Образец анализа урока по русскому языку по ФГОС
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Полуднева Виктория Геннадьевна

Анализ урока по требованию ФГОС поможет каждому преподавателю подойти к своему уроку более требовательно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_uroka_po_russkomu_yazyku_po_fgos.docx37.18 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Параметры анализа

Урок: содержание и выводы

Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1

ФИО учителя

Полуднева Виктория Геннадьевна

2

Дата посещения урока

16/11/2015

3

Предмет

Русский язык

4

Класс

5

5

Учащихся по списку

30

6

Учащихся по факту

28

7

Цель посещения урока

Контроль соответствия ФГОС.

8

Своевременность явки учителя на урок

Вовремя.

9

Готовность учителя к началу урока

Готовность в полном объеме.

10

Готовность учащихся к началу урока. Организация класса.

В полном объеме.
Приветствие учеников, проверка готовности.

11

Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика.

  • учебник «Русский язык» Т.А.Ладыженская

ПК, мультимедийная презентация.

мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Большой толковый словарь современного русского языка Д. Н.Ушакова, Толковый  словарь живого великорусского языка В.И.Даля, смайлики трех цветов у каждого ученика, учебник.

  • .

12

Санитарное состояние класса

Температурный режим Проветривание Освещение

 Санитарное состояние соответствует требованиям. Температура воздуха 23 градуса. Проветривание осуществляется. Освещение работает.

13

Наличие технологической карты урока.

Технологическая карта у учителя  имеется.

14

Соответствие темы урока календарно-тематическому планированию

Тема урока соответствует календарно - тематическому планированию

Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные)

1

Тип урока: Урок актуализации знаний и умений

 

 2

Тип урока. Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность урока: правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.

  • : изучение нового материала
  • Цели: 1)совершенствование  умения понимать роль слова в формировании  и выражении мыслей и чувств;

             2) формирование представления  о способах определения  лексического значения  слова;

             3)развитие  умения  работать с толковым словарём;

              4)воспитание  чуткого  отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.

Результативность урока:

3

Тип урока. Урок применения предметных умений. Результативность урока:

Самостоятельное выполнение упражнений повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса.

4

Тип урока. Урок обобщения и систематизации. Результативность урока: умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД.

5

Тип урока. Контрольный урок. Результативность урока: результаты контрольной или самостоятельной работы.

6

Тип урока. Коррекционный урок. Результативность урока: самостоятельное нахождение и исправление ошибок.

7

Организация проверки домашнего задания: полнота и глубина проверки;  методика повторения, дифференциация заданий;  охват учащихся проверкой, занятость класса; объективность оценки, аргументация отметки.

 Домашнее задание проверяют традиционно: Учитель проводит опрос и останавливает внимание на возможных проблемных местах. Выводы и обобщение.

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

1

Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

 Класс очень сильный, учащиеся работали быстро и организованно, объём работы соответствовал потенциалу класса, уровень работы достаточно высок, но учитель опирался на   возрастные особенности учащихся.

2

Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся.

Объем воспроизводящей деятельности- 15мин,

Самостоятельной деятельности – 15мин

Творческой деятельности – 15 мин

3

Совершенствование навыка использования полученных  знаний

Преобладает   самостоятельное применение теоретических сведений на практике.

4

Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа.

Не на каждом этапе  урока  контролировалось  качество усвоения материала, но смайлики в руках учителя показывали  ученикам об их успешной работе, или, наоборот, об ошибках своей деятельности.

В ходе самоконтроля ученики во взаимодействии друг с другом оценивали свою и чужую  деятельность на основе самоанализа.

5

Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся

Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся соответствует нормам

6

Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся.

Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. Вопрос-ответ:

Сколько слов в русском языке?  (Много)

- А конкретнее?

(Нельзя сказать)

- Почему же?Думают,размышляют,отвечают.

.

7

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе.

Работа в группе.

-Итак, перед вами предложение (на слайде) «Ворон ворону летит, ворон ворону кричит».

 - Сколько здесь слов?

 - Как называются слова в русском языке: ворон – ворону – к ворону.

 - Распределите следующие признаки в нужную группу.(слайд 6,7)

8

Учет обученности, учебных и воспитательных возможностей учащихся

 Озвучены оценки.

9

Выполнение санитарных норм:  предупреждение утомления и переутомления. Чередование видов деятельности (слушание,  письмо, практика). Своевременное и качественное проведение физминуток. Соблюдение правильной рабочей позы.

Виды урока меняли друг друга плавно, физкультминутка была уместной и забавной, активная работа класса сопровождалась доброжелательным отношением учителя к детям, переутомления у учащихся не наблюдалось. Рабочая пауза позволила улыбнуться и поделиться положительными эмоциями. Учащиеся чувствовали себя комфортно и уверенно.

10

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения присутствует не  в полном объеме

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1

Методы обучения (проблемные; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы; самостоятельная работа учащихся) Целесообразность и обоснованность методов

 Сочетаются  фронтальная, индивидуальная, групповая формы работ. Отведено время для самостоятельной деятельности.

2

Групповые формы деятельности учащихся

Групповые формы деятельности учащихся присутствуют.

3

Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности

 На  уроке   практически все учащиеся активны и внимательны, но наблюдаются несколько ребят, которые отвлекались во время групповой работы, были рассеяны.

4

Использование установок в форме убеждения, внушения

 Не прослеживается.

5

Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений

Для актуализации в памяти изученного ранее материала использовались: игра, работа со словарями, с презентацией по слайдам.

6

Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и

самостоятельность мышления учащихся

Составление эпиграфа к уроку.

Учитель просит по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

     \/ - эту информацию я знаю;

     + - это новая для меня информация;

     ? – эта информация для меня не понятна.

После чтения текста беседа:

- Какая информация вам была знакома?

- Какие новые сведения вы для себя отметили?

- Все ли понятно? Какие появились вопросы?

- Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?

Учащиеся самостоятельно: Предлагаю решить такую лингвистическую задачу Ларисы Петрушевской, переведите сказку на русский язык ( слайд 15)

7

Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы

Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы осуществлялось учителем.

8

Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы)

Структура урока предполагает связь с художественной литературой. Работа со словарями.

9

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель, - Какая информация вам была знакома?

- Какие новые сведения вы для себя отметили?

- Все ли понятно? Какие появились вопросы?

- Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?

постарайтесь определить…

сравните полученные ответы…

оцените…

10

Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения

 Практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения присутствует в полном объеме.

11

Включение в содержание урока упражнений творческого характера

 Исправление неправильных ответов

Учащиеся размышляют:Какие же словари существуют? (выступление уч-цы)Защита мини-проектов

12

Деятельность обучающихся: Познавательная Коммуникативная Регулятивная

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать  действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки 

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать  учебное  сотрудничество,

осознанно  строить речевое  высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

13

Планирование задания на дом: объем, характер материала, его посильность; наличие и характер инструктажа; дифференцированность задания. своевременность окончания урока.

Домашнее задание соответствует требованиям допустимого  объема.  Учитель комментирует задание.

 Урок  своевременно завершен.

  Подведены  итоги  урока.

 Прокомментированы оценки и выставлены отметки.

Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

1

Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

Положительная психологическая обстановка урока взаимопонимание между учителем и учениками, доверие и уважение друг к другу.

2

Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность

Урок интересный,рекомендуется проводить подобные.

3

Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными)

Темп урока оптимальный, все действия на уроке завершены.

4

Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда

 На уроке присутствует полное взаимопонимание.Атмосфера на уроке доброжелательная, способствующая активному творческому труду.

5

Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения

На уроке осуществлялась смена видов деятельности, прослеживалась их сочетаемость.

6

Соблюдение единого орфографического режима

Учитель напоминает о соблюдении единого орфографического режима.

7

Обеспечение активного учения каждого школьника

 Работает весь класс,так как учитель правильно подобрал виды работ для всех учащихся и стремится  обеспечить   активность  каждого ученика в учебной работе  через  вовлечение их в различные виды деятельности.

8

Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.

 Самообладание, педагогический такт, корректность,  улыбчивость, доброжелательность по отношению к  детям .

9

Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины

На протяжении всего урока учитель умело поддерживал учебную деятельность детей и дисциплину.

10

Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

 Дикция  учителя  внятная,   речь грамотная, выразительна, уверенная, спокойная, выразительная, совсем немного присутствует  излишняя жестикуляция. Учитель  уместно использует артистические умения  для возбуждения интереса учащихся к уроку.

11

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий,

технических средств)

Учителем   рационально используются  средства обучения (учебников, пособий,

технических средств)

12

Результаты урока: ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки; подведение итога урока; выполнение намеченного плана урока; достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока; качество знаний, умений, навыков учащихся достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных).

Учащиеся в конце урока оценивают свою работу и делают  выводы  по теме урока. Умеют самостоятельно оценить уровень одноклассников.

Предлагаю сделать кластер сегодняшнего урока.

Цели  урока достигнуты  учителем.

Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

 Самоанализ урока и его результативности – представлен.

Раздел 7. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ.   Учитель Полуднева В.Г.знает систему требований ФГОС к уроку русского языка,использует основные приемы , методы, легко владеет ИКТ, уместно вводит разные виды работ на уроке, чтобы решить все поставленные задачи и цели. Выводы:  учитель компетентен  в вопросах преподавания русского языка по ФГОС, это и было показано результатами проведенного урока.

Подпись посетившего урок: Подпись учителя

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).

Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная  :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...

Психологический анализ урока по русскому языку

Психологический анализ урока по русскому языку...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО в 6 классе по теме «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Комплексный анализ текста».

Технологическая карта составлена на основе личностно-ориентированного подхода в соответсвие с федеральным  государственным образовательным стандартом втрого покоелния....

Образец аналитической справки по русскому языку для 7 класса

Образец аналитической справки по русскому языку для 7 класса на основе кадификатора знаний...

Анализ урока учителя русского языка и литературы

Анализ урока учителя русского языка...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...