Рабочая программа по русскому языку. 11 класс.УМК Н.Г. Гольцовой.
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку. 11класс.УМК Н.Г. Гольцовой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39»

города Дзержинска Нижегородской области

Принята

на педагогическом совете

от _______2014 года протокол  №____

Утверждена

приказом директора МБОУ СОШ № 39

                        от ___________2014 года № ____

Рабочая программа по русскому языку

11 класс

Базовый уровень

Разработала

учитель русского языка

 и литературы

М.Л. Земятченская

2014 год


Пояснительная записка

Документ Гольцова Н.Г. Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А, Мищерина). – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2009

Количество часов в год – 34, в неделю – 1

                                                                    Общая характеристика предмета.

Русский язык как учебный предмет в старших классах по праву считается одним из важнейших, так как является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, он влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, социальная и профессиональная активность во многом определяют достижения человека во всех областях жизни, именно они способствуют социальной адаптации человека к изменяющимся условиям мира.

Заключительный этап изучения русского языка в школе на базовом уровне направлен на повышение речевой культуры старшеклассников, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежит высокий уровень коммуникативной компетенции.

Программа охватывает все разделы русского языка; основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».

Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной самостоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, полученные при пассивном восприятии.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.

      Теоретические сведения носят системный, обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков -орфографических, пунктуационных, стилистических, т. е. в первую очередь навыков правильного письма, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.

        Понимание и отработка данных навыков и умений обеспечивается большим количеством упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам.

В программу включена такая темы, как «Основные принципы русской пунктуации». Она очень важна при повторении правил пунктуации, так как обеспечивает сознательный подход к изучаемому материалу.

Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке знаков препинания, их многозначность и многофункциональность. В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текста, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу.

Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе использовать все виды языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место должно быть отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств.

 Цель данного курса:  повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.

Приемы, методы и формы работы определяются указанными выше задачами курса и его содержанием. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких, как составление плана, тезисов, конспекта, подготовка реферата, доклада, написание аннотации, рецензий, самостоятельный анализ текста, целенаправленные выписки, аналитическое сообщение на основе самостоятельного изучения текста (по плану, предложенному учителем, а затем по собственному плану), творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа и т. д. Организуются наблюдения за речью окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием

по заданию учителя. Поскольку предлагаемая программа ориентирована в основном на работу с текстом, задания для учащихся (независимо от изучаемой в данный момент темы) будут, как правило, носить комплексный характер, т. е. наряду с освоением материала очередной темы учащиеся смогут анализировать стилевые особенности текста, содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства, пунктуацию и ее стилистическую роль в данном тексте и т. д.

Формируемые компетенции.

                Содержание обучения русскому языку направлено на развитие и совершенствование языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной компетенции.

            Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

            Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

           

Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10—11 классах и обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшейшколы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленномуизменению.

Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык». С этих позиций определение результатов освоения программы на базовом уровне, отражающих уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, осуществляется на двух уровнях — метапредметном и предметном.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенцииразвиваются на основе углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной сферах общения.Культуроведческая компетенция обеспечивает осознание русской языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования и совершенствования универсальных учебных действий. В старших классах продолжается соответствующая работа, которая на этом этапе обучения приобретает особую значимость и направлена на развитие важнейших коммуникативных универсальных учебных действий (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной и проектной деятельности, адекватно воспринимать устную и письменную речь;точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, уместно использовать языковые средства в дискуссии, при аргументации собственной позиции, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского речевого этикета и др.); познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и дополнительную, явную и скрытую информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивных универсальных учебных действий (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Основное внимание на заключительном этапе изучения русского языка уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих успешную коммуникацию в различных ситуациях общения. Старшеклассники учатся осознанному выбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания. В связи с этим центральными разделами лингвистики становятся «Стилистика», «Анализ текста», «Культура речи», изучение которых поможет учащимся осознать закономерности организации языковых средств в разных стилях речи и вооружить их основными способами употребления этих средств для достижения максимальной эффективности общения в разных коммуникативных ус

Содержание программы

11 класс (34 часа)

Синтаксис и пунктуация (21+4р)

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. 1 ч.

Основные синтаксические единицы. Принципы русской пунктуации.

Пунктуационный анализ.

Словосочетание 1 ч.

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.

Синтаксический разбор словосочетания. 

Предложение 1 ч.            

Понятие о предложении. Основные признаки предложения.

Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простое предложение (8+1)

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.

Сложное предложение. (11+3).

Понятие о сложном предложении.

Сложносочиненное предложение.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Сложноподчиненное предложение. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Сложное синтаксическое целое и абзац.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при  цитатах.

Употребление знаков препинания

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Культура речи (1+3)

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

Правильность речи.

Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

                                                                                                   

Стилистика (1)

Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи,  а    также изобразительно-выразительные средства.

Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.

Художественный стиль.

Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

Из истории русского языкознания. 

М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, В.И. Даль, Я.К. Грот, А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, Д.Н. Ушаков, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов.

Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование

В раздел «Сложное предложение» добавлена тема «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи» (1 час), так как в ЕГЭ по русскому языку задание по этой теме присутствует.

Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Количество часов развития речи

Количество контрольных работ

Изложения

Сочинения

Раздел 1. Синтаксис и пунктуация.

19

Основные понятия синтаксиса и пунктуации.

1

Словосочетание

1

Предложение

1

Простое предложение

7

1

1

Сложное предложение. Предложения с чужой речью.

9

1

Раздел 2. Культура речи.

2

1

Раздел 3. Стилистика.

4

1

1

Раздел 4. Повторение изученного в 10-11 классах.

Из истории русского языкознания.

3

1

ИТОГО

28

3

3

1

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

уро-ка

Тип урока

Тема урока

Материал для повторения

Словарь

Тема по развитию речи

Подготовка

к ЕГЭ

Домашнее задание

Дата

1.Синтаксис и пунктуация (19+1).

11 а

  Корр.

11 б

Корр.

Л

Основные синтаксические единицы. Принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Н-НН в словах разных частей речи

Орфоэпия с 424 «а», орфография с. 428 «а».

Аудирование. Создание тезисного плана темы.

П. 65 №327

04.09

01.09

КУ

Словосочетание (1).  Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.

Синтаксический разбор словосочетания. 

Удвоенные согласные.

Орфоэпия с 424 «б», орфография с. 428 «б».

Нормы сочетания слов, паронимы.

Зад.4. 5

П.66,67 №332, 334

11.09

08.09

КУ

Предложение (1). Понятие о предложении. Основные признаки предложения.

Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Грамматические нормы

Орфоэпия с 424 «в», орфография с. 429 «в».

Функционально-смысловые типы речи.

Главн. мысль текста. Позиция автора

Зад. 6

Ч. 2 – соч.

П.68 №335

18.09

15.09

Простое предложение (8 ч.+1ч.).

О

Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по структуре. Предложения утвердительные и отрицательные. Двусоставные и односоставные предложения.  Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предлож.

Правописание безударных гласных в корнях слов.

Орфоэпия с 424 «в», орфография с. 429 «в».

Эмоциональная окраска предложения.

Зад. 6, 8

П.69-72 упр. 342-343

25.09

22.09

КУ

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное, интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения

Правописание приставок.

Орфоэпия с 424 «г», орфография с. 430 «г».

Синтаксическая синонимия.

Средства художественной выразительности в тексте.

Зад.9,  24

§ 73-77 упр. 357

упр. 355

02.10

29.09

КУ

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания  при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.

Правописание суффиксов прилагательных.

Сочинительные союзы

Орфоэпия  «а» - «г», орфография «а» - «г».

Средства художественной выразительности в тексте.

Зад. 15

П.79-83 №377

09.10

06.10

О

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Правописание суффиксов глаголов

Орфоэпия с 424 «е,ж,з», орфография с. 430 «е,ж,з».

Тема и проблема текста упр. 374 сочинение-миниатюра.

Зад. 15, 24

§ 84 упр. 381

16.10

13.0

КУ

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.

Правописание суффиксов причастий

Орфоэпия с 425 «и,к», орфография с. 431 «и,й,к».

Средства художественной выразительности в тексте.

Зад.7, 10, 11

§ 85. 86

№ 394

23.10

20.10

27.10

КУ

Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Правописание суффиксов причастий, личных окончаний глаголов.

Правописание производных предлогов.

Орфоэпия  «е» - «к», орфография «е» - «к».

Тип речи. Синонимы. Антонимы.

Зад.7,  16

§ 87-89 упр. 409

30.10

27.10

Р

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Н-НН в словах разных частей речи

Орфоэпия с 425 «л,м,н», орфография с. 432 «л,м».

Синтаксическая синонимия. Практикум: создание паралл. синтаксических конструкций.

Зад. 7, 24

§ 90, упр.412

13.11

10.11

11.11

КУ

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением (при обращениях, междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах, вводных словах и словосочетаниях, вставных конструкциях).

Слитные, раздельные и дефисные написания.

Орфоэпия с 425 «л,м,н», орфография с. 432 «л,м».

Тема, проблема, идея текста. Тип и стиль речи.

Роль вводных слов, обозначающих порядок мыслей,  в рассуждении

Зад. 13, 17, 25

§.91-93, № 433

20.11

17.11

18.11

К

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация простого предложения»

№ 432

27.11

24.11

25.11

Сложное предложение.  Предложения с чужой речью.  (10 ч.).

О

Понятие о сложном предложении.

Сложносочиненное предложение.

Раб. над ошибками в к.р. Правописание составных союзов.

Орфоэпия с 425 «о», орфография с. 433 «о».

Тропы и фигуры речи. Средства связи предл. В тексте

Зад. 2. 23

§ 94  №434

04.12

01.12

02.12

КУ

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Правописание союзов также, тоже, зато.

Орфоэпия с 426 «р,с», орфография с. 433 «р,с».

Проблема, позиция автора, комментарий к исходному тексту.

Зад. 13, 25

§ 95 №445

11.12

08.12

09.12

КУ

Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений.  Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.

Правописание подчинительных  союзов.

Синтаксические ошибки в сложном предложении.

Орфоэпия с 426 «к» - «»с», орфография с. 433«к»- «с»

Информационная обработка

письменных текстов

различных стилей и жанров

Зад. 1, 2, 7, 13, 18

П.96 №449

18.12

15.12

16.12

КУ

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Правописание подчинительных  союзов.

Орфоэпия с 426 «т», орфография с. 433 «т».

Информационная обработка

письменных текстов

различных стилей и жанров.  Средства связи предложений в тексте

Зад. 1, 2, 18, 23

П.97 №455

25.12

22.12

23.12

КУ

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Правописание приставок.

Орфоэпия с 426 «у,ф», орфография с. 434 «у,ф».

Синонимические замены в СП

Зад. 9, 7

П.98 №460,466

15.01

12.01

О

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.  Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи.

Н-НН в словах разных частей речи

Орфоэпия с 426 «у,ф», орфография с. 434 «у,ф».

Средства связи предложений в тексте. Изобразительно-выразительные средства. Осн. мысль текста

Зад. 14, 19, 24, 25

С. 330, упр. 468

22.01

19.01

Н

Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац. Синонимия разных типов сложного предложения.

Правописание частиц НЕ и НИ.

Союзы и союзные слова

Орфоэпия с 427 «х,ц,ч», орфография с. 434 «х,ц,ч».

Средства связи предложений в тексте. Изобразительно-выразительные средства. Осн. мысль текста

Зад. 12, 24, 25

П.99 №470

В.с.388

29.01

26.01

К

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация сложного предложения»

П.100

№473

05.02

02.02

КУ

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при  цитатах.

Написание слов со строчной и прописной буквы.

Орфоэпия с 427 «щ», орфография с. 434 «щ».

Синонимия прямой и косвенной речи. Грамматические нормы в предложении с чужой речью.

Зад. 7, 25

П.101-104 №478

12.02

09.03

КУ

Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторские знаки.

Выделительные и разделительные знаки препинания.

Орфоэпический словник.

Средства худож. выразительности в тексте. Грамматические нормы в слож. предл-и.

Зад. 7, 25

П.105-107 №489

19.02

16.02

2. Культура речи (2ч.+ 1ч.).

Н

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

Правильность речи.

Правописание омонимичных частей речи.

Зал, ставни,, кадриль, скирды, знаменатель и др. - нормы употребления

Конспект статьи учебника. Грамматические нормы (образование формы слова)

Зад. 5, 6, 7, 13

П.108-109 №512

26.02

02.03

П

Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

Правописание частиц НЕ и НИ.

Плещет, брызжет, машет, щиплет – нормы употребления

Стилистическая окраска слова.

Практикум: редактирование текста.

Лексическое значение слова. Паронимы.

Зад. 4, 5, 6, 7, 12

П.110 №517

05.03

09.03

Р

Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы. Местоимения и наречия как средства связи предложений в тексте.

Разнообразие речи. Единство слога. Произношение. Тон.

Сочинение-миниатюра об экологии языка.

Зад. 24, 25

П.111, в.с.382, консп. статьи

12.03

16.03

3. Стилистика (4 ч. + 1 ч.)

КУ

Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи,  а    также изобразительно-выразительные средства.

Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль.

Лексическое значение слова.

Синонимы. Антонимы.

Омонимы. Фразеологические

обороты. Группы слов по

происхождению и

употреблению

Причинно-следственные отношения. Сопоставление.

Сравнение. Противопоставление.

№519 – тезисный план фрагмента статьи.

Средства связи предложений в тексте.  Анализ стилист. средств.

Зад. 3, 22, 24

§ 112-113 упр. 527

19.03

06.04

КУ

Публицистический стиль. Разговорный стиль.

Правописание частиц НЕ и НИ.

Публицистика, интеллигентный, нравственный, совестливый

Тип речи. Анализ стилист. средств.

Тема и проблема текста, позиция автора.

Зад. 21, 24, 25

§ 114, 115, фрагмент сочинения по тексту (зад. 25)

02.04

13.04

КУ

Художественный стиль.

Знаки препинания в простом осложн. предл.

Слова с  Н и НН

Тип речи. Анализ стилист. средств.

Тема и проблема текста, позиция автора.

Зад.20. 21, 24, 25

§ 116, упр. 535

09.04

20.04

О

Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

Стилистически ограниченная лексика.

Орфоэпический словник.

Смысловая и

композиционная целостность

текста.

Зад. 20, 21

§117,  №543

16.04

27.04

Р

Сочинение на нравственную тему в формате ЕГЭ (часть С).

Зад. 25

Сообщ. о лингвистах

23.04

04.05

4. Повторение изученного в 10-11 классах. (4 ч.)

Из истории русского языкознания.

П

Обобщение изученного. Комплексный анализ текста: подготовка к ЕГЭ.

Из истории русского языкознания.

Частотные орфограммы и пунктограммы.

Могущественный

Уничтожающий

Реакция

Радиоактивный

Анализ сочинений

№544

30.04

11.05

К

Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ

Редактирование сочинения

07.05

18.05

Корр

Анализ контрольной работы.

Частотные орфограммы и пунктограммы.

Анализ сочинений

Зад. 25

Тестовые задания

12.05

25.05

П

Комплексный анализ текста: подготовка к ЕГЭ.

Частотные орфограммы и пунктограммы.

Могущественный

Уничтожающий

Реакция

Радиоактивный

Фрагмент сочинения  в формате ЕГЭ.

Зад. 25

Тестовые задания

19.05

                                                                        

        Условные обозначения:

КУ – комбинированный урок.

Н – урок изучения нового материала.

О – обобщающий урок.

К – урок контроля знаний.

Р – урок развития речи.

Корр. – урок корректировки знаний.

Л – лекция.

П – урок-практикум.

Д- урок-дискуссия.

Проект. – урок защиты проектов.

4. Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:        

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных электронных носителях;

говорение и письмо

  • создавать и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные  приёмы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Контроль за уровнем обучения учащихся 10 - 11 классов осуществляется по трём направлениям:

  • учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания;
  • учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста владение  изобразительно – выразительными средствами языка;
  • учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

Основными формами контроля знаний и умений учащихся являются:

  1. Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный,словарно-орфографический).
  2. Диктант с творческим заданием.
  3. Сочинение - рассуждение.
  4. Тест по материалам и в форме ЕГЭ.
  5. Словарный диктант.
  6. Устное монологическое высказывание на лингвистическую тему.
  7. Эссе (аргументированное).

Требования к уровню подготовки выпускников

за курс основной школы по русскому языку

фонетика и орфоэпия:

-        правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

-        анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

лексикология и фразеология:

-        разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля;
  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

орфография:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
  • проводить орфографический анализ текста;

синтаксис и пунктуация:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;
  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
  • проводить пунктуационный анализ текста;
  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
по русскому языку

          «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка  (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

          Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

                                            Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 11класса 190 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Объем для 11 класса – около 50 слов. 

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из  изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. В переносе слов;
  2. На правила, которые не включены в школьную программу;
  3. На еще не изученные правила;
  4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
  5. В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. В исключениях из правил;
  2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  5. В написании ы и  и после приставок;
  6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
  7. В собственных именах нерусского происхождения;
  8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного  (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

                                 Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения в 8 классе – 250-350 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочиненийв 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

 

Оценка содержания и речевого оформления.

Оценка

Содержание и речь
Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета
Допускаются:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки.

  «3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверно в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускаются не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:

4 орфографические и  4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5классе – 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибок), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 7 речевых недочетов и 6 недочетов в содержании.
Допускаются:

5 орфографических и

5 пунктуационных ошибок или более.

Примечание

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать

  2. самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

  3. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2,   2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 ,   4 – 6 – 4,   4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

  4. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

  5. На оценку сочинения и изложения распространяются положения  об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».  

                                       Оценка обучающих работ

        Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

        При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

        Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

         Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

         Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка тестов

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 80 – 100 %;

«4» - 66 – 79 %;

«3» - 51 – 65 %;

«2»- менее 51 %.

Критерии оценивания сочинения в формате ЕГЭ.

I Содержание сочинения

К1 Формулировка проблем исходного текста

– в той или иной форме верно сформулирована одна из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет – 1

– экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. – 0

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

– сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет – 2

– сформулированная проблема исходного текста прокомментирована, но без опоры на исходный текст, или в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста – 1

– сформулированная проблема не прокомментирована, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста – 0

К3 Отражение позиции автора исходного текста

– верно сформулирована позиция автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет – 1

– позиция автора исходного текста сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована – 0

К4 Аргументация собственного мнения по проблеме

– экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) – 3

– экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы – 2

– экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт – 1

– экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе – 0

II Речевое оформление сочинения

К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

– работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2

– работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста – 1

– в работе просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста – 0

К6 Точность и выразительность речи

– работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи – 2

– работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли – 1

– работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи – 0

III Грамотность

К7 Соблюдение орфографических норм

орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) – 3

допущено не более 2-х ошибок – 2

допущено 3–4 ошибки – 1

допущено более 4-х ошибок – 0

К8 Соблюдение пунктуационных норм

пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) – 3

допущено 1–3 ошибки – 2

допущено 4–5 ошибок – 1

допущено более 5-и ошибок – 0

К9 Соблюдение языковых норм

грамматических ошибок нет 2

допущено 1–2 ошибки 1

допущено более 2-х ошибок 0

К10 Соблюдение речевых норм

допущено не более 1 речевой ошибки 2

допущено 2–3 ошибки 1

допущено более 3-х ошибок 0

К11 Соблюдение этических норм

этические ошибки в работе отсутствуют 1

допущены этические ошибки (1 и более) 0

К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1

допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале 0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) – 23

При оценке грамотности (К7-К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные нормы разработаны для сочинения в 150–300 слов. Если менее 70 слов, то работа не засчитывается и оценивается нулём баллов. При оценке сочинения от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.

2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);

К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).

1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – допущено не более 2-х ошибок;

К8 – допущено 1–3 ошибки;

К9 – грамматических ошибок нет;

К10 – допущено не более 1 речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7-К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается нулём баллов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение содержит частично или полностью переписанный текст рецензии задания В8 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.

 

Выведение итоговых отметок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» и «1» с учетом работы над ошибками.

 

5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Учебник: . Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. Русский язык. 10-11 классы - М.: Русское слово, 2013.

Методическая литература:

  1. Голъцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: программа курса / Н. Г. Гольцова. - М.: Рус ское слово, 2010.
  2. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.
  3. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Профильный уровень: тематическое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.
  4. Голъцова, Н. Г. Русский язык. ЕГЭ: учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2008.
  5. Гольцова, Н. Г. Русский язык в таблицах. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2008.
  6. Гольцова, Н. Г. Русский язык: трудные вопросы морфологии. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2009.
  7. Меркин, Б. Г. Русский язык: подготовка к ЕГЭ: дидактические и справочные материалы, тесты / Б. Г. Меркин, Л. Г. Смирнова. - М.: Русское слово, 2008.

  Дидактическая литература:

  1. Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2004.
  2. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985.
  3. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Дидактические материалы. 10—11 классы. Базовый уровень.
  4. Нарушевич А. Г. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10—11 классы.
  5. Загоровская О. В., Григоренко О. В. Готовимся к ЕГЭ. Пособие для учащихся. Часть А. Часть В. Часть С. – М.: Просвещение, 2011

  1. Школьный справочник по русскому языку / К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В, Леденева; под ред. П. А. Леканта. - М.: Русское слово, 2008.

 

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Газета «Первое сентября» (http://www.1september.ru/ru/)
  2. Портал «Сеть творческих учителей» (www.it-n.ru/)
  3. ЭОР Интернет-сообщества «Открытый класс» (www.openclass.ru/)
  4. Справочно-информационный портал «Грамота.Ру» (gramota.ru/)
  5. Сайт «Экзамен.Ру» (www.examen.ru/add/gia/gia-po-russkomu-jazyku)
  6. Портал «4ЕГЭ» (4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/)
  7. Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
  8. Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
  9. Федеральный образовательный портал «Российское образование» (www.edu.ru/)
  10. Культура письменной речи   (www.gramma.ru)
  11. Портал информационной поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru
  12. Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
  13. Толковый словарь В.И. Даля  http://www.slova.ru/
  14. Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
  15. Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
  16. Русское слово http://www.rusword.com.ua

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г. Гольцовой. 10 класс

Рабочая программа к учебнику Н.Г. Гольцовой. Она содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебн...