"ГИА по русскому языку в 9 классе на "отлично"!"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Лизякина Ирина Константиновна

Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. Курс отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в форме ОГЭ и ГВЭ  (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_rus_yazyk_9kl.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

Сосновского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №2

СОГЛАСОВАНО                                           УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                             Директор МБОУССОШ №2

протокол №1 от 25.08.2014 г                        ____________ Ф.И. Никонов                                                                                                                                              

                                                                         Приказ №-194-д от 26 .08.2014 г  

                         

                                                                     

Дополнительная образовательная программа

 «ГИА по русскому языку на «отлично»

   

                       Возраст:                     14-15 лет

                       Срок реализации:      2014-2015 учебный год

                                               Автор-составитель: Лизякина Ирина Константиновна

                                           Консультант: Устинова Наталия Валентиновна

п. Сосновское

2014

Пояснительная записка

 Программа разработана на основе

     - Обязательного минимума содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);

- Федерального  компонента государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089);

- базисного  учебного  плана;

- Рабочей  программы  «Русский язык 5-9 кл»: . Ладыженской Т.А Баранова М.Т.., Тростенцовой Л.А. и др. – М., «Просвещение», 2011;

- Учебника «Русский язык»: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

- Подготовка к ГИА-2013: УМК для подготовки к итоговой аттестации/ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014.

Направленность дополнительной образовательной программы

       Данный курс имеет социально-педагогическую направленность, способствует обеспечению понимания системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. Курс отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в форме ОГЭ и ГВЭ  (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся должны научиться: 

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;
  • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и по данному тексту;
  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий;
  • работать с бланками экзаменационной работы;
  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

        

Предлагаемый  курс предназначен для учащихся 9 классов (14-15 лет)

Сроки реализации дополнительной образовательной программы 

Курс рассчитан на 34 часа, реализуется в течение 2014-2015 учебного года.

Формы и режим занятий

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

На занятиях используются:
• Лекции учителя с различными видами заданий;
• Составление обобщающих таблиц и схем
• Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
• Самостоятельный отбор материала 
• Работа в группах;
• Проведение деловых игр и практикумов;
• Работа с пакетами КИМов;
• Написание изложений и сочинений.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;
-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые)


В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:

1) умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

2) умение понимать основную мысль прослушанного текста;

3) умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;

4) умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

5) умение интерпретировать информацию звучащего текста;

6) умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

7) умение понимать главную мысль прочитанного текста;

8) умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

9) умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;

10) умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;

11) умение интерпретировать информацию прочитанного текста;

12) умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;

13) умение определять средства связи предложений в тексте;

14) умение проводить звукобуквенный анализ слова;

15) умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;

16) умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;

17) умение определять основные способы образования слов;

18) умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;

19) умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

20) умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;

21) умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

22) умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

23) умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;

24) умение последовательно излагать собственные мысли;

25) умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

26) умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

27) умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
 

Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально  возможным.

В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению  следующих  тем:

1) текст как речевое произведение;

2) смысловая и композиционная цельность, связность текста;

3) функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;

4) средства связи предложений в тексте;

5) звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;

6) лексическое значение слова и фразеологического оборота;

7) морфемно-словообразовательный анализ слова;

8) основные способы словообразования;

9) морфологический анализ знаменательных частей речи;

10) морфологический анализ служебных частей речи;

11) простое предложение: главные и второстепенные члены;

12) двусоставные и односоставные предложения;

13) сложносочиненное предложение;

14) сложноподчиненное предложение;

15) сложное бессоюзное предложение. Смысловые  отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

16) сложные предложения с разными видами связи между частями;

17) синтаксический анализ простого предложения;

18) синтаксический анализ сложного предложения.

Учебно-тематический план

Перечень разделов, тем

- Раздел 1. Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

Ознакомление со структурой изложения и сочинения рассуждения.

 Ознакомление с приемами компрессии текста.

Обучение написанию сжатого изложения.

Формулировка тезиса сочинения, подбор аргументов.

Написание сжатого изложения и его анализ. 

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

 Композиция, логическая, грамматическая структура текста. 

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.

 Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. 

Упражнения на развитие умения строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение.

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.

 Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

- Раздел 2. Учимся выполнять тестовые задания

Типология тестовых заданий, задания на понимание текста.

Культура речи.

        Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.

        Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.

        Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

        Нормы ударения и произношения.

        Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.

        Произношение некоторых грамматических форм.

        Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.         

        Нормы ударения в современном русском языке.

        Причины отклонения от произносительных норм.

        Исторические изменения в произношении и ударении.

        Допустимые варианты произношения и ударения.

           Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ

Выразительность русской речи.

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Средства выразительности. Тестовые задания.  

        Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.

        Лексическая сочетаемость.

        Смешение паронимов.

        Жаргонизмы.

        Речевая избыточность и речевая недостаточность.

        Грамматические нормы.

Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.

Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.

Синтаксические нормы.

Словосочетание

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

Правильное построение предложений.

Правильное построение предложений с обособленными членами.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Синтаксический анализ сложного предложения

Сложные бессоюзные предложения

Сложные предложения с разными видами связи

 Задания по разделам: фонетика, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация.

  1. Учебно-тематический план

Дата

план

Дата

факт

Тема занятия

Виды деятельности

Раздел 1. Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

1

03.09.

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2

10.09.

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ГИА.

Работа с бланками ответов,

демонстрационным вариантом ГИА.

Часть 1

3

17.09.

Задание С1. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Работа с текстом, 

границы микротем исходного текста.

4

24.09.

Задание С1. Структурные особенности сжатого изложения.

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

5

01.10.

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста.

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста.

6

08.10

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

7

15.10.

Задание С1 Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

8

22.10.

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

9

29.10.

Задание С1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

Часть 3

10

12.11.

Задание С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

11,

12,

13

19.11.

26.11.

03.12.

Задание С2. Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему.

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.

14,

15

10.12.

17.12.

Задание С2. Заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие.

 Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие.

Раздел 2. Учимся выполнять тестовые задания

Часть 2

16

24.12

Задание А1. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.

Работа с тестом,  заполнение бланков

17

14.01

Задание А2. Анализ текста. Лексическое значение слова.

Работа с тестом,  заполнение бланков

18

21.01

Задание А3. Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.

Работа с тестом,  заполнение бланков

19

28.01

Задание А4. Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова

Работа с тестом,  заполнение бланков

20

04.02

Задание А5. Правописание корней. Правописание словарных слов

Работа с тестом, заполнение бланков

21

11.02

Задание А6. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.

Работа с тестом, заполнение бланков

22

18.02

Задание А 7.  Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н-/-НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

Работа с тестом, заполнение бланков

23

25.02

Задание В1. Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению

Работа с тестом, заполнение бланков

24

04.03

Задание В2. Словосочетание.

Работа с тестом, заполнение бланков

25

11.03

Задание В3. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Работа с тестом, заполнение бланков

26

18.03

Задание В4. Простое осложненное предложение.

Работа с тестом, заполнение бланков

27

08.04

Задание В5. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Работа с тестом,  заполнение бланков

28

15.04

Задание В6. Синтаксический анализ сложного предложения.

Работа с тестом, заполнение бланков

29

22.04

Задание В7. Знаки препинания в сложносочиненном и  сложноподчиненном предложении.

Работа с тестом, заполнение бланков

30

29.04

Задание В8. Синтаксический анализ сложного предложения.

Работа с тестом, заполнение бланков

31-33

06.05

13.05

20.05

Задание В9. Сложные предложения с разными видами связи между частями

Работа с тестом, заполнение бланков

34

27.05

Заключительное занятие Рекомендации учителя. Практическое занятие.

Работа с тестом, заполнение бланков

Содержание дополнительной образовательной программы

При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии.  Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие,  так как это к этому времени будет изучена значительная  часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».

         Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

Раздел 1. Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

Первая часть работы  ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых  являются следующие:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  •  умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  • умение вычленять главное в информации;
  •  умение сокращать текст разными способами;
  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученикам необходимо прежде всего  научить понимать, что любой текст содержит  главную и второстепенную информацию.

 Главная информация – это содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить  воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении  микротем,  являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Третья часть работы ГИА содержит  творческое задание (С2),которое  проверяет коммуникативную компетенцию школьников. В частности ,умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное  умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности.

Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Раздел 2. Учимся выполнять тестовые задания

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким открытым ответом (В1–В9). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.

Семь заданий группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий.

Девять заданий группы В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую  направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

На занятиях используются следующие формы организации деятельности:

  • Лекции учителя с различными видами заданий;
  • Составление обобщающих таблиц и схем;
  • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
  • Самостоятельный отбор материала;
  • Работа в группах;
  • Проведение деловых игр и практикумов;
  • Работа с пакетами КИМов;
  • Написание изложений и сочинений.

Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ:

- документы,  регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2014 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант  экзаменационной работы);

- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ  выпускников 9-х классов 2014 г.;

- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену. www:fipi.ru

- открытый банк заданий, опубликованный на ФИПИ

Рекомендуется практиковать проведение уроков русского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий, тем более что в последнее время наблюдается расширение тренировочных и контролирующих информационных программ типа «Фраза», «Диктант». Обращает на себя внимание серия программ «Уроки от Кирилла и Мефодия».

Литература:

1.        Н.А. Сенина, С.В. Гармаш, С.А. Диденко, Г.Н. Кобякова. Русский язык: 9 класс: Подготовка к государственной итоговой аттестации-2013. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013

2.        Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2010

3.        Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2013: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2013

4.        Пахнова Т.М. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену 9 класс.-  М.: Экзамен, 2012

5.        ФИПИ  http://www.fipi.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...