Методическая разработка урока по русскому языку на тему: "СПП с несколькими придаточными"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Шурыгина Светлана Николаевна

Разработка урока русского языка в 9 классе по УМК Бабайцевой. Первый урок в теме "СПП с несколькими придаточными". Урок с использованием личностно ориентированных технологий. Разработка содержит конспект, презентацию и основной раздаточный материал. Цели урока: - организовать работу обучающихся по изучению и первичному закреплению способов подчинения в СПП с несколькими придаточными;
- организовать деятельность обучающихся по применению знаний о СПП с несколькими придаточными и умению определять способы подчинения в них;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokspp_s_neskolkimi_pridatochnymi.rar187.47 КБ

Предварительный просмотр:

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными и способы подчинения в них.

Цели урока: - организовать работу обучающихся по изучению и первичному закреплению способов подчинения в СПП с несколькими придаточными;

- организовать деятельность обучающихся по применению знаний о  СПП с несколькими придаточными и умению определять способы подчинения в них;

ХОД УРОКА:

СЛАЙД 1

  • Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их. Садитесь.
  • Возьмите Рабочие листы. Подпишите фамилию, имя. Запишите дату.
  • Мы продолжаем работу по изучению синтаксиса сложного предложения.

 СЛАЙД 2.

Чтобы вспомнить то, что мы уже знаем по данной теме, предлагаю вам составить монологический рассказ о сложном предложении. (ОТВЕТ)

  • С чем можно соотнести виды придаточных предложений? (Виды придаточных предложений можно соотнести с членами простого предложения. Придаточные предложения и соотносящиеся с ними по значению члены предложения отвечают на одни  и те же вопросы и являются синтаксическими синонимами)

  • Какое место по отношению к главному может занимать придаточное предложение?

СЛАЙД  3.

  1. - Выразительно прочитайте предложения:

- На какие тематические группы можно разделить  приведенные высказывания? Взаимосвязаны ли эти темы? Обоснуйте свой ответ. Объясните понравившееся высказывание.

Задание 1. Соедините стрелочками номера предложений и соответствующие им схемы.  Найдите четвертое лишнее.

  1. [   ],( )

  1. ( ) , [   ]

  1. [ ,( ), ]

  1. Только те знания, которые мы добываем сами, действительно становятся нашим достоянием.
  2. Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях.
  3. Самый медленный человек, если у него есть цель, идет быстрее того, который бежит бесцельно.
  4. Один большой шаг не обеспечит вам достижение цели, потому что любая цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов.

- Давайте проверим, что у нас получилось.

- Какое из предложений лишнее?

- Почему это предложение не соответствует ни одной из предложенных схем?

- Чем отличается по структуре это предложение от остальных?

– Как вы думаете, для чего включено в задание это предложение?

Сформулируйте тему нашего урока. (СПП с несколькими придаточными.) (ЗАПИСЬ ТЕМЫ)  СЛАЙД 4.

  • Совершенно верно, сегодня мы с вами продолжим работу со сложноподчиненными предложениями, но нас будут интересовать именно СПП с несколькими придаточными .

  • Где проверяется знание данной темы?? (Знание этой темы проверяется на ГИА по русскому языку)

  • Давайте вспомним, как построено задание В8 ГИА по русскому языку:

СЛАЙД 5

Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Запишите номер этого предложения. 

  • На ГИА проверяется знание способов подчинения придаточных.
  • Можем ли мы грамотно и обоснованно выполнить это задание прямо сейчас? (Нет) Почему? Знаем ли мы что-нибудь о способах подчинения придаточных?
  • Исходя из этого, что нам нужно узнать? (Способы подчинения придаточных)
  • Значит, наша задача выявить особенности способов подчинения в СПП с несколькими придаточными.

СЛАЙД 6.

В начале урока мы говорили о том, что знания станут по-настоящему нашим достоянием только в том случае, если мы добудем их самостоятельно. Поэтому изучать новую тему вы сегодня будете самостоятельно. 

Возьмите листы самостоятельной работы.

Существует три основных способа подчинения придаточных предложений в СПП с несколькими придаточными.

Рассмотрите таблицу. У вас есть три группы предложений для анализа и деформированный текст с теоретическим материалом.

Ваша задача в ходе самостоятельной работы выявить особенности способов подчинения в СПП с несколькими.

  • Чтобы быстрее двигаться вперед, давайте определим, что нам нужно сделать для решения задачи.

СЛАЙД 7

Абсолютно верно, проанализировав предложения, вы должны  составить для каждой из трех групп предложений опорную схему и восстановить теорию, заполнив пробелы необходимыми сведениями. Кроме этого я прошу вас придумать свое название каждому способу подчинения.

На работу у вас 7 минут. Желаю успехов.

Если вы уже закончили работу, вы можете оказать помощь, дать консультацию тем, кто в этом нуждается.

ПРОВЕРКА

Давайте проверим результаты вашей работы, а заодно и подвигаемся. Получившиеся у вас схемы, вы сейчас составите на доске: 1 ряд – 1 способ подчинения, и т.д. Схему составляем  по цепочке. Каждый может прикрепить только один символ. Можно начинать.

 Проверьте, у всех ли получилось так, как на доске.

  • Удалось ли вам самостоятельно дать название каждому из способов подчинения? (ОБСУЖДЕНИЕ)
  • У меня три карточки с реальными названиями – терминами.
  • Подумайте, какое название соответствует первому способу? Почему вы так считаете? Второму? Третьему?

СЛАЙДЫ 8-13

  • А теперь обратимся к теории. Расскажите о первом способе. Втором? Третьем?
  • Удалось ли вам самостоятельно решить поставленную задачу?
  • Где в дальнейшем вам могут пригодиться приобретенные умения самостоятельного поиска решений?

СЛАЙД 14.

  • Давайте попробуем сейчас решить задание В8 ГИА.

СЛАЙД 15.

ЗАДАНИЕ 4. Перейдем к закреплению. Взьмите  карточки с текстом.

Прочитайте. Сформулируйте основную мысль текста. Определите стилистическую принадлежность текста. Аргументируйте свой ответ. Перепишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные бквы. Определите способ подчинения в СПП с несколькими придаточными.

Важнейший эмоциональный источник любви к Родине  - это восхищение красотой земли где жили деды и прадеды где нам суждено прожить жизнь повторить себя в детях и уйти в землю родившую нас.  ПЕРВОЕ – ВМЕСТЕ, второе и третье- самостоятельно. СЛАЙД 16

Но пусть эта красота войдет  в сердце вместе с мыслью о том что (н..)было (бы) (н..)цветущего сада (н..) ласковой материнской песни    если(бы) (н..) пролили свою кровь  за свободу Родины тысячи   героев.

Р…дная земля ст…нови(т, ть)ся бе…конечно дорогой когда радость бытия сл..вается с чу..вом долга перед людьми которые отст..яли красоту.  

  • ВЗАИМОПРОВЕРКА         СЛАЙД 17

ЗАДАНИЕ 5. Из трех простых составьте СПП с двумя придаточными.

  1. Прогремел гром. Не следует бояться молнии. Опасность ее удара уже миновала (когда ..., то ..., потому что ...)
  2. Мы знаем скорость распространения звука. Вполне возможно определить. Далеко проходит гроза (если ..., как ...).

 Закончите последнее предложение.

  1. Хотя я и устал, но к концу урока я доволен тем, что …. 

  • Рефлексия: СЛАЙД 18

  • Какое задание сегодня вам больше понравилось и почему?
  • На каком этапе урока вы чувствовали себя уверенно?
  • Над чем вы чувствуете необходимость поработать дополнительно?

СЛАЙД 19

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

ДЛЯ ВСЕХ:

сопоставить ТМ параграфа 209  и ТМ на карточке, внести в карточку дополнительные сведения.

НАУЧИЛСЯ НАХОДИТЬ СПП с несколькими придаточными в тексте И ОПРЕДЕЛЯТЬ вид подчинения – упр. 1.

НАУЧИЛСЯ СОСТАВЛЯТЬ СПП с несколькими придаточными – составить 3-5 предложений указанной структуры, раскрывающих смысл высказывания  Петрарки: «Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях».

  1. СОСТАВЛЕНИЕ БАНКА ЗАДАНИЙ
  2. О чем мы узнали сегодня на уроке?( узнали о способах подчинения в СПП с несколькими придаточными)

Но в своей речи предложения подобной структуры вы использовали и раньше. Сейчас вы попробуете себя в роли составителей тестов. У каждого из вас в раздаточном материале есть катрочка с отрывком из ваших творческих работ, содержащим СПП с несколькими придаточными. Закончите формулировку задания В8 ГИА, вписав способ подчинения придаточных конкретно для вашего текста. и, уходя, сделайте свой вклад в Банк заданий.

Кроме того вы можете оценить работу одноклассника или свою работу. Уходя с урока ,положите карточку с оценкой в коробку, написав на обратной стороне кого и за что оцениваете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку на тему"Приставки- труженицы"

Данный урок проводится с учащимися 1 курса профессионального училища. Программа русского языка изучена ими в общеобразовательной школе. Поэтому в училище уроки строятся как уроки повторения изуч...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Синонимы.5 класс"

Тема: «Синонимы» (раздел «Лексика») (Учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.)Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: формирование представлений о синон...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Наречие. Обобщение изученного. 7класс"

Тип урока: комбинированный (интегрированное изучение русского языка и литературы) Цель урока: обобщение изученного о наречии, повторение орфографических правил, развитие речи учащихся, освоение л...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Осложненное предложение: однородные члены предложения" 8 класс.

Методическая разработка содержит:- план-схему урока;- технологическую карту урока;- конспект урока;- материал для заданий урока;- презентацию к уроку....