Урок русского языка в 6 классе "Мягкий знак на конце и в середине числительных"
проект по русскому языку (9 класс)

На уроке использованы современные образовательные технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по  русскому  языку   в 6 классе.

Тема урока: «Мягкий знак на конце и в середине числительных».

Тип урока: Открытия  новых знаний.

Цель:

    - познакомить учащихся с орфографическим правилом «Мягкий знак на конце и в середине

      числительных»;

    - научиться применять  правила  при написании числительных. 

Задачи:

       образовательная  - познакомить учащихся с написанием мягкого знака  в  числительных.

       развивающая       -   формировать умение грамотно и правильно писать числительные;

                                       -   развивать мыслительную деятельность ,  культуру речи.

       воспитательная –    через ознакомление с новыми сведениями о числительном воспитывать

                                            интерес к родному языку.  

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование:  карточки , индивидуальные листы- тесты, таблица,  мультимедийное оборудование.

Технологии:  проблемное обучение,  игровая технология, технология саморазвивающего обучения,  компьютерная.

Ход урока:

I.Организационный момент.      Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. О какой части речи мы говорили на предыдущих уроках?

  2. Послушайте отрывок из литературного текста.  Выпишите  имена  числительные (можно

      цифрами).

  3. Проанализируйте выписанное и охарактеризуйте  имя числительное как часть речи.

 «Четвертая планета принадлежала деловому человеку. Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.

- Добрый день, - сказал ему Маленький принц.

- 3 да 2 – 5. 5 да 7 – 12. 12 да 3 – 15. Добрый день. 15 да 7 – 22. 22 да 6 - 28. Некогда чиркнуть спичкой. 26 да 5 – 31. Уф! Итого, стало быть, 501 622 731.

- 500000000 чего?

- А? Ты еще здесь? 500000000... Уж не знаю чего... У меня столько работы. Я человек серьезный, мне не до болтовни! 2 да 5 – 7.

- 500000000 чего? – повторил Маленький принц: спросив о чем-нибудь, он не успокаивался, пока не получал ответа.

Деловой человек поднял голову.

- Уже 54 года я живу на этой планете, и за все время мне помешали только 3 раза. В первый раз, 22 года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я сделал 4 ошибки в сложении. Во второй раз, 11 лет тому назад. У меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. 3 раз... вот он! Итак, стало быть, 500000000....

- 500000000 чего?

Деловой человек понял, что нужно ответить, а то не будет покоя.

- 500000000 этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.

- Это что же, мухи?

- Да нет же, такие блестящие, маленькие.

- Пчелы?

- Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.

- А, звезды?

- Вот-вот. Звезды.

- 500000000 звезд? И что же ты с ними делаешь?

- 501622731. Я человек серьезный. Я люблю точность.

- Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?

- Что делаю?

- Да.

- Ничего не делаю. Я ими владею.»

 

Отрывок какого литературного произведения я прочитала? А. де Сент –Экзюпери «Маленький принц».

Какие имена числительные выписали?

Охарактеризуйте морфологические признаки этой части речи.

Запишите предложения:

3 да 2 – 5. 5 да 7 – 12. 12 да 3 – 15. Определите синтаксическую роль числительных.

Часто ли мы используем числительные в речи?

Вопрос  по развитию речи. Повторение раздела «Фразеология».

Послушайте пример употребления числительных в речи.

Все как один,  в один голос,    одной веревкой связаны, стричь под одну гребенку,

в один присест,  один как перст,  как дважды два,  как две капли воды, убить двух зайцев,  с три короба,  в трёх соснах,  в четырёх стенах,   на все четыре стороны,  как свои пять пальцев,   семь пятниц на неделе,   семь потов сошло, семи пядей во лбу,   семь шкур спускать,   в десятку т. д.

Как называются такие словосочетания?   Фразеологизмы.

В каком стиле речи употребляются чаще?  В художественном ( в речи героев), в разговорном.

Запишите слова : Десятка, сотня, тысяча, миллион, миллиард

Для чего необходимо знать  правильное написание имен числительных?  

Где нам может это пригодиться?                      Учащиеся делаю вывод.

II. Объяснение нового материала

  1. Создание проблемной ситуации   

Для формулирования темы и целей сегодняшнего урока, вам необходимо

провести небольшое исследование.

2. Следующий этап урока называется «Один в поле не воин».

Сильные ученики работают в паре.  Ответить на вопрос  задания.

Какие  орфограммы мы повторили при выполнении задания. Сформулировать правила.

   Тестовое задание.  

а) трост…, восем…,  двадцат…

б) булоч…ная, смен…щик, печ…ник

в) мел…кнут, стекол…щик, мен…ше

г) сем…десят,  восем…десят,  камен…щик

В  словах  какого  ряда  не  пишется  мягкий знак и почему?     б

Укажите ряд, где пишется мягкий знак в середине слова.          в

Выполнение упр. № 352  поможет вспомнить нам  функцию  ь (смягчение согласного) ( Для слабых учеников)

 Какие  орфограммы мы повторили при выполнении задания. Сформулировать правила.

  1.Употребление и неупотребление   ь  для обозначения мягкости согласных.

  2. Правописание сочетаний чн, нщ, нч   и   др.  без мягкого знака.

О роли  мягкого знака  мы говорили  при изучении разных орфограмм. Его функция – Смягчение  предшествующего согласного.  Это  особенности русской орфоэпии.

 

Вопрос на повторение  «Фонетики» :

Какие согласные в русском языке только мягкие?  Ч, Щ, Й.

Ребята, произнесите разные имена числительные.

Как произносятся разные имена числительные?

     Ь знак  произносится и пишется в некоторых числительных.

   

Итак,  Тема сегодняшнего урока: «Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Цель урока:

                    - познакомить учащихся с орфографическим правилом «Мягкий знак на конце и в

                      середине   числительных»;

                    - научиться применять  правила  при написании числительных. 

Смотрим на экран.

   Смягчение на конце числительных от 5 до 20  и 30  происходит с помощью ь,

   В середине  числительных от 50 до 80   и  от  500  до  900  после первого корня пишется ь

 

Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных тоже регламентируется правилом.

Правило 1. В числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать на конце пишется мягкий знак, как и в существительных на мягкие согласные. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать мягкий знак не пишется.

                      Записываем сложное числительное пятьдесят. Разберем по составу.

- А теперь разберём по составу слово пятьдесят. Как оно образовано? (пятьдесят – это пять десятков, следовательно, числительное сложное). Мягкость последнего согласного первого корня сохраняется и обозначается с помощью мягкого знака. Прочитайте в учебнике, в каких числительных в середине пишется мягкий знак.

Правило 2 (рассказывают ученики).

2. Работа с учебником стр. 148. Правило орф. № 41.

   Какой вывод мы можем сделать о правописании ь знака в числительных,  

   глядя на таблицу?  

3. Физкультминутка.

– Ребята, как вы думаете, где чаще всего употребляются числительные.

Считалка.

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Будем в прятки мы играть.

Небо, звёзды, луг, цветы-

Ты пойди-ка, поводи!

- Услышали ли вы числительные, которые использовались в считалке? Назовите. Где пишется ь знак?

Поднимаем руки все – это "раз".
Повернулась голова — это "два".
Руки вниз, вперёд смотри — это "три".
Руки в стороны пошире развернули на "четыре",
С силой их к плечам прижать — это "пять".
Всем ребятам тихо сесть — это "шесть".

4.  Закрепление изученного материала. (У доски работают ученики)

 1. Составление таблицы и заполнение её примерами.

Ь  в числительных

На конце числительных от 5 до

20 и в числительном 30

В середине числительных от 50

 до 80, от  500  до 900

Восемь

одиннадцать

тридцать

семнадцать

двенадцать

восемнадцать

двадцать

пять

пятнадцать

Шестьдесят четыре

семьдесят один

девятьсот

пятьсот

пятьдесят

восемьсот  три

шестьсот

семьсот

восемьдесят

Восемь,  одиннадцать,  шестьдесят  четыре,  семьдесят один,  тридцать,  семнадцать,  девятьсот двенадцать,  восемнадцать, двадцать, пятьсот пятьдесят пять, пятнадцать, восемьсот  три,

шестьсот,  семьсот  восемьдесят.

2. Упр. 353. Работа по закреплению темы урока. Повторение  раздела «Синтаксис и пунктуация».

3. Упр. 354

ь  в середине числительных

ь для обозначения мягкости

согласного

Четырьмя,  седьмой,

девятьсот,  семьдесят,

восемьсот, шестьсот,

пятьдесят, восьмой.

Возьми,  помощник,

письмо,  польза,

нянчиться, кочка,

меньше, каменщик,

сельдь,  вскользь,

почка,   восьмой.

Взаимопроверка. (Учащиеся обмениваются тетрадями)

4.  «Крестики-нолики».   Игровой момент .

«Правописание мягкого знака в середине числительных».

Учитель на доске рисует табличку. Учащиеся по очереди  ставят   х

- Отметьте в таблице крестиком правильный ответ.

ь

Без ь

Восем…сот

Шест…десят

Пят…надцатью

Шест…надцатью

Восем…десят

Сем…сот

Сем…надцать

Сем…десят

Девят…сот

5. Работа по Развитию речи. Прослушать текст,  сжато перескажите  его.

Примерно три тысячи лет тому назад у древних народов, находящихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звёздном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равных части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.

           

Сжатый текст показать на доске.

- три тысячи лет тому назад у древних народов были уже первые астрономические познания. – они  наблюдали на звёздном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем

   и Луной составляли семь небесных светил.

- ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам,

   разделили его на четыре равных части,

   каждый из семи дней посвятили  одному  из  семи божеств.

   Так возникла семидневная неделя.

            - Определите тип и стиль текста.

       - Определите  разряд числительных.

       - Какие они по составу – простые или составные?

V. Итог  урока.

1.С чем познакомились на уроке?

2.Когда Ь пишется в середине числительных, а когда – на конце?

3.Для чего необходимо знать правила написания числительных?

Сформулируйте полный ответ, используя выражения

На сегодняшнем уроке я узнал(а)…..

Больше всего мне понравилось……

Мне запомнилось…..

Я постараюсь…

 Объявление оценок.

Спасибо за урок.

  VI.Домашнее задание: 1) П.61, выучить правила, упр.353,

                                         2) запишите названия старинных мер длины.

Спасибо за урок.

   Тестовое задание.  

а) трост…,   восем…,    двадцат…

б) булоч…ная,    смен…щик,   печ…ник

в) мел…кнут,    стекол…щик,  мен…ше

г) сем…десят,    восем…десят,   камен…щик

 1.  В  словах  какого  ряда  не  пишется  мягкий знак и почему?.......................

 2.  Укажите ряд, где пишется мягкий знак в середине слова.     ……………..

………………………………………………………………………………………………………

   Тестовое задание.  

а) трост…,   восем…,    двадцат…

б) булоч…ная,    смен…щик,   печ…ник

в) мел…кнут,    стекол…щик,  мен…ше

г) сем…десят,    восем…десят,   камен…щик

 1.  В  словах  какого  ряда  не  пишется  мягкий знак и почему?.......................

 2.  Укажите ряд, где пишется мягкий знак в середине слова.     ……………..

…………………………………………………………………………………………………………

   

Тестовое задание.  

а) трост…,   восем…,    двадцат…

б) булоч…ная,    смен…щик,   печ…ник

в) мел…кнут,    стекол…щик,  мен…ше

г) сем…десят,    восем…десят,   камен…щик

 1.  В  словах  какого  ряда  не  пишется  мягкий знак и почему?.......................

 2.  Укажите ряд, где пишется мягкий знак в середине слова.     ……………..

………………………………………………………………………………………………………

   Тестовое задание.  

а) трост…,   восем…,    двадцат…

б) булоч…ная,    смен…щик,   печ…ник

в) мел…кнут,    стекол…щик,  мен…ше

г) сем…десят,    восем…десят,   камен…щик

 1.  В  словах  какого  ряда  не  пишется  мягкий знак и почему?.......................

 2.  Укажите ряд, где пишется мягкий знак в середине слова.     ……………..



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

(МОУ «СОШ № 11»)

Воскресенского муниципального района Московской области

Исследовательская работа

на тему «Почему А.М.Пешковский  назвал тире

«знаком отчаяния»?  Особые  функции тире»

(на  примере  текстов  рассказов  В.М.Шукшина)

по  русскому языку

                                                                 ученика   9 «Б» класса                                                      

                                                    Белоконя  Ивана  Павловича 

                                                    Руководитель:

                                                    Занозина Светлана Владимировна

                                                     

г. Воскресенск  

 2016

   

 Содержание

1. Введение………………………………………………………………………  3

2. История  возникновения  и  основные  функции  знака

    препинания  тире   …………………………………………………………...  5

3. Особые функции  тире  в  предложениях  в рассказах   В.М.Шукшина  … 7

4. Практическая значимость работы……………………………………..…..   13

5. Заключение.…………………………………….……………….……….…..  14

6. Список  литературы………………………………………………………....  15

1.Введение

Цели исследовательской работы:

- познакомиться  с  особыми  функциями   знака  препинания  тире;  

- определить  роль  предложений  с  тире  в  раскрытии    идейного  замысла  

  произведения.

Задачи:

- проанализировать  предложения  с тире  в рассказах  В.М.Шукшина ;

- определить  функции  тире;

- объяснить  особую  роль  предложений  с тире  в  создании   разговорного

  стиля,  в  раскрытии  идейного замысла  произведения.

 Обоснование темы:

        В разделе школьного курса русского языка «Синтаксис и пунктуация» мы изучаем строение и грамматическое значение предложения, правила постановки знаков препинания. Знать  правила пунктуации необходимо.  Знаки препинания   помогают  понять   смысл  предложения.  

К. Паустовский писал: «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Перечитывая  рассказы В.М.Шукшина,  я  обратил  внимание на  предложения  с тире.  Во многих случаях постановка пунктуационного знака тире не объясняется  правилами,  с  которыми  я  познакомился  ранее.  

Исследовательская работа посвящена особым функциям знака препинания тире.

Актуальность  исследовательской  работы  заключается  в  том, что в ней  представлены ответы на вопросы: «Почему А.М.Пешковский  назвал  тире  «знаком отчаяния»?  В  чем  состоит  особая  функция  тире?»

Изучать пунктуационные правила необходимо. Знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного.  Материал   исследования  поможет   расширить  знания   по  пунктуации русского языка.

Новизна исследовательской работы заключается  в  объяснении особых случаев  постановки знака препинания  тире  на  примерах из  текстов рассказов В.М.Шукшина.

                                       

2. История  возникновения

и  основные  функции  знака  препинания  тире

        Знакомясь с историей знаков препинания, я узнал, что  знак  препинания  тире  в русской  печати  встречался  уже  в  60-е годы XVIII века.  

Русский лингвист А.А.Барсов впервые описал тире  в 1797 году в  «Российской грамматике», этот  пунктуационный знак назывался  «молчанкой»:  «Молчанка начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время для выражения жесткой страсти, либо для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному и неожиданному слову или действию впоследствии».

Русский  писатель  и  историк Николай Михайлович Карамзин  описал функции  этого молодого знака  препинания  и  способствовал  его  распространению.

Термин «тире» заимствован из французского языка,  означает  «черта». Впервые  термин   описан  в  словаре  В.И. Даля.

        Правила постановки тире изучали многие русские лингвисты. В их работах сформулированы функции знака препинания тире с учетом  лингвистических  принципов  русской  пунктуации.

Синтаксический принцип ориентирован на структуру предложения. (Описан в работах Я.К.Грота, А.И.Гвоздева, Н.С.Валгиной).

Смысловой принцип учитывает семантику высказывания (Описан в работах Ф.И.Буслаева,  А.Б.Шапиро).

Интонационный принцип постановки тире описан в работах Л.В.Щербы,  А.М.Пешковского.  

Российский  и  советский  лингвист, профессор  Александр Матвеевич Пешковский (1878 – 1933)  называл  тире  «знаком отчаяния»: « ... если  не знает  пишущий,  какой  знак  поставить,  ставит тире».

       Знак  препинания  тире  имеет много функций.  С ними мы знакомимся  в школьном курсе русского языка при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация».  Тире  ставится  в простых предложениях между подлежащим и сказуемым,  при оформлении реплик диалога и в предложениях с прямой речью,  в неполных предложениях, в сложных предложениях с бессоюзной связью.

Приведем примеры из текста рассказа В.М.Шукшина «Мастер»:

  1. « -  Зачем же, Семка? – спрашивали.»  -  оформление реплики диалога.
  2. «Семка больше того заволновался  -  захотел понять, как шлифовались

камни.» - тире в бессоюзном сложном предложении, вторая часть имеет значения следствия.

  1. «…захотел понять, как шлифовались камни. Наверное, так: сперва   гру -

бым  песком, потом  песочком  помельче,  потом – сукном или кожей.» - тире в неполном предложении, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части фразы и в месте пропуска делается пауза.

     4. «Умеешь радоваться – радуйся, умеешь радовать – радуй…» - тире в бессоюзном сложном предложении, первая часть имеет значение условия.

Приведем примеры из текста рассказа В.М.Шукшина «Гоголь и Райка»:

     1. «Будь попроворней да имей башку на плечах – можно и самому прокормиться , и домой принести.» - тире в бессоюзном сложном предложении, вторая часть имеет значения следствия, результата.

Приведем примеры из текста рассказа В.М.Шукшина «Волки»:

    1. «Конь храпел, бил  ногами – не мог перешагнуть оглоблину.» - тире в бессоюзном сложном предложении.

   2.  «Иван оглядел сани – ничего, ни малого прутика.» -  тире в бессоюзном сложном предложении, вторая часть имеет значения следствия, результата.

3. Особые функции тире в  предложениях

в рассказах В.М.Шукшина

        В рассказах В.М.Шукшина  встречаются  предложения со знаком препинания тире, постановку которого трудно объяснить,  применяя  общеизвестные  пунктуационные   правила.

Приведем  примеры  из  текста рассказа  В.М.Шукшина «Мастер»:

  1. «Каменная, небольшая, она открывалась взору – вдруг, сразу за откосом,

который огибала дорога в Талицу…»

  1. «Казалось бы  –  две церкви,  одна  большая,  на  возвышении,  другая

спряталась где-то под косогором – какая должна выиграть, если сравнить?»

  1. «И стоит в зелени белая красавица – столько лет стоит! – молчит.»

Приведем примеры из текста рассказа В.М.Шукшина «Гоголь и Райка»:

  1. «Это были праздники, которые я берегу – они сами сберегаются – всю жизнь потом.»
  2. «И в избе нет покоя:  тут – худо-бедно – согреешься, а она там стоит…»

Приведем примеры из текста рассказа В.М.Шукшина «Горе»:

     1. «Легковуха обгоняет нас, офицер поперек дороги – с наганом.»

     2. «Это даже  - не думается, что-то другое: чудится, ждется, что ли.»

        Познакомиться с особыми функциями тире мне помогла справочная литература:

  1. Валгина Н.С. «Синтаксис современного русского языка»;
  2. Розенталь Д.Э. «Справочник по правописанию и литературной правке».

       Анализ  предложений  в  рассказах  В.М.Шукшина  помог мне сделать вывод, что автор  при  передаче мыслей героя (в размышлениях и в речи)  использует  все  принципы постановки тире,  но  чаще  -  интонационный.

Приведем  примеры  из текста  рассказа  В.М.Шукшина  «Мастер» :

  1. «Она бы людей радовала  -  стояла!..» - тире передает эмоциональную  

напряженность речи (динамичность, быструю смену событий).

  1. «Семка рассказывал, какую они избу уделали в современном городском

доме  -  шестнадцатый век!» -  смысловая  функция  тире: передача значения сравнения, условия, следствия, сопоставления  и т.п.

  1. «На паркет настелили плах, обстругали их – и все, даже не покрасили.» -

тире – показатель «неожиданности» - смысловой, композиционной, интонационной, тире передает эмоциональную напряженность речи (динамичность, резкость, быструю смену событий).

  1. «Стол – тоже из досок сколотили, вдоль стен  -  лавки,  в углу  -  лежак.» -

интонационное  тире,  тире в неполном предложении.

5. «Каменная, небольшая, она открывалась взору  -  вдруг, сразу за откосом,

который огибала дорога в Талицу…» - интонационное тире, показатель «неожиданности».

6.«Еще с детства помнил Семка, что если идешь в Талицу и задумаешься,

то на повороте, у косогора, вздрогнешь  -  внезапно увидишь церковь, белую, легкую среди тяжкой зелени тополей.»  - тире передает эмоциональную напряженность речи.

  1. «Посмотрел Семка и заметил: четыре  камня вверху, под карнизом, не

такие, как все, - блестят.»  -  интонационное тире.

 8. «Подошел поближе, всмотрелся  -  да, тот мастер хотел, видно, отшли-

фовать всю стену.» - подразумевается  однородное  сказуемое  «увидел», интонационное тире.

  1. «А стена  -  восточная,  и  если  бы  он  довел  работу  до  конца,  то   при

восходе  солнца … церковка в ясные дни загоралась бы с верхней маковки и постепенно занималась  светлым  огнем вся, во всю стену – от креста до фундамента.» - интонационное тире.

 10. «И он начал  эту работу, но почему-то бросил  -  может, тот, кто заказывал и давал деньги, сказал: «Ладно, и так сойдет.» - интонационное тире передает эмоциональную напряженность речи.

    11.  «Но кто хочет показать себя, тот не забирается далеко,  тот норовит

поближе к большим дорогам или вовсе – на людную городскую площадь -   там заметят.» -  второе тире -  смысловая  функция :  передача  значения  условия, следствия  и т.п.

      12. «Этого заботило что-то другое – красота, что ли?  Как  песню  спел чело-

- век, и спел хорошо.»   -  интонационное тире.

      13. «Не знаешь, что и сказать тебе – туда, в твою черную жуткую тьму

небытия  -  не услышишь.»  - тире передает эмоциональную напряженность речи,  смысловая  функция : передача значения условия, следствия, сопоставления  и т.п.

 14. «Ну, - хорошо, красиво, волнует, радует…» - интонационное тире.

  1. «В самом верху купол выложен  из  какого-то  особенного  камня,  и   он  

еще,  наверное  шлифован  -  так светло, празднично там, под куполом. А всего-

то  -  четыре узких оконца…» - смысловая  функция  тире: передача значения сравнения, условия, следствия, сопоставления  и т.п.

     16. «Двух-трех помощников мне – до холодов  сделаем.» -   смысловая  функция  тире: передача значения сравнения, условия, следствия, сопоставления  и т.п.

Приведем примеры из текста рассказа В.М.Шукшина «Гоголь и Райка»:

     1. «Они с мамой тут же установили причину такого страшного отставания – книги.» -  смысловая   функция  тире:  передача  значения   условия,  следствия

и т.п.

     2. «… счастье, радость! Праздники!.. Но это  - правда, так было.» -  интонационное тире.

     3. «Это были  праздники, которые я берегу – они сами сберегутся – всю жизнь потом.»  -   смысловая  функция  тире: передача значения  условия, следствия  и т.п.

Приведем примеры из текста рассказа В.М.Шукшина «Волки»:

  1. «Конечно, не за «здорово живешь», но черт с ним – дров надо.» -  тире

передает эмоциональную  напряженность речи (динамичность, быструю смену событий).

2. «Здесь – как проклятый: ни дня ни ночи.» -  интонационное тире передает эмоциональную напряженность речи.

Приведем примеры из текста рассказа В.М.Шукшина «Горе»:

    1. «Мы всегда так: живет человек – вроде так и надо.» - интонационное тире.

    2. «Так хоть какая-то надежда есть – без вести и без вести, а так – совсем.» - интонационное тире.

        Проведено исследование среди моих одноклассников с целью выяснить, знакомы ли мои ровесники с особыми функциями тире.  Девятиклассники анализировали  предложения   из  текстов   рассказов  В.М.Шукшина.

В  исследовании  принимали участие 21 человек.

Верно   расставили   тире   в   следующих случаях :

1. В предложениях  с   прямой  речью    -    20 человек ( 95 %);

2. При оформлении реплик  диалога        -    21 человек ( 100 %);

3. В простом предложении между подлежащим и сказуемым  -   20 человек

   ( 95 %);

4. В  бессоюзном сложном предложении   -    17 человек (81 %);

5. В неполных предложениях  -  16 человек ( 76 %);

6. Интонационное тире -    13 человек ( 62 %)

      Таким образом, большинство моих  одноклассников знают основные пунктуационные правила постановки тире. Вызывают затруднения  особые случаи  постановки  этого  знака  препинания.  

         

      Наш язык постоянно развивается.  Изменяются и функции  знаков препинания.

      Профессор, доктор филологических  наук  Нина Сергеевна  Валгина  в своих работах об активных процессах  в современном русском языке  пишет: «В пунктуации (как,  впрочем, и в языке) наряду с нормами общими, обладающей степенью стабильности, существуют нормы ситуативные, приспособленные к функциональным качествам конкретного вида текста».  Такие  знаки  называют авторскими.

     

      Работа со справочной литературой помогла мне  получить дополнительные знания о синтаксисе и пунктуации русского языка.    

Я познакомился с интонационной функцией тире. В «Справочнике по правописанию и литературной правке» известный  российский и советский лингвист  Дитмар Эльяшевич  Розенталь ее описывает так: «Тире может ставиться для логического деления простого предложения  на словесные группы, чтобы уточнить или подчеркнуть смысловые отношения между членами предложения. Такое тире называется интонационным, оно может отделять  любую  часть  предложения».

Стало  понятно  высказывание А.М.Пешковского: «Тире – знак отчаяния».

      Любимые  герои   Василия  Макаровича  Шукшина -  «чудаки», «странные

люди»,  но  «с разумной душой».  Писателю  в  своих  коротких рассказах удалось  показать лучшие черты русского национального характера: доброту, бескорыстие, патриотизм, понимание прекрасного и стремление  его сохранить для следующих поколений.  Таковы  и  герои  рассказов  В.М.Шукшина:  Семка Рысь («Мастер»),  дедушка Нечаев («Горе»),  Наум  Кречетов («Волки»).    

      Герои  Шукшина  говорят  простым  народным языком.  В  их речи  преобладают  простые предложения, неполные, разнообразные  синтаксические  конструкции, в  частях которых используются  разные знаки препинания,  но чаще - тире.   Интонационное   тире  помогает   передать  эмоциональность  героев,  богатство  внутреннего  мира.  

Тире  чаще  всего  используется  в  предложениях   в  разговорном  стиле.

     Таким образом,  высказывание А.М. Пешковского  о  том, что «тире - знак отчаяния», то есть его можно употребить в особо эмоциональных случаях, становится   понятным  и   справедливым.

4. Практическая значимость работы

Данное исследование окажет помощь учащимся общеобразовательных учреждений  в  подготовке  к  урокам  русского  языка,  литературы.

Важным в этой  работе  для меня  стало  знакомство   с   особыми  функциями  тире  для  осознания  письменного высказывания (в речи автора, героя),  идеи  прочитанного литературного  произведения.  

Знания  теоретические  сведений  об  особой  функции  тире  помогут старшеклассникам чаще использовать это знак  препинания  в  творческих работах по русскому языку и  литературе,  повысят   эмоциональность  работ.

Материал исследовательской работы может быть использован при подготовке  девятиклассников  к   написанию  сочинения-рассуждения  на лингвистическую тему  на  основном  государственном  экзамене.

Правильное  понимание  письменной  речи   -  одна  из  важных черт культурной образованной личности.

5.Заключение

   

      Работая  над  темой исследовательской работы,  я   познакомился  с  историей  знака  препинания  тире,  с  его  особыми  функциями.

Знакомство  с  работами  известных  лингвистов  Д.Э.Розенталя,  Н.С. Валгиной

помогли  мне  понять  смысл  высказывания  А.М.Пешковского: «Тире – знак отчаяния».

Важным  в  этой  работе для меня стало   знакомство  с   особыми  функциями  тире  для  осознания  письменного  высказывания (в речи автора, героя),  идеи  прочитанного литературного произведения.  

     Анализируя предложения с тире из рассказов В.М.Шукшина, можно сделать вывод, что  чаще в разговорной  речи героев используется интонационное тире для  передачи особой эмоциональности.

     Работа со справочной  литературой  помогла  мне  получить дополнительные  знания  о  синтаксисе  и  пунктуации  русского  языка.    

     

6. Список литературы

1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник.-

    М.: Агар, 2000.  416 с.  10000 экз. 

2. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. Учебное

    пособие для студентов вузов. Учебное издание. – М.: «Логос», 2003.

3. Современный русский язык: Учебник для  филологических специальностей

    вузов / Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина. – 5-е изд., перераб. – М.:

    Высш. шк., 1987. – 480 с.

4. А. М. Пешковский. Лингвистика. Поэтика. Стилистика. Избранные труды.

   (сост. и науч. ред. О. В. Никитин) — М.: Высшая школа, 2007.

5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под

    ред. И.Б.Голуб. – 2-е изд. – М.: Рольф: Айрис-пресс, 1999. – 368 с.

6.Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. — М.:

    Рольф, Айрис-пресс, 1998. — 576 с.

7.Розенталь Д. Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация. Орфографический

   словарь. (Классический справочник)/Д. Э. Розенталь. -М.; Оникс, 2011.

    −736  с. .

8. Л.В. Щерба. Современный русский литературный язык.. - М., 1957.

9. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ - русский язык для всех.

    portal@gramota.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме"Мягкий знак на конце и в середине числительных"

Современная школа – это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия – это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества...

Мягкий знак на конце и в середине числительных

Урок строится таким образом, чтобы привести в систему полученные ранее знания о написании  мягкого знака в середине и на конце слова и сформировать навык написания ь на конце и в середине числите...

урок русского языка в 6 классе по теме "Мягкий знак на конце и в середине числительных"

Данныйпо  урок является вторым в изучении темы "Мягкий знак на конце и в середине числительных". Материал представлен в виде схем, что способствует большему пониманию учащимися....

ь знак на конце и в середине числительных

презентация  способствует освоению учащимися материала...

Разработка урока "Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных".

Урок содержит много интересных заданий устного и письменного характера....

Открытый урок русского языка в 6 классе " Мягкий знак на конце и в середине числительных"

Данный урок построен с использованием современных педагогических технологий....

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце и в середине числительных"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце и в середине числительных"...