Смысловое чтение на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Снежинская Ксения Владимировна

О различных формах работы с текстами на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

     Смысловое чтение текста на уроках.

«Как хорошо уметь читать…»                                                                                                                 В.Берестов

Ни у кого уже не вызывает сомнение тот факт, что наряду с навыками владения компьютером и письмом, чтение  - одно из базовых умений, без которого невозможно  представить         себе человека, успешного в любом виде деятельности.

«Чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации…», - говорится в         в проекте «Национальной программы поддержки  и развития чтения. [стр.21]. Навыки чтения носят метапредметный (надпредметный) характер. Федеральным государственным  образовательным стандартом чтение   отнесено к универсальным учебным действиям. Процесс чтения многофункционален: это и способ усвоения информации, и социализация, и «способ обретения личностных смыслов, определяющих отношение человека к миру, мировоззренческие ценности и отношения…»(М.Г.Белова. Приложение к программе по  литературе М.Г.Беловой. электронная версия)

В какой мере это осознается всеми участниками процесса обучения?

На вопрос «Умеете ли вы читать?» учащиеся 7-8 классов  с усмешкой отвечают «Да». И отчасти они правы, технический навык сформирован. Но это лишь одностороннее понимание такого сложнейшего интеллектуального процесса как чтение. Анализ результатов PISA показывает, что российские школьники не умеют работать с информацией. Во многих научных статьях и исследованиях, мониторингах отмечается системный сбой, кризис читательской культуры.

Чтение как вид психической деятельности имеет определенную структуру:

  • Восприятие
  • Извлечение смысла
  • Создание нового смысла в результате процесса размышления.

Ученые, теоретики говорят о том, что с целью оптимизации процесса необходимо перевести когнитивную составляющую в деятельностную.  Введен термин «смысловое чтение» (впервые об этом заговорили психолингвисты К.Гудман и П. Колерс).  Говорят о  целевом чтении, активном чтении. Разработаны стратегии, которые управляют и ведут процесс чтения.

Под стратегиями понимается определение пути,  по которому пойдет читатель; инструментарий, способствующий переработке текстовой информации, обогащающий ее личностными смыслами.   Различные виды текста читаются по-разному. Выбор стратегии осуществляется в зависимости от коммуникативной задачи. Так различают просмотровое чтение, ознакомительное, поисковое чтение (сканирование), выборочное чтение, изучающее.

Остановится на некоторых стратегиальных приемах работы с текстами. Традиционно  работа ведется на примере художественных произведений.  Художественный текст обладает свойством выдавать читателям «различную информацию - каждому в меру его понимания… именно ту, в которой он нуждается, к которой подготовлен».[ цит. по книге «Развитие критического мышления на уроке», стр 63] Чтение художественного текста - процесс творческий, который не может быть алгоритмизирован.

 В практике обучения накоплен большой опыт работы с текстами: определение темы и идеи, основной мысли; работа с заголовками; предвкушение, предугадывание содержания, так называемых «манок» текстов  (М.Г.Белова); составление вопросов к тексту, членение его на абзацы; чтение вслух; работа над изобразительными средствами (например, как замена эпитета влияет на смысл). Интересен прием чтения с остановками, который применяется на стадии осмысления содержания.

На стадии рефлексии после чтения -  написание вторичных текстов (эссе, синквейны, письма, внутренние монологи и т.д.). Сюда же можно отнести и создание внелитературных форм: моноспектаклей, цветослова, инсценировок.

Работа с художественным текстом может вестись в  русле поиска и классификации,  структурирования информации, представления ее в обобщенном виде. На примере  художественных произведений можно учить школьников исследовательской работе, самостоятельному поиску и открытию.

На уроках русского языка можно предлагать  развивать критическое мышления школьников с помощью логических задач: Мужчина вел большой грузовик. Фары на машине не были зажжены. Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось водителю разглядеть ее?

Один английский офицер, вернувшийся из Китая, заснул в церкви на службе. Ему приснилось, что к нему подходит палач, чтобы саблей срубить голову. Когда сабля почти опустилась на шею офицера, к нему подошла жена и, чтобы разбудить, легонько стукнула веером по шее. Потрясение офицера было так велико, что он тут же умер от разрыва сердца. В этой истории, рассказанной вдовой офицера, что-то неладно. Но что же именно? (задачи взяты из Интернета)

Если тексты художественные читают, то над научными и познавательными текстами работают. Традиционно работа с такими текстами – составление конспекта или плана.

Составление различных планов текста.

№ абзаца

Ключевое слово

Вопросный план

Тезисный план

Задания такого родам направлены  отработку умения сжимать текст, вычленять самое важное в нем, что особенно актуально в процессе подготовки к ГИА.

Поиск информации, данной в тексте  в явном виде и в скрытой форме. ( Назвать дату какого-либо события, время или место и т.п). Ответ необходимо подтвердить текстом. На таких  заданиях отрабатываются различные виды чтения, умение соотносить различные фрагменты текста между собой.

Анализ планов, соответствие их заявленной теме; анализ сочинений. (  Задания подобного рода представлены  в учебнике «Русская речь» Е.И.Никитиной)

 «Диалог» с текстом. По мере чтения текста ставятся вопросы к нему. Вопросы могут быть  «тонкими». (Кто…? Что…? Как звали? Верно ли..?) и «толстыми» (В чем различие? Что будет, если…?).

Если составлять различные виды плана мы учим детей, то навыки переработки текста (реферирование, тезирование, конспект) у них сформированы плохо. Чаще всего школьники  выписываются отдельные фразы, зачастую даже грамматически не связанные между собой.

Психологи утверждают, что практика составления конспектов эффективна в том случае, когда работает мысль, ставятся вопросы, комментируются цитаты, идет активная аналитическая работа. Здесь можно предложить следующие виды работы:  

Чтение текста с пометками (Инсерт). Учащиеся делают во время чтения пометы, заполняя затем таблицу, где значки –  это заголовки граф, содержание – тезисные выжимки текста. Варианты помет и их наполнение можно разработать с детьми.

Примерный вариант

«V»

«+»

«-»

«?»

Информация соответствует тому, что вы знали/думаете

Новая информация

Информация противоречит вашим знаниям/мыслям

Непонятная информация/требующая дополнительных сведений по данному вопросу.

Работа такого рада делает процесс накопления информации зримым.

Кластеры.(грозди) Графический прием оформления смысловых единиц текста, его систематизация. Этот прием помогает осмысливать причинно-следственные связи.

(Кластер, составленный учениками 8 класса при работе с учебником В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой «Русский язык. Теория.5-9 классы.», п.156-158)

Работа с алгоритмами, схемами. Дается алгоритм (схема) изучаемого правила, необходимо перевести эту информацию в связный текст научного стиля.  По схеме надо составить связный рассказ о языковом явлении.

В «Примерной основной образовательной  программе образовательного учреждения»  сформулированы умения, которыми должны овладеть ученики:

  • Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл
  • Находить в тексте требуемую информацию
  • Решать учебно-познавательные задачи и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста..

Исходя из этих требований,  необходимо выстаивать систему работы. Для обучения в информационно-образовательном пространстве это особенно актуально, так как значительный объем информации, которую получают учащиеся (и из Интернета в том числе,  поэтому введен термин «экранное чтение») представлен в форме текстов.

Литература:

1.Заир-Бек С.И, Муштавинскиая И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.

2.Иванова Е.О. Осмоловская И.М. Теория обучения в информационной среде. – М.: Просвещение,2011.

3.Логвина И, Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения. Книга для учителя. Tartu Ulikool, Narva, 2012.

4.Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). – М.: Школьная библиотека, 2005

6.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования./ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.:Просвещение, 2011

7.Национальный проект поддержки и развития чтения http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a9bb0e3e-932e-47b1-bf1e-3d088dfa8f73/132.pdf

8.Сметанникова Н. Школе нужен методолог чтения. http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200801812

 9.Смысловое чтение. https://sites.google.com/site/smyslovoechtenie/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...

Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Обучение смысловому чтению в  5-6 классе на уроках русского языка ( практические примеры)...

Формирование компетенций смыслового чтения на уроках русского языка и литературы».

Тезисы  с презентацией к выступлению на районном семинаре...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...