Перифраза как средство художественного изображения
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку в 10 классе. Материал может использоваться для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, задание 24 - средства художественного изображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perifraza_kak_sredstvo_khudozhestvennogo_vyrazheniya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему:

Перифраза как средство художественного выражения.

Цель: знакомство  с таким средством художественно выражения, как ПЕРИФРАЗА (ПЕРИФРАЗ)

Формирование навыков нахождения перифразы в тексте.

Подготовка к ЕГЭ.

План урока:

  1. Теоретический материал на тему : перифраза.
  2. Закрепление. Нахождение перифразы в примерах из литературы.
  3. Примеры заданий из ЕГЭ.

1.Тропов, описательно выражающих одни понятия при помощи других, в литературоведение насчитывается достаточно много. Это и метафоры, и каламбур, и сравнения. Особое место среди них занимает перифраз.

     Перифраза – троп, состоящий в замене слова или имени описательным оборотом, указывающим на их существенные признаки, качества, особенности.   Вот пример из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

                        Хотя мы знаем, что Евгений

                       Издавна чтенье разлюбил,

                       Однако ж несколько творений

                       Он из опалы исключил:

                       Певца Гяура и Жуана   (вместо – Байрона, автора поэмы «Гяур»

                       Да с ним ещё два-три романа…и романа в стихах «Дон Жуан»)

ПЕРИФРАЗА – замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета (С.-Петербург – северная столица, город на Неве).

Вместо прямого названия какого-либо предмета или явления поэт или писатель зачастую прибегает к его описанию.

        а) свойство предмета берется как управляющее слово, название же предмета берется как слово управляемое: «Поэт бывало тешил ханов стихов гремучим жемчугом» (перифраз слова «стихами»);

        б) глагол заменяется существительным, образованным от той же основы с другим (вспомогательным) глаголом: «совершается обмен» вместо «обменивается».

          Как фигура стилистическая:

   в) название предмета заменяется описательным выражением, являющимся развернутым тропом (метафорой, метонимией и т. п.): «пришли мне, выражаясь языком Делиля, витую сталь, пронзающую засмоленную главу бутылки, т. е. штопор» (письмо Пушкина к брату).

Ещё примеры:

ночное светило = луна

или 

           Люблю тебя, Петра творенье! =

          Люблю тебя, Санкт-Петербург!"

«царь птиц» вместо «орел», «царь зверей» - вместо «лев»,  "люди в белых халатах"(врачи), "рыжая плутовка"(лиса),  "голубой экран"(телевизор).

Общеязыковые перифразы обычно получают устойчивый характер. Многие из них постоянно используются в языке газет: люди в белых халатах (врачи). В стилистическом  отношении различают образные и необразные перифразы, ср.: Солнце русской  поэзии и автор «Евгения Онегина» (В.Г. Белинский).

Наиболее употребительными перифразы были в то время, когда строго относились к отбору лексики и  простые слова считались непоэтическими. Особенно развито было использование перифраз в период позднего классицизма в XVIII веке и удержалось в начале XIX века

Примеры, выявленные в разговорной речи и художественных текстах, дают возможность классифицировать явление на логические подгруппы и образные. В логических описательный момент строится на явных, видимых, легко вычленимых связях между предметами, явлениями, событиями. А в образных – на системе ассоциаций и скрытых объединяющих звеньев. Что представляет собою логическая перифраза? Примеры в русском языке находятся достаточно легко. Это и «автор «Героя нашего времени» вместо «Лермонтов», и «зелёные насаждения» вместо «растения». Их отличительная особенность – широкое распространение, прозрачность лексического значения, стереотипность воспроизведения.

Несколько иного рода образная перифраза. Примеры из художественной литературы помогают раскрыть её суть как можно точнее. Если кого-то назвать Обломовым, станет ясно, что имеются в виду такие качества человека, как лень, отсутствие желания заниматься чем-либо, праздная мечтательность. Плюшкин давно уже стал синонимом скупости в высшем её проявление, Москву исконные носители русского языка часто называют «Белокаменной», а Санкт-Петербург – словами Пушкина: «Петра творение». В данном случае мы имеем дело не с перифразой в чистом виде, а со сращением её с другими тропами: метафорой и сравнением. Часто они бывают реализованными (т. е. утратившим своё ярко выраженное переносное значение), развёрнутыми или скрытыми. Два в одном

Чем ещё интересен перифраз? Примеры из литературы и разговорной речи доказывают его связь с другим языковым явлением – эвфемизмом, точнее, наложением одного понятия на другое. В каких случаях это происходит? Если необходимо грубое, стилистически сниженное слово заменить другим, более «благородным». Например, вместо «кашлянуть» говорят «прочистить горло». Проститутку называют «женщиной лёгкого поведения», «гетерой», «представительницей древнейшей профессии», «Мессалиной». Процесс очищения носовых пазух – красивым выражением «воспользоваться носовым платком» и т. д. Эвфемизмы появились и закрепились в языке в то время, когда активно формировались его литературные нормы, шла борьба за чистоту и правильность.

Эвфемизм– разновидность перифразы. Эвфемизмы заменяют слова, употребление которых говорящему или пишущему по каким-то причинам представляется нежелательным.

Ещё Ломоносов своей теорией о «трёх штилях» провёл резкую границу между «высокой», «средней» и «низкой» лексикой. Считалось, что утончённым и образованным дворянам негоже употреблять в речи грубости. И хотя учение Ломоносова в первую очередь касалось литературы, родов и жанров, оно нашло самое широкое применение в обществе.

Есть еще одна причина появления эвфемизмов: перифраз носит субъективный характер и определяется религиозно-культовыми факторами. Например, вместо «чёрт» на Руси, особенно в народной среде, было принято говорить «нечистый» или «лукавый». Считалось, что подобные наименования не привлекут к людям излишнего внимания потусторонних сил, а те, в свою очередь, не станут досаждать «божьим душам». Точно так же крестьяне не произносили вслух слова «домовой», называя его «хозяином», «дедушкой», «помощником». Довольно часто встречалось слово «Сам». Они верили, что иначе домовой обидится и начнём им пакостничать. А если его назвать «правильно», то таким образом можно задобрить духа, что обязательно принесёт в дом удачу.

2.Найти примеры в художественной литературе.

Примеры перифразы из произведений А.С.Пушкина:

1.Прости мне , Северный Орфей

Что в повести моей забавной

Теперь вослед тебе лечу. («Руслан и Людмила»)

2. Она почила вечным сном. ( «Руслан и Людмила»)

3. Все мы сойдём под вечны своды. («Брожу ли я вдоль улиц шумных»)

4. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнующее море. («Элегия»)

5.Пока не прилетит Морфей. («Евгений Онегин»)

6.Улыбкой мрачною природа

Сквозь сон встречает утро года. («Евгений Онегин»)

7. Меж тем , как мы, Враги Гимена,

В домашней жизни зрим один

Ряд утомительных картин

8.Ужель и впрямь и в самом деле

Без элегических затей

Весна моих умчалась дней.

9. О Ромулов род, скажи, давно ль ты пал?

10. Я ускользнул от эскулапа

Худой, обритый – но живой;

Его мучительная лапа

Не тяготеет надо мной.

Ответы: Северный Орфей – Жуковский, почила вечным сном – умерла, сойдём под вечны своды – умрём, грядущего волнующее море – будущая жизнь, прилетит Морфей – уснём, утро года – весна, Враги Гимена – убеждённые холостяки, весна моих дней – молодость, Ромулов род – римляне : Ромул, по преданию, один из основателей Рима), ускользнул от эскулапа –выздоровел.

А.Твардовский.

1. И Среди  дерев укрыт,

Выстроившись чинно,

Дружно воет и гудит

Городок пчелиный. (=улей)

2.И очутиться вдруг в Сибири

В полубезвестной точке той,

Что для тебя в подлунном мире – (=на земле)

Отныне дом и адрес твой.

  1. Тесты ЕГЭ-2015.

Интернет-источники:

Литература5.народ.ру.

FB.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по теме: "Художественное изображение идеи в романе Ф. Достоевского "Преступление и наказание"

Приступив к изучению романа «Преступление и наказание», мы пришли к выводу, что это роман идей. Практически каждый герой является носителем идеи. В связи с этим возникает множество вопросов.·...

Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля". Художественное изображение истории в романе А.Н.Толстого "Петр 1"

Эпический роман А.Н.Толстого "Петр 1" переносит нас в далекую эпоху конца 17 - начала 18 веков, которая навечно осталась в русской истории как ПЕТРОВСКАЯ. Писатель воссоздает политическую и культурную...

Основы художественного изображения.

Тест: " Основы художественного изображения"....

Образ сказачного героя. Художественное изображение в объеме.

ТЕМА  УРОКА: « ОБРАЗ СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ.ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ В ОБЬЕМЕ» ВИД ЗАНЯТИЙ: Изображение в объеме сказочных героев (лепка). ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Знакомство с понятием скульпт...

Выразительное средство художественного изображения "Волшебная линия"

Методическое пособие для подготовительного отделения в ДХШ на уроках  с применением графических материалов....

Перифраза как средство художественного изображения

Конспект урока русского языка в 10 классе по изучению средств художественного изображения. Перифраза как средство художественного изображения. Для подготовки к ЕГЭ....