Работа с текстом. Учимся писать сжатое изложение.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Панькова Евгения Георгиевна

Цель:

Учебная: совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения.

Развивающая: развивать умения самостоятельно работать с текстом, кругозор обучающихся.

Воспитательная: воспитывать культуру речи,  прививать любовь к родному языку;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryty_urok.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом. Учимся писать сжатое изложение.

Цель:

Учебная: совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения.

Развивающая: развивать умения самостоятельно работать с текстом, кругозор обучающихся.

Воспитательная: воспитывать культуру речи,  прививать любовь к родному языку;

Оборудование: карточки для рефлексии настроения и результативности, текст  для работы над сжатым изложением, памятка «Как писать сжатое изложение»; план анализа текста.

План урока.

I. Рефлексия настроения.

II. Обсуждение темы занятия.

III. Актуализация знаний, умений, навыков.

IV. Практическая работа по группам.

V. Самостоятельная работа.

VI. Итог урока.

Ход урока:

I. Слово учителя:  Доброе утро, ребята.

Сегодня я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показать изображение солнышка).

1. А какое настроение у вас ? (На столе у каждого ребёнка лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучами и тучи). Покажите ваше настроение на начало урока.

2. Сегодня у нас урок развития речи. Мы  будем  готовиться к сжатому изложению по тексту Челдышева «В поисках пропавших рукописей»

3. Итак, вспомните, пожалуйста, сколько способ сжатия текста существует в русском языке?

   (три)

4. Назовите их.   (слайд № 3)

  ( - исключение примеров, частностей, деталей ит.п.

   - обобщение нескольких однородных проблем, мелких вопросов и т.п.

   - сочетание исключения и обобщения).

5. Как вы понимаете данное определение?  (исключение, обобщение, сочетание исключения и обобщения).

(Дети дают свои ответы). В это время один работает со словарем Ожегова.

6. А какое определение способам сжатия текста дает словарь Ожегова? (слайд №4)

    Работа со словарем:

     Исключение - см. исключить: удалить из состава чего-нибудь.

 Н-р, Исключить из списков.

     Обобщение -  см. обобщить: сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-нибудь.

Н-р, Обобщить свои наблюдения.

    Сочетание – соединение, расположение чего-нибудь, образующее единство, целое.

Н-р, Сочетание звуков.

   7. Слово учителя: Итак, делаем вывод,

  ---что при исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности); затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

  --- при обобщении материала вычленим единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

  8. А от чего будет зависеть выбор определённого способа сжатия текста?

     (От коммуникативной задачи, особенностей текста.)

Слово учителя: как вы понимаете значение слова коммуникативный?

    Словарная работа:   КоММуникативный  - сообщение, общение.(слайд № 5 )

 9. Каким требованиям должно отвечать сжатое изложение?

  1) Сохранять последовательность в развитии событий;

  2) Наличие предложений, выражающих мысль общую для каждой смысловой части;

  3) Установление смысловой связи между предложениями;

  4) Использование точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

Слово учителя:  сегодня вам предстоит выполнить сжатие текста, который называется   Куприн (очерк Б.Д.Челдышева «В поисках пропавших рукописей»).

11) Кто такой Александр Иванович Куприн, что вы о нем слышали, может быть что-то

читали?

(Дата рождения: 1870 - 1938; Куприн следует традициям русской классической литературы, приверженность реализму в изображении жизни, его интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Он развивает в своем творчестве  тему «маленького человека», подчеркивая необыкновенность каждого.

По программе читали в 5 классе «Детский сад»; 6 класс  «Тапёр»; 7 класс «Куст сирени»;

«Чудесный доктор» 5 класс.

Слово учителя : в 10 классе вы глубже познакомитесь с творчеством этого замечательного писателя.

- У вас у каждого лежит на столе текст. Давайте с ним познакомимся.

 Первое прочтение текста.(Чтение учителем, дети следят по распечатанному варианту). Скажите,пожалуйста, с чего начинается анализ текста. (Сформулируйте тему и основную мысль текста). В помощь на столе каждого есть план анализа текста, на который можете опираться.

Беседа после первого прочтения текста:

1) Определите тему текста (о чем текст)?

( Разный Куприн)

2) Сформулируйте основную мысль (чему учит текст).

( Книги долго хранят информацию и не стареют)

3) Определите стиль текста (художественный) и тип  речи (рассуждение).

4) В чём особенность построения текста – рассуждения?

 В рассуждении – на первое место выносится тезис (основная мысль), затем высказываются доводы, факты в пользу основной мысли; в конце текста –итог

5) Разбейте текст на  микротемы, каково их количество?

 (четыре микротемы)

6) Практическая работа по группам. (Элемент комплексного анализа текста):

1) Объясните значение  выражений :  

              1 и 2 группа         -   «един и многолик»

   Единый, - ая, -ое, -ин     1. Один, общий, объединённый.

                                                2. Один, только один.

Многолик, - много – первая часть сложных слов в значении много.            

                      -  лик  -             1. Лицо человека, а также изображение лица на иконах.    

                                                2. Внешние очертания, видимая поверхность чего-нибудь.

          3 и 4 группа         - любопытный и любознательный:

  Любопытный -                1. Отличающийся любопытством.

                                                2. Интересный, возбуждающий любопытство.

Любознательный -       склонный к приобретению новых знаний, пытливый.

7)  Задание с листа:   объяснить знаки препинания в подчеркнутых предложениях.

8) Развиваем орфографическую зоркость:  (слайд №6)

     А) уличных – ЧК – ЧН;

     Б)  Рыбацкую – суффикс – к -  образовано от основы, которая оканчивается на – к    (рыбак);

     В) Совмещалось – мЕсто;

    Г) Мастер-ювелир – приложение и определяемое слово выражено нарицательным именем существительным.

Д) ИнтеЛЛигентного -  словарное слово.

Учителю: смотри лист с текстом для анализа.

Слово учителя: Обратитесь  к памятке «Как писать сжатое изложение». (слайд № 7)

Каково ваше следующее действие?

(Составление плана )

9) Задание по группам : 1 и 2 группа -  составьте простой план текста; 3 и 4 группа составляют цитатный план.

План (простой) (слайд № 8)

1. Куприн - писатель и Куприн - рабочий.

2. Любопытный и любознательный.

3. Потребность в знакомстве с простыми людьми.

4. Кропотливый труд литератора.

План (цитатный) (слайд № 9 )

  1. «Един и многолик»
  2. «Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нем»
  3. «Ничто не дает такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом»
  4. «Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы»

      II. Второе прочтение текста.

Слово учителя:

 1. Отметьте в нём главную информацию и подробности в каждой части.

  1. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

Идёт работа по слайдам № 10, 11, 12, 13.

Слайд № 10: (1 микротема)

  1. своеобразным и неповторимым – исключить детали, главное  в – един
  2. один – землемер, другой – грузчик
  3. третий учетчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре –

  искл. конкретных примеров (профессии)

  1. И много, много других – искл. повтор одного слова.
  2.  В одном лице -  исключить деталь (писатель Куприн)

 Слайд № 11 (2 микротема)

  1. Все вопросы (1 абзац) -  обобщение частных вопросов.
  2. Все было значительно проще – искл.
  3. Ведь профессия оставляет на человеке…  - перечисление конкретных подробностей, которые можно исключить.

 В чем заключена главная мысль этой микротемы? (любопытный и любознательный)

Слайд № 12 (3 микротема)

  1. Любопытно, что Куприна меньше всего тянуло к людям так называемого «интеллигентного» и канцелярского труда – искл. подробности.
  2. Непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны…
  3. …становилось для Куприна … энергично приступал к ней. – искл. подробностей
  4. Или писать в таких условиях, в которых иной литератор не составил бы и двух фраз. – искл. подробности

 Слайд № 13 (4 микротема)

  1. Иногда Куприн прерывал вдруг работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему «точные» слова – искл. подробности.
  2. Меткое слово, услышанное случайно
  3. Афоризм, художественная деталь… кусочков разговора  - искл. нескольких однородных деталей.
  4. … и дальше  - искл. подробности.
  1. Как вы считаете, удалось ли нам сжать содержание? (да). Давайте познакомимся с новым текстом.

    4. Чтение сжатого варианта (слайд № 14)

     5. Получился ли текст? (Предложения связаны по смыслу, микротемы тоже ).

    6.Назовите средства связи частей текста.

 1мт+2мт  - личное местоимение (морфологическое средство); Куприн - он

2мт + 3 мт – однокоренные слова (лексическое средство); люди - людом

3мт + 4 мт -  личное местоимение (морфологическое средство); писатель - он

1мт +4мт – повтор ключевого слова  (лексическое средство) писатель Куприн – писатель

    7.Сохранились ли первоначальные особенности текста?

   (Да.Стилевая принадлежность, тип речи)

    V. Самостоятельная работа по тексту №42 из сборника изложений. (или Д/З)

 Группы работают с одним текстом, затем обсуждение вариантов сжатия.

 Самопроверка (слайд № 15).

VI. Подведение итогов.

Выставление оценок учителем по группам, внутри группы ведущим - консультантом.

Рефлексия настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сжатое изложение

Открытый урок в 9 классе...

презентация "Учимся писать сжатое изложение"

Данная презентация составлена в рамках подготовки к новой форме аттестации в 9 классе и содержит материал, помогающий девятиклассникам овладеть методикой сжатия текста....

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.

Памятка для учащихся...

Элективный курс « Учусь писать сжатое изложение и сочинение по сентенции»

Современные темпы развития всех  сфер общества требуют компетентных, конкурентно способных специалистов, умеющих работать с людьми ,вести конструктивный диалог, аргументировано доказывать с...

Открытый урок на тему "Учимся писать сжатое изложение"

Урок проводила в 9 классе, готовя учащихся к ГИА...

Учимся писать сжатое изложение (задание №1 ОГЭ по русскому языку)

Методика работы,рекомендации, практические задания....

Учимся писать сжатое изложение

Методические рекомендации для учеников 9 класса по подготовке к написанию сжатого изложения...