Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Загнетина Ольга Алексеевна

Тип урока: Урок объяснения нового материала

Цель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета; начать знакомство с понятиями «речь», «формы речи», «речевая ситуация»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_yazyka_v_zhizni_obshchestva.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ  ЯЗЫКА  В  ЖИЗНИ  ОБЩЕСТВА.

ЯЗЫК  И  ЧЕЛОВЕК.  ЯЗЫК  И  РЕЧЬ.  ЯЗЫК  И  ЕГО  ЕДИНИЦЫ

Цель деятельности учителя

Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета; начать знакомство с понятиями «речь», «формы речи», «речевая ситуация»

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение, определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net 

http://www.zavuch.info 

http://www.intergu.ru 

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.htm l

http://festival.1september.ru/subjects 

http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Речь, речевая ситуация, языковые единицы

О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   ( с ц е н а р и й )   у р о к а

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществля-емая деятельность учащихся

Формы органи-

зации взаимо-действия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежу-точный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотива-ция (само-определе-ние) к учебной деятель-ности

Эмоциональная, психологиче-ская и мотива-ционная подго-товка учащихся к усвоению изу-чаемого мате-риала. Слово учителя о значе-нии языка, речи

– Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой – слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может происходить устно и письменно. И всё это благодаря языку.

Писатель Лев Успенский в книге «Слово о словах» пишет:

«Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый, подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом»

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фрон-тальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенство-вать имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно- познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия

Листы обратной связи

2. Актуа-лизация знаний и пробное учебное действие

Воспроизведе-ние ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Работа в группах. Игра-соревнование. Дидактическое задание.

– Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки вы знаете? (Например: От доброго слова язык не усохнет. Языком кружева плетёт. Каков разум, таковы и речи. Человеческое слово стрелы острее. Пулей попадёшь в одного, а метким словом – в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.)

Р а б о т а  в  г р у п п а х  над пословицами о языке, собранными В.В. Далем.

Д и д а к т и ч е с к о е  з а д а н и е.  Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке.

  • Без языка и колокол нем.
  • Живое слово дороже мертвой буквы.
  • Хорошую речь хорошо и слушать.
  • В чужой беседе всяк ума купит.
  • Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
  • На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся

Вспоминают пословицы о языке, речи, слове, одну записывают в тетрадь. Задают вопросы, отвечают на вопросы других

Группо-вая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникатив-ные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

3. Выявле-ние места и причины затрудне-ния

Обсуждение результатов предыдущего этапа

– Какая группа быстрее всего справилась с заданием? Как вы думаете, почему? Что явилось причиной затруднения в других группах?

Обдумывают ответы на просы

Группо-вая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникатив-ные:

Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Просмотр мультимедийной презентации «Роль языка в жизни общества»

– Язык – универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми.

Однако не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться.

– Умеете ли вы пользоваться родным языком – этим мощным оружием? Можете ли вы отличить определение от эпитета? Метафору от сравнения? Нет? Что мы должны сделать для того, чтобы получить эти знания? А нужны ли нам помощники в этом трудном деле? Давайте познакомимся с ними

Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистичес-кие термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Фрон-тальная

Устные ответы

Знакомство с учебными пособиями по предмету. Просмотр оглавления

– Что в оглавлении показалось знакомым, а что совсем новым?

Обращает внимание на теоретические сведения, опорные материалы, правила для заучивания задачи, упражнения по развитию речи и коммуникативных умений, материал для самостоятельных наблюдений и др., на Приложение к учебнику (словарики, памятки, репродукции картин, образцы разбора). Показывает учебник, объясняет, как им пользоваться. Организует работу с параграфом 3 «Читаем учебник»

Слушают учителя, рассматривают учебник – обложку, титульный лист, другие составляющие. Знакомятся с условными знаками, дифференцирующими материал в учебнике

Группо-вая

Листы обратной связи. Уточ-няющие вопросы

Физкультминут-ка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть

Выполняют элементарные физические упражнения

Фрон-тальная

Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье

4. Целепо-лагание и постро-ение проекта выхода из затруд-нения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

Упр. 3 позволит осмыслить ключевое значение слов темы (общение, общаться). Последующие задания дают возможность показать ученикам особенности устного и письменного общения (упр. 4, 5), подчеркнуть универсальность, силу обобщения языка (упр. 6), обнаружить, что язык – средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения к другому (упр. 1).

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Индиви-дуальная, группо-вая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникатив-ные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность

5. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность по реали-зации построен-ного проекта

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, обсуждение результатов

– К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполненные упражнения?

– О какой стороне языка мы ещё не говорили?

Объясняет важность орфографически грамотного письма. Проводит беседу «Что мы будем делать, чтобы хорошо знать русский язык?».

– Письменная форма речи занимает значительное место в жизнедеятельности человека, а решающий показатель уровня культуры письма – степень грамотности. Важность орфографической грамотности для эффективного письменного общения людей, для обеспечения желаемого взаимопонимания всегда сознавалась обществом

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассни-ками делают вывод, что существуют как устные, так и письменные формы речи

Фрон-тальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникатив-ные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах

Устные ответы

6. Первич-ное закрепле-ние с коммен-тировани-ем во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирую-щих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей.

«Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупился бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянчского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». (М.В. Ломоносов.)

«Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат». (А.П. Сумароков.)

«Да будет же честь и слава нашему языку, который в самом родном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, которые заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса». (Н.М. Карамзин.)

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Индиви-дуальная, группо-вая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

7. Само-стоятель-ная работа с само-

проверкой по эталону

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

«…Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается в нем». (А.И. Герцен.)

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий». (В.Г. Белинский.)

«Перед вами громада – русский язык». (Н.В. Гоголь.)

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен…». (А.И. Куприн)

Самостоятель-но выполняют упражнения разного уровня сложности

Индиви-дуальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)

Письмен-ная работа

8. Вклю-чение в систему знаний и повторе-ние

Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

– Для чего людям нужен язык? Речь?

Подведем итог наблюдениям: язык и речь нужны во всех областях жизни человека – чтобы обмениваться мыслями и чувствами, учиться, обогащать свои знания и опыт, организовывать совместную работу, домашние дела, отдых, находить взаимопонимание дома, в школе, транспорте, магазине, кругу сверстников, среди старших и младших…

Познакомимся с советами учебника о том, как учиться читать и слушать (с. 8-9)

Участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы

Фрон-тальная

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследователь-ских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оцени-вание работы учащихся на уроке

9. Рефлек-сия учеб-ной деятель-ности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке?

– Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

 

Писатель А.Н. Толстой говорил: «Общаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индиви-

дуальная

Листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка и ОДНКР. Тема: В труде - красота человека.

Конспект интегрированного урока русского языка и ОДНКР в 5 классе по теме "В труде - красота человека....

Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Роль имён существительных в речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Роль имён существительных в речи"...

технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"

laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...

Технологическая карта урока немецкого языка в 8 классе по теме "Роль иностранных языков в нашей жизни"

Цель занятия: - создать условия общения и практического применения языкового и речевого материала.- формирование функциональной грамотности на уроке немецкого языка на примере темы «Роль ин...