Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Зацепина Галина Николаевна

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнению задания 1.6. в ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Даниловская СОШ»

Конспект урока

русского языка в 11 классе

по теме «Синонимика простых предложений

с обособленными определениями,

 выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений

в сложноподчинённых предложениях».

Учитель – Зацепина Галина Николаевна

2015


Цель урока:  создать условия для отработки на практике умения перестраивать придаточные определительные предложения в сложноподчинённых предложениях  в  обособленные определения, выраженные причастными оборотами в простых предложениях. (Слайд 2.)

Задачи урока:

Образовательные: подготовиться к выполнению задания 1.6. «Синтаксическая синонимия» в ЕГЭ.

Развивающие: развивать умение вести исследовательскую работу, учить делать логические выводы.

Воспитательные: воспитывать культуру труда и общения у учащихся во время работы в парах и в группе.

Тип урока: урок-практикум с элементами исследовательской работы.

Оборудование урока: 

  1. Мегафон-модем, Интернет.
  2. Ноутбук, экран
  3. Оптимальный банк заданий  для подготовки к ЕГЭ. Единый государственный экзамен 2015. Русский язык. Учебное пособие/ 15» С.В.Драбкина, Д.И.Субботин.- Москва: Интеллект-Центр, 2015.
  4.  Презентация  к уроку по теме «Синонимика простых предложений
    с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях».
  5. Интернет-Сайт: ege.yandex.ru›Русский язык

        Ход урока.

  1. Организационный  момент.  (Знакомство с темой урока). (Слайд 1)

Слово учителя: Я надеюсь, что на уроке  у нас будет царить взаимоподдержка,  взаимовыручка, готовность прийти друг другу на помощь. Пожелаем друг другу успеха!

Формулировка цели  урока.

- Как вы думаете, какова основная цель урока?

  1. Проверка домашнего задания. (Слайд №4)
  1. Проверка знания теории.

 – Как вы понимаете название темы урока?

 - Прочитать практическое задание 1.6. в в заданиях для ЕГЭ, основанное на теме урока, к тексту №2 на с.283.

- Какой алгоритм выполнения данного задания мы вывели на прошлом уроке для облегчения процесса выполнения задания?

- Продемонстрируйте  ваши мыслительные операции при выполнении 1.6. заданий №2

(Презентация ученицы)

  1. Практикум по отработке умения выполнять задание 1.6. (Слайд №7)

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1. Коллективное устное выполнение задания №1, с.53 с применением алгоритма

(Слайд №8)

1.  Редки счастливые мгновения, которые позволяют нам снова почувствовать себя детьми.

2. Тут на книжных полках собраны редкие, очень нужные книги, за которыми писатель просиживал часами при тусклом свете оконца в крыше.

3. Клеточные поверхности, которые отделяют клетку от внешней среды, состоят из водонерастворимых соединений.

4. Скупо и медленно пробивался свет сквозь сплошную тучу, которая окутала небо над морем.

  1. Физкультминутка (под музыку).

2. Исследовательская работа в группах. (Слайд №9) (Под музыку).
(Руководители групп – Юля и Таня)

Выполните задание №2.

   1. Найдите в нём предложение, в котором нельзя применить известный алгоритм при замене придаточной части СПП обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

2. Выведите ещё один пункт алгоритма.

(Задание №2 на следующем слайде).

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1. В 1800-е годы Репин со'зда'л ряд картин, которые были посвящены злободневной теме – судьбе революционера-народника.

2. Стекло две'ри, которая ведёт на веранду, было мокрым от дождя.

3. На выставке «Союза молодёжи», которая открылась в ноябре 1913 года в Петербурге, Малевич объединил свои работы в две группы: «Заумный реализм» и «Кубофутуристический реализм».

4. Основа реалистического творчества Достоевского – мир человеческих страданий, в изображении которых он не знает себе равных.

Итог исследовательской работы – (Слайд №11)

новый пункт алгоритма:

Придаточное предложение нельзя заменить обособленным определением, если

5. Если придаточное определительное предложение начинается не со слова «КОТОРЫЙ».

Новый алгоритм выполнения задания 1.6. (Слайд №12)

Придаточное предложение нельзя заменить обособленным определением, если

1. союзное слово КОТОРЫЙ выступает с предлогом;

2. в придаточном предложении сказуемое – глагол в будущем времени;

3. в придаточном предложении сказуемое – глагол в форме условного наклонения (с БЫ);

  1. в главной части СПП есть указательное местоимение при слове, от которого задаём вопрос к придаточной части

5.  Если придаточное определительное предложение начинается не со слова «КОТОРЫЙ».

 3. Работа в парах. Дифференцированное задание.  (Слайд №13)

Прокомментируйте методику выполнения задания, применив алгоритм.

1 пара – задание №3 с.53-54

2 пара – задание №4 с.54

3 пара – задание №5 с.54

4 пара – оценивает работу 1, 2 и 3 пары, исправляют ошибки  

4. Самостоятельная работа (Слайд №14)

  • Задание 1.6.  №6 и №7 на с.54 в пособии – всем.
  • Сильной паре – задание 1.6. в Интернете.
  1. Рефлексия. (15 слайд)

1. Чему научились сегодня на уроке?

2. В каких предложениях придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

3. Поставьте себе оценку за работу на уроке. Прокомментируйте её.

  1. Домашнее задание

1. Задание № 8 – 10 в пособии «ЕГЭ. Русский язык. 14» нас.65.– письменно, не переписывая исходные предложения.

2. Индивидуальное задание Савину С. и  Голяковой И.: создать презентацию.

3. Интернет-Сайт: ege.yandex.ru›Русский язык  Задание 1.6. – всему классу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения.Обособленное определение""

Конспект урока  русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения. Обособленное определение"(1-ый урок)...

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложения.

Урок разработан для учащихся 9 класса с использованием с современных образовательных технологий: дифференцированных, информационно-коммуникационных, тренинговых, здоровьесберегающих....

урок русского языка в 7 классе по теме: "Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов."

Урок поможет сформировать умение отличать причастные обороты от деепричастных оборотов....

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными причины , следствия, условия»

Конспект урока русского языка в 9 классе  на тему «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными причины , следствия, условия»...

Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"

Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....