План-конспект урока по русскому языку "Синтаксическая роль глагола. Составное глагольное сказуемое"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Авдеева Валентина Андреевна

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №240 г.Борзи»

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока русского языка в 6 классе

 

 

 

 

 

                                                                                    Выполнила:

Авдеева В.А., 

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №240»

 

 

 

 

 

Борзя, 2015

Класс  6

Предмет:  русский язык

Тема:  Синтаксическая роль глагола. Составное глагольное сказуемое.

Учебник:  Русский язык. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: в 3 ч. Ч. 1 / С.И. Львова, В.В.Львов. – 11-е изд., испр. – М. : Мнемозина, 2013. – 205 с. : ил.

Цель: формирование навыков определять синтаксическую роль глагола в предложении, умение находить составное глагольное сказуемое в тексте.

Задачи:

1.     Образовательные: познакомить учащихся с синтаксической ролью глагола в словосочетании и предложении. Дать понятие составного глагольного сказуемого.

2.     Развивающие: способствовать формированию навыка определения синтаксической роли глагола, употребления составного глагольного сказуемого в тексте.

3.     Воспитательные: воспитывать культуру общения с одноклассниками, работы в группах.

Тип урока:   урок освоения новых знаний

Формируемые УУД:

-познавательные:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

-личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

-регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы;

-коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Результаты:

-личностные: готовность практически использовать СГС в речи;

-метапредметные: умение самостоятельно добывать знания, овладение приемами отбора материала по теме;

-предметные: усвоение понятий по теме.

Мыслительные операции: наблюдение, сравнение, поиск выхода из ситуации.

Методы работы: частично-поисковый, практический.

Ресурсы: тетрадь, учебник, мультимедийная презентация, карточки, листы самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx600.4 КБ
Файл khod_uroka.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синтаксическая роль глагола. Составное глагольное сказуемое. Подготовила: Авдеева В.А. Учитель русского языка и литературы МО «СОШ №240 г.Борзи» 2015 год

Слайд 2

Установка на урок: Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться! Работать будем старательно, Слушать все внимательно!

Слайд 3

Интересная часть речи В русском языке живет, Кто что делает расскажет, Ч ертит , пишет, иль поет, Вышивает или пашет, И ли забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит , В се расскажет нам …

Слайд 4

ГЛАГОЛ

Слайд 5

Задание в группах: 1 группа 2 группа 3 группа 1. Я учусь в школе. 1. Учиться – всегда пригодится. 1. Все просили ее спеть. 2. Раньше мы жили в Москве. 2. Волков бояться – в лес не ходить. 2. У меня возникло желание поспать 3. Я прочитаю эту книгу. 3. Курить – здоровью вредить. 3. Я пошел прогуляться.

Слайд 6

Тема урока: Синтаксическая роль глагола.

Слайд 7

1. Я хочу рассказать вам поучительную историю . 2. Коля не могу уснуть уже вторую ночь подряд. 3. Пруд начинает блестеть на солнце. 4. Хозяин изо всех сил старался не показывать своего удивления.

Слайд 9

Минутка физической культуры

Слайд 10

Мы на месте пошагали

Слайд 11

сели

Слайд 12

встали

Слайд 13

сели

Слайд 14

встали

Слайд 15

Руки дружно все подняли

Слайд 16

И друг дугу помахали

Слайд 17

В стороны раздвинем руки

Слайд 18

На уроке не до скуки

Слайд 19

А теперь закрыли глазки, вспоминаем мамы сказки…

Слайд 20

Открываем, приседаем и работать продолжаем!

Слайд 21

Мы на месте пошагали, Сели, встали, сели, встали. Руки дружно все подняли. И друг другу помахали. В стороны раздвинем руки, На уроке не до скуки. А теперь закрыли глазки, Вспомнили мы мамы сказки. Открываем , приседаем И работать продолжаем.

Слайд 22

«ДА-НЕТ» НЕТ НЕТ ДА ДА ДА

Слайд 23

ПРИШЛО ВРЕМЯ СЕБЯ ОЦЕНИТЬ!

Слайд 25

Спасибо за урок! Вы все большие молодцы!



Предварительный просмотр:

Этап урока

Фомируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

Самоанализ

I. Постановочный блок.

1.Организация работы

2.Внешняя мотивация учащихся

3.Актуализация знаний.

4.Постановка учебной задачи

5.Формулировка темы урока.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: саморегуляция

Коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

Личностные:

самоопределениеустановление связи  между целю учения и  ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

Регулятивные:

целеполагание

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации  и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний

Включение детей в деятельность.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валентина Андреевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я надеюсь на вашу отзывчивость, и что у нас все получится!

Для начала я предлагаю прочитать вам установку на урок: (слайд 2)

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться!

Работать будем старательно,

Слушать все внимательно!

Ребята, я вам прочитаю стих, а вы должны будете угадать, о какой части речи в нем идет речь: (слайд 3)

Интересная часть речи в русском языке живет,

Кто что делает расскажет, чертит, пишет, иль поет,

Вышивает или пашет, или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит, все расскажет нам ГЛАГОЛ.

О какой части речи идет речь?

Какую роль глагол выполняет в нашей жизни?

Можно ли представить нашу речь без глаголов?

Почему?

Задает вопросы: (слайд 4)

А что такое глагол?

Что вы уже знаете о глаголе?

Делаем вывод: о чем мы сегодня будем говорить? (о глаголе)

Для того, чтобы поставить задачу урока, выполним задание. (слайд 5)

 По 1 человеку идут к доске.

Определите, каким членом предложения является глагол: (1задание)

  1. Группа.

Я учусь в школе.

Раньше мы жили в Москве.

Я прочитаю эту книгу.

  1. Группа.

Учиться – всегда пригодится.

Волков бояться – в лес не ходить.

  1. Группа.

Все просили ее спеть.

У меня возникло желание поспать.

Я пошел прогуляться.

Как вы думаете, почему я дала вам задания в группах? Каким членом предложения глагол является в первой группе? (сказуемое), во второй? (подлежащее), в третьей? (второстепенными членами)

Теперь мы можем сформулировать тему урока? Что мы будем сегодня изучать? (какими членами предложения может быть глагол). Другими словами, мы можем сказать (синтаксическая роль глагола). (слайд 6) Запишем тему урока в тетрадь. Как вы думаете, на этом синтаксическая роль глаголов заканчивается? Бывает, когда в сказуемом употребляется 2 глагола? Что это за случаи? Мы можем узнать еще что-то? А что мы будем для этого делать? (собирать дополнительную информацию)

Включаются в работу, читают установку на урок.

Угадывают, о какой части речи идет речь. Делают вывод о том, какую роль глагол играет в нашей жизни.

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему.

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

Заполняют лист самооценки.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока.

3 минуты

3 минуты

3 минуты

5 минут.

2 минуты.

II Операционно-содержательный блок.

1.Построение проекта выхода из затруднения.

2.Первичное закрепление знаний во внешней речи.

Физкультминутка

3.Самостоятельная работа с самопроверкой.

4.Включение в систему знаний и закрепление.

Познавательные:структурирование знаний,

выбор наиболее эффективных способов решения задач,

Логические: анализ объектов  с  целью выделения признаков,

Регулятивные: саморегуляция, 

контроль (сличение знаний с эталоном)

Регулятивные: составление плана действий, саморегуляция;

Познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи

Спишите предложения и выделите в них грамматические основы.

(слайд 7)

Я хочу рассказать вам поучительную историю.

Илья не могу уснуть уже вторую ночь подряд.

Пруд начинает блестеть на солнце.

Хозяин изо всех сил старался не показывать своего удивления.

Почему в этих предложениях сказуемые состоят из двух глаголов? Как вы думаете, как называются такие сказуемые? Это составные глагольные сказуемые. Почему они называются составными глагольными? Из чего они состоят? Какую особенность вы заметили в них? (слайд 8)

Проверим себя по учебнику, правильный ли вывод мы сделали о составном глагольном сказуемом.

Физкультминутку нам помогут провести тоже глаголы.

Встали. Дружно потянулись.

Все взбодрились, встрепенулись.

А теперь смотрим на картинки и повторяем. (слайд 9-20)

Мы на месте пошагали,

Сели, встали, сели, встали.

Руки дружно все подняли.

И друг другу помахали.

В стороны раздвинем руки,

На уроке не до скуки.

А теперь закрыли глазки,

Вспомнили мы мамы сказки.

Открываем, приседаем

И работать продолжаем.

Посмотрите на текст нашей физкультминутки. Какие слова помогли нам ее провести?  Попробуйте составить с глаголами, которые в ней употреблены как можно больше составных глагольных сказуемых.

Посмотрим, чья группа справилась лучше. (слайд 21)

        

 «ДА-НЕТ»

1. Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета? (нет)

2. Глагол в предложении выполняет роль только сказуемого? (нет)

3. В форме инфинитива глагол может быть подлежащим? (да)

4. В составном глагольном сказуемом употребляются слова хотеть, мочь, начинать, стараться? (да)

5. Глагол может выполнять роль любого члена предложения? (да) (слайд 22)

Выполняют работу в группах.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают по выполненным заданиям

Выполняют задания .

Проверяют по учебнику.

Выполняют упражнения физкульминутки.

Составляют предложения с заданными сказуемыми.

Отвечают на вопросы да-нет. Проверяют сами себя, заполняют листы самооценки.

7 минут

3 минуты

3 минуты

3 минуты

3 минуты

III Оценочно-рефлексивный этап

1.Рефлексия

2.Домашнее задание.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов,

Логические: выведение следствий,

Коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли,

Личностные: самоопределение,

Регулятивные:  саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;

.

Заполняем листы самооценки.

Заполните карточки:

Я узнал…

Мне понравилось…

Я вспомнил…

Теперь закройте глаза, и представьте самую большую неприятность, которая случилась с вами за время зимних каникул. Чтобы больше никогда о ней не вспоминать, прогоните эту неприятность из своей головы.

Нарисуйте свое настроение.

На дом я предлагаю вам упражнение 396 ваших учебников.

Заполняют листы самооценки, заполняют карточки, оценивают друг друга.

Записывают домашнее задание.

5 минут

2 минуты.

Оцените выполнение задания по 5 шкале

1 задание

2 задание

3 задание

Продолжите предложения

Я узнал…

Мне понравилось…

Я вспомнил…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока с использованием ЭОР по теме "Составное глагольное сказуемое"

Урок русского языка в 8 классе .Основной метод, используемый на уроке, - проблемное изложение изучаемого материала. На уроке представлены  материалы из единой коллекции цифровых образовател...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

Задание № 8 ОГЭ по русскому языку. Способы выражения составного глагольного сказуемого

Основные способы выражения составного глагольного сказуемого, примеры....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Составное глагольное сказуемое"

Урок разработан с использованием ИКТ с целью формирования функциональной грамотности обучающихся....

Технологическая карта урока в 8 классе по русскому языку по теме "Составное глагольное сказуемое"

Урок разработан с использованием ИКТ с целью формирования функциональной грамотности обучающихся....