РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективный курс «Комплексный анализ текста» 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Программа элективного курса «Комплексный анализ текста» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов. Курс опирается на знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка. Новизна его заключается в углублении знаний о тексте, его функциях, нормах речевого поведения, возможности его комплексного анализа.

Использование текста создает условия для интеграции курсов русского языка и литературы, для совершенствования работы по духовно-нравственному развитию учащихся, совершенствования их творческих способностей, для формирования языковой личности. Это позволит им качественно подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку за курс общей школы и продолжению обучения, а также сделать осознанный выбор будущей профессии.

Цель программы – повышение познавательного интереса учащихся к русскому языку, формирование лингвистической, языковой, коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы с текстом; развитие творческих, исследовательских способностей учащихся при анализе текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_russkiy_yazyk_9_poyasnit_zapiska.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа п. Верхнеказымский»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективный курс «Комплексный анализ текста»

9 класс

 (наименование учебного предмета, курса, дисциплины, модуля)

Муртазова Наталья Петровна

(ФИО учителя-разработчика (полностью))

2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса «Комплексный анализ текста» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов. Курс опирается на знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка. Новизна его заключается в углублении знаний о тексте, его функциях, нормах речевого поведения, возможности его комплексного анализа.

Использование текста создает условия для интеграции курсов русского языка и литературы, для совершенствования работы по духовно-нравственному развитию учащихся, совершенствования их творческих способностей, для формирования языковой личности. Это позволит им качественно подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку за курс общей школы и продолжению обучения, а также сделать осознанный выбор будущей профессии.

Цель программы – повышение познавательного интереса учащихся к русскому языку, формирование лингвистической, языковой, коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы с текстом; развитие творческих, исследовательских способностей учащихся при анализе текста.

Программа носит теоретико-практический характер и предполагает решение следующих задач:

1) овладеть навыками работы с текстом;

2) научиться опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;  

3) научиться применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.

Формы организации учебного процесса чрезвычайно разнообразны и предполагают коллективную, групповую и индивидуальную работу. Коллективные формы работы могут быть использованы на занятиях, где предполагается обобщение и систематизация знаний о тексте, закономерностях его построения, функционально-смысловых типах текста (повествование, описание, рассуждение), определения темы и способов её представления в тексте. Организация работы в малых группах позволяет учащимся определять тему и основную мысль текста, опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Работая индивидуально, ученики  самостоятельно анализируют текст, воспроизводят текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект),  осуществляют речевой самоконтроль; создают собственные тексты, оценивают свою речь с точки зрения её правильности, находят грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправляют их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Контроль уровня достижения целей осуществляется через систему дифференцированных заданий тестового характера, развернутых ответов на поставленный вопрос, устных и письменных творческих работ, направленных на выявление  умений верно понять, воспроизвести, интерпретировать текст.

В результате изучения курса «Комплексный анализ текста» ученик должен:

знать/понимать

  • признаки текста и его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение);
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Форма 3

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2015-2016 учебный год

Общее количество часов на элективный курс по русскому языку по учебному плану - 17 ч., по 0,5 часа в неделю.

Всего учебных недель - 34.

Из них на:

I четверть – 4 ч.

II четверть – 3 ч.

III четверть – 6 ч.

IVчетверть – 4 ч.

Составлен в соответствии с программой: с авторской программой  «Комплексный анализ текста»

Методическое пособие:

Тематический план

№ п/п

№ урока  в теме

Дата

Корректировка даты

Тема урока

Количество часов

Форма контроля

Раздел I: Введение

1

1

02.09

 Введение

1

Фронтальный опрос

Раздел II: Текст

2

1

16.09

Текст

1

Тестирование

Практическая работа

3

2

Текст

1

Раздел III: Композиционно-содержательный анализ

4

1

30.09

Композиционно-содержательный анализ

1

Устный опрос

Практическая работа

5

2

14.10

Композиционно-содержательный анализ

1

Устный опрос

Практическая работа

Раздел IV:  Лингвистический анализ отдельных элементов текста

6

1

28.10

Лексический анализ

1

Фронтальный опрос

Тестирование

Самостоятельная работа

7

2

18.11

Лексический анализ

1

Фронтальный опрос

Тестирование

Самостоятельная работа

8

3

02.12

Синтаксический анализ словосочетаний и предложений

1

Тестирование

Самостоятельная работа

9

4

16.12

Синтаксический анализ словосочетаний и предложений

1

Тестирование

Самостоятельная работа

10

5

13.01

Синтаксический анализ словосочетаний и предложений

1

Тестирование

Самостоятельная работа

11

6

27.01

Анализ правописания и пунктуации

1

Тестирование

Самостоятельная работа

12

7

10.02

Анализ правописания и пунктуации

1

Тестирование

Самостоятельная работа

13

8

24.02

Анализ правописания и пунктуации

1

Тестирование

Самостоятельная работа

Раздел V: Создание текста

14

1

09.03

Создание текста

1

Изложение

Сочинение

15

2

30.03

Создание текста

1

Изложение

Сочинение

16

3

13.04

Создание текста

1

Изложение

Сочинение

17

4

27.04

Создание текста

1

Изложение

Сочинение

                                                                                                                                                                                                                                           

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ОСНОВА

п/п

Наименование раздела

и тематического блока курса

Кол-во

часов

Виды учебной

деятельности учащихся

на уроке

Формы контроля достижения целей

Материальное обеспечение

1.

Раздел I: Введение

1

Лекция учителя (структура и основное содержание курса).

Определение уровня лингвистической подготовки учащихся.

Фронтальный опрос

Сборники заданий по подготовке к итоговой аттестации

2.

Раздел II: Текст

        

2

Коллективная работа – обобщение и систематизация знаний о тексте, закономерностях его построения.

Работа в малых группах – определение темы и основной мысли текста.

Индивидуальные сообщения – функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение).

Анализ текста

Тестирование

Практическая работа

Тесты различных функционально-смысловых типов

3.

Раздел III:

Композиционно-содержательный анализ

2

Коллективная работа – обобщение и систематизация знаний о теме и основной мысли текста.

Работа в малых группах – определение темы и основной мысли текста.

Анализ текста

Устный опрос

Практическая работа

Сборник текстов для изложений

Сборники заданий по подготовке к итоговой аттестации

4.

Раздел IV:

Лингвистический анализ отдельных элементов текста

4.1

Тема блока:

Лексический анализ

2

Беседа о лексических изобразительно-выразительных средствах языка.

Работа в малых группах – анализ лексических средств на материале текстов художественных произведений.

Анализ текста

Фронтальный опрос

Тестирование

Самостоятельная работа

Сборник текстов для изложений

Лингвистические словари и справочники

4.2

Тема блока:

Синтаксический анализ словосочетаний и предложений

3

Коллективная работа – обобщение и систематизация знаний о синтаксических единицах языка.

Самостоятельная работа – анализ синтаксических единиц.

Тестирование

Самостоятельная работа

Сборник текстов для изложений

произведений

Лингвистические словари и справочники

4.3

Тема блока:

Анализ правописания и пунктуации

3

Работа в малых группах - использование лингвистических словарей и справочников для определения нормативного употребления.

Анализ текста

Тестирование

Самостоятельная работа

Сборник текстов для изложений

Лингвистические словари и справочники

5.

Раздел V:

Создание текста 

4

Сжатое изложение

Лекция учителя «Особенности сочинения-рассуждения, его структура и языковые особенности».

Сочинение-рассуждение на основе предложенного текста.

Коллективная работа – анализ типичных ошибок в творческих работах учащихся и способы их устранения.

Индивидуальная работа – устранение грамматических ошибок и речевых недочетов.

Определение уровня лингвистической подготовки учащихся.

Изложение

Сочинение

Сборник текстов для изложений

Схема «Сочинение-рассуждение»

 Форма 7

Учебно-методическое обеспечение программы на 2015-2016 учебный год

Предмет

Программа (автор, составитель, сайт МОиН РФ; название; год издания)

Гриф МОиН РФ

Учебник (автор, название, год издания)

Количество недостающих

Методические пособия (автор, название, год издания)

Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы / Т.М.Пахнова. – М.: Айрис-пресс, 2006.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Комплексный анализ текста" 9 класс.

Элективный курс для подготовки к ЕМЭ по русскому языку....

Авторская программа элективного курса "Комплексный анализ текста" для 11 класса

Элективный курс «Комплексный анализ текста»  предназначен для  учащихся 11 класса и рассчитан на 17 часов.     В рамках курса осуществляется взаимосвязь теории и практики...

Рабочая программа курса «Комплексный анализ текста»

Развитие связной речи учащихся – одна из главных задач уроков русского языка в школе. Русская речь обогащается и совершенствуется в основном на уроках русского языка и литературы. Большую роль в разви...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Комплексный анализ текста как один из способов формирования текстовой компетенции», базовый уровень, 8 класс

            Факультативный курс «Комплексный анализ текста как  один из способов формирования текстовой компетенции» рассчитан на 35 часов. Учащимся 8-х класс...

Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста»

Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста»...

Рабочая программа элективного курса "Комплексный анализ текста"

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса "Комплексный анализ текста"

Программа курса для учащихся 8 класса.. Курс дает возможность каждому ученику реализовать свои возможности и коммуникативные способности. Работа с текстом,  как основнаой дидактической единицей,...