Программа элективного курса " Нормы современного русского литературного языка".
элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему

 

Аннотация

В данном курсе рассказывается о современных нормах русского литературного языка (орфоэпических, морфологически, синтаксических, стилистических, лексических). Особое внимание обращается на отступление от нормы, объясняется их природа, выясняются закономерности в развитии нормы. Анализ подтверждается примерами из современной речи и практикой современной лексикографии.

Курс будет способствовать овладению учащимися понятием культура речевого общения, основными нормами русского литературного языка, поможет выпускникам 9,11 классов при подготовке к сдаче ЕГЭ, ГИА по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa.docx38.86 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

« Нормы современного русского литературного языка»

для 9- 11 классов.

Содержание        стр.

  1. .Рецензия………………………………………………………………………..3
  2. .Аннотация………………………………………………………………………4
  3. .Пояснительная записка……………………………………………………….5

4.Содержание программы……………………………………………………...6

5.Учебно-тематический план………………………………………………….7

6. Приложение………………………………………………………………… 8

7.Список литературы………………………………………………………….27

Аннотация

В данном курсе рассказывается о современных нормах русского литературного языка (орфоэпических, морфологически, синтаксических, стилистических, лексических). Особое внимание обращается на отступление от нормы, объясняется их природа, выясняются закономерности в развитии нормы. Анализ подтверждается примерами из современной речи и практикой современной лексикографии.

Курс будет способствовать овладению учащимися понятием культура речевого общения, основными нормами русского литературного языка, поможет выпускникам 9,11 классов при подготовке к сдаче ЕГЭ, ГИА по русскому языку.

Программа элективного курса «Нормы современного русского литературного языка». (16  часов)

Пояснительная записка.

Программа курса «Нормы современного русского литературного языка» рассчитана на учащихся 9,10,11-х классов.

Цель программы:

  • повысить интерес к гуманитарному образованию;
  • углубить представления о русском языке, его возможностях;
  • познакомить учащихся с приемами построения высказываний;
  • расширить кругозор учащихся;
  • помочь овладеть основными нормами русского литературного языка;
  • помочь приобрести навыки, необходимые для бытового и делового общения.

Задачи:

  • овладеть нормами литературного языка, навыками использования в речи синтаксических, орфоэпических и лексических норм языка;
  • закрепить навыки работы с различными видами словарей, дополнительной литературой;
  • доказать, что литературный язык-показатель культуры человека;
  • выработать умение оценивать языковые явления с точки зрения нормативности;
  • выработать умение осуществлять речевой самоконтроль.

В качестве обучающих пособий предложены не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правильной культурной речи, но и книги по занимательной

лингвистике, стилистике, пунктуации,орфоэпии,словообразованию.(Львов С.И.Этимология на службе орфографии,-М.,1986г; Успенский Л.В. Слово о словах. -М., 1984г.; Ожегов СИ. Лексикология. Культура речи. - М.,1974г.; Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.,1972г.; Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Занимательная стилистика. - М., 1988г.; Горбачевич К.С, Нормы современного русского языка.- М., 1999г. Программа углубленного характера. На занятиях предпочтительны формы работы , расширяющие классно-урочную систему : игра, тестирование, зачет, семинар, презентация, соревнование. Прогнозируемый результат. Программа будет способствовать:

1 .Успешной сдаче ЕГЭ, ГИА по русскому языку.

2.Овладению орфоэпическими, морфологическими, синтаксическими, лексическими нормами литературного общения.

3.Умению выражать свои мысли связно, логично, образно.

4.Воспитанию культуры речи и бережному отношению к русскому языку.

Содержание программы. (16 часов)

Тема 1 .Русский литературный язык в наше время.

Тема 2.Природа норм литературного языка.

Тема З.Лексические нормы. Нормы словоупотребления.

Тема_4.Лексические неологизмы. Полезные и вредные заимствования.

Тема 5,Основные виды лексических ошибок.

Тема 6.Орфоэпические нормы. Нормы ударения. Особенности ударения в русском языке.

Тема 7.Нормы произношения. Виды произношений. Устранение диалектного произношения.

Тема 8.Морфологические нормы. Причины вариантности в формах слов.

Тема 9.Виды грамматических (морфологических) ошибок.

Тема 10.Синтаксические нормы. Виды синтаксических ошибок.

Тема 11.Вариантность в форме управления. Трудные случаи управления.

Тема 12.Вариантность в форме согласования.

Тема 13.Колебания в употреблении предлогов.

Тема 14.Стили речи. Стилистические нормы.

Тема 15.Основные типы стилистических ошибок.

Тема 16. Урок-зачет по теме «Нормы современного русского литературного языка».

                                         Учебно-тематический план.(16 ч.)

Мой верный друг, мой друг коварный, мой царь, мой раб - родной язык!

В. Брюсов.

Содержание

Часы

Цели и задачи

Виды деятельности

Умение и навыки

1.

Русский литературный язык в наше время.

1

Понятие литературного языка.

Дискуссия по поводу высказываний о русском языке

Умение подбирать аргументы для обоснования своей точки зрения

2.

Природа норм литературного языка.

1

Дать понятие языковой литературной нормы.

Работа с орфоэпическим словарем, выразительное чтение художественных текстов

Навыки работы с

орфоэпическим

словарем

3.

Лексические нормы. Нормы словоупотребления.

1

Дать понятие смысловой точности слова и многозначности русского языка.

Работа над текстовыми синонимами

Умение соблюдать

нормы

словоупотребления

4.

Нормы слова в оценке современников. Лексические неологизмы. Полезные и вредные заимствования.

1

Дать понятие подлинной и мнимой тавтологии.

Различие омонимов, паронимов. Совершенствование навыков редактирования написанного

Требование смысловой точности слова

5.

Основные типы лексических ошибок.

1

Познакомить с видами лексических ошибок.

Работа над устранением лексических ошибок в сочинениях учащихся

Умение соблюдать лексические нормы

6.

Орфоэпические нормы. Особенности ударения в русском языке.

1

Познакомить с особенностями ударения в русском языке, с функциями ударения.

Работа с орфоэпическим словарем, игра «Телеведущий»

Навык работы с орфоэпическим словарем

7.

Нормы произношения. Виды произношений. Устранение диалектного произношения.

1

Дать понятие норм русского литературного произношения.

Работа с орфоэпическим словарем, выразительное чтение художественных текстов

Выработка умения соблюдение орфоэпических норм

8.

Морфологические нормы. Причины вариантности в формах слова.

1

Дать понятие

морфологической нормы, ее вариантности.

Игра «Корректор», работа с частотно-стилистическим словарем

Навык редактирования предложений по устранению морфологических ошибок

9.

Виды грамматических (морфологических) ошибок.

1

Знакомство с видами морфологических ошибок.

Составление текста-описания, рассуждения с употреблением заданных слов

Умение

классифицировать морфологические ошибки

10.

Синтаксические нормы. Типы синтаксических ошибок.

1

Дать понятие синтаксической нормы.

Составлять высказывание на научную тему на основе изучаемого материала

Умение анализировать типичные ошибки в тексте

11.

Вариантность в форме управления. Трудные случаи управления.

1

Знакомство с трудными случаями управления, с нарушением норм управления.

Редактирование сочинений учащихся

Совершенствование навыков редактирования написанного

12.

Вариантность в форме согласования.

1

Дать понятие нарушения норм согласования.

Составление таблицы, работа с текстом

Умение устранять ошибки при согласовании

13.

Колебание в употреблении предлогов.

1

Познакомить с изменением функции и сферой применения предлогов.

Составление диалогов, работа с текстами периодической печати

Умение различать смысл при выборе падежа, предлога

14.

Стили речи. Стилистические нормы.

1

Дать понятие стилистической нормы.

Работа с частотно-стилистическим словарем, с художественными

Умение

классифицировать типы стилистических оиш forte

текстами

ошибок.

15.

Основные типы стилистических ошибок.

1

Знакомство с типами стилистических ошибок.

Дискуссия по вопросу жаргонного и сленгового словоупотребления, работа с текстом

Умение устранять стилистические ошибки

16.

Урок-зачет по теме «Нормы русского литературного языка»

1

Проверка умений и навыков по данной теме.

Тест, контрольные задания

Применение умений и навыков на практике

Урок - практикум. «Речевая, гимнастика».

Цели:

  1. познакомить с различными видами упражнений по речевой гимнастике;
  1. помочь учащимся овладеть красивой речью.

Ход занятия:

I Слово учителя. Один учащийся регулярно занимался речевой гимнастикой и сочинил ей такую рекламу:

«Если вы хотите, что бы о вас говорили: «Вот молодец! Как выступает! Нам бы так!»;

если вы хотите, чтобы после первого собеседования, первого экзамена, первого знакомства вас пригласили на работу в самую престижную фирму, приняли в вуз;

если вы хотите, чтобы самая красивая девушка или самый привлекательный юноша с восхищением смотрели на вас, когда вы что-либо рассказываете, -регулярно занимайтесь речевой гимнастикой!»

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ.

Первый комплекс упражнений по развитию речемыслительных способностей выполняется ежедневно в течение месяца. Затем следует второй комплекс. Отдельные упражнения первого комплекса можно выполнять и дальше.

Упражнение 1.

Закончите четыре предложения (три варианта к каждому):

  1. Настя захлопала в ладоши и закричала... Анатолий покачал головой, повторяя... Вика сказала, подняв указательный палец... Почесав в затылке, он произнёс...
  2. На последнем уроке истории,.. Весной каждый человек... Если вы знаете...

Не надо считать... Продолжайте выполнять упражнение (количество предложений можно увеличивать), используя текст газет, художественной литературы, учебников

! Не забывайте делать это ежедневно в течение месяца.

Упражнение 2.

Необходимо развить мысль, которая начинается словами, приведёнными ниже. Дано десять вариантов, по одному на каждый день. Когда все они будут исчерпаны, следует возвратиться к первому и сочинять новые версии. Старайтесь, чтобы текст, который вы сочиняете, с каждым разом был длиннее. Выполнять ежедневно целый месяц!

  1. Предполагают, что в двухтысячном году...
  2. Сегодня трудно поверить, что было время, когда...
  3. Известно ли вам, что...
  4. Однажды, в зимний, холодный вечер...
  5. При перелёте из России в Англию...
  6. Если каждый день, несмотря на погоду...
  7. Вы, конечно, помните, что произошло...
  8. Книга - источник знаний, но...
  9. Никто не знает, когда...

10.Сегодня я расскажу, что случилось...

Упражнение 3.

Прочитайте текст и своими словами, но близко к оригиналу перескажите его содержание. На следующий день читаете и пересказываете второй текст. Когда прочитаете последний текст, вернитесь к первому и продолжайте упражнение в том же порядке.

  1. Известно ли вам, почему красивый осенний цветок, имеющий разнообразную окраску, от снежно-белого до иссиня-чёрной, назвали гладиолусом? Слово гладиолус греческое, и для нас оно не мотивировано, т. е. непонятно, почему цветок так назван. Есть у цветка и народное название - шпажник. Теперь догадываетесь, почему он получил такое имя? Да, листья у него длинные, узкие, торчат, как острые шпаги. Мы легко угадали происхождение этого названия, потому что оно русское, производное. И неважно в данном случае, что корень иностранный. Слово шпага было заимствовано в 17 веке через посредство польского языка из итальянского, а восходит к греческому spathe в значении «бедро», «меч».
  2. Через лесное оконце открылась поляна в лесу, посередине её две берёзы, под берёзами - пень, и рядом с пнём в зелёном брусничнике красная сыроежка, такая огромная, каких в жизни своей я ещё никогда не видел. Она была такая старая, что каря её, как это бывает только у сыроежек, завернулись вверх.

И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, притом наполненная водой.

вдруг вижу - слетает с берёзы серая птичка, садится на край сыроежки и носиком - тюк! — в воду. И головку вверх, чтобы капля в горло прошла.

Разумеется, если на бумаге больше ничего не написано.

(Ф. Кривин. Восклицание.)

2. Слово ГОВОРЯТ как-то выделяется в предложении. Другие слова не имеют ни одной запятой, а ему положены целых две. И каждому понятно, что это - вполне заслуженно.

Слово ГОВОРЯТ издавна славится своими познаниями. О чём его ни спроси - всё ему известно, оно охотно отвечает на любые вопросы. Вас интересует, какая завтра погода? Спросите у слова ГОВОРЯТ, оно вам ответит и определённо:

-        Говорят, будет дождь.

Хотите знать, хороша ли вышедшая на экран кинокартина? И здесь к вашим услугам это замечательное слово:

-        Ничего, говорят, смотреть можно.

Всё знает слово ГОВОРЯТ, хотя само не является даже членом предложения. Неизвестно, почему его до сих пор не принимают. Может быть, потому, что главные места заняты Подлежащим и Сказуемым, а предлагать такому слову какое-нибудь второстепенное место просто неудобно. Но и, не являясь членом предложения, слово ГОВОРЯТ, как вы уже убедились, прекрасно справляется со своими обязанностями. Правда, частенько оно ошибается, иногда любит приврать, но его за это не осуждают: ведь он всего-навсего вводное слово!

(Ф. Кривин. Вводное слово.)

Упражнение 2.

Прочитайте текст. Разделите его на смысловые части. Выделите в каждой ключевые слова и выпишите их. Перескажите текст, пользуясь ключевыми словами.

Когда все тексты будут использованы, вернитесь к первому (затем к следующему) и, пользуясь только ключевыми словами, вновь перескажите его содержание. В дальнейшем это упражнение выполняйте, используя любой текст. 1. Есть такая категория покупателей, которые обращаются к продавцу не по делу, а только чтобы утолить жажду власти, пусть даже мгновенной, над ним: «А покажите-ка мне то, покажите-ка это». Иногда даже одну и ту же вещь заставляют показывать по нескольку раз. Продавец должен тут же понять эту «игру». Конечно, нельзя идти на прямую конфронтацию. Но нужно сразу дать почувствовать такому покупателю, что его «игра» разгадана. Иногда достаточно посмотреть на такого человека с интересом, словно изучая его, и он отойдёт. Иному же приходится сказать что-нибудь вроде: «Может быть, вам принести сразу пять-шесть вещей? Ведь жаль ваше время!» Лёгкая ирония быстро заставит его стушеваться и оставить некрасивую игру.

2. Одним из самых продуктивных писателей, когда-либо живших на свете, был испанец Лопе де Вега. Сочинять стихи он начал с пяти лет, когда не умел ещё читать и писать. Стихи свои он диктовал сверстникам, постигшим уже секреты письма, и брал с них за это фрукты, сладости, игрушки. Детские эти стихи, конечно, не дошли до потомства, история литературы знает лишь зрелые произведения Лопе де Вега. Достоинства их нет нужды здесь доказывать: пьесы Лопе де Вега сами говорят за себя, и не просто говорят, а кричат. Всего перу его принадлежит тысяча восемьсот пьес. Все они написаны в стихах; по подсчётам одного учёного, у которого, вероятно, было свободного времени, это 21 316 000 строк! Трудно даже представить, с какой быстротой он набрасывал на бумагу свои стихи. Ни над одной из пьес он не работал более трёх дней; а очень многие начинал и заканчивал за двадцать четыре часа. Актёры же буквально стояли у него за спиной;(не) не успевал песок высохнуть на рукописи, как они выхватывали листы и бежали с ними в театр. Правда, по собственному признанию писателя, в такие часы он уносил Плавта и Теренция в другую комнату и запирал их в какой-нибудь шкаф. Ему было стыдно смотреть им в глаза. Соответственно  были у него и доходы. Точных сведений о них у нас нет; известно лишь, что литературная работа принесла ему 105 000 золотых. То есть, по тогдашним понятиям он был мультимиллионером.

Упражнение 3.

Дайте свои варианты (не менее трёх) каждого приведённого предложения, сохраняя их основной смысл. Каждый день используйте одно предложение. Когда все они будут исчерпаны, вернитесь к первому и всё повторите. Затем для упражнения можно брать любое предложение из книг, газет.

Образец: (Ваша точка зрения представляется спорной. (Варианты: (Вряд ли можно согласиться с вашей точкой зрения; (Ваша точка зрения вызывает сомнение; (Ваш взгляд на обсуждаемый вопрос не представляется убедительным.

  1. Я стараюсь приобрести уверенность в себе, спокойствие и способность мыслить, выступая перед аудиторией.
  2. По правилам хорошего тона, если встречаются мужчина и женщина, то мужчина должен выждать, когда женщина протянет для пожатия руку.
  3. Жизнь современного человека настолько сложна, полна напряжений, неожиданностей ,успехов и неудач, что всё это часто приводит к физическим

и психологическим перегрузкам, стрессу.

  1. Удачное разрешение конфликта, возникшего между учащимися, может часто явиться источником повышения эффективности работы данного класса.
  2. Месяц, появившийся после новолуния, недолго виден на небе, поэтому о человеке, внезапно исчезнувшем, говорят: Пропал как молодой месяц:
  1. Уровень благосостояния - степень обеспеченности граждан страны товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для комфортного и безопасного существования.
  1. Соблюдение всеми участниками олимпиады общепризнанных правил «честной игры» помогает судьям с большей объективностью определить победителей.
  2. В XX веке, особенно во второй его половине, в связи с бурным развитием науки и техники, средств массовой коммуникации и информации возрастает интерес к риторике.
  3. Один из крупнейших парков Брюсселя привлекает посетителей удивительной чистотой, а всё потому, что урны здесь заменены куклами, смешными толстяками, у которых постоянно открыт рот, а когда им в рот бросают мусор, они громко благодарят: «Большое спасибо»,

10.        Нет такой страны, которая не могла бы найти своего места на мировом
рынке, используя то, чем она богата и в чём у неё относительное превос-
ходство.

            Список литературы.

1)Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии. М.Л988 г.

2)Горбачевич К.С. Нормы современного литературного языка. М. 3)Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. М.,1995 г.

4)Клыкова В.Н. Краткий словарь синонимов русского языка. М.,1961 г.

5)Колесов В.В.История русского ударения. М., «Просвещение», 1998 г.

«Просвещение». 1999 г.

6)Ожегов С.И.Словарь русского языка. Любое издание после девятого.

7)Ожегов СИ. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М.. 1974 г.

8) Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М. Д984 г.

9)Розенталь Д.Э., Теленкова М.А.Словарь - справочник лингвистических терминов. М.Д971 г.

10)Розенталь Д. Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. М., 1988 г.

11)Скворцова Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски. М.,1983 г.

12)Скворцов Л.И.Экономия слова. Поговорим о культуре русской речи. М., 1996г.

13)Львов СИ. Этимология на службе орфографии. М., 1984 г.

14)Штанова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л., «Просвещение» 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ.Грамматические нормы современного русского литературного языка. Решаем А4

Разработка урока русского языка  в 11 классе по теме "Грамматические нормы современного русского языка. Готовимся к ЕГЭ. Решаем А4"...

Тема: «Фразеологизмы: их значение и употребление в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фразеологические единицы и их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  ПО   ДИСЦИПЛИНЕ  «РУССКИЙ  ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»для студентов  2 курса  специальности 060501 «Сестринское дело»Тема: «Фразе...

Урок русского языка "Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка"

Цели: -формирование навыков правильной речи, непринужденного общения, навыка работы со словарём;-развитие связной речи обучающихся;-закрепление понятий «точность», «уместность»;-формирование этических...

Лабораторная работа "Культура речи и нормы современного русского литературного языка".

Совершенствовать у учащихся правильную речь, помочь осмыслить связь культуры речи и языковой формы на основе развития таких аналитических умений, как сравнение, сопоставление, анализ, выводы....

Подготовка к ЕГЭ. Стилистика. Нормы современного русского литературного языка

Подготовка к ЕГЭ. Стилистика. Нормы современного русского литературного языка....