Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС Правописание чередующихся гласных в корнях лаг — лож и рос — раст(ращ).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Максимова Любовь Федоровна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе  по  ФГОС  Правописание чередующихся гласных в корнях лаг — лож и рос — раст(ращ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_o-a_v_korne.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

        

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Урок 64.  Правописание чередующихся гласных в корнях лаг — лож и рос — раст(ращ).

Цель деятельности учителя

Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Правописание чередующихся гласных в корнях лаг — лож и рос — раст(ращ).».

Тип урока

Урок общеметодической направленности

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научиться использовать знания об условиях чередования гласных а-о в корнях –лаг- - -лож-, -раст-(-ращ-) - -рос-.

Знать условия (правила) употребления данных  корней. Знать наиболее употребительные слова с

данными корнями и верно их писать. Пользоваться орфографическим словарём.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; фронтальная, индивидуальная , групповая

Образовательные ресурсы

http://www.zavuch.ru/, http://festival.1september.ru/, http://school-collection.edu.ru/, http://www.uroki.net/,

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстративный материал

Презентация по теме урока

Основные понятия

Корни с чередованием.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствие учащихся.

Предлагает учащимся задание, написанное на доске:

  1. Изл…гать
  2. Р…стение
  3. Пол…жжение
  4. Выг…рать
  5. Р…сточек
  6. Тр..ва
  7. В..да

Выполняют задание, повторяют орфограммы, распределяют орфограммы в зависимости от условий выбора буквы, пользуясь справочником.

Обучающиеся работают в группах.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Подготовленный ученик диктует фрагмент текста из учебника биологии, в котором встречается орфограмма  «Правописание чередующихся гласных в корнях лаг — лож и рос — раст(ращ).»

Учитель выводит текст на доску.

- Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему?

Учащиеся записывают текст, объясняют известные орфограммы и пунктограммы.

Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися.

Формулируют цель урока.

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Целеполагание.

3.Выявление места и причины затруднения. 

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Учитель предлагает выявить условия написания о-а в корне слова.

Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения.

  1. Выделим в слове корень.
  2. Поставим ударение.
  3. Посмотрим, какие согласные стоят за корнем.
  4. Строят высказывание с выводом «Если за корнем ….Если за корнем …»

Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

5.Реализация построенного проекта.

Цель: построение и фиксация нового знания.

Учитель предлагает учащимся составить словосочетания со словами на изученную орфограмму.

Учащиеся составляют словосочетания, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения – части речи. Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания со словами, приведенными выше, сильные  - составляют предложение с эпитетами, используя слова с изучаемой орфограммой.

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваемого содержания.

Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Игра «Хлопок». Учитель диктует слова с чередующимися о-а  в корне. Если в слове есть а – хлопок.

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Учитель предлагает выполнить упражнение  учебника.

Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы.

Работа в парах. Речевое проговаривание.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Учитель предлагает учащимся выполнить задание, написанное на доске, с самопроверкой по эталону.

Учащиеся выполняют задание.

 

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

  1. Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Учитель предлагает учащимся начертить кластер по изучаемой орфограмме «Правописание чередующихся гласных в корнях лаг — лож и рос — раст(ращ).».

Рефлексия

Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

Урок мне -------- понравился.

Я _____ доволен своей работой на уроке.

Или показывают смайлы с разным выражением настроения.

Учащиеся в группах выполняют задание.

Учащиеся заканчивают предложения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

Домашнее задание: Упр. Учебника 309

Для сильных учащихся дополнительно – варианты:

1.составить синквейн  на изученную орфограмму.

2. написать  лингвистическую сказкуо чередовании гласных корне слова.

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Гласные в приставках при- и пре-"

Создание технологической карты урока сопряжено с определенными трудностями. Возможно, представленная разработка поможет учителям в составлении технологических карт других урок...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Соединительные гласные О,Е в сложных словах» (ФГОС) 6 класс

В материале представлена технологическая карта открытого урока в 6 классе по теме "«Соединительные гласные О,Е в сложных словах» (ФГОС)Авторы учебника :  Баранов М.Т., Ладыженская Т. А. Тростенцо...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Повторение изученного в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне слова"

Урок проведен в соответствии с требованиями ФГОС, с применением технологий проблемного обучения, группового обучения, развития критического мышления и здоровьесберегающей....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: "Правописание о-а в корнях -раст-, -ращ-,- рос-

Урок с использованием технологической карты составлен в соответствии с требованиями ФГОС .Полезен учителям, работающим в 5 классе по УМК  В.В.Бабайцевой (учебник "Теория", "Практик...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Корни -раст-, -ращ-, -рос-"

Урок русского языка в 5 классе составлен в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Безударные гласные"

Технологичсеская карта для урока в 3 классе АООП 9.1...