Подготовка к ЕГЭ. Повторение художественно-изобразительных средств и стилистических фигур речи.Повторение пунктуации в СПП.
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) на тему

Гладышева Елена Васильевна

Повторение и обобщение знаний учащихся о художественно-изобразительных средствах и стилистических фигурах речи; подготовка к выполнению задания №24 ЕГЭ по русскому языку; развитие ключевых компетенций, логического мышления, навыков определения тропов и стилистических фигур в тексте; воспитание уверенности в своих знаниях; повторение основных сведений о группах СПП; повторение пунктуации в СПП; воспитание  любви к русскому языку, стремление к совершенствованию   своей речевой практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ

Пунктуация в СПП.

     Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели и задачи:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о художественно-изобразительных средствах и стилистических фигурах речи; подготовка к выполнению задания В8(24);

2) развитие ключевых компетенций, логического мышления, навыков определения тропов и стилистических фигур в тексте;

3) воспитание уверенности в своих знаниях;

     4) повторение основных сведений о группах СПП;

     5) повторение пунктуации в СПП;

     7) воспитание  любви к русскому языку, стремление к совершенствованию   своей речевой практики.

Вид деятельности: коллективная, групповая, самостоятельная.

Список используемого программного обеспечения: компьютер, видеопроектор и экран.

Ход урока:

I. Орг. момент.

Приветствие учащихся.

Организация рабочей обстановки.

Психологический настрой.

-------------------------------------------------------------------------------------

II. Актуализация прежних знаний.

Повторение тропов, синтаксических и лексических фигур речи.

Вопросно-ответная форма.

  • Эпитет
  • Метафора
  • Оксюморон
  • Сравнение
  • Олицетворение
  • Метонимия
  • Гипербола

  • Литота
  • Анафора
  • Эпифора
  • Парцелляция
  • Инверсия
  • Параллелизм
  • Антитеза

- Чем отличаются тропы от синтаксических фигур?

1. Тест по заданию №24 (презентация (Слайд 1-11) с дальнейшей самопроверкой

--------------выставление оценок (слайд 12, 13)----------------------------------------------------------------------

II. Повторение.

 (Слайд 14 )

Работа над эпиграфом урока: «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ – ЭТО  НОТНЫЕ ЗНАКИ. ОНИ ТВЁРДО ДЕРЖАТ ТЕКСТ И НЕ ДАЮТ ЕМУ РАССЫПАТЬСЯ».

                                                                                                           (К.Г. Паустовский)

        ?  Запятая — это исконно русское по происхождению слово является страдательным причастием от глагола запять — «задержать». Опираясь на знание исторических фонетических чередований, можно найти исторически родственные слова: запонка, запинаться, (знаки) препинания.

Значит, запятая — это то, что позволяет передать задержку, «запинку» в речи.

- Какой раздел науки о языке изучает правильную постановку знаков препинания?  (Пунктуация.)

- Цель нашего урока – повторить пунктуация в сложном предложении. Напомните правила постановки запятой в СПП. В этом помогут схемы. (Слайд 15)

Пунктуация сложноподчинённого предложения

 (когда…)1, […]2.

[…, (когда…)2, …]

[…]1, чтобы (…)2.

 […]1, (что…)2 и (как …)3.

 […], (что…(если …), то …).

[…]1, (что…), и (что…), и (что…).

[…], и (хотя …), но [ …].

Под диктовку-

Найдите главную и придаточную части во всех предложениях. Составьте схемы предложений.

(Слайд 16, промежуточный)

1) И я хочу, чтоб все мои мечты, дошедшие до слова и до света, нашли себе желанные черты.

[- =] , ( чтоб - ,  /~~~~/, =).

2) В тот день мы завтракали втроём (1) и (2) когда подали вишневый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.

[ - =] , и , (когда = ), [ - =], (что - =).

3) У Алёшки было необычайно развито воображение (1) и (2) если  мы вместе читали одну и ту же книгу (3 )то он всегда очень живо представлял себе описываемые события.

     [= -] , и (если - = ), [то  - = ].

III. Проверочная работа с объяснением. (Слайд 17- 18)

- Разобрать, схема в тетради и на доске, объяснение.

IV. Домашнее задание:  выполнить задание $ 21зел. кн., вар. 1-3 со схемами. (Слайд19)

V. Обобщение и итоги урока

Рефлексия. (Слайд 20)

  • я выполнял задания на…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я смело возьмусь за решение задания по …
  • своей работой на уроке я …

1’

 2’

8’

1’

1’

5’

3’

3’

3’

15’

1’

2’


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Лексические средства связи. Стилистические фигуры"

Данная презентация поможет выпускникам различать тропы и стилистические фигуры....

Средства художественной выразительности и стилистические фигуры

Предлагаю скомпанованный материал по теме "Средства художественной выразительности и стилистические фигуры", включающий обзор теории (терминологии) и задания, которые направлены на формирова...

Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы

Презентации по теме "Средства выразительности в языке"...

Справочник для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы. Стилистические фигуры

Справочник "Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы. Стилистические фигуры" помогут Вам при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ,  также при анализе лирического произведения и комплексном а...

Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса. Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса.

Цель: показать роль стилистических фигур в текстах художественного стиля;Формировать навыки культуры речи; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ; совершенствовать умение различат...

Открытый урок по русскому языку в 11Б классе на тему:"Работа с текстом. Отличие художественно-изобразительных средств языка от фигур речи."

Подготовка к ЕГЭ. Умение работать с текстом. Определять проблему и авторскую позицию. Овладеть навыками написания сочинения....