Сценарий урока русского языка для 5 класса
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Сценарий урока на тему "Словари - наши друзья и помошники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx36.75 КБ
Файл slovari_-_nashi_druzya_i_pomoshchniki.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

Кунавина Елена Александровна МОУ

СОШ №4 г. Вольска Саратовской области.

Учебный предмет: русский язык

УМК: под редакцией Бунеев,Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., др. Русский язык. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х кн. – М.: Баласс, 2010

Тема урока: Словари – наши друзья и помощники.

Тип урока:  урок общеметодологической направленности.

Класс: 6

Цели урока:1)Содержательная:   1) обобщение и систематизация изученного,  2) повторить и закрепить знания обучающихся по лексике( о лексическом значении слова, синонимах и иноязычных словах; 3) совершенствовать навыки работы со словарями; 4) воспитывать интерес к книге, к слову.

 2)Деятельностная: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации  изученного материала.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Этап мотивации.

Цель этапа: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности получения знаний и выполнения требований учебной деятельности.

  1. Игра «Дежурная буква».

- Запишите слова на указанную букву ( например: Африка, алгебра, Америка, антилопа и т.д.) Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.

II.- А где вы встречались со словами, которые стоят в определенном порядке?

В течение 2 минут обучающиеся записывают слова на указанную букву ( например: Африка, алгебра, Америка, антилопа и т.д.) Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.

Ребята отвечают, что встречались с такими словами в словарях.

Познавательные УУД

1.Владеть разными видами аудирования.

2. Анализировать, сравнивать, строить рассуждения.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

I – Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

  1. Вопросы классу.

- Какие словари русского языка вам известны?

- К каким словарям мы обращаемся чаще всего?

- В каких случаях словари приходят вам на помощь?

Ребята отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, выражать собственное мнение, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы

ТОУУ 

  1. Этап повторения и обобщения знаний

Цель этапа: повторить и закрепить знания обучающихся о словарях

Знакомство со словарями.

                    В роли словарей выступают 4 ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего                           рабочего дня, а класс определить, какой перед ними словарь.

«Фразеологический словарь».

«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам  умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».

«Словарь иностранных слов».

«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром»

«Толковый словарь».

«В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий ведущего. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

«Словарь синонимов».

«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова…  Ну, всё равно, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

  1. Конкурс рисунков.

Ребята заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, какому из представленных « Словарей» какой рисунок предназначен. «Словари» сами выберут себе по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса.

- А теперь, ребята, посмотрите, какие обложки были созданы для словарей в разное время.

   VIII.          Работа «словарей» с классом.

                    - Я – словарь иностранных слов. Я имею 20000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого слова, а также сведения о его происхождении. Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача – не только перечислить иноязычные слова, называющие его одежду, но и определить, из какого языка они пришли в русский. (Появляется « блестящий  денди». Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь).

ЗАДАНИЕ. 1. А теперь в предложениях замените словосочетание одним словом.

  1. Торжественный смотр физкультурников на футбольном поле (парад)
  2. Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия как депутата (мандат)
  3. В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель (тир)

ЗАДАНИЕ 2. Поработайте со словарем иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого языков. Дайте лексическое толкование этих слов. (Работа по группам).

                 - Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражений типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двумя огней и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А сейчас прошу выполнить мои задания.

ЗАДАНИЕ 1. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о…

                     - о кротком, безобидном человеке? ( Мухи не обидит)

                     - о чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться).

                     - человек, который пришел не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла).

                     - о том, кто (что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится).

ЗАДАНИЕ 2. Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям, к фразеологизмам:

  1. Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо.
  2. Кот наплакал (с гулькин нос), по пальцам пересчитать можно ( раз – два и обчелся),
  3. во всю прыть ( сломя голову), со всех ног

 ( быстро) и т.д.

ЗАДАНИЕ 3. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).

Голова – человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую…

Ноги – уносить ноги, стать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять…

Глаза – мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу…

Нос – задрать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, не показывать носа…

- Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и самобытной!

- Я – словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, род мебели. Но есть еще и другие значения. Заглянем в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание: объяснить значение слова стол в каждом из предложений.

1. Стол накроешь, посуду вымоешь, сядешь и посидишь.

2. Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

3. В санатории нам определили пятый стол.

- А теперь определите, какие значения имеет слово голова.

1. Фермерское хозяйство продало триста голов скота.

2. Вдали показалась голова пехотной колонны.

3. Он в неравном бою сложил свою голову.

4. От бессонницы у него разболелась голова.

- Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова.

Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режут слух повторение слова «сказал». А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Синонимом слова «правда» является слово истина. Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. «В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы все равно, как сказать: конь или лошадь, ребенок ли дитя, дорога или путь».(Т.Г.Винокур). То же самое можно сказать о словах «правда или истина». Вот послушайте, что об этом пишет М.М.Пришвин: «Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину надо искать».

- Прошу теперь выполнить мои задания.

ЗАДАНИЕ 1. К слову «победить» в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?

ЗАДАНИЕ 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.

ЗАДАНИЕ 3. Индивидуальное задание: редактирование своих текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по развитию речи. (Словарь синонимов вам поможет справиться с заданием).

Называют словари.

Представляют рисунки. Одноклассники оценивают работы.

Просмотр слайдов презентации.

Называют предметы одежды, объясняют, из каких языков пришли эти слова.

Заменяют словосочетание одним словом.

Работают со словарем иностранных слов. Приводят примеры слов, заимствованных из других языков. Дают лексическое толкование этих слов.

Выполняют задания по фразеологии (подбирают фразеологизмы).

Подбирают синонимические фразеологизмы к словосочетаниям.

Называют фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела.

                           

Объясняют значение слова стол в каждом предложении.

Подбирают синонимы к слову «победить».

Подбирают синонимы для характеристики учеников.

Ребята редактируют тексты (исправляют речевые ошибки).

Регулятивные УУД

 Высказывать предположения на основе наблюдений.

Личностные УУД

Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения.

2. Пользоваться словарями разных типов.

IV. Этап включения изученного в систему знаний – работа со словарями.

Цель этапа: включить полученные знания в систему знаний о словарях и лексике. Уметь использовать словари как справочные пособия.

Задания даются в игровой форме. Можно организовать соревнования по рядам ( или создать команды).

         1.   Игра «Справочное бюро».

1)Выбери слово, соответствующее лексическому значению.

2)Колорит, компонент, комфорт, компромисс

 ( «составная часть чего-либо»).

  1. Каолиция, коллегия, коллектив, коллекция
  2.  ( « объединение, соглашение, союз государств и др. для достижения общих целей»).

4)Констатировать, конспирировать, конструировать, консолидировать («сплотить кого-либо для усиления деятельности»).

           2. Игра «Следствие ведут знатоки».

Определи, в каких значениях употребляется в тексте слово «угол».

«Хочется перечислить несколько острых углов, куда меня загоняли. Мать говорила: «Марш в угол!» Я шел, становился и думал. После войны я снимал углы, в самые худшие годы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли неоднократно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с прямым и верным».

( Б.Слуцкий).

  1. Игра «Эрудит»

Раскрой значение выделенных слов.

Как музыка звучит сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть. ( В.Г.Костомаров).

  1. Игра « Эстафета».

Напиши правильно (выполняется на интерактивной доске).

Стюарде…а, гри…аса, инте…генция,а…ликация, су…огат, га…ерея, а…улировать, ко…ерсант,а…алогия, ветер…нар, м…лиорация.

  1. Игра «Диктор».

- Расставь ударение, произнеси правильно.

Агент,баловать, диспансер, камбала, ломоть, ракушка, хаос, цемент, щавель, договор, тефтели, партер, револьвер.

  1. Игра «Кто больше»?

Подбери синонимы к словам грустить, известить, пугать, есть

 

Обучающиеся определяют, в каких значениях употребляется в тексте слово «угол».

Объясняют значение слов.

На интерактивной доске вставляют пропущенные буквы в словах.

Расставляют ударение в словах и произносят слова правильно.

Подбирают (кто больше) синонимы к словам.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

1.Различать словари разных   типов, извлекать информацию из словарей, сравнивать ее.

2. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

3.Владеть разными видами аудирования.

V.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.

1)Проводит беседу, организует самооценку результатов обучающихся

1)Отвечают на вопросы:

-Что было сложного сегодня на уроке и почему?

- Над чем бы ты хотел поработать дома?

Чтение учеником стихотворения С.Я.Маршака «Словарь».

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть. 

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

1.Рефлексия способов и условий действия

2.Контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

3.Самооценка на основе успешности.

4.Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

5.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

VI.Этап домашнего задания.

Составит один из несуществующих словарей (объем 15-30 слов). Тематика словарей:1) космический словарь, 2) словарь моих любимых слов, 3) словарь самых важных , главных) слов, 4) спортивный словарь, 5) школьный словарь, 6) словарь добрых слов, 7) словарь вежливых слов и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Словари – наши друзья и помощники.

Слайд 2

повторить и закрепить знания обучающихся по лексике( о лексическом значении слова, синонимах и иноязычных словах; совершенствовать навыки работы со словарями ; воспитывать интерес к книге, к слову. Цели урока:

Слайд 3

Запишите слова на указанную букву ( например: Африка, алгебра, Америка, антилопа и т.д.) Игра «Дежурная буква».

Слайд 4

Ф ранцузский писатель Анатоль Франс сказал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

Слайд 5

- Какие словари русского языка вам известны? - К каким словарям мы обращаемся чаще всего? - В каких случаях словари приходят вам на помощь? Вопросы классу:

Слайд 6

Словари русского языка

Слайд 8

1)Выбери слово, соответствующее лексическому значению. 2)Колорит, компонент, комфорт, компромисс ( «составная часть чего-либо»). 3) Каолиция , коллегия, коллектив, коллекция ( « объединение, соглашение, союз государств и др. для достижения общих целей»). 4)Констатировать, конспирировать, конструировать, консолидировать («сплотить кого-либо для усиления деятельности»). Игра «Справочное бюро».

Слайд 9

Определи, в каких значениях употребляется в тексте слово угол. «Хочется перечислить несколько острых углов, куда меня загоняли. Мать говорила: «Марш в угол!» Я шел, становился и думал. После войны я снимал углы, в самые худшие годы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли неоднократно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с прямым и верным». ( Б.Слуцкий ). Игра «Следствие ведут знатоки»

Слайд 10

Раскрой значение выделенных слов. Как музыка звучит сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние , достоинство, совесть . ( В.Г.Костомаров ). Игра «Эрудит»

Слайд 11

Напиши правильно (выполняется на интерактивной доске). Стюарде…а, гри …аса, инте … генция,а … ликация , су… огат , га… ерея , а… улировать , ко… ерсант,а … алогия , ветер…нар, м… лиорация . Игра «Эстафета»

Слайд 12

- Расставь ударение, произнеси правильно. Агент , баловать , диспансер, камбала, ломоть, ракушка, хаос, цемент, щавель, договор, тефтели, партер, револьвер. Игра «Диктор»

Слайд 13

Подбери синонимы к словам грустить, известить, пугать, есть Игра «Кто больше»?

Слайд 14

Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руке свой потайной фонарь. На всех словах - события печать. Они дались недаром человеку. Читаю: "Век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку. Век заедать, век заживать чужой..." В словах звучит укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть. С.Я.Маршак «Словарь».

Слайд 15

- Что понравилось на уроке? - В чем испытывали трудности? РЕФЛЕКСИЯ.

Слайд 16

Составит один из несуществующих словарей ( объем 15-30 слов). Тематика словарей:1) космический словарь, 2) словарь моих любимых слов, 3) словарь самых важных , главных) слов, 4) спортивный словарь, 5) школьный словарь, 6) словарь добрых слов, 7) словарь вежливых слов и т.д. Домашнее задание:

Слайд 17

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы современного русского языка"

Сценарий урока предполагает различные виды работы со словом, реализует элементы требований ФГОС старшей школы...

Сценарий урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Второстепенные члены предложения"

Урок русского языка в 5 классе "Второстепенные члены предложения" составлен в соответствии с требованиями ФГОС по УМК М.М.Разумовской. Цель урока: формировапние ценностного отношения к совместной позн...

Сценарий урока русского языка в 7 классе.

Сценарий урока русского языка « Одна и две буквы Н в суффиксах причастий и отглагольных  прилагательных» представляет урок «открытия» нового знания, разработан согласно критериям ФГОС....

Сценарий урока русского языка в 5 классе с учётом требований ФГОС.

План-конспект урока  русского языка в 5 классе с учётом требований ФГОС....

Сценарий урока русского языка в 7 классе "Портрет причастия"

Сценарий урока возможно использовать на этапе повторения темы "Причастие" в 7 классе....

Сценарий урока русского языка 6 класс

Конспект урока в 6 классе...