Конспект урока русского языка для 7 класса Тема: "Сжатое изложение по очерку К.Г. Паустовского "Обыкновенная земля"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Головачёва Альбина Мавлитовна

На данном уроке педагог учит  формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания, учит приемам сжатия текста и  редактировать написанное,  формировать умение строить текст заданного типа, воспитывать любовь к родным местам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt.docx22.53 КБ
Файл moya_prezent.pptx1.39 МБ

Предварительный просмотр:

  1. Конспект урока русского языка для 7 класса

Тема: "Сжатое изложение по очерку К.Г. Паустовского
"Обыкновенная земля"

Цели урока:

  • совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема, основная мысль;
  • формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания;
  • учить приемам сжатия текста;
  • учить редактировать написанное;
  • формировать умение строить текст заданного типа;
  • воспитывать любовь к родным местам.

Метод объяснения: репродуктивная беседа.

Методы формирования умений:

  • аналитическое наблюдение над готовым текстом;
  • редактирование;
  • работа над черновиком сжатого изложения.

Ход урока

1. Организационный момент.

2.  Вступительная беседа с классом.

  • Если бы я сейчас сказала, что на сегодняшнем уроке вы будете писать изложение, кто воспринял бы эту новость с радостью? Почему?
  • Но мы будем писать изложение по тексту, который вам уже знаком. Это текст из очерка К.Г.Паустовского «Обыкновенная земля», посвящённый Мещёрскому краю. Посмотрите небольшой видеоролик о природе этого волшебного края.

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА

  • Понравился вам этот уголок нашей необъятной страны? Чем он вас привлёк?
  • Теперь после просмотра этого сюжета вы настроились на плодотворную работу?

-   Вам приходилось писать сжатые изложения?

  • На уроке мы будем готовиться к написанию изложения. Изложения сжатого. Как вы понимаете этот термин? (Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, другие - подробно.)
  • Какие же кратко, а какие – подробно? (Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.)
  • Заключительная часть работы – написание сжатого изложения.
  1. Постановка целей урока (совместно с детьми).

-Так, какова же цель нашего сегодняшнего урока? (слайд 2)

  1. Объяснение новой темы.

Однажды К.Г.Паустовский сказал такие слова:

Демонстрация портрета К. Паустовского.(1892 – 1968) (приложение, слайд 3)

«…Любовь к родной природе – один из первейших признаков любви к своей стране.»

«Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в Мещерском крае. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда.

Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей.»

(К.Г. Паустовский)

К.Г. Паустовский много ездил по нашей стране, часто бывал за рубежом, в дальних странах. Но самую горячую его любовь завоевала простая, скромная природа средней полосы России. Ей он посвятил лучшие свои рассказы. Мещерский край, или Мещерская низина (как этот край называется на географических картах), область юго-восточнее Москвы и севернее Рязани, – стал для него “второй родиной”. Там он нашел все, что привлекало его с детства.

Образец словесной пейзажной живописи – проза Паустовского. Её сила заключается в необыкновенной простоте, искренности, правдивости. Читая Паустовского, мы учимся любить природу, человека, Родину, родное слово.

2) Чтение учителем очерка К.Г.Паустовского "Обыкновенная земля" (упражнение 281, приложение, слайды 4 8)

3) Аналитическая беседа по тексту.

  • -О чём идёт речь в тексте? (о красоте природы Мещёрского края)
  • -Какова же основная мысль? С какой целью автор написал этот текст? (передать всю красоту природы этих мест, что на нашей планете есть места зачаровывающие нас)
  • -Определите стиль текста? Докажите. (Публицистический,  с элементами рассуждения. Автор пытается воздействовать на читателя и передать всю красоту мещёрского края)
  • -Какие художественные средства использует автор, с какой целью?
  • Эпитеты: обильные урожаинебогатые места.
  • Метафоры: клочок земли; природные силы.
  • Олицетворения: тихая немудрая земля.
  • Фразеологические обороты: на первый взгляддо боли в сердце; в глубине сердца.
  • Риторические восклицания: Неужели мы должны любить свою землю только за то…!

Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, сохраняя основные мысли автора, логическую последовательность мысли без искажения. «Сжать» текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце; убрать все лишнее и оставить только главное, отказаться от подробностей». (Приложение, слайды 9 – 11)

4) Работа над составлением плана.

  • С какой целью мы обычно составляем план текста?
  • Как  нужно составлять план предложенного текста? (Читать по абзацам, формулировать основную мысль)
  • Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, когда они раскрывают одну микротему).
  • О чём идёт речь в первом абзаце? Какие можно выделить ключевые слова? Как озаглавить?

В тетрадях записываются пункты плана и выписываются ключевые слова.

1. В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств.

2. Что можно увидеть в Мещёрском крае?

3. Что можно услышать в Мещёрском крае?

4. С каждым днем край делается богаче, разнообразнее и милее сердцу.

Задание: пользуясь планом, перескажите текст

5) Физкультминутка

6) Словарно-орфографическая работа.

Мещерский край ((В своей работе «По Мещёрскому краю» А.Попов писал о том, что такое Мещёра?
Мещёра – это леса, которым нет ни конца ни края; это и озёра, и реки, и сосновые боры, и берёзовые рощи), картины Левитана, особенная красота, богатство, притягательная сила, скошенные луга, торжественно, можжевельник).

7) Работа над черновиком изложения (звучит музыка, приложение, слайды 12, 13)

8) Написание сжатого изложения.

9) Итог урока: «И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к своей стороне». (К. Паустовский)

10. Домашнее задание: переписать сжатое изложение в тетради для творческих работ.

11. Рефлексия. Давайте создадим свою картину. Если урок вам понравился украсьте деревья зелёными листьями. Если вам что-то показалось непонятным, или урок был грустным, украсьте дерево красными листьями.

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К.Г.Паустовский «Обыкновенная земля»

Слайд 2

К.Г. Паустовский «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в Мещерском крае. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей.» ( К.Паустовский )

Слайд 3

Цели и задачи урока: подготовиться к написанию сжатого изложения К. Паустовского «Обыкновенная земля»; развивать речь, память, кругозор формировать умение видеть прекрасное в обыкновенном, обыденном; воспитывать любовь к природе.

Слайд 4

Мещерский край

Слайд 5

Мещерский край

Слайд 6

Утро в Мещерском краю

Слайд 7

В краю Мещерских озер

Слайд 8

В краю Мещерских озер

Слайд 9

Как писать изложение 1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли. 2. Найдите среди них главную мысль. 3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. 4. Озаглавьте каждую часть и составьте план. 5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. 6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? 7. Обдумайте средства связи между частями. 8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык. 9. Запишите этот сокращённый текст на черновике.

Слайд 10

Способы сжатия текста Исключение лишних второстепенных предложений. Сокращение ряда однородных членов. Составление из нескольких предложений одного предложения обобщенного смысла. Исключение повторов мыслей автора.

Слайд 11

ПЛАН В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств. Что можно увидеть в Мещерском крае? Что можно услышать в Мещерском крае? С каждым днем край делается богаче, разнообразнее и милее сердцу.

Слайд 12

В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но всё же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как картины Левитана. Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

Слайд 13

В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха . Но всё же край этот обладает большой притягательной силой . Он очень скромен – так же, как картины Левитана. Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

Слайд 14

Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, лесные озёра, стога, пахнущие сухим и тёплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.

Слайд 15

Что можно увидеть в Мещёрском крае ? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, лесные озёра, стога , пахнущие сухим и тёплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.

Слайд 16

В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик заблудшей коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским шумом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

Слайд 17

В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры , где так торжественно и тихо, что бубенчик заблудшей коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским шумом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

Слайд 18

В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды.

Слайд 19

В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие избы лесников, пески, можжевельник , вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды.

Слайд 20

Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.

Слайд 21

Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов (птиц), свист иволги, суетливый стук дятлов , вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке , а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.

Слайд 22

Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днём край этот делается всё богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории.

Слайд 23

Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днём край этот делается всё богаче , разнообразнее, милее сердцу . И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории.

Слайд 24

«Обыкновенная земля»

Слайд 25

«Обыкновенная земля»

Слайд 26

«И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к своей стороне». К. Паустовский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."

Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."...