Рабоч. прогр. Кал.тем.план. русский 7 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) на тему

Никитина Елена Анатольевна

Рабоч. прогр. Кал.тем.план. русский 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch._progr._kal.tem_.plan_._russkiy_7_klass.docx118.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                          Рабочая программа по русскому языку 7 класс МКОУ Бучальская СОШ   Никитина Е.А.

          Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение Бучальская средняя общеобразовательная школа

«Принято»

на заседании педагогического совета

Протокол № ___ от «__     »

__________________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Бахтина А.В.

 «__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор школы

 Корешкова Н.А

Приказ № ___ от«__»_________________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку в 7 классе

Никитиной Елены Анатольевны,

учителя

 высшей  квалификационной категории

                                                                                                               Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена  на основе примерной программы по русскому языку  для образовательных учреждений и авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской  к учебнику  «Русский язык»  авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. - М.: Просвещение, 2010г. с учетом федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку.

Количество часов соответствует программным требованиям: 170 часов, т.е. 5 часов в неделю. В планировании предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ.

Данная программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности, она конкретизирует

содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по темам курса.

        Отдельные часы выделены на анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и контрольных работ (систематизация и обобщение материала на основе диктантов, сочинений, изложений, контрольных работ), а также на повторение изученного материала.

Цели

Изучение русского языка в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  •  освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

 На основании требований  Государственного образовательного стандарта  в содержании рабочей программы предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитие и функционировании;
  •  овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения; основными нормами русского литературного языка; формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
  • освоение компетенций коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

Место предмета в базисном учебном плане

      На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итоro 170 часов за учебный год.

        Структура документа

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников; основное содержание с распределение учебных часов по  темам курса; календарно-тематическое планирование; учебно-методические средства обучения, контрольные материалы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
      ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать:

  •  основные сведения о языке, изученные в 5-7 классах;
  •  изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
  •  основные единицы языка, их признаки;
  •  смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  •  признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста;
  •  признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
  •  функционально-смысловые типы речи, их признаки;
  •  основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные),

            изученные в 5-7 классах; нормы речевого этикета;

уметь:

  •  различать изученные стили речи;
  •  определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности

           текста;

  •  опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение

  •  адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
  •  владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  •  извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  •  воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
  •  создавать тексты изученных стилей и жанров;
  •  свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать

            свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, прочитанному, услышанному, увиденному;

  •  соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
  •  соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  •  соблюдать нормы русского речевого этикета;
  •  осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые

           ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека

            и общества;

  •  развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
  •  удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  •  увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
  •  получения знаний по другим учебным предметам.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  (170 часов)

Русский язык как развивающееся явление

Повторение изученного в 5—6 классах

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

Развитие речи (далее P.P.). Морфологический разбор слова.

Тексты и стили

Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.

P.P. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.

Морфология и орфография. Культура речи

Причастие

Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Сострадательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

P.P. Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.

Деепричастие

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при причастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.

P.P. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление рассказа по картине

Наречие

Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на и -е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на и -е. Описание действий. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

P.P. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам.

Учебно-научная речь        

Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.

P.P. Текст учебно-научного стиля. Отзыв о прочитанной книге. Текст учебного доклада.

Категория состояния

Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния.

P.P. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам. Заметка в стенгазету. Рассказ от имени героя картины. Отзыв.

Служебные части речи

Предлог

Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

P.P. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

Союз

Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах.

P.P. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

Частица

Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни.

P.P. Составление рассказа по рисунку. Инструкция. Выступление по картине. Сочинение-рассказ по сюжету. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

Междометие

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.

P. P. Текст. Стили речи.

                                                                   Календарно-тематическое планирование по курсу «Русский язык» 7 класс (170  часов)

        №

п/п

Тема урока

Элементы

содержания

Кол-во

ч.

по теме

Тип урока

Форма урока

Виды контроля и обратной связи

Попутное повторение

Ключевые компетенции

Дата про-ведения

ВВЕДЕНИЕ

1

Русский язык как развивающееся явление

Содержание УМ К. Русский язык — один из славянских языков. Русский язык как развивающееся явление. Развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа.

1

Урок изучения нового материала

Лекция с элементами беседы

Фронт.

опрос Развернутый ответ на вопрос о путях развития русского языка

Функции языка в жизни человека, общества.

Знать: содержание и назначение

УМ К, условные обозначения, используемые в нем; историю существования и развития русского языка; основные изменения, происходящие в языке с течением времени

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

2

Синтаксис и пунктуация

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Состав словосочетания. Главное и зависимое слово в словосочетании.

1

Комбинированный

урок

Беседа, практикум

Словарно-орфографическая

работа

Состав словосочетания. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—6 классах.

Уметь: определять состав словосочетаний и предложений; находить главное и зависимое слово в словосочетаниях, грамматическую основу предложений; распознавать однородные члены в предложениях; подбирать синонимичные синтаксические конструкции к данным; расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях; выполнять синтаксический разбор словосочетаний и предложений

3,

4

Синтаксис и пунктуация

Предложение.

Синтаксический разбор предложений и словосочетаний. Составление предложений по схемам.

2,3

Уроки-практикумы

Беседа, практикум

Практическая работа, тест

Виды предложений по цели высказывания. Состав предложений. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—6 классах.

Уметь: производить синтаксический разбор предложений и словосочетаний. Составлять  предложения по схемам.

5

Лексика и фразеология

Синонимы, омонимы, антонимы. Фразеологизмы. Толковые словари. Учебное исследование

4

Комбинированный

урок

Беседа, практикум

Словарный диктант

Лексическое значение слов.

Орфограммы. Культура речи.

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—6 классах.

Уметь: определять лексическое значение слов; подбирать к словам синонимы, омонимы, антонимы и находить их в тексте; находить фразеологизмы в речи; работать с толковыми словарями; исправлять речевые ошибки и недочеты

6

Фонетика и орфография

Фонетический состав слов.

5

Комбинированный

урок

Беседа, практикум

Объяснительный диктант

Фонетика и орфография

  Фонетический состав слов.

 Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах; признаки орфограмм-букв.

7

Фонетика и орфография

Орфограмма- буква. Звуковое значение букв. Учебное исследование

6

Урок-практикум

Беседа, практикум

Практическая работа

Работа с таблицами «Безударные гласные в корне слова», «Гласные после шипящих в разных частях слова».

   Уметь: определять звуковое значение букв; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять фонетический разбор слов

8

Словообразование и орфография

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слов.

7

Комбинированный

урок

Беседа, практикум

Словарно-орфографическая

работа

Состав слов.

Орфограммы. Культура речи.

  Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—6 классах.

9

Словообразование и орфография.

Орфограммы в разных частях слов

8

Урок-практикум

Беседа, практикум

Практическая работа

Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

  Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; подбирать однокоренные слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически

10

Морфология и орфография

Морфологические признаки

9

Комбинированный

урок

Беседа, практикум

Комплексный анализ текста

Морфологические признаки

  Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—6 классах.

11,

12

Морфология и орфография

Морфологический разбор слов.

10,

11

Уроки-практикумы

Беседа, практикум

Практическая работа, предупредительный диктант

  Имясуществительное. Имя прилагательное. Глагол. Место- имение.

  Уметь: распознавать изученные части речи и определять их морфологические признаки; выполнять морфологический разбор слов; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически

13

Контрольный диктант №1  по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

12

Урок контроля знаний

Диктант

Диктант с грамматическим заданием

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

14

Анализ контрольного диктанта

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы

13

Урок  коррекции знаний

Беседа, практикум

Работа над ошибками

Орфограммы. Культура речи.

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

15

Текст.

Абзац. Типы речи и их признаки

14

Урок развития

речи

Беседа, практикум

Комплексный анализ текста

Средства связи предложений в тексте.

Знать: понятия текст, абзац; типы речи и их признаки.

Уметь: выразительно читать текст и озаглавливать его в соответствии с основной темой и идеей; определять, к какому типу речи относится текст; членить текст на абзацы; определять средства связи предложений в тексте

16

Стили литературного языка

Стиль речи (художественный, разговорный, научный, деловой)

15

Урок развития

речи

Беседа, практикум

Текущий

контроль

Стиль речи (художественный, разговорный, научный, деловой)

Орфограммы. Культура речи.

Знать: стили речи и их признаки. Уметь: определять принадлежность текста к тому или иному стилю речи по его характерным признакам

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Причастие 

17

Причастие как часть речи

Морфология. Причастие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастий. Признаки глагола и прилагательного у причастия.

1

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Рассказ на лингвистическую тему

Признаки глагола и прилагательного

Орфограммы. Культура речи.

Знать: понятие причастие; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастий; признаки глагола и прилагательного у причастия.

Уметь: распознавать причастия, отличая их от глаголов и прилагательных; определять морфологические признаки и синтаксическую роль причастий; выполнять морфологический разбор глаголов и прилагательных

18

Публицистический   стиль

Воздействие на публику — основная задача публицистического стиля

2

Урок развития

речи

Беседа, практикум

Комплексный анализ текста

Стили речи

Орфограммы. Культура речи.

Знать: признаки публицистического стиля речи, его языковые особенности.

Уметь: распознавать тексты публицистического стиля по характерным признакам и составлять их самостоятельно

19

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Употребление причастий в речи. Грамматические разборы

3

Урок изучения

нового материала

Беседа, практикум

Текущий контроль, словарный

диктант

Гласные в падежных окончаниях

Орфограммы. Культура речи.

Знать: условия выбора гласных в безударных падежных окончаниях причастий.

Уметь: склонять причастия; правильно писать безударные падежные окончания причастий; грамотно употреблять причастия в речи

20

Причастный оборот

Место причастного оборота по отношению к определяемому слову

4

Урок изучения

нового материала

Беседа, практикум

Индивидуальная работа с раздаточным материалом

Определение

Орфограммы. Культура речи.

Знать: понятия причастный оборот, определяемое слово.

Уметь: распознавать причастные обороты в предложениях; определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову; устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словом; находить границы причастных оборотов и обозначать их графически

21

Выделение причастного оборота запятыми

Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. Конструирование предложений с причастными оборотами

5

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Объяснительный диктант

Орфоэпические нормы.

Орфограммы. Культура речи.

Знать: правила пунктуации в предложениях с причастным оборотом.

Уметь: выделять причастные обороты запятыми; выразительно читать и реконструировать предложения с причастными оборотами; выполнять синтаксический разбор предложений

22

Описание внешности человека

Словесный портрет. Элементы внешней характеристики человека (лицо, фигура, одежда, жесты)

6

Урок развития речи

Беседа, практикум

Сочинение-миниатюра

План. Текст.

Орфограммы. Культура речи.

Знать: особенности описания как тип речи; понятие словесный портрет; элементы внешней характеристики человека; роль описания внешности в художественном произведении.

Уметь: устно и письменно составлять развернутое описание знакомого человека

23

Действительные и страдательные причастия

Значение и употребление действительных и страдательных причастий

7

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Работа с дидактическим материалом

Орфоэпические нормы.

Орфограммы. Культура речи.

Знать: понятия действительные/ страдательные причастия. Уметь: различать действительные и страдательные причастия и правильно употреблять их в речи

24

Краткие и полные страдательные причастия

Изменение и синтаксическая роль кратких страдательных причастий. Орфоэпические нормы

8

Урок изучения

нового материала

Беседа, практикум

Объяснительный диктант

Орфоэпические нормы.

Знать: понятия полные/краткие страдательные причастия; особенности изменения кратких страдательных причастий; нормы произношения полных и кратких страдательных причастий.

Уметь: различать полные и краткие страдательные причастия; определять синтаксическую роль кратких страдательных причастий

25

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

9

Урок изучения

нового материала

Беседа, практикум

Словарный диктант

Орфоэпические нормы.

Орфограммы. Культура речи.

Знать: способы образования действительных причастий настоящего времени; правило правописания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

   Уметь: распознавать и образовывать действительные причастия настоящего времени; использовать способ выбора гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени

26

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

10

Урок  закрепления знаний

Беседа, практикум

Индивидуальные задания

Орфоэпические нормы.

Орфограммы. Культура речи.  

 Знать: способы образования действительных причастий настоящего времени; правило правописания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

   Уметь: распознавать и образовывать действительные причастия настоящего времени; использовать способ выбора гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени

27

Действительные причастия прошедшего времени

Правописание гласных перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени

11

Урок изучения

нового материала

Беседа, практикум

Объяснительный диктант

Орфоэпические нормы.

Орфограммы. Культура речи.

Знать: способы образования действительных причастий прошедшего времени; правило правописания гласных перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени. Уметь: распознавать и образовывать действительные причастия прошедшего времени; правильно писать гласные перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени        

28,

29

Изложение с изменением лица рассказчика

Ключевые слова (причастия), передающие основную мысль текста. Изложение с изменением лица рассказчика

12, 13

Урок развития

речи

Изложение

Изложение

Тема, основная мысль и план текста.

Орфограммы. Культура речи.

Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; находить в тексте ключевые слова (причастия), которые передают его основную мысль; писать изложение с изменением лица рассказчика

30

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

14

Урок изучения

нового материала

Беседа, практикум

Словарно-орфографическая работа

Гласные в суффиксах  причастий

Орфограммы. Культура речи.

Знать: способы образования страдательных причастий настоящего времени; правило правописания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

  Уметь: распознавать и образовывать страдательные причастия настоящего времени; использовать способ выбора гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; заменять действительные причастия страдательными и наоборот

31

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

15

Урок-практикум

Беседа, практикум

Тест

Гласные в суффиксах  причастий

Орфограммы. Культура речи.

Знать: способы образования страдательных причастий настоящего времени; правило правописания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

  Уметь: распознавать и образовывать страдательные причастия настоящего времени; использовать способ выбора гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; заменять действительные причастия страдательными и наоборот

32

Страдательные причастия прошедшего времени.

Употребление причастий в речи.

16

Урок изучения

нового материала

Беседа, практикум

Объяснительный диктант

Гласные в суффиксах  причастий

Орфограммы. Культура речи.

Знать: способы образования страдательных причастий прошедшего времени.

Уметь: распознавать и образовывать страдательные причастия прошедшего времени; правильно писать суффиксы причастий; предупреждать ошибки в употреблении причастий

33

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

17

Урок  изучения

нового материала

Беседа, практикум

Словарно-орфографическая

работа

Полные и краткие причастия

Знать: условия выбора гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов. Уметь: образовывать полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени; использовать способ выбора гласных перед н в суффиксах полных и кратких страдательных причастий прошедшего времени

34

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

18

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Объяснительный диктант

Полные и краткие причастия

Орфограммы. Культура речи.

Знать: условия написания одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

   Уметь: различать страдательные причастия прошедшего времени и

35

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

19

Урок-практикум

Беседа, практикум

Практическая работа

Полные и краткие причастия

Орфограммы. Культура речи.

прилагательные, образованные от глаголов; использовать алгоритм написания н\\ннъ суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

36

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

20

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Тест

Полные и краткие причастия

Орфограммы. Культура речи.

Знать: условия написания одной и двух букв н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и в кратких отглагольных прилагательных. Уметь: различать страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, образован-

37,

38

Выборочное изложение (художественное описание портрета литературного героя)

Портрет литературного героя. План и заголовок к тексту

21, 22

Уроки развития

речи

Изложение

Изложение

Текст. Стиль и тип речи. Авторская лексика.

Орфограммы. Культура речи.

Уметь: писать выборочное изложение, сохраняя стиль и тип речи и выдерживая текст в рамках одной тематики

39

Морфологический разбор причастия

23

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Комплексный анализ текста

Порядок морфологического разбора причастия

Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор причастий

40

Контрольное изложение №1по статье Д.С.Лихачева «О хороших манерах».

Авторский стиль

24

Урок контроля знаний

Изложение

Изложение

Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста.

Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

41

Слитное и раздельное написание не с причастиями

25

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Объяснительный диктант

Виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием не.

Знать: условия слитного и раздельного написания не с причастиями.

Уметь: различать частицу не и приставку не-; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия слитного и раздельного написания не с причастиями

42

Слитное и раздельное написание не с причастиями

26

Урок-практикум

Беседа, практикум

Тест

Виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием не.

Знать: условия слитного и раздельного написания не с причастиями.

Уметь: различать частицу не и приставку не-; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия слитного и раздельного написания не с причастиями

43

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

27

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Объяснительный диктант

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах

Орфограммы. Культура речи.

Знать: правило правописания гласных е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически

44, 45

Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним Знакомы»

Описание внешности человека.

28, 29

Уроки развития

речи

Сочинение

Сочинение

Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению

Уметь: подбирать и систематизировать материалы к сочинению поличным наблюдениям; писать сочинение, выдерживая текст в одном стиле и в рамках одной темам пки

46

Повторение и обобщение изученного о причастии

30

Урок-практикум

Беседа, практикум

Тест

Причастный оборот

Орфограммы. Культура речи.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: применять на практике правила правописания и произношения причастий; расставлять знаки препинания в предложениях с

причастным оборотом; выделять причастный оборот графически; выполнять морфологический разбор причастий

47

Контрольный диктант №2  по теме «Причастие»

31

Урок контроля

знаний

Диктант

Диктант с грамматическим заданием

 Орфограммы.           Уметь: писать текст под диктовку и

                                    выполнять грамматическое задание к

                                    ему

Деепричастие

48

Деепричастие как часть речи

Основное и добавочное действие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Употребление деепричастий

1

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Словарный

диктант

Признаки глагола и наречия

Орфограммы. Культура речи.

Знать: понятие деепричастие; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия; признаки глагола и наречия у деепричастия.

Уметь: разграничивать основное и добавочное действие; распознавать деепричастия и определять, к какому слову в предложении они относятся; определять морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий; исправлять ошибки, связанные с употреблением деепричастий

49

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

2

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Комплексный анализ текста

Запятые при причастном обороте

Знать: понятие деепричастный оборот.

   Уметь: распознавать деепричастные обороты и одиночные деепричастия и выделять их на письме запятыми; производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями; подчеркивать деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения

50

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

3

Урок-практикум

Беседа, практикум

Тест

Запятые при причастном обороте

Знать: понятие деепричастный оборот.

Уметь: распознавать деепричастные обороты и одиночные деепричастия и выделять их на письме запятыми; производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями; подчеркивать деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения

51

Раздельное написание не с деепричастиями

4

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Объяснительный диктант

Не с разными частями речи

Орфограммы. Культура речи.

Знать: правило правописания не с деепричастиями.

Уметь: распознавать и графически обозначать условия слитного и раздельного написания не с разными частями речи

52

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

5

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Словарно-орфографическая

работа

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Знать: способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; условия выбора гласных перед суффиксами  и -вш деепричастий совершенного вида.

Уметь: распознавать и образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида

53

Морфологический разбор деепричастия

6

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Комплексный анализ текста

Порядок морфологического разбора деепричастия. Учебное исследование

Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор деепричастий

54,

55

Повторение и обобщение изученного о деепричастии

Запятые при деепричастии и деепричастном обороте. Правописание деепричастий. Деепричастия в устной речи. Морфологический разбор деепричастий

7,8

Уроки повторения и обобщения

знаний

Беседа, практикум

Тест, объяснительный диктант

Теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Орфограммы. Культура речи.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: применять правила произношения и правописания деепричастий; расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами; подчеркивать деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения; выполнять морфологический разбор деепричастий

56,

57

Рассказ на основе картины С.А. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц.

Творческая история картины «Вратарь». Репродукция картины. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения

9, 10

Уроки развития

речи

Беседа, практикум

Сочинение

Рассказ. Композиция рассказа

Орфограммы. Культура речи.

Знать: жанровые особенности и композицию рассказа; творческую историю создания картины «Вратарь» (кратко).

Уметь: писать сочинение-рассказ на основе картины от имени одного из действующих лиц, соблюдая определенный стиль речи и композицию

58

Повторение и обобщение изученного о деепричастии

оборот.

11

Урок повторения и обобщения знаний

Беседа, практикум

Предупредительный

диктант

Запятые при деепричастии и деепричастном обороте. Правописание деепричастий. Деепричастия в устной речи. Морфологический разбор деепричастий

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: применять правила произношения и правописания деепричастий; расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами; подчеркивать деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения; выполнять морфологический разбор деепричастий

59

Контрольный диктант №3  по теме «Деепричастие»

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

12

Урок контроля

знаний

Диктант

Диктант с грамматическим заданием

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Наречие

60

Наречие как часть речи

Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий

1

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Комплексный анализ текста

Морфологические и синтаксические признаки

Знать: понятие наречие; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий.

Уметь: распознавать наречия среди других частей речи и определять их синтаксическую роль

61

Смысловые группы наречий

Обстоятельственные и определительные наречия, их значения.

2

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Словарный диктант

Орфограммы. Культура речи.

Знать: смысловые группы наречий.

   Уметь: правильно ставить вопрос к наречиям и определять, к какой смысловой группе они относятся

62

Смысловые группы наречий

Конструирование предложений с наречиями.

3

Урок закрепления знаний

Беседа, практикум

Распределительный

диктант

Орфограммы. Культура речи.

Знать: смысловые группы наречий.

Уметь: правильно ставить вопрос к наречиям и определять, к какой смысловой группе они относятся

63,

64

Сочинение в форме дневниковых записей по картине  И. Попова «Первый снег».

Репродукция картины. Сочинение в форме дневниковых записей.

4, 5

Уроки развития

речи

Сочинение

Сочинение

Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения

Знать: понятие дневниковые записи; творческую историю картины «Первый снег» (кратко). Уметь: писать сочинение в форме дневниковых записей на основе картины, выдерживая текст в одном стиле и в рамках одной тематики

65

Степени сравнения

Наречий

Сравнительная и превосходная степень сравнения наречий,способы их образования.

6

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Текущий

контроль

Степени сравнения

прилагательных

Знать: понятия сравнительная/ превосходная степень сравнения наречий; способы образования степеней сравнения наречий. Уметь: распознавать наречия в форме сравнительной и превосходной степени и определять их синтаксическую роль; отличать сравнительную степень наречии от сравнительной степени прилагательных

66

Морфологический разбор наречия

Порядок морфологического разбора наречии.

7

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Комплексный анализ текста

Порядок морфологического разбора наречии.

Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор наречий

67,

68

Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища».

Рассуждение как тип речи. Языковой материал для сочинения

8, 9

Уроки развития

речи

Сочинение

Сочинение

Композиция рассуждения. Доказательства.

Знать: особенности рассуждения как типа речи; композицию рассуждения.

Уметь: самостоятельно писать сочинение-рассуждение на заданную тему; доказывать свою точку зрения

69

Слитное и раздельное написание не с наречиями на  и  

10

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Объяснительный диктант

Устное высказывание на лингвистическую ему

Знать: условия слитного и раздельного написания не с наречиями на  и -е.

   Уметь: правильно писать не с разными частями речи, обосновывая и графически обозначая выбор слитного и раздельного  написания

70

Слитное и раздельное написание не с наречиями на  и

11

Урок-практикум

Беседа, практикум

Тест

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

 Знать: условия слитного и раздельного написания не с наречиями на  и -е.

   Уметь: правильно писать не с разными частями речи, обосновывая и графически обозначая выбор слитного и раздельного  написания

71

Буквы е и и приставках не- и ни- отрицательных наречий

12

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Творческий диктант

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

Знать: способы образования отрицательных наречий; правило правописания гласных е  и и приставках не- и ни- отрицательных наречий.

Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически

72

Буквы е и и в приставках не- и ни-отрицательных наречий

13

Урок-практикум

Беседа, практикум

Тест

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

Знать: способы образования отрицательных наречий; правило правописания гласных е  и и приставках не- и ни- отрицательных наречий.

Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически

73

Одна и две буквы н в наречиях на

  и –е

14

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Объяснительный диктант

Орфограммы. Культура речи.

Знать: правило правописания одной и двух букв н в наречиях на  и -е.

Уметь: определять, от какого прилагательного образовано наречие и сколько букв н в нем нужно писать; графически обозначать изученную орфограмму; различать наречия, краткие прилагательные и краткие причастия

74

Одна и две буквы н в наречиях на

 и

15

Урок-практикум

Беседа, практикум

Тест

Орфограммы. Культура речи.

Знать: правило правописания одной и двух букв н в наречиях на  и -е.

Уметь: определять, от какого прилагательного образовано наречие и сколько букв н в нем нужно писать; графически обозначать изученную орфограмму; различать наречия, краткие прилагательные и краткие причастия

75

Описание действий

Описание как тип речи. Описание действий, процесса труда. Роль наречий в описании действий. Ошибки, связанные с неоправданным повторением слов. Материал для устного сочинения- описания действий

16

Урок развития речи

Беседа, практикум

Устное сочинение

Орфограммы. Культура речи.

Уметь: анализировать тексты, описывающие процессы труда, и определять роль наречий в них; самостоятельно описывать процессы труда; предупреждать ошибки, связанные с неоправданным повтором слов

76,77

Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюде-  ниям

Описание процесса труда. Репортаж. Интервью.

17

Уроки развития речи

Сочинение

Сочинение

Стиль и тип речи. Материал для сочинения

Знать: особенности работы над репортажем и интервью.

Уметь: писать сочинение о процессе труда в форме репортажа или интервью, основываясь на личных наблюдениях 

78

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

18

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Творческий диктант

Орфограммы. Культура речи.

Знать: условия выбора гласных owe после шипящих на конце наречий.

Уметь: применять правила правописания гласных после шипящих в корне, суффиксе и окончании в разных частях речи и обозначать данные орфограммы графически

79

Буквы о и а на конце наречий

19

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Работа с дидактическим материалом

Орфограммы. Культура речи.

Знать: условия выбора гласных о и я на конце наречий.

Уметь: определять способ образования наречий; пользоваться алгоритмом выбора гласных о и а на конце наречий и обозначать данную орфограмму графически

80,

81

Контрольное изложение с элементами сочинения № 2 по рассказу В.Осеевой «Плохо» (упр.248,249)

Тема, основная мысль и план текста. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту

20, 21

Урок контроля

Изложение

Изложение с элементами сочинения

Стиль и тип речи.

Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; находить в тексте слова, выражающие отношение автора к персонажам; писать изложение близко к тексту; выполнять творческое задание к тексту

82

Дефис между частями слова в наречиях

Способы образования наречий. Условия написания дефиса между частями слова в наречиях.

22

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Объяснительный диктант

Орфограммы. Культура речи.

Знать: условия написания дефиса между частями слова в наречиях.

Уметь: определять способ образования наречий; распознавать условия написания дефиса между частями слова в наречиях; различать наречия и омонимичные им местоимения и прилагательные

83

Описание внешности и действий человека по картине Е.Н. Широкова «Друзья».

Репродукция картины. Настроение картины. Описание внешности и действий человека. Языковой материал для сочинения

23

Урок развития речи

Беседа, практикум

Сочинение

Орфограммы. Культура речи.

Знать: творческую историю картины «Друзья» (кратко); особенности работы над сочинением по картине.

Уметь: писать сочинение-описание по картине

84,

85

Дефис между частями слова в наречиях

Наречия и омонимичные им прилагательные и местоимения. Орфоэпические нормы. Конструирование предложений с наречиями.

24, 25

Уроки закрепления

знаний

Беседа, практикум

Распределительный диктант, тест

Орфограммы. Культура речи.

Знать: условия написания дефиса между частями слова в наречиях.

Уметь: определять способ образования наречий; распознавать условия написания дефиса между частями слова в наречиях и обозначать данную орфограмму графически; различать наречия и омонимичные им местоимения и прилагательные

86

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

26

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Словарный

диктант

Орфограммы. Культура речи.

    Знать: условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Уметь: определять способ образования наречий; распознавать условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных, и обозначать данную орфограмму графически; различать наречия и омонимичные им слова других частей речи

87

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

27

Урок-практикум

Беседа, практикум

Тест

Орфограммы. Культура речи.

Знать: условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Уметь: определять способ образования наречий; распознавать условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных, и обозначать данную орфограмму графически; различать наречия и омонимичные им слова других частей речи

88

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Орфограммы, связанные с правописанием мягкого знака после шипящих на конце слова.

28

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Объясни

тельный

диктант

Орфограммы. Культура речи.

Знать: правило правописания мягкого знака на конце наречий после шипящих.

Уметь: распознавать условия написания мягкого знака после шипящих на конце слов разных частей речи и обозначать данную орфограмму графически

89,

  1. 92,93

Повторение и обобщение изученного о наречии

Морфологические и синтаксические признаки наречий. Правописание и произношение наречий. Морфологический разбор наречий

29, 30, 31,

32, 33

Комбинированные

уроки

Беседа, практикум

Тест

Орфограммы. Культура речи.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфологический разбор наречий

94

Зачет по теме «Наречие»

Наречие. Морфологические признаки наречий. Орфограммы, связанные с правописанием наречий

34

Урок контроля

знаний

Беседа, практикум

Зачет

Орфограммы. Культура речи.

Знать: теоретический материал по теме «Наречие»

Категория состояния

95

Категория состояния как часть речи

Сходство и различия наречия и категории состояния

1

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Комплексный анализ текста

Орфограммы. Культура речи.

Знать: понятие категория состояния; общее грамматическое значение, морфологический признак и синтаксическую роль категории состояния.

Уметь: распознавать слова категории состояния, отличать их от наречий; подчеркивать слова категории состояния как члены предложения

96

Категория состояния как часть речи

2

Урок-практикум

Беседа, практикум

Самостоятельная работа

Орфограммы. Культура речи.

Знать: понятие категория состояния; общее грамматическое значение, морфологический признак и синтаксическую роль категории состояния.

Уметь: распознавать слова категории состояния, отличать их от наречий; подчеркивать слова категории состояния как члены предложения

97

Морфологический

Разбор категории

состояния

3

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Комплексный анализ текста

Орфограммы. Культура речи.

Уметь: различать наречия, краткие прилагательные и слова категории состояния; выполнять морфологический разбор слов категории состояния и наречий; составлять сложные предложения со словами категории состояния

98,

99

Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля»)

Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Приемы сжатия текста

4, 5

Уроки развития

речи

Изложение

Изложение

Орфограммы. Культура речи.

Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать сжатое изложение, выдерживая текст в авторском стиле и в рамках заданной темы

100

Повторение и обобщение изученного о категории состояния

6

Урок-практикум

Беседа, практикум

Тест

Орфограммы. Культура речи.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор слов категории состояния

101

Сочинение на лингвистическую тему

Категория состояния. Материал к сочинению на лингвистическую тему

7

Урок развития

речи

Сочинение

Сочинение

Орфограммы. Культура речи.

Уметь: писать сочинение на лингвистическую тему; доказывать свою точку зрения

Служебные части речи

102

Самостоятельные и служебные части речи

Роль служебных частей речи

1

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Текущий контроль

Орфограммы. Культура речи.

Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи

Предлог

103

Предлог как часть речи

Морфологические признаки предлога. Роль предлогов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги и омонимичные приставки.

1

Урок изучения

нового материала

Беседа, практикум

Комплексный анализ текста

Орфограммы. Культура речи.

Знать: понятие предлог, морфологические признаки предлога; роль предлогов в словосочетаниях и предложениях.

Уметь: распознавать предлоги; различать предлоги и омонимичные приставки; писать предлоги с другими словами раздельно; определять, какие смысловые отношения выражают предлоги

104

Употребление предлогов

Раздельное написание предлогов со словами. Конструирование предложений и словосочетаний

2

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Словарный диктант

Орфограммы. Культура речи.

Уметь: определять, какие смысловые отношения выражают предлоги; употреблять предлоги в устной и письменной речи в соответствии с нормами русского языка; писать предлоги с другими словами раздельно; составлять предложения и словосочетания с использованием различных предлогов

105

Непроизводные и производные предлоги

3

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Комплексный анализ текста

Орфограммы. Культура речи.

Знать: понятия производные/не- производные предлоги.

Уметь: распознавать производные и непроизводные предлоги; отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять предлоги в речи

106

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

4

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Самостоятельная работа

Орфограммы. Культура речи.

Знать: понятия простые/составные предлоги\ порядок морфологического разбора предлога. Уметь: различать простые и составные предлоги; выполнять морфологический разбор предлогов

107,

108

Репортаж на основе увиденного на картине (А.В. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному началу

Жанровые особенности репортажа. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения

5, 6

Уроки развития

речи

Беседа, практикум

Сочинение

Орфограммы. Культура речи.

Знать: жанровые особенности репортажа; творческую историю картины «Детская спортивная школа» (кратко).

Уметь: писать сочинение-репортаж, выдерживая текст в одном стиле и в рамках одной тематики

109

Слитное и раздельное написание производных предлогов

7

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Объяснительный диктант

Орфограммы. Культура речи.

Знать: правила слитного и раздельного написания производных предлогов.

   Уметь: разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги; предупреждать речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов

110,

111

Слитное и раздельное написание производных предлогов

8, 9

Уроки- практикумы

Беседа, практикум

Тест, комплексный анализ текста

Орфограммы. Культура речи.

 Знать: правила слитного и раздельного написания производных предлогов.

   Уметь: разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги; предупреждать речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов

112,

113

Повторение и обобщение изученного о предлоге

Морфологические признаки предлогов. Роль предлогов в словосочетаниях и предложениях. Правописание и употребление предлогов. Морфологический разбор предлогов.

10, 11

Уроки повторения и обобщения

знаний

Беседа, практикум

Объясни

тельный

диктант,

творческий

диктант

Орфограммы. Культура речи.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: применять правила правописания и употребления предлогов; выполнять морфологический разбор предлогов

114

Контрольный диктант №4 по теме «Предлог»

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

12

Урок контроля

знаний

Диктант

Диктант с грамматическим заданием

Орфограммы. Культура речи.

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Союз

115

Союз как часть речи. Морфологические признаки союза. Функции союзов. Союзы и предлоги. Союзные конструкции в речевой практике. Запятые между частями сложных предложений

1

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Словарный диктант

Орфограммы. Культура речи.

Знать: понятие союз; морфологические признаки союза; функции союзов.

Уметь: распознавать союзы, отличать их от предлогов; пользоваться разными союзными конструкциями в речевой практике; расставлять знаки препинания в сложных предложениях

116

Простые и составные союзы

Запятые между частями сложных предложений

2

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Комплексный анализ текста

Орфограммы. Культура речи.

Знать: понятия простые и составные союзы.

Уметь: различать простые и составные союзы; расставлять знаки препинания в сложных предложениях

117

Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

3

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Текущий контроль

Орфограммы. Культура речи.

Знать: понятия сочинительные и подчинительные союзы; функции сочинительных и подчинительных союзов в синтаксических конструкциях разного вида. Уметь: различать сочинительные и подчинительные союзы; расставлять знаки препинания в сложных предложениях

118

Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

4

Урок-практикум

Беседа, практикум

Комплексный анализ текста

Орфограммы. Культура речи.

Знать: понятия сочинительные и подчинительные союзы; функции сочинительных и подчинительных союзов в синтаксических конструкциях разного вида. Уметь: различать сочинительные и подчинительные союзы; расставлять знаки препинания в сложных предложениях

119

Сочинительные

Союзы

Группы сочинительных союзов по значению.

5

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Выборочный диктант

Орфограммы. Культура речи.

Знать: группы сочинительных союзов по значению, их функции.

Уметь: определять роль сочинительных союзов в предложениях; употреблять сочинительные союзы для связи частей целого текста

120

Роль сочинительного союза и в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении

6

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Комплексный анализ текста

Орфограммы. Культура речи.

Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях, определять роль сочинительных союзов в них; выполнять синтаксический разбор предложений; конструировать предложения по схемам

121

Сочинительные  союзы

Запятые в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях

7

Урок-практикум

Беседа, практикум

Тест

Орфограммы.  Пунктограммы.  Культура речи.

Знать: группы сочинительных союзов по значению, их функции.

Уметь: определять роль сочинительных союзов; расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях

122

Подчинительные

союзы.

Морфологический

Разбор союза

8

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Словарно-орфографическая

работа

Орфограммы. Пунктограммы.Культура речи.

Знать: группы подчинительных союзов по значению, их функции; порядок морфологического разбора союза.

Уметь: расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях, определять роль подчинительных союзов в них; выполнять морфологический разбор союзов; конструировать предложения по схемам

123,

124

Контрольное  сочинение-рассуждение№1 «Книга – наш лучший друг»  (упр.343)

Рассуждение. Композиция рассуждения. Доказательства в тексте-рассуждении. Языковой материал для сочинения

9, 10

Уроки развития

речи

Сочинение

Сочинение

Орфограммы. Пунктограммы.Культура речи.

Уметь: писать сочинение-рассуждение на заданную тему; доказывать свою точку зрения

125

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато

11

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Объяснительный диктант

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Знать: правило слитного написания союзов также, тоже, чтобы, зато.

Уметь: отличать союзы от омонимичных наречий и местоимений с частицами и правильно их писать

126

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато

12

Урок-практикум

Беседа, практикум

Тест

Орфограммы. Культура речи.

Знать: правило слитного написания союзов также, тоже, чтобы, зато.

Уметь: отличать союзы от омонимичных наречий и местоимений с частицами и правильно их писать

127,

128

Повторение и обобщение изученного о союзе

Правописание и употребление союзов. Морфологический разбор союзов. Запятые в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях

13, 14

Урок повторения и обобщения знаний

Беседа, практикум

Предупредительный диктант

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: правильно писать союзы; отличать союзы от омонимичных частей речи; расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях

129

Контрольный диктант №5 по теме «Союз»

Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль

15

Урок контроля

знаний

Диктант

Изложение

Орфограммы. Культура речи.

Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

130

Анализ контрольного диктанта

16

Урок коррекции

знаний

Беседа, практикум

Работа над ошибками

Орфограммы. Культура речи.

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

Частица

131

Частица как часть речи. Разряды частиц

Функции частиц. Разряды частиц. Грамматические разборы

1

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Текущий контроль

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Знать: понятие частица; функции частиц; разряды частиц. Уметь: распознавать частицы и определять их роль; различать формообразующие и смысловые частицы

132

Формообразующие

частицы

Различение частиц и омонимичных частей речи. Грамматические разборы.

2

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Словарный диктант

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Знать: понятие формообразующие частицы; функции формообразующих частиц.

Уметь: распознавать формообразующие частицы, определять их роль; различать частицы и омонимичные части речи

133

Смысловые частицы

Многообразие способов выражения отношения к действительности с помощью частиц. Употребление смысловых частиц в разных стилях речи.

3

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Объяснительный диктант

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Знать: понятие смысловые частицы.

Уметь: распознавать смысловые частицы и определять, какой оттенок значения они выражают; употреблять частицы в устной и письменной речи

134,

135

Смысловые частицы

Богатство оттенков значения смысловых частиц. Многообразие способов выражения отношения к действительности с помощью частиц. Употребление смысловых частиц в разных стилях речи.

4,5

Уроки закрепления

знаний

Беседа, практикум

Выборочный диктант, тест

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Знать: понятие смысловые частицы.

Уметь: распознавать смысловые частицы и определять, какой оттенок значения они выражают; употреблять частицы в устной и письменной речи

136

Раздельное и дефисное написание частиц

6

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Комплексный анализ текста

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Знать: правила раздельного и дефисного написания частиц. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; определять состав слов

137

Морфологический разбор частицы

Порядок морфологического разбора частицы

7

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Комплексный анализ текста

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор частиц

138

Отрицательные частицы не и ни

Употребление частиц не и ни. Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи.

8

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Комплексный анализ текста

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Знать: функции отрицательных частиц; правила употребления частиц ней ни; условия слитного и раздельного написания не и ни с разными частями речи. Уметь: различать и правильно употреблять отрицательные частицы; определять роль отрицательных частиц

139

Отрицательные частицы не и ни

Конструирование предложений с отрицательными частицами

9

Урок-практикум

Беседа, практикум

Тест

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Знать: функции отрицательных частиц; правила употребления частиц ней ни; условия слитного и раздельного написания не и ни с разными частями речи. Уметь: различать и правильно употреблять отрицательные частицы; определять роль отрицательных частиц

140

Различение не и ни

Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи

10

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Работа с дидактическим материалом

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Знать: функции отрицательных частиц; правила употребления частиц не и ни; условия слитного и раздельного написания не и ни с разными частями речи. Уметь: различать и правильно употреблять отрицательные частицы; определять роль отрицательных частиц

141

Различение не и ни

Конструирование предложений с отрицательными частицами

11

Урок-практикум

Беседа, практикум

Объяснительный диктант

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Знать: функции отрицательных частиц; правила употребления частиц ней ни; условия слитного и раздельного написания не и ни с разными частями речи. Уметь: различать и правильно употреблять отрицательные частицы; определять роль отрицательных частиц

142

Различение частицы не и приставки не-

Условия слитного и раздельного написания не с разными частями речи

12

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Комплексный анализ текста

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Знать: условия слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

Уметь: различать частицу не и приставку не-

143,

144

Различение частицы не и приставки не-

Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи. Конструирование предложений с отрицательными частицами

13, 14

Уроки-практикумы

Беседа, практикум

Тест, сжатое изложение

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Знать: функции отрицательных частиц; правила употребления частиц ней ни; условия слитного и раздельного написания не и ни с разными частями речи. Уметь: различать и правильно употреблять отрицательные частицы; определять роль отрицательных частиц

145

Частица ни, приставка ни-, союз ни — ни

15

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Комплексный анализ текста

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Знать: условия слитного и раздельного написания ни с разными частями речи.

Уметь: различать частицу ни, приставку ни-, союз ни — ни

146

Различение частицы ни, приставки ни-, союза ни — ни

16

Урок-практикум

Беседа, практикум

Тест

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Знать: условия слитного и раздельного написания ни с разными частями речи.

Уметь: различать частицу ни, приставку ни-, союз ни — ни

147,

148

Повторение и обобщение изученного о частице

Частица. Общее значение и разряды частиц. Стилистические возможности частиц. Правописание частиц. Морфологический разбор частиц. Учебное исследование

17, 18

Урок повторения и обобщения знаний

Беседа, практикум

Объяснительный диктант

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: применять правила правописания частиц; употреблять частицы в устной и письменной речи; выполнять морфологический разбор частиц

149,

150

Рассказ на основе жизненного опыта (устный или письменный).  Материал для сочинения

19, 20

Уроки развития

речи

Беседа, практикум

Сочинение-рассказ (устное или письменное)

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Жанровые особенности рассказа. Стиль и тип речи

Знать: жанровые особенности рассказа.

Уметь: самостоятельно составлять рассказ на основе жизненного опыта

Междометие

151

Междометие как часть речи

Производные и непроизводные междометия. Употребление междометий в значении других частей речи. Использование междометий в устной речи и в художественных произведениях

1

Урок изучения нового материала риала

Беседа, практикум

Комплексный анализ текста

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Знать: понятие междометие.

Уметь: отличать междометия от других частей речи; различать производные и непроизводные междометия

152

Дефис в междометиях

Употребление дефиса в разных частях речи

2

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Словарно-орфографическая

работа

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Уметь: распознавать условия употребления дефиса в разных частях речи

153

Знаки препинания при междометиях

Конструирование предложений с междометиями. Учебное исследование

3

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Объяснительный диктант

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Уметь: конструировать предложения с междометиями и расставлять в них знаки препинания

154

Знаки препинания при междометиях

Конструирование предложений с междометиями. Учебное исследование

4

Урок-практикум

Беседа, практикум

Тест

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Уметь: конструировать предложения с междометиями и расставлять в них знаки препинания

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ

155

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи

Виды текстов. Стили речи

1

Урок повторения и обобщения

знаний

Беседа, практикум

Сочинение-миниатюра

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Знать: разделы науки о языке, предмет их изучения; понятие текст; виды текстов, их признаки; стили речи, их признаки. Уметь: определять принадлежность текста к определенному стилю и типу речи; самостоятельно создавать тексты на заданную тему

156,

157

Контрольное сочинение №2 «Удивительное рядом», «Дело мастера боится» (упр.428)

Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению

2,3

Уроки контроля

знаний

Сочинение

Сочинение

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли

158

Анализ контрольного сочинения

Анализ ошибок, допущенных в контрольном сочинении

4

Урок коррекции

знаний

Беседа, практикум

Работа над ошибками

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном сочинении

159

Фонетика.

Графика

Звуки и буквы. Фонетический разбор слов

5

Урок повторения и обобщения знаний

Беседа, практикум

Текущий контроль

Звуки и буквы. Фонетический разбор слов 

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—7 классах.

Уметь: писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять фонетический разбор слов

160

Лексика и фразеология

Группы слов по значению и сфере употребления. Толковые словари. Стили речи

6

Урок повторения и обобщения знаний

Беседа, практикум

Тест

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—6 классах.

Уметь: определять лексическое значение слов; подбирать к словам синонимы и антонимы; определять стили речи; работать со словарями

161

Морфемика. Словообразование

Орфограммы в разных частях слов. Морфемный и словообразовательный разбор слов

7

Урок повторения и обобщения знаний

Беседа, практикум

Тест

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—6 классах.

Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов

162

Морфология

Орфограммы в разных частях слов. Морфологический разбор слов. Стилистическая принадлежность частей речи

8

Урок повторения и обобщения знаний

Беседа, практикум

Тест

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5—7 классах.

Уметь: распознавать части речи; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфологический разбор слов

163,

164

Синтаксис и пунктуация

Простые и сложные предложения, знаки препинания в них. Синтаксический разбор предложений

9, 10

Уроки повторения и обобщения знаний

Беседа, практикум

Объяснительный диктант, тест

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах.

Уметь: расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях; выполнять синтаксический разбор словосочетаний и предложений

165,

166, 167

Орфография и Пунктуация

Части речи. Учебное исследование

11, 12, 13

Уроки повторения и обобщения знаний

Беседа, практикум

Предупредительный диктант, Тест

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Уметь: применять на практике правила орфографии и пунктуации, изученные в 5—7 классах

168

Итоговый контрольный диктант №6

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

14

Урок контроля

знаний

Диктант

Диктант с грамматическим заданием

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

Уметь: самостоятельно писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

169

Анализ контрольного диктанта

Грамматические разборы

15

Урок  коррекции знаний

Беседа, практикум

Работа над ошибками

Орфограммы. Пунктограммы. Культура речи.

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему.

170

Защита исследовательских проектов. Учебный исследовательский проект.

Презентационные материалы. Доклад.

16

Урок-конференция

Презентация

Доклад по теме учебного исследования

Учебный исследовательский проект.

Уметь: представлять учебный исследовательский проект, сопровождая выступление презентационными материалами; отвечать на вопросы по теме учебного исследования

Литература и средства обучения

  1. Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов. Русский язык. Учебник для 7 класса. - М.: Просвещение, 2010г.
  2. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.-  М.:Просвещение, 2009.
  3. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю.Коммисарова.  Обучение русскому языку в 7 классе. Методические рекомендации к учебнику для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.
  4. Е.Н.Хоркина. Тесты по русскому языку. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  5. Мультимедийное приложение к методическому пособию. Дмитренко Г.В. Русский язык. Уроки развития устной и письменной речи. 5-7 классы - М: Планета, 2011г.
  6. Мультимедийное пособие «Русский язык. Большая детская энциклопедия». Интерактивная энциклопедия, – М.: Хорошая погода, 2008г.
  7. Компакт-диск. Мультимедийное пособие «Русский язык. Большая детская энциклопедия», 2008г.
  8. Компакт-диск. Мультимедийное пособие «Все виды словарей», ООО «Медиахауз», 2007г.
  9. Электронное приложение к методическому пособию. Дубовец И.Н. Повторение и контроль знаний. Русский язык 7 класс (интерактивные тесты, филворды, кроссворды, логические задания). - М: Планета, 2011г.
  10. Мультимедийное приложение к методическому пособию. Дмитренко Г.В. Русский язык. Уроки развития устной и письменной речи. 5-7 классы - М: Планета, 2011г.
  11. Интерактивный тренажер «Чередование гласных в корнях слов».
  12. Интерактивный тренажер «Буквы Ъ и Ь – разделительные знаки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабоч. прогр. Кал.тем.план. русский 5 класс

Рабочая программа. Календарно-тематическое планирование. Русский язык 5 - 6 кл. Учебники  «Русский язык»  авт. Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2012...

Рабоч. прогр. Кал.тем.план. русский 6класс

Рабоч. прогр. Кал.тем.план. русский 6класс...

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 6 класса по програм-ме М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского

Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержа...

Рабоч. прогр. Кал.тем.план. русский 8 класс

Рабоч. прогр. Кал.тем.план. русский 8 класс...

6 класс Рабоч.програм 2017-2018у.г.

6 класс Рабоч.програм 2017-2018у.г....

Рабочая прогр. по англ.яз. 9 класс

Рабочая прогр. по англ.яз.  9 класс...