План-конспект открытого урока по русскому языку на тему "Морфология. Повторение" 5 кл
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

материал представляет собой план-конспект урока с использованием приемов и методов ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Повторение. Морфология 5 кл62.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе

Тема: Повторение «Морфология. Самостоятельные части речи»

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся  по теме «Морфология. Части речи»

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания о существительном, прилагательном, глаголе как частях речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);
  • способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;
  • способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
  • содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.

Вид урока: урок актуализации знаний и умений.

Приемы работы: «Синквейн», «Кубик», «Создай паспорт», «Рефлексивный экран», игра “Да-нет”. 

Структура урока:

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний

3. Постановка учебной задачи

4. Практическое закрепление.

5. Подведение итогов.

6. Рефлексия деятельности.

Ход урока

          1.Орг.момент. Приветствие учащихся

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне

1-2 минуты;

  • Здравствуйте, ребята! Меня зовут – Александра Владимировна, и сегодняшний урок для вас проведу я. Надеюсь, что мы проведем это время интересно и познавательно.

2. Актуализация знаний

Цель:  повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. 4-5 минут;

2. Возникновение проблемной ситуации.

• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

• создание проблемной ситуации;

• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

  • Ребята, я хочу рассказать Вам о…своей кошке. Мою кошку зовут Мулан. Она трехцветная, сибирской породы. Она очень ласковая и отличная охотница. Что ловят кошки? Конечно, мышей! И если Мулана поймает мышку то, не смотря на ночь или утро, она приходит и мяукает до тех пор, пока ты ее не похвалишь.  
  • Ребята, у вас наверняка  есть любимые домашние животные… давайте составим своего рода паспорт нашего питомца.
  • А вы знаете, что такое паспорт?  (Документ, удостоверяющий личность).

3. Постановка учебной задачи.

  •      А давайте сегодня мы попробуем создать паспорт для  частей речи, а каких именно, мы узнаем из этих конвертов (раздает по группам).
  • И подумайте, что мы должны включить в наш паспорт? Какие характерные особенности частей речи вам известны? (Слайд 1. «Три кита»)
  • Вы открываете, но не говорите, какая часть речи досталась каждой группе. Теперь задача каждой группы отгадать, кому какая часть речи попалась, для этого вы придумываете и задаете наводящие вопросы, на которые можно ответить только «да или нет». Итак, давайте начнем, например: «Это часть речи начинается с буквы Н, да или нет?» (2-3 мин.)

Игра «Кубик»

- Хорошо, ребята, мы узнали, что 1 группе досталось - имя существительное, 2 группе – имя прилагательное, 3 группе – глагол.

- А что нам известно об этих частях речи? Для этого давайте сыграем в игру «Кубик».

Данный прием используется на этапе осмысления.

Положительные стороны приема "Кубик":

– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

Слайд 2.

1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

Условия игры – каждая группа поочередно бросает свой кубик и отвечает на выпавший вопрос, остальные участники внимательно слушают и в случае дополняют своих товарищей.

(2-3 вопроса).

4. Практическое закрепление.

1) «Синквейн»

- А теперь попробуем составить стихотворение, опираясь на полученные знания – алгоритм.

- Ваше стихотворение должно состоять из 5 строк, каждая строка строится по определенному правилу:

Слайд 3.
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Зима.

Снежная, холодная

Наступила, пришла, нагрянула

Я очень люблю зиму

Холодно.

«Физкультминутка»

- Итак, ребята, давайте немного отвлечемся.

2) «Убери лишнее»

    Незнайка решил помочь Морфологии собрать вещи в туристический поход. В рюкзак он положил глаголы, приставки, предлоги, синонимы, обращения, орфограммы, запятые, прилагательные. Какие вещи Морфологии придется выложить из рюкзака? 

Слайд 5.

3) «Слово в слове»

 Выделите из этого ряда всевозможные слова.

 теперьяподнимитетоже 

Слайд 6.

4) «Веселая грамота»

- Я придумала рассказ, но в моем рассказе все прилагательные куда-то убежали, помогите мне и назовите  прилагательные  (любые)

Сегодня_________день! Я пришла в гости к ________детям и провожу для них______урок.  Ребята все очень_______, они любят читать ________книги, решать __________задачи и петь__________песни.  Мы провели вместе очень ________время.

Сильный, быстрый, красивый, умный, целеустремленный, снисходительный, хороший, красный

5. Вывод. Подведение итогов.

-  Итак, ребята, подведем итоги. Мы с вами по ходу урока вспомнили какие части речи? И осталось нам заполнить паспорт наших частей речи (раздаточный материал)

- Паспорта составлены, давайте послушаем, что же у нас получилось….

6."Рефлексивный экран" 

- Итак, ребята, вот и подходит к концу наш урок. Ия вас попрошу посмотреть на экран и выбрать по одной фразе и продолжить его.

Например: «Мне сегодня было интересно …действительно работать с вами»

(Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске)

Слайд 7.

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Д/з составить паспорта других частей речи.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Прием «Кубик» - позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.


Название. Приём: «Создай паспорт» 

Описание: для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану 

Игра «Да/нет» 

Технология приема: 
игру можно проводить как викторину: все желающие загадывают всему классу понятия изучаемой темы; 
можно играть в «да–нет»: учитель загадывает понятия, а ученики задают ему вопросы, предполагающие прямой или альтернативный ответ. 
Желательно, чтобы учителю загадали понятие и на этом примере показали, как надо задавать наводящие вопросы, чтобы эффективнее отгадывать. 

Когда и зачем может быть использован -  развиваются коммуникативные навыки, внимание и системное мышление. 
Возможности применения: на уроках подготовки к зачетной работе или в свободное время. 


Приём «Синквейн»

это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.

Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.

На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома. 
Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МО «Ленский район» МКОУ СОШ им. Е.Мыреева с. Беченча

План-конспект открытого урока

по русскому языку

«Морфология. Повторение» 5 кл.

Выполнил:

учитель русского языка

и литературы

Винокурова А.В.

2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

План-конспект открытого урока по русскому языку

Обеспечение учащихся системой интегрированных знаний о здоровьсберегающей деятельности....