Буквы "е"и "и"в приставках "пре-" и "при-"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Ващенко Татьяна Александровна

Цели:

  • совершенствование орфографических навыков в написании слов с приставками пре- и при-.
  • развитие навыков работы с алгоритмом, опорными сигналами.
  • развитие интеллектуальной сферы, развитие речи, памяти. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pristavki_pre-_i_pri-.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Буквы "е"и "и"в приставках "пре-" и "при-"

Цели: 

  • совершенствование орфографических навыков в написании слов с приставками пре- и при-.
  • развитие навыков работы с алгоритмом, опорными сигналами.
  • развитие интеллектуальной сферы, развитие речи, памяти.

I. Словарная работа.

Тренировочное упражнение – проверка памяти. Один учащийся отвечает у доски, проверяют все. Орфографическое чтение.

Прийти', преобразова'ть, преврати'ть, преодоле'ть, приобрести', привыкать, причина, прилежный, прия'тный, препятствие, привычка, презирать.

II. Развитие речи.

Рассыпанные слова. Составить предложение из слов трудно, привычки, плохие, расстаться, легко, приобрести.

Приобрести плохие привычки легко – расстаться трудно.

III. Повторение правила.

Лингвистическая сказка (читают два учащихся):

Жили-были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка пре- очень добрая, очень гордая, очень серьезная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая. Приставка пре- дочь приставки пере-, она очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву е. Благодаря сходству в значении она может заменять пере- в глаголах: перегородить – преградить, переступить – преступить. 

Вывод:

По смыслу ПРЕ

=

очень

=

ПЕРЕ

Приставка при-  – хорошо воспитанная барышня. Покажите разницу в выполнении действий.

Не топнет, а притопнет,
Не сядет, а
присядет,
Не откроет, а
приоткроет.

Вывод: (покажите жестом с помощью ладоней) Она все делает “ чуть-чуть” – неполное действие. У нее есть такие значения:

  • друг к другу” – присоединение,
  • близко” – приближение,
  • около” – близость. 

Значений приставок много – шесть. Часто ошибаются в написании слов с этими приставками. Поэтому воспользуемся алгоритмом.

IV. Алгоритм.

Чтение алгоритма (ранее работали уже с ним):

V.

Записать словосочетания, выделить приставку, объяснить ее написание.

Преинтересный рассказ, приостановить движение, прерывать изложение, придорожный цветок, пришкольный участок, приподнять стол, приземлиться неудачно, претерпевать изменения.

VI. Разминка.

Отдохнем. Веселые стихи. На слух определить слово с приставкой, записать, проговаривая, объяснить (смотри алгоритм).

1.

Грач качался в гамаке,
Гуси – в волнах на реке.
Мимо голуби летели
И на веточку присели.
Веточка качается –
Неплохо получается.

2.

Грустный клоун –
Бегемот
Грустным голосом
Поет.
Песню грустную –
Прегрустную:
– Я люблю лягушку вкусную.

3.

В лес дремучий я пойду,
Зайца серого найду.
Принесу его домой –
Будет этот зайка мой.

4.

Приходили к мухе блошки
Приносили ей сапожки.
А сапожки не простые
В них застежки золотые.

VII. Самостоятельная работа.

Вставить пропущенные буквы, записать, проверить, открыв последнюю строчку.

Если ты в пришкольный сад
Пр
ибежал прикрыть салат,
Или дерево пр
ивить,
Иль теплицу пр
иоткрыть,
Знай, что здесь приставка
ПРИ
Ее значенье повтори.

VIII. Обобщение.

Работа с карточкой Е-И. (Кто ошибается, обращается к алгоритму).

Карточка Е-И 

Привинтить, прибить, приморский, предлинный, престарелый,
пр
еувеличить, примчатся, прикасаться, преградить, преобразить,
пр
игородный.

 

Карточка Е-И 

Пр…винтить, пр…бить, пр…морский, пр…длинный, пр…старелый,
пр…увеличить, пр…мчатся, пр..касаться, пр…градить, пр…образить,
пр…городный.

IX. Домашнее задание.

Найти в художественном тексте и выписать 8 предложений, в которых есть слова с приставками пре- и при-.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»

Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Пособие для изучения букв, используемое в работе с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости. Буква А.

Пособие для изучения букв, используемое в работе с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости ...

Игра "Прятки с буквами" знакомит с буквами русского алфавита. Учит определять первую букву и количество звуков в слове

Пособие "Прятки с буквами" Примечание: квадратиками на поле показано количество пропущенных букв в слове....