вся же я – в дневнике или в журнале.

Слайд 22

Школьник, при разборе слова Окончанье и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс, А приставка - впереди.

Слайд 23

МОЛОДЦЫ!

Слайд 24

Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Совхозовская средняя общеобразовательная школа» Ерофеева Маргарита Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие"

Заключительный урок в теме "Класс млекопитающие", где рассматриваются прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания. К конспекту прилагается пре...

Урок "Синтаксис и пунктуация"(повторительно-обобщающий урок) в 5 классе

На уроке ведется повторение и обощение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Использование интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Ладыженской Т.А., доступного кроссво...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».

Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник:  Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С.  Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...

классы неорганических соединений (обобщающий урок в 8 классе)

Обобщающий урок по теме: "Основные классы неорганических соединений"...

Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс

Цель: повторить и обобщить знания по  теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить  полученные  знания...

Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс

Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....