Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Морфологический разбор глагола".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Мукомолова Светлана Николаевна

Урок русского языка в 6 классе общеобразовательной школы (класс компенсирующего обучения) по теме "Морфологический разбор глагола".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА

Конспект урока русского языка в 6 классе общеобразовательной школы

(класс компенсирующего обучения)

Цели:

- обобщить и закрепить знания о глаголе как части речи;

- отрабатывать навыки определения морфологических признаков глагола;

- способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания;

- развивать устную и письменную речь.

Знать: порядок морфологического разбора глагола с учетом неизвестных ранее характеристик (переходность/непереходность, возвратность, наклонение).

Уметь: правильно оформлять письменный и устный морфологический разбор.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

1.  - Мы с вами познакомились со всеми морфологическими  признаками глагола, и сегодня будем заниматься морфологическим анализом этой части речи.

     - Что такое глагол?

Сначала давайте послушаем лингвистическую сказку и вспомним некоторые признаки глагола, с которыми познакомились в этом году.

В королевстве всяческих действий правил многоликий и энергичный король ГЛАГОЛ I . И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.

Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нём в соответствии со своими взглядами и настроением.

Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить. Город, в котором он был градоначальником, жил под девизом: "Было! Есть! Будет!"

Ребята как называется город? (Изъявительное наклонение)

- Как вы думаете, почему такой девиз у этого города?

(Глаголы в изъявительном наклонении бывают в прошедшем, настоящем и будущем времени и обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить в действительности).

      - Вернёмся в сказку.

Средний сын был мечтатель, романтик и фантазёр. Жители в его городе существовали под девизом: "Если бы, да кабы!"

Вглядитесь, что происходит в городе. Здания здесь не достроены, одежда не дошита, деревья в парках и садах не досажены, картины художников не дописаны, больные не долечены, дети не доучены… Когда же жители наконец завершат свою работу?

     - Как назывался город второго брата? (Условное наклонение).

     - Что обозначает условное наклонение глагола?

(Действие возможно или желаемо при каком-либо условии).

     - И снова сказка:

Третий сын - очень уверенный в себе и своих силах, любящий приказывать и подчинять других, поучать и побуждать к действию.

Обитатели его города подчинялись девизу: "Так точно! Будет сделано!"

     - А это что за город? (Повелительное наклонение).

     - Что обозначают глаголы в повелительном наклонении? (Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить).

2. Устный синтаксический разбор предложения:

    С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна.

         - Сделайте вывод о синтаксической роли глагола.

         - Назовите грамматические признаки глаголов «не сошел» и «просится».

         - Какие из перечисленных признаков постоянные, какие – непостоянные?

         - Как вы понимаете «постоянные признаки», «непостоянные признаки»?

3. Знакомство с порядком морфологического разбора глагола. (§ 88, стр.216 учебника). Сравнить известный с 5-го класса порядок разбора с данным в образце, обратить внимание на характеристики, которых раньше не было, и их место в морфологическом разборе.

4. Упражнение № 518.

5.      – Есть известное высказывание Г.Горина: «Время изменить невозможно, значит, нужно попытаться изменить своё отношение к нему». Если перефразировать это высказывание, можно предложить другой вариант: «Если изменить ход событий невозможно, попробуйте изменить своё отношение к ним».

      - Прочитаем текст и выполним морфологический разбор выделенных глаголов.

                                                         Дождь в лесу

     Все мокли под дождём.

     У сиреневой бабочки промокли крылья, зелёный кузнечик озяб и позеленел ещё больше, а волк стал гораздо громче стучать зубами.

     И только кроту всё было нипочём: он предусмотрительно выкопал себе глубокую нору и теперь наслаждался уютом, прислушиваясь к стуку капель по крыше.

     Вдруг в лесу появились лягушки!

     Они прыгали из одной лужи в другую и радостно квакали.

     - Как хорошо! Как прекрасно! Как интересно! Как здорово!

     Лягушачье веселье оказалось так заразительно, что вскоре все обитатели леса прыгали по лужам и смеялись. А громче всех смеялся волк.

     Всем было весело. И только крот грустно прислушивался к стуку капель по крыше.

                                                                                           (По В.Хмельницкому).

  • Объективно – дождь, плохая погода, это изменить невозможно.
  1. Всем плохо, грустно, холодно (только кроту хорошо): все – один – противопоставление.
  2. Вдруг (засмеялись лягушки) – изменение отношения к событию обычно начинается с кого-то одного. (Ср.: стоит кому-то одному закричать «Пожар!», как мгновенно начнется паника.)
  3. Всем весело – кроту плохо (зеркально изменившаяся ситуация). Изменили её лягушки, хотя объективно ничего не изменилось, дождь всё ещё идёт.

6. Домашнее задание. Записать стихотворение, выполнить морфологический разбор глаголов.

                                             Есть у памяти свойство такое:

                                             После самых суровых невзгод

                                             Забывается быстро плохое,

                                             А хорошее долго живёт.

                                                                                (К.Ваншенкин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 5 класс на тему: "Наклонение глагола"

ема: Наклонение глаголаЦель: формировать навык распознавания наклонения глагола.Задачи урока через планируемые результаты:Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельнос...

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Конспект урока русского языка по теме: "Повторение знаний о глаголе"

Цель: закрепить и обобщить знания о глаголе как о части речи, о временах глагола;развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание;воспитывать любовь к языку, к художественному слову А.С. Пу...

План конспект урока русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Приводится  план-конспект урока  русского  языка...

Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"

На  уроке  отрабатывается  алгоритм синтаксического разбора сложного предложения."Изюминка"  урока - дидактический  материал  подобран из  книги В.Губарева...