Урок русского языка в 9 классе "Космическое путешествие по ОГЭ" (в рамках недели, посвященной Дню Космонавтики)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Куприянова Анастасия Михайловна

Урок русского языка в 9 классе "Космическое путешествие по ОГЭ" (в рамках недели, посвященной Дню Космонавтики). Разработка урока и презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Тема урока: Космическое путешествие в ОГЭ

Слайд 2

Сказал «поехали» Гагарин, Ракета в космос понеслась. Вот это был рисковый парень! С тех пор эпоха началась.

Слайд 3

1 этап «Подготовка к полёту. Взлёт ракеты»

Слайд 4

2 этап «Ориентирование по маршрутному листу»

Слайд 5

Полет Юрия Гагарина — это великое завоевание, величайшая победа советского человека. Люди ликовали, радовались, но потом сказали: «Этого мало!» Было много других сложнейших полетов советских космонавтов: первый групповой, первый выход человека в открытый космос. Мало, мало! Автоматическая станция совершила мягкую посадку на Луне. Мало! И когда человек вступил на поверхность Луны, люди радовались, а потом опять сказали: мало! И вот на орбите вокруг Земли космонавты создали экспериментальную научную станцию — прототип внеземных поселений. Мало! Так устроен человек. Не может он остановиться на достигнутом. Он никогда не успокоится на своем желании познать весь окружающий мир, всю Вселенную. Во имя этой мечты Юрий Гагарин жил, во имя этой мечты первый гражданин Вселенной совершил свой подвиг.

Слайд 6

3 этап «Внимание! Неопознанный объект»

Слайд 7

«Облетев Землю в корабле-спутнике,(1) я увидел,(2) как прекрасна наша планета. Люди,(3) будем хранить и приумножать эту красоту,(4) а не разрушать ее.» Ю.А. Гагарин

Слайд 8

4 этап «Подготовка к возращению на Землю»

Слайд 9

5 этап «Адаптация космонавтов» Д/З: написать сочинение-рассуждение на тему: «Что такое подвиг?» по типу задания 15.3

Слайд 10

6 этап «Итоговая конференция»



Предварительный просмотр:

Тема: Космическое путешествие по ОГЭ.

Цели урока для учащихся:

  1. Обобщить ранее полученные знания о технологии написания сжатого изложения, выполнения тестовых заданий, написания сочинения-рассуждения.
  2. Повторить виды предложений и структуру сложных предложений.

Цели урока для учителя:

1. Продолжить формирование коммуникативно-речевых умений.

2. Способствовать развитию навыков структурирования материала, сжатия текста.

3. Воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову.

Задачи:

1. Создать на уроке развивающую, эмоционально насыщенную образовательную среду, в которой ученик получит мотивацию для дальнейшей самостоятельной работы.

2. Отработать умения:

  • вычленять главную информацию;
  • сокращать текст разными способами;
  • правильно, логично и кратко излагать свои мысли;
  • находить и уместно, точно использовать языковые средства для обобщённой передачи содержания.

3. Отработать алгоритм написания сжатого изложения, сочинения-рассуждения.

Ход урока:

  1. Организционный момент
  2. Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем с вами готовиться к сдаче выпускных экзаменов. Но мы с вами знаем, что сегодня  необычный  день. Сегодня – юбилейная дата, 55 лет со дня первого полета в космос. И я предлагаю отправиться нам в космическое путешествие. Путешествие наше будет не простым, т.к. оно совершится не совсем в «космос», а в такой же таинственный, такой же интересный сложный, как космос, ещё не до конца изведанный вами  космический мир итогового государственного экзамена.

Целеполагание.

         В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Есть она и у нас. Посмотрите на тему нашего урока. (Космическое путешествие в ОГЭ) Давайте вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя по космическому району под названием «ОГЭ»… (Ответы детей)

Совершенно верно, (повторить и закрепить ранее полученные знания о технологии подготовки сдачи экзамена, показать знания и умения, которые приобрели).

 Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наше тоже будет проходить поэтапно. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

1 этап «Подготовка к полёту.  Взлёт ракеты»

  • Что мы знаем о структуре итогового государственного экзамена по русскому языку? (Часть 1: одно задание (1), является сжатым изложением по прочитанному тексту.
  • Часть 2: 13 заданий (2–14) с выбором одного варианта из предложенных и кратким ответом, являющимся числом, последовательностью цифр или словом (словосочетанием).
  • Часть 3: одно задание (15), письменная работа, представляющая собой развернутый аргументированный ответ на один из вопросов.

Сколько времени отводится на выполнение всех заданий 235 мин.

2 этап «Ориентирование по маршрутному листу»   (текст у всех распечатан на партах)

Итак, первым заданием в гиа  является написание сжатого изложения.

Вспомним, что мы знаем о сжатом изложении.

1) Алгоритм сжатия текста.

2) Что надо сохранить при сжатии текста?

3) Что можно исключить при сжатии текста?

4) Сколько способов сжатия текста вам известно?

(Три).

Назовите их.  

 1.   На слайде мультимедийной презентации появляются приемы сжатия текста. Обращается внимание на  те пункты, о которых обучающиеся не вспомнили (памятки раздаются уч-ся).

1. Исключение

•      вводных слов;

•    однородных членов предложения;

•    повторов;

•    однотипных примеров;

•    риторических вопросов и восклицаний;

•    цитат;

•    деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

•    пояснений;

•    рассуждений;

•    описаний;

•    слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

2. Обобщение или объединение

•    ряда предложений, связанных одной мыслью;

•    частей предложений;

•    конкретных, единичных фактов, событий, явлений;

•    ряда предложений, связанных одной мыслью;

•    частей предложений;

•    конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

3.    Замена

•    однородных членов обобщающим словом;

•    сложного предложения – простым;

•    части предложения  или ряда предложений общим понятием или выражением;

•    прямой речи – косвенной;

•    части текста одним предложением;
•    части предложения местоимением и т.д..

Давайте обратимся к отрывку из воспоминаний Герой Советского Союза, летчик-космонавт,  Герман Титов,

Полет Юрия Гагарина — это великое завоевание, величайшая победа советского человека. Люди ликовали, радовались, (испытывали гордость) обобщ.слово но потом сказали: «Этого мало!» (замена) Было много других сложнейших полетов советских космонавтов: первый групповой, первый выход человека в открытый космос. (исключение)Мало, мало! Автоматическая станция совершила мягкую посадку на Луне. Мало! И когда человек вступил на поверхность Луны, люди радовались, а потом опять сказали: мало! И вот на орбите вокруг Земли космонавты создали экспериментальную научную станцию — прототип внеземных поселений. Мало! (из сложных делаем простые)

Так устроен человек. Не может он остановиться на достигнутом. Он никогда не успокоится на своем желании познать весь окружающий мир, всю Вселенную. Во имя этой мечты Юрий Гагарин жил, во имя этой мечты первый гражданин Вселенной совершил свой подвиг.

Т.к. мы можем определить микротему.

Молодцы, продолжим!

3 этап «Внимание! Неопознанный объект» 

На слайде предложение «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета.  Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее.»

                                   Ю.А. Гагарин

Пронумеруйте запяты в этих предложениях.

1 ряд – укажите цифру, обозначающую при обращении (Что такое обращение? Слово или несколько слов, которые называют того, к кому обращена речь)

2 ряд – укажите количество грамматических основ (3)

3 ряд – укажите запятую при обособленном обстоятельстве.

Один ученик раьотает у доски. Составить схему 2 предложения.

Где встречаются подобные задания?

4 этап «Подготовка к возращению на Землю» 

 

- Ребята, Пора возвращаться домой.

- Чтобы возвратиться на Землю, нужно выполнить задание.

Какое у нас завершающее задание в экзаменационной работе?

Давайте вспомним этапы написания сочинения.

-Тезис (Что это?) Мысль, которая требует доказательства.

-Доказательство (Аргументы) (Почему?) Откуда берем аргументы.

- вывод  (Доказали или нет)

5 этап «Адаптация космонавтов»

Скоро Земля. Нам как космонавтам необходимо пройти адаптацию. Адаптация – приспособление организма к изменившимся условиям.

Задание на дом.

- Адаптация будет происходить уже в домашних условиях, напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое подвиг?» по типу задания 15.3

6 этап «Итоговая конференция» 

По завершению полёта космонавты обычно проводят конференцию. Конференция – совещание группы людей по какому-либо вопросу.

 - Итак, обсудим наш полёт.

- Цель достигнута?

- Понравилось путешествие?

- Над чем ещё нам нужно поработать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО

В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать...

Выступление «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»

«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»...

Конспект урока русского языка во 2 классе "Имя собственное" в рамках ФГОС

Данный урок проведён во 2 классе для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Конспект урока русского языка по теме" Путешествие в Страну Русского Языка".

Это вводный урок русского языка в 5 классе, урок-игра...