«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями между частями, грамотно оформлять их на письме; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать личности, способные на самостоятельную деятельность.

Оборудование: учебник, схема, раздаточный материал для индивидуальной работы.

Тип урока: комбинированный урок.

Планируемые результаты: учащиеся определяют смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; знают правила постановки двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения; конструируют данные синтаксические конструкции; правильно и уместно используют в речи бессоюзные сложные предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс.

Тема: Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. №27

Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями между частями, грамотно оформлять их на письме; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать личности, способные на самостоятельную деятельность.

Оборудование: учебник, схема, раздаточный материал для индивидуальной работы.

Тип урока: комбинированный урок.

Планируемые результаты: учащиеся определяют смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; знают правила постановки двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения; конструируют данные синтаксические конструкции; правильно и уместно используют в речи бессоюзные сложные предложения.

Использованная литература:

  1. Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/ (Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение».- М.: Просвещение, 2013.
  3. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. – М.: ВАКО, 2004.
  4. Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя/ Г. А. Богданова. – 5-е изд.- М.: Просвещение, 2003.
  5. Русский язык. 9 класс: IIполугодие: планы-конспекты уроков/ Г. Е. Фефилова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  1. Лингвистическая разминка:

- Найдите предложения, в которых необходимо поставить двоеточие. Какие это предложения по структуре?

А) По горизонту лежал сероватый туман _ предвестник суховея.

Б) Приезжий поёжился _ «Холодновато у вас!»

В) В человеке должно быть всё прекрасно _ и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Г) Приглашаем учиться на юридический факультет по следующим специальностям _ правоведение, правоохранительная деятельность.

Д) Причастия и деепричастия _ формы глагола.

Ответы: Б, В, Г – предложения простые.

  1. Беседа по вопросам:

- Какое предложение называют сложным?

 - В чём различия союзных и бессоюзных сложных предложений?

 - На какие две группы делятся союзные сложные предложения?

 - Дайте определение бессоюзного сложного предложения. Приведите примеры.

 - Что помогает установить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения?

III. Работа над темой урока.

  1. Развитие умений анализировать языковой материал, делать выводы на основе сделанных наблюдений: стр. 122 учебника, упр №183
  2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока, составление опорной схемы.

1)        :         причина        .

2)                        :              пояснение        .

                        

3)        :          дополнение        .

  1. Наблюдение, работа над интонацией: стр. 123 учебника, упр. №184
  2. Анализ предложений.

- Определите значения частей бессоюзных сложных предложений, сверяясь с опорной схемой:

1) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина.)

2) Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение.)

3) Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. (Причина.)

4) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение.)

5) Учись мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. (Причина.)

6) Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. (Пояснение.)

          5.  Наблюдение над возможностью замены бессоюзного сложного предложения синтаксическим синонимом.

1) Чтение теоретического материала на стр. 123 учебника.

2) Выполнение тренировочных упражнений: упр. 185 (устно), упр. 186 (письменно).

3) Индивидуальная работа с раздаточным материалом.

Задание: Прочитайте предложения. Произведите синонимическую замену бессоюзных сложных предложений сложноподчинёнными предложениями.

Карточка 1. Осенью журавли улетают на юг: у нас им холодно.  Герой никогда не умрёт: он вечно в народе живёт. Я говорил тебе: ни счастия, ни славы мне в мире не найти; настанет час кровавый, и я паду… Должен я признаться: самую большую радость доставляла мне мысль, что я могу посещать и научные лекции настоящих профессоров и буду вправе учиться всем наукам.

Карточка 2. Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного. Очень требовательный к себе, Лермонтов почти не печатал своих первых произведений: он видел в них лишь ученические опыты. А новые друзья? Но ведь известно: с годами трудно дружбу начинать.

  1. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся.
  1. Совершенствование умений работать с информацией, представленной в различных видах, навыков монологической речи: стр. 124-125, упр. 186, 187.
  2. Творческая работа: составьте и запишите бессоюзные сложные предложения, употребляя в первой  части в роли сказуемого следующие глаголы. Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях, определив значение знаков.
  1. Чувствовать, понимать, думать, говорить.
  2. Посмотреть, увидеть, выглянуть, оглянуться.
  1. Рефлексия.
  2. Домашнее задание: Параграф № 27 учебника, упр. 188 или творческое задание: проиллюстрировать примерами из художественной литературы смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения (постановку запятой, точки с запятой, тире двоеточия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».

Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».Задачи образовательные: формировать умение определять смысловые отношения между частями БСП, правильно ставить ...

Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения».

Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения»....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

Бессоюзные сложные предложения со значением причины

Бессоюзные сложные предложения со значением причины...

План - конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".

В представленном плане - конспекте содержится необходимый материал для повторения ранее изученного, объяснения и закрепления темы урока....