Самоанализ урока русского языка в 7 классе "Союзы и омонимичные формы" 7 класс русский язык
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Будина Лилия Хатдусовна

Предварительный просмотр:

Будина Лилия Хатдусовна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ п. Таёжный

Предмет: русский язык

Класс:7

Тип урока: урок открытия новых знаний

Урок 101

Технологическая карта урока

Тема

Союзы и омонимичные формы

Цели

научить правильно писать производные союзы, отличать производные союзы от омонимичной формы;

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.воспитывать желание учиться и делать открытия;

 (личностные УУД)

умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;  (регулятивные УУД);

– умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; умение в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для монологического и  диалогического высказывания;  умение работать в паре с партнёром, ,учитывать разные мнения ,умения определять цели и способы собственной деятельности под руководством учителя. (коммуникативные УУД);

–уметь читать с полным пониманием содержания и отвечать на вопросы; уметь высказываться по заданной проблеме  (познавательные УУД).

Основные понятия

Союз, омоним,

Метапредметные связи

Биология, литература

Ресурсы:

– основные

– дополнительные

Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева. Русский язык, 7 класс

Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе. Москва «просвещение»2003

М.В.Фёдорова. Уроки русского языка в 7 классе. Москва. «Просвещение» 2000

Русский язык. Орфография.Рабочая тетрадь.2006

Русский язык в таблицах. Наглядный теоретический материал. Москва. «Издат-школа»1997

Н.М.Грибова. Тесты русский язык. Дидактические материалы 7 класс. Москва «Айрис-пресс» 2007

КИМы русский язык 7 класс. Москва «Вако» 2012

Организация пространства

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Этапы урока

Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

личностные, метапредметные

I. Мотивация к учебной деятельности

(1 мин.).

Цели:

–  создание психологической комфортности

 – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Цели: 

- активизация знакомой лексики

- определение о чем пойдет речь на уроке

Приветствие детей.

Сообщение о необычном уроке

Эпиграф к уроку

                                «Союз – в грамматике служебное слово,

соединяющее предложения и слова

 внутри предложения».

С .И. Ожегов

О чем пойдет речь сегодня на уроке?

-

Фронтальный опрос.    

Вставить слова вместо многоточий           

                                  ТЕСТ

1. В русском языке есть самостоятельные и …………  части речи.

2. Служебные части речи это………

3. Союз – это……………………..

4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………

5. Союзы не являются………………………

6. Союзы связывают………………………………….

7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….

8. Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....

Отвечают на приветствие

О союзах

Вставляют слова

1. служебные

2.Предлоги, союзы, частицы.

3. союз- это служебная часть речи, которая служит для связи слов и предложений.

4. …простыми

5….не являются членами предложения.

6. …однородные члены и простые предложения.

7. …сочинительными.

8. подчинительными

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной дечтельности.

На данном этапе организуется мотивирование к учебной деятельности, а именно:

а) актуализирутся требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»)

б) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

(личностные УУД )

Обнаруживать и формулировать учебную тему совместно с учителем;

(регулятивные УУД).

Актуализировать лексику по теме  «Союз»

2.Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии

Цель: подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия

Прием «Отсроченная отгадка»

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

1.Кто изображён на иллюстрации?

(если затрудняются ответить на 1 вопрос)

2.Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

Прочитайте предложения, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

1.        Что(бы) хорошо учиться, нужно много заниматься.

2.        Я спросил, что(бы) мне почитать об этом.

3.        Оля так(же) решила задачу, как и все остальные.

4.        Его товарищи учатся хорошо, он так(же) не отстаёт от них.

5.        Я то(же) это прочитал.

6.        Серёжа выполнил то(же) задание, что и я.

7.        Это нелегко, за(то) интересно.

8.        Я спрятался за(то) дерево.

Отгадывают животное, изображённое на иллюстрации.

Хамелеон.

Читают предложения

 (слайд 7)

Ориентироваться в своей системе знаний

Формировать умения проводить   классификацию по заданным критериям,   под руководствам учителя;

(познавательные УУД).

3.Выявление места и причины затруднения

Цель: выявление места и причины затруднения

Итак, возвращаемся к вопросу. Вы помните поставленный вопрос? 1.Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

2.Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?

– Какие задачи мы можем перед собой поставить?

– Итак, тема нашего урока – «Союзы и омонимичные формы».

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании союзов  и омонимичных частей речи?

Определяют тему

Ставят задачи:  отличать производные союзы от омонимичной формы; отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов; правильно писать производные союзы иомонимичные части речи

(Определить часть речи...)

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

(регулятивные УУД).

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: устранение возникшего затруднения

Научиться отличать союзы от омонимичных форм.

- Как это затруднение преодолеть?

Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

Я предлагаю самостоятельно поработать с учебником.

Работа в парах и по рядам, определяют часть речи.

Самостоятельная работа с п.53 стр. 226-227      (работа в парах)

Извлекать информацию, строить логические цепочки

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД).

Умение работать в паре с партнёром, учитывать разные мнения,

умения определять цели и способы собственной деятельности под руководством учителя.

(коммуникативные УУД).

5. Реализация построенного проекта

Цели: решение исходной задачи, вызвавшеё затруднение

 активизировать навык монологической речи

Реализация построенного проекта.

Составление алгоритма определения написания омонимичных слов.

– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

– Как определить часть речи внешне сходных слов? (По контексту.) Вернемся к предложениям.

Слитное написание союзов

Раздельное написание омонимичных частей речи

Чтобы=для того чтобы

Что бы =мест.+ частица

Также, тоже} = и

Так же =  нареч.+же – частица

То же = мест.+же - частица

Зато=но

За то =за -  предлог, то – мест.

Союз - слитно

Бы, же, за - раздельно

Осуществляют в парах поиск необходимой информации, выстраивают ее в логической последовательности

Алгоритм:

Определяю, можно ли к слову подобрать синоним, если да–то это союз-   пишу слитно, если нет – это омонимичные формы – пишу раздельно

Осуществлять осознанное построение речевого высказывания

Умение формулировать собственное мнение и выражать в устной форме.

(коммуникативные УУД).

6. Первичное закрепление с проговариванием

Цель: решение типовых заданий на новый способ действий

Запись предложений с проговариванием алгоритма

Запишите  предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи. Графически объясните орфограмму – контакт и орфограмму – пробел.

Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух.

Записывают предложения и объясняют правописание

1.Что(бы) сократить путь, мы пошли к речке напрямик.

2.Что(бы) ни случилось, я буду рядом.

3. Ночью ветер дул так(же) сильно, как и днём.

4.Он то(же) готов был идти искать заблудившихся ребят.

5.Я спрятался за(то) дерево, что росло у дороги.

6.Морозило сильнее, за(то) было тихо.

Умения в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия.

 (регулятивные УУД).

7. Самостоятель

ная работа по эталону  с самопроверкой

цель: самостоятельно выполнять задания нового типа и осуществлять их самопроверку, сравнивая с эталоном

Составить предложения

Самостоятельная творческая работа

Каждый ряд составляет по 2 предложения:

1 ряд : Чтобы – Что бы

2 ряд: Также - так же; Тоже – то же

3 ряд: Зато - За то

Осуществлять осознанное построение речевого высказывания

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний

 (регулятивные УУД).

8.Физминутка.

Цель:

–  снять напряжение и усталость

Выполняют  упражнения

Умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

(регулятивные УУД).

9. Включение в систему знаний и повторение

Цель: самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий 

Экспресс-тест.

Самодиагностика

По горизонтали поставьте цифры от 1-10.  Под цифрами ставить знаки плюс- слитное написание, минус раздельное написание.

(+) - слитное написание, союз

(-) раздельное написание, не союз

Критерии оценивания

•        0 – 1 «5»

•        2  «4»

•        3-4 «3»

•        5 и более «2»

Проверьте, как вы справились с заданием?

Ключ (слайд 12)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

_

+

_

+

_

+

+

_

+

+

Решают тест (слайд )

1. Я люблю делать то(же), что и брат.

2.Мой брат так(же) учится в музыкальной школе.

 3.Через полчаса ветер затих так(же) внезапно, как и появился.

4.Корень учения горек,за(то) плод сладок.

5.Что(бы) ещё придумать?

 6.Молчание то(же) ответ.

7Мал золотник, за(то) дорог.

8. То(же) слово, да не так бы молвить.

9.Что(бы) писать грамотно, надо знать и теорию.

10. Все очень устали, за(то) цели достигли.

Сверяют свои ответы

Выполняют самопроверку, исправляют ошибки.

Умение корректировать свои ошибки.

 (регулятивные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД).

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель::

–   организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Синквейн.

1  1.Какое открытие сделали сегодня на уроке?

2.Какие затруднения были?

3.Что получилось лучше сегодня на уроке?

4.Оцените свою деятельность на уроке.

5.Пригодятся ли полученные  знания в жизни?

(при наличии времени)

Синквейн - это стихотворение,

состоящее из 5 строк

Правила написания:

•        В первой строчке тема называется одним словом(существительное)

•        Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных)

•        Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола)

•        Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

•        Пятая строчка – это синоним (метафора) из одного слова, которое придает суть темы.

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).

11. Домашнее задание

Цель:

– организовать выполнение д/з.

упр.381. стр. 227.нужно определить часть речи и обозначить графически слитное и раздельное написание.

Записывают задание в дневник



Предварительный просмотр:

Самоанализ

урока русского языка в 7 классе

Тема урока: «Союзы и омонимичные формы» изучается 7 уроком в разделе «Служебные части речи» 

Цели урока:

Образовательные:   отличать производные союзы от омонимичной формы;

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи;

Развивающие : развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;развивать познавательный интерес к урокам путём создания проблемных ситуаций.

Формировать:

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач, быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению. (Личностные результаты); 

 умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (Регулятивные УУД);

 умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения на уроке  и следовать им; работать в паре, в группах. (Коммуникативные УУД);

Воспитательные: воспитывать коммуникативность, самостоятельность. воспитывать желание учиться и делать открытия;  воспитывать     умение слушать других.

   - самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков,  кратких записей (Познавательные УУД)

Тип урока: урок открытия нового знания

Урок построен в соответствии с ФГОС,с  использованием  информационно-коммуникативных  технологий.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока  включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели и тему урока определяли сами учащиеся, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. На этапе  «Мотивация к учебной деятельности» приветствовала учащихся и пожелала удачи и хорошего настроения. (хорошего вам настроения!)», на этапе «Выявление места и причины затруднения» - обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.  

На этапе «Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии»  использовался прием прием «Отсроченная отгадка» 1.Кто изображён на иллюстрации? (если затрудняются ответить на 1 вопрос)

2.Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

3.Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

На этом этапе уроке созданы условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял,  что он знает  и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

«Выявление места и причины затруднения»  1.Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы. На этом этапе я  создаю условия для формулировки обучающимися цели урока и постановки учебных задач. В этом случае у обучающихся  сформируется готовность и способность принимать, осмысливать, удерживать в течение работы, преобразовывать, дополнять, а также самостоятельно ставить перед собой учебные задачи. С помощью учителя учащиеся учатся определять и формулировать цель деятельности на уроке.2.Так чем же похожи хамелеоны и омонимы? Определяют тему.ставят задачи:  отличать производные союзы от омонимичной формы; отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов; правильно писать производные союзы  и омонимичные части речи.

 «Построение проекта выхода из затруднения». 

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании союзов  и омонимичных частей речи?  Как это затруднение преодолеть?

Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

Составление «Кластера» и алгоритма определения написания омонимичных слов.

– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

– Как определить часть речи внешне сходных слов? (По контексту.)

  «Реализация построенного проекта». Обучающиеся участвуют в предположении и обсуждении способов деятельности, формулируют гипотезы, планируют работу, задают вопросы учителю, осуществляют решение учебных задач, работая фронтально,  в парах, осуществляют процессуальный самоконтроль, обращаясь к учебнику, модели, консультируясь с учителем.

«Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи».Учащиеся запсывают  предложеняе со словами-хамелеонами. Определяют  их как часть речи. Графически объясните орфограмму – контакт и орфограмму – пробел.

« Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону». На этом этапе организовываю  первичное закрепление знаний, создаю условия для рефлексивной деятельности учащихся. Считаю, что возможность делать выбор по своему усмотрению становится средством положительного стимулирования деятельности; ученик ставится в условия необходимости соотносить свои интересы со своими возможностями, проводить анализ учебного материала (познавательные УУД), получает практику реальных последствий реального выбора, что является основой для формирования адекватной самооценки.

Этап «Включение в систему знаний и повторение» представлен «Экспресс - тестом» и направлен на корректировку выявленных пробелов в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы.  

«Рефлексия учебной деятельности на уроке» направлена была на: 

- развитие способностей учащихся к рефлексии;

Данный этап показал открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

В процессе обучения учились овладевать элементами знаково-символического моделирования: сами составляли модель-схему на основе полученной информации.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учащихся данного класса. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей семиклассников.

Учитель русского языка и литературы

МБОУСОШ п.Таёжный

Будина Л.Х.