Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Разделы науки о русском языке."
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Головач Ирина Григорьевна

Повторение  разделов  наук о русском языке

Систематизация и закрепление  знаний учащихся о разделах лингвистики.

Формирование потребности быть здоровым.

Привитие учащимся уважительного и бережного   отношения к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdely_nauki_o_russkom_yazyke.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 127 Разделы науки о русском языке.

Цели:

1) повторить разделы науки о русском языке;

2) систематизировать и закрепить знания учащихся о разделах лингвистики;

3) формировать потребность быть здоровым;

4) способствовать привитию учащимся уважительного и бережного   отношения к своему здоровью.

Ход урока.

1.Звучит музыка (песня ВИА «Синяя птица» - «Белый теплоход»), на экране слайды с видом моря, теплохода, яхты. Слайды 1-2-3 -4 –

- Только сегодня, всего один раз наш теплоход уходит для вас! Спешите! Спешите! Билеты купите и не пропустите! Сейчас начнётся увлекательное путешествие на теплоходе «Если хочешь быть здоров…».

Слайд 5

Но мы будем не только путешествовать, но и повторим разделы науки о русском языке (запись числа и темы). Слайд 6 

- Уважаемые туристы, чтобы попасть на наш теплоход, необходим входной билет. А билетами будет являться подобранные к сегодняшнему уроку афоризмы, пословицы, строки из стихов и песен о ЗДОРОВЬЕ. (учащиеся называют афоризмы, один из них записываем в качестве эпиграфа к уроку). Слайд 7

- .Но прежде, чем начать наше путешествие, необходимо проверить, готовы ли вы к нему, готовы ли к преодолению трудностей, с которыми мы сможем встретиться.

Запишите слова, связанные с темой «Здоровье и ЗОЖ».

4.А теперь нам необходимо определить маршрут нашего путешествия. Для этого выполните задание.

Найдите соответствие раздела и его значения. Запишите шифр соответствия.

1.Лексика

1.Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова

2.Фразеология

2. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка, а также его словарный состав.

3.Словообразование

3. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению

4.Синтаксис

4. Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово

5.Морфология

5. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов

6.Фонетика

6.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения

7.Морфемика

7. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как часть речи.

8.Орфография

8. Раздел науки о языке, в котором изучается звук.

5.Самопроверка (на слайде правильный шифр + раздел и его значение ). Слайд 8 

- Сначала давайте вспомним все разделы русского языка Слайды 9 – 16

 6.Итак, пока мы обсуждали наш маршрут, на горизонте показался первый порт «Фонетика

Слайд 17

Выполнить фонетический разбор слова «здоровье» (1 ученик у доски).

Дополнительные вопросы после разбора:

- с какими фонетическими явлениями вы столкнулись при выполнении разбора?

- в каких случаях буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука?

- какие буквы не обозначают звуков?

- с каких букв не могут начинаться слова?

7.Следующий порт, в котором произойдёт наша остановка – порт «Словообразование». Слайд 18

Назовите основные способы словообразования в русском языке.(ответы учащихся)

«Лингвистическая зарядка»: учащиеся встают из-за парт, учитель называет слово, если оно образовано приставочным способом, учащиеся поднимают вверх правую руку, если суффиксальным – левую, а если приставочно-суффиксальным – обе руки.

Слайд 19 СЛОВА: СПОРТИВНЫЙ, БОЛЕЗНЕННЫЙ, ПРОБЕЖКА, ПЕРЕПРЫГНУТЬ, РАСПОРЯДОК, ПИТАНИЕ, ТРЕНАЖЁРНЫЙ, ПРЕОДОЛЕТЬ, ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ.

8.Итак, наш теплоход в пору «Орфография». Слайд 20

 ИСПРАВЬ ОШИБКИ!

Баскедбол

Хокей

Тренир

Спорцмен

Спортакиада

Дистанцыя

Вилосипед

Крос

Басейн

Здаровье

Акволанг

Тренероваться

Гемнастика

Вилогонки

Росписание

Асанка

9.Самопроверка через слайд на экране. Слайд 21

10.Физминутка «Зоркие глазки». Слайд 22 – 23 – 24

В море обитает очень много удивительных растений и животных. Удивительными морскими существами по праву можно считать дельфинов, но чтобы их увидеть, необходимо иметь хорошее зрение. (учащиеся встают и выполняют гимнастику для глаз: вращение по часовой и против часовой стрелки ). Слайды с дельфинами

11.Следующее наше задание связано с правописанием НЕ с разными частями речи.

Коллективная работа (1 ученик у доски): напечатанные карточки с афоризмами о ЗОЖ..

 Необходимо списать, раскрыть скобки, объяснить условия написания.

1) Для жизни людей им нужно всего их разум, а как много людей (не)боится для своего удовольствия заглушить этот разум водкой, вином и табаком! Это (не)разумно! (Л.Н.Толстой)

2) Нам нужно (не)казаться здоровым, а быть поистине здоровым. (Эпикур).

3) Табак усыпляет горе, но (не)избежно ослабляет энергию (О.Бальзак)

4) Курить обычно начинают из-за (не)лепого подражания моде, приятелям. (Не)будь глупым, умей сказать «Нет!»

5) (Не)пейте вина, (не)огорчайте сердце табачищем, и проживёте столько, сколько прожил Тициан. (И.Н.Павлов)

6) (Не)достаточно насыщенная кислородом кровь медленно протекает по суженным сосудам.

12.Физпауза: «качка».

На море начинается лёгкий бриз. Встали из-за парт, опустили голову на грудь и выполняем круговые движения вправо и влево.

13.Наш теплоход подходит к порту «Синтаксис» Слайд 25

А) Разбор предложения: Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную радостную жизнь (Гиппократ)

Б) Составление синквейна на тему «Здоровье» Слайд 26

Проверка Слайд 27

В) Продолжи фразу «Если хочешь быть здоров…»

14.Рефлексия:

А)  С какими заданиями на уроке вы легко справились?

      Над чем предстоит поработать?

      Что было интересно?

Б)  Оцените свою работу на уроке:

+       - хорошо работал

+ -    - был пассивен

-       - плохо работал

15.Выставление оценок, домашнее задание – упр.466

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока в 8 классе по теме "Особенности американского варианта английского языка".

Данный план-конспект содержит в себе основные цели урока, приводится используемый учебно-методический комплекс, описаны средства и методы обучения, расписан ход урока ....

Урок русского языка в 7 классе "Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация" Харченко О.Е. МОУСОШ №2 г.Буденновска

Урок русского языка в 7 классе "Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация" Харченко О.Е. МОУСОШ №2 г.Буденновска...

План-конспект урока в 5 классе на тему: "Роль родного языка в жизни человека. Красота и богатство русского языка"

Данная тема является вводной в изучении курса русского языка в 5 классе. Она обусловлена необходимостью показать учащимся роль родного языка в жизни человека, красоту и богатство русского языка, его с...

конспект урока во 2 классе по теме "Обряды и праздники русского народа"

конспект урока во 2 классе по теме "Обряды и праздники  русского народа". ФГОС ( по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.)...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Повторение: разделы науки о языке".

Предложен разработанный учителем ход самоподготовки семиклассников , рекомендован  дидактический материал, даны ссылки на ресурсы интернета....